● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Т.Н. Троицкая, А.В. Новиков. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск: ИАЭт СО РАН. 1998 Т.Н. Троицкая, А.В. Новиков

Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье.

// Новосибирск: ИАЭт СО РАН, 1998. 152 с. ISBN 5-7803-0023-2

 

Оглавление

 

Предисловие. — 3

 

Глава I. Природно-климатическая характеристика Верхнего Приобья. — 5

Глава II. Памятники верхнеобской культуры.

1. Городища и поселения. — 10

2. Характеристика поселений и жилищ. — 15

3. Могильники. — 16

4. Случайные находки и местонахождения. — 22

5. Погребальный обряд. — 22

Глава III. Инвентарь.

1. Орудия труда и предметы быта. — 25

2. Украшения. — 27

3. Зооморфные и антропоморфные изображения. — 31

4. Вооружение. — 34

5. Предметы конской упряжи. — 44

6. Пояса и ременная гарнитура. — 47

7. Датировка памятников. — 56

8. Эволюция керамики. — 60

Глава IV. Экономика и общество.

1. Производство и добыча продуктов питания. — 67

2. Ремёсла. — 68

3. Общество. — 71

4. Духовная жизнь. — 74

Глава V. Этнокультурная характеристика. — 78

 

Заключение. — 87

 

Иллюстрации. — 88

 

Приложение 1.

Описание могильников. — 126

Приложение 2.

Спектральный количественный анализ материалов верхнеобской культуры, %. — 131

Приложение 3.

Сводная таблица материалов верхнеобской культуры. — 132

 

Список литературы. — 136

Список сокращений. — 145

 

Summary. — 146

 


 

Предисловие.   ^

 

Вторая половина I тыс. н.э. представляет собой определённую веху в развитии народов Западной Сибири. Это время, когда продолжают своё развитие культуры угорских и самодийских племён, сложившиеся в конце раннего железного века, когда формируются государственные образования тюркоязычных народов Южной Сибири и местное население постепенно начинает втягиваться в орбиту их влияния, время, когда начинается проникновение самих тюрков в среду аборигенов. В различных районах Западной Сибири этот процесс проходил со своими особенностями. Специфические черты имеет и культура лесостепного Верхнего Приобья, получившая название верхнеобской. Её территориальные границы и хронологические рамки разные исследователи определяют по-разному. Опубликованных материалов явно недостаточно для окончательного решения спорных вопросов. К настоящему времени опубликованы данные памятников верхнеобской культуры степного Алтая [Грязнов, 1956] и Томского Приобья [Беликова, Плетнёва, 1983]. Материалы Новосибирского Приобья опубликованы лишь частично. Поэтому в настоящей работе авторы ставят своей задачей публикацию имеющихся данных по верхнеобской культуре Новосибирского Приобья, чтобы на основе их анализа осветить вопросы её происхождения, дать характеристику основных особенностей и определить её место в кругу культур Южной и Западной Сибири V-IX вв.

 

Раскопки памятников верхнеобской культуры производились ещё в конце XIX в., но сама культура была выделена лишь в последнее время. Первые погребения конца I тыс. н.э. были раскопаны в 1887 г. А.В. Адриановым [Комарова, 1952, с. 47]. Это были шесть могил Томского могильника. В 1896 г. С.К. Кузнецов раскопал курганы Архиерейской Заимки под Томском [Беликова, Плетнёва, 1983, с. 37-41]. В 1946-1949 гг. в урочище Ближние Елбаны у с. Большая Речка к югу от Барнаула М.П. Грязнов исследовал могильники Ближние Елбаны XII и XIV, давшие материал, характеризующий одинцовский этап верхнеобской культуры [Грязнов, 1956, с. 99-144]. В 1960-1970-х гг. широкие исследования были проведены экспедициями Томского университета. Под руководством В.И. Матющенко, М.Ф. Косарева и Л.М. Плетнёвой раскопаны серия курганов могильников Тимирязевский I и II под Томском [Беликова, Плетнёва, 1983, с. 7-36; Плетнёва, 1984, с. 64-87] и курганы у с. Могильники на юге Томской области на правом берегу Оби [Плетнёва, 1973, с. 94 - 102]. В последнее время памятники верхнеобской культуры раскопаны на р. Иня в Кемеровской области у с. Сапогово [Илюшин и др., 1992].

 

В Новосибирской области экспедиции проводились Новосибирским государственным педагогическим институтом (в настоящее время — университет). В 1960-1970-х гг. под руководством Т.Н. Троицкой раскопаны курганы могильников Умна-2 и -3, Каменный Мыс, Юрт-Акбалык-4, -8 и -11 и городища Чёрный Мыс-1, -2 на берегах р. Уень в Колыванском районе [Троицкая и др., 1980, с. 53, 61, 66, 67]. В 1982 и 1984 гг. Т.Н. Троицкая и Е.А. Сидоров раскопали курганы могильника Чёрное Озеро-1 к северу от Новосибирска [Троицкая, 1989б, с. 50-54]. В 1990 г. Т.Н. Троицкой была раскопана серия жилищ поселения Крохалёвка-Соколово-5. На берегу р. Чик Колыванского района в 1988-1989 гг. Т.Н. Троицкая вместе с А.А. Адамовым вела раскопки курганов Крохалёвка-13, а в 1985-1989 гг. вместе с А.В. Новиковым — раскопки могильника Крохалёвка-23 [Новиков, 1988, с. 47-54; Троицкая, Новиков, 1992, с. 116 -119]. Т.Н. Троицкой и А.В. Новиковым проведены исследования курганов памятника Чингис-2 на юге Новосибирского водохранилища в 1968 и 1984-985 гг. [Троицкая и др., 1980, с. 101]. Т.Н. Троицкой раскопаны верхнеобские курганы могильника Ордынское-1.

 

Сама верхнеобская культура впервые была выделена М.П. Грязновым в 1951 г. [Грязнов, 1951, с. 105-113] и подробно проанализирована им в 1956 г. [Грязнов, 1956, с. 99-144]. Исследователь разделил её на три этапа: одинцовский (II-IV вв. н.э.), переходный (V-VI вв.) и фоминский (VII-VIII вв.). Позднее, с накоплением материала, последний этап был отнесён к кулайской культуре, а одинцовский был датирован V-VI вв. н.э. Т.Н. Троицкая вначале выделила одинцовский материал в самостоятельную культуру [Троицкая, 1981, с. 101-120]. Л.М. Плетнёва и О.Б. Беликова сочли целесообразным сохранить за всей культурой название, предложенное М.П. Грязновым — верхнеобская, отметив, что она доживает до сросткинской культуры, испытывая в VII-VIII вв. тюркское влияние [Беликова, Плетнёва, 1983, с. 116]. Л.А. Чиндина полага-

(3/4)

ет, что одинцовская культура прослеживается только в районах степного Алтая (Ближние Елбаны), а территорию Новосибирского Приобья во второй половине I тыс. н.э. занимала рёлкинская культура, центры которой находились в Среднем Приобье [Чиндина, 1985, с. 24]. С этим не согласны Л.М. Плетнёва и О.Б. Беликова, которые относят материалы Томского Приобья к верхнеобской культуре. В.А. Могильников считает, что отдельные погребения памятников Новосибирского Приобья могут быть отнесены к рёлкинской культуре, но в то же время эти памятники имеют особенности культуры Верхнего Приобья [Могильников, 1987, с. 218]. В своих последних работах Т.Н. Троицкая признаёт наличие не одинцовской культуры, а верхнеобской, которую она делит на три этапа: одинцовский (V-VI вв.), тимирязевский (VII-VIII вв.), получивший название по тимирязевским могильникам, и юрт-акбалыкский (IX-X вв.) — по названию городища Юрт-Акбалык-1 [Троицкая, Адамов, 1987, с. 177-178; Троицкая, 1992б, с. 22-35].

 

Благодаря накоплению материалов появился ряд статей по отдельным вопросам верхнеобской культуры в Новосибирском Приобье. Это в первую очередь работы, содержащие публикации памятников [Троицкая, 1977, с. 121-130; 1978, с. 99-117; 1989, с. 47-54; 1990, с. 256-258; Новиков, 1988, с. 47-54; Троицкая и др., 1984а, с. 80-97; Троицкая, Адамов, 1991, с. 140-148; Троицкая, Елагин, 1991, с. 53-60; Троицкая, Новиков, 1992, с. 116-119]. Опубликован и проанализирован материал ряда погребений [Троицкая, 1963, с. 60-65; 1973, с. 100-103; 1992, с. 22-35; 1993, с. 53, 56; Троицкая, Адамов, 1987, с. 59-62; Новиков, Троицкая, 1989, с. 41-43; Галибин, Троицкая, 1983, с. 31-33; Троицкая, Бородовский, 1990, с. 149-162].

 

За это время были предприняты попытки осветить вопросы этногенеза и процесса тюркизации местного населения [Троицкая, 1973, с. 183-185; 1976, с. 126-130; 1979, с. 74-91; 1991а, с. 170-172; 1993а, с. 115-116; Троицкая и др., 1984б, с. 127-128]. Некоторые данные по антропологии опубликованы В.А. Дрёмовым [1977, с. 99-110]. Однако все эти работы лишь частично характеризуют историю племён верхнеобской культуры и не дают целостного представления о происхождении и развитии этой культуры и ее месте среди культур Сибири V-IX вв. н.э., что и определило необходимость обобщения всего имеющегося материала.

 

Предисловие, главы II, V и приложение написаны Т.Н. Троицкой, глава I — А.В. Новиковым, главы III и IV — Т.Н. Троицкой и А.В. Новиковым. Приложения составлены Т.Н. Троицкой. Иллюстрации выполнены авторами и М.И. Шахматовой.

 


 

Заключение.   ^

 

В Новосибирском Приобье во второй половине I тыс. н.э. была распространена верхнеобская культура, памятники которой прослеживаются на всей территории лесостепного Приобья. Происхождение её связано со слиянием кулайской и большереченской культур эпохи раннего железа. Верхнеобская культура имела несколько локальных вариантов: новосибирский, барнаульский, томский и кузнецкий — и входила в состав рёлкинской культурной общности. Хозяйство населения было комплексным, многоотраслевым. Ведущее место в нём занимало отгонное скотоводство, земледелие было плужным. Экономической базой производства и добычи продуктов питания была обская пойма с её лугами и водоёмами. В V-VII вв., как это видно из анализа идеологии населения, верхнеобская культура входила в круг лесных и лесостепных урало-сибирских культур. В VIII-IX вв. в Новосибирском Приобье начинается процесс тюркизации населения, и верхнеобская культура к концу этого периода прекращает своё существование.

 

Мы постарались охватить весь имеющийся в Новосибирском Приобье материал верхнеобской культуры и сделать на основании его анализа необходимые выводы. Но многое ещё остается неясным: отсутствует всесторонний анализ антропологических данных; не уточнены границы распространения локальных вариантов верхнеобской культуры; нет достаточных оснований для этнической привязки населения; непонятны конкретные причины, вызвавшие переход в погребальном обряде населения Новосибирского Приобья от ингумации к кремации; остаётся открытым вопрос о взаимоотношении рёлкинской и верхнеобской культур и т.д. Надо надеяться, что дальнейшие исследования позволят решить многие из этих вопросов и внесут необходимые уточнения в приведённые здесь рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки