● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.А. ТрофимоваАрхаическая статуя Коры.Выставка одного шедевра из Музея Акрополя.// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2016. 24 с.
|
Статуя Коры. 520-510 гг. до н.э.Аттическая работа. Паросский мрамор.Высота 114 см. Инв. №Acr.670. Музей Акрополя, Афины.Найдена на Акрополе, на северо-западном склоне, у Эрехтейона, в 1886 г.(Открыть в новом окне) |
Статуя персидского всадника. 520 г. до н.э.Аттическая работа. Мрамор с восточно-греческих островов. Высота 108 см.Инв. №Acr606. Музей Акрополя, Афины. Найдена на Акрополе, на северо-западном склоне, у Эрехтейона, в 1886 г.(Открыть в новом окне) |
посвящались Афине. Культ Афины Паллады, защитницы города, был связан с воинственной ипостасью богини. Афина Эргана была покровительницей ремесленников, Афина Ника приносила победу в сражениях, Афина Парфенос олицетворяла целомудрие, в её честь проводился главный религиозный праздник Афин — Панафинеи. Мифология города тесно переплеталась с мифологией богини на протяжении всей его истории.
Развитие институтов управления полисом от аристократии к режиму тирании и демократии сопровождалось изменением идеологии правящей элиты и усилением пропаганды. В VI в. до н.э., при Клисфене, строительство на Акрополе было продолжено. Новый храм Афины Полиады украсили фронтонные композиции, посвящённые мифам о битве гигантов и богов. В мифологической, иносказательной форме эти сюжеты рассказывали о победе высшего олимпийского — то есть греческого — начала над стихией хаоса и варварства. Памятники и архитектурные сооружения Акрополя явились зримым воплощением могущества Афин.
Уже во времена Писистрата Акрополь стал наполняться посвящениями — дарами жителей города богине. Это были мраморные статуи юношей и девушек, изваяния сидящей богини, фигуры всадников, рельефы с изображением различных божеств, скульптуры животных и мифологических существ, расписные вазы, статуэтки Афины из бронзы и глины, треножники, гермы и маски. Священные дары служили знаком религиозного почитания, они предназначались для того, чтобы порадовать и умилостивить Афину. Кроме того, они служили своеобразной формой уплаты «подоходного» налога, который был равен одной десятине от прибыли или от первого урожая, собранного с полей. Ценность, материал, размер и художественный уровень приношений отражали социальный и финансовый статус дарителя. Вотивы (от лат. votum — приношение) заказывались знатными аристократическими семьями, объединениями ремесленников, частными лицами, женщинами и мужчинами. На статуях, пьедесталах и вазах сохранились надписи: они содержат имена богов, дарителей, художников и скульпторов.
Большинство посвящений архаического Акрополя дошло до нашего времени благодаря стечению обстоятельств, связанных с трагическими эпизодами греческой истории. Во время греко-персидских войн, известных сражениями при Саламине и Марафоне, вражеское войско поднялось на Акрополь. Поскольку в борьбе с тиранией афиняне разрушили часть киклопических стен, персы легко проникли на некогда неприступную вершину. В 480 г. до н.э. храмы Акрополя были разрушены, статуи сожжены или разбиты. После ухода персов афиняне стали восстанавливать оборонительные стены и строить новые храмы, очищая Акрополь от обломков.
Греки «похоронили» повреждённые скульптуры, пьедесталы, архитектурные фрагменты, бережно завернув их и уложив в углубление в старой стене, с северо-западной стороны. Возможно, эти комплексы обломков и целых скульптур служили укреплению склона, необходимого для продолжения строительства оборонительной стены. Именно благодаря захоронению, получившему у археологов меткое и немного странное название «персидский мусор», спустя два с половиной тысячелетия были найдены великолепные архаические статуи и множество других произведений раннегреческого искусства. Статуи куросов и кор, архитектурные фрагменты и рельефы сохранили следы раскраски, обычно практически полностью смытой с поверхности мраморных скульптур. Это открытие, совершенное в 1886 году во время раскопок Акрополя Панагиотисом Каввадиасом, без сомнения, один из самых важных эпизодов в истории археологических раскопок античных памятников. Найденные артефакты изменили представления об античном искусстве, их появление стало началом настоящей «эстетической революции». Жизненная сила и энергия, исходившая от архаических скульптур, и, конечно, яркая раскраска навсегда преобразили облик Античности, идеалы которой на протяжении пяти столетий составляли основу духовной истории западноевропейской культуры.
Архаические статуи кор — самые ценные и многочисленные среди афинских посвящений. Это серия мраморных скульптур, изображающая юных привлекательных девушек в нарядных одеждах и украшениях; сегодня их называют «дочери Акрополя». В общей сложности на Акрополе найдено около двухсот статуй кор, значительно больше, чем изображений иных персонажей. В отличие от других святилищ, где преобладают статуи юношей, ситуация, характерная для афинского Акрополя, возможно, объясняется тем, что изображения девушек предназначались женскому божеству. Скульптуры, установленные на высоких стройных колоннах с ионийскими капителями, были свободно расставлены по территории Акрополя — в храме Афины и на открытых пространствах, в нишах, колоннадах и вдоль стен. На постаментах, под капителями и на стволах колонн размещались надписи с именем дарителя и подписью (сигнатурой) скульптора.
Коры различаются по размерам, чертам лица, особенностям прически и одежды, но все скульптуры следуют одному статуарному типу, со строго фронтальной постановкой фигуры, с выдвинутой правой ногой и вытянутой рукой. Как правило, коры протягивают подношение богине — плод граната, венок или птицу, другой рукой они держат край одежды. Девушки одеты в ионийские хитоны, тонкая ткань которого следует изгибам женского тела. Поза статуй и их композиция продолжает древнеегипетский канон, однако,
полностью переосмысленный греческими скульпторами эпохи архаики, вдохнувшими жизнь в статичные формы восточного искусства.
Кого изображают коры? Как ни удивительно, на этот вопрос до сих пор не существует однозначного ответа. Несколько статуй было найдено над погребениями, но большая часть находок связана с греческими храмовыми комплексами. Первые догадки археологов о том, что коры Акрополя изображают Афину, не могли быть приняты, так как у статуй нет атрибутов богини — щита, меча, копья или эгиды. Кроме того, такому определению противоречит жест: коры протягивают руку с подношением, а не принимают дары. Предположение о том, что девушки — это жрицы Афины, встретило больше поддержки. Однако столь значительное количество таких изображений, посвящённых на Акрополь в течение всего лишь полувека (во второй половине VI в. до н.э.), в этом случае трудно объяснимо. Должность жрицы была пожизненной, и нет свидетельств тому, что в храмах Акрополя в одно и то же время служило две сотни женщин. Жрицам не воздвигали статуи в почётных местах, а их немногочисленные изображения представляют женщин в зрелом возрасте. Наконец, следует учитывать, что аналогичные статуи устанавливались на могилах. Быть может, коры — это знатные афинянки, посвятившие свои портреты богине? Надписи не подтверждают и эту гипотезу — некоторые из посвятителей были мужчинами. На пьедесталах отсутствуют имена, что было принято в случае установки портретных изображений известных и почитаемых людей. Хотя лица и фигуры кор имеют индивидуальные отличия, безусловно, трудно говорить о каком-либо портретном сходстве, так как личные, персональные черты моделей здесь полностью отсутствуют. Тонкие нюансы, придающие корам несравненную прелесть, — это небольшие различия в пределах одного физиономического типа.
Вывод, к которому пришли ведущие исследователи архаической скульптуры, парадоксален: коры не подразумевают никого конкретно (человека, богиню, персонажа мифа). Это изображения красивых девушек, статуи которых должны порадовать богиню. Их цветущая молодость и грация, нарядные одежды и богатое убранство дарят удовольствие и зрительную радость. Восприятие скульптуры в античной Греции отличалось от современных представлений: смысл статуй кор, как и куросов, зависел от контекста. Посвящённые в храм, коры выражали восхищение божеством, установленные на могиле — дарили радость умершему. Статуи выполняли функцию фетиша, но не в доисторическом, первобытном смысле этого слова. Это ἂγαλμα, что в переводе с древнегреческого означает «украшение» или «статуя» (ср. ἀγάλλω — украшать, прославлять, радоваться, гордиться).
Вместе с тем, образы архаических кор отражали представления о женщине в аристократическом обществе Афин в эпоху Писистрата. Речь идёт не только о характерной внешности афинянок, типе лица и одежде, которая соответствовала афинской моде второй половины VI в. до н.э. Изображения девушек олицетворяли лучшие, в греческом понимании, качества человека — юность, физическую красоту, гармонию духа и тела, оптимизм. «То, что красиво, любят, а то, что некрасиво, презирают», — писал греческий поэт эпохи архаики Феогнид (Theogn. 17).
Отличительная особенность акропольских кор — жизнеутверждающая декоративность. Девушки одеты в одежды, драпировки которых поражают своим разнообразием. Скульптор тщательно прорабатывает множество деталей — украшения, обувь, сложную причёску и одежду. К этому облику необходимо добавить яркую разноцветную раскраску с имитацией вышивок и красочной каймы. Это пёстрое многоцветье и любовь к деталям соответствовали раннегреческим представлениям о красоте. Так, например, у Гомера и других архаических поэтов встречается понятие ποικίλος, что означает
|
|
Статуя Коры. Инв. №Acr.670. Фрагмент.(Открыть в новом окне) |
Статуя Коры. Инв. №Acr.670. Фрагмент.(Открыть в новом окне) |
«пёстрый, расписанный, искусно сделанный» — этот эпитет часто применяется в описании одежды, обуви, украшений, предметов искусства. «Многоцветных красок пёстрая яркость» восхищает Сафо. Великолепное убранство девушек вызывает восторг, украшает и прославляет Афину.
Другое определение красоты, которое используется в архаической поэзии — ἀγλαός — блистающий, великолепный (от др.-греч. глагола ἀγλαΐζω — украшать, радоваться). Именно так говорят Алкман и Симонид, греческие поэты VII и VI вв. до н.э., описывая священные статуи и храмы (Alkman. Fr. I. 69; Simonid. Fr. 38). Возможно, знаком красоты и радости, а также благодарности богам была «архаическая улыбка». Улыбку мы можем увидеть не только у акропольских кор, но также на лицах большинства скульптур архаической эпохи: куросов, богов, мифологических монстров, сражающихся и умирающих воинов, на погребальной скульптуре. Принято считать, что улыбка появляется на лицах потому, что скульптор ещё не умеет правильно моделировать щёки и губы; впрочем, такое толкование не отменяет тот факт, что в эпоху архаики выражение лица определялось не сюжетом,
а главным назначением скульптуры. Посвящённые в святилища, воздвигнутые на фронтонах храмов или на могилах, статуи были предназначены для услаждения обитателей потустороннего мира — богов или усопших.
С конца VII до начала V в. до н.э. статуи кор создавались в Афинах, Беотии, в Спарте и Олимпии, на греческих островах Хиос, Самос, Наксос, Делос, в малоазийских центрах — Милете, Эфесе и других уголках греческого мира. Исследователи говорят о сложении в эпоху архаики интернационального художественного стиля, единого для греческого Средиземноморья. В обширной группе архаических кор принято различать аттический и ионийский типы, в основе которых находятся физические особенности двух этнических групп, населявших античную Грецию. Аттический, западный тип характеризуется более стройным, физически развитым телом, ионийский, восточный — более мягкий и изнеженный. Различие отчётливо прослеживается и в стиле мастеров. В целом можно сказать, что ионийской манере свойственна большая декоративность и изощрённость в экспериментах с драпировками, склонность к детализации и орнаментальность. Аттическую школу отличает конструктивность, композиционная ясность, тяготение к простой стереометрии в трактовке форм. Однако с течением времени происходит постепенное стирание региональных различий, и в эпоху ранней классики две линии сливаются в единое целое. Как известно, древнегреческие мастера обладали значительно большей, по сравнению с современной практикой, мобильностью, они работали не только у себя на родине, но и путешествовали, выполняя заказы во многих городах античной Греции. Это подтверждают особенности стиля мастеров и надписи. Произведения разных школ встречаются повсюду: так, на Афинском Акрополе есть подписи скульпторов из Афин, с Хиоса, Самоса, Делоса и из других античных центров. Многие ионийские скульпторы работали в Афинах во второй половине VI в. до н.э., в правление Писистрата и его сыновей ко двору тирана стекались художники и философы, в это время здесь творили поэты Симонид и Анакреонт.
Коры Акрополя — самая многочисленная и лучшая в художественном отношении группа женских скульптур. На их изучении базируются основы наших представлений об архаической скульптуре в целом и, в особенности, об искусстве времени Писистрата. История образа коры соответствует этапам художественной эволюции искусства архаики: от скованности и схематичности форм, близкой древнеегипетскому мировосприятию, к греческому натурализму, к пластической свободе в постановке фигуры, передаче движения, естественности в моделировке тела и лица, виртуозному изображению одежды. Высвобождение органической формы человеческого тела из каменного блока происходит одновременно с художественным освоением
в скульптуре движения, времени и пространства. Особенность типа кор заключается в том, что в его развитии ключевое место занимает трактовка одежды: пожалуй, никогда в истории скульптуры одежда не играла столь важной роли в эволюции художественной формы. Передача драпировок, взаимоотношений ткани и тела становятся самостоятельной задачей и в то же время средством, помогающим достичь иллюзии движения и объёма. У кор VII в. до н.э. одежда трактуется ещё весьма условно: это жёсткие и неподвижные пластические массы, в которые женщины обёрнуты, как будто в кокон. В начале VI в. до н.э. на статуях изображаются драпировки, сквозь ткань проступают формы тела, одежда не скрывает, а подчёркивает фигуру. Ритмическое чередование линий драпировок и фактур помогает наполнить скульптуру жизнью и внутренним движением.
Как можно судить по изображениям женщин, около 550 г. до н.э. массивный дорийский пеплос полностью сменяется на лёгкий ионийский хитон, и этот факт истории моды становится важной вехой истории искусства. Пеплос — просторная туника из шерсти, которая покрывала фигуру от шеи до пят. Ткань скреплялась заколками на плечах, на талии поддерживалась поясом. Одеяние считалось исконно дорическим — его носили в материковой Греции, в то время как хитон был распространён в городах Ионии. Лёгкий ионийский хитон — широкий кусок ткани изо льна или шёлка, который на плечах закреплялся пуговицами или брошью и подпоясывался на талии. Часто хитон
|
|
Статуя Коры. 520 г. до н.э.Хиосская работа. Паросский мрамор. Высота 54 см. Инв. №Acr.675.Музей Акрополя, Афины.Найдена на Акрополе, на северо-западном склоне, у Эрехтейона, в 1886 г.(Открыть в новом окне) |
Статуя Коры в пеплосе. 530 г. до н.э.Аттическая работа. Паросский мрамор. Высота 118 см. Инв. №Acr.679.Музей Акрополя, Афины.Найдена на Акрополе, торс — к югу от Парфенона в 1886 г., голова — к востоку от Парфенона в 1888 г.(Открыть в новом окне) |
имел объёмные рукава, а также большой напуск на поясе. Складки юбки собирались по бокам, на бёдрах или спереди по центру. Они струились вдоль длинных ног, подчеркивая пропорции красивых юных тел. Тонкая ткань обволакивала плечи и руки, извилистые линии вторили изяществу и грации девических фигур. На первый взгляд, линии драпировок причудливы и хаотичны, но в действительности они всегда подчиняются чёткому замыслу, цель которого — не реалистическое изображение тела и одежды, а изысканный дизайн.
Смена дорийского пеплоса на ионийский хитон предоставила возможность активно использовать асимметрию, диагональные, ломаные линии вместо строгой системы горизонталей и вертикалей, присущей фигурам, одетым в пеплос. Статичный и торжественный стиль наглядно показывает Кора, созданная аттическим мастером во второй половине VI в. до н.э. Плотная ткань полностью скрывает тело: пеплос превращает статую в колонну. Остальные коры, найденные на Акрополе, изображаются в хитонах и плащах. Так, например, одета знаменитая хиосская Кора — миниатюрная статуя девушки с прекрасным удлинённым лицом — и великолепная монументальная (высотой 201 см) Кора, созданная скульптором Антенором. Полупрозрачная ткань хитона позволяет моделировать тело, объёмные напуски создают возможность для смелых экспериментов с драпировками.
Хотя сейчас достаточно трудно представить, что мраморные статуи были ярко раскрашены, находки архаической скульптуры не оставляют никаких сомнений в её полихромии. Широкие плоскости пеплоса, хитона и гиматия покрывались краской однотонно, без градаций, и обрамлялись разноцветными полосами с цветочным или меандровый орнаментом. Верхняя часть одежды, как правило, окрашивалась в голубой, в нижней части, от пояса до пят, фон оставался светлым, юбка украшалась каймой по низу и по центру. По всей поверхности одежды были разбросаны звёздочки, пальметки, розетки. Лицо, руки и ступни были светлыми, возможно, слегка тонировались. Волосы и губы подцвечивались красным, брови и глаза подводились чёрными линиями. К этому наряду нужно добавить ювелирные украшения, металлические или выполненные в раскрашенных рельефах. В целом в раскраске статуй кор художник не старался создать иллюзии правдоподобия, но стремился к гармоничному и эффектному сочетанию тонов, общему праздничному впечатлению. Хотя образцы орнаментов и принципы раскраски были схожи, каждый мастер создавал индивидуальный образ, который никогда не повторялся.
Основными цветами в красочной гамме были голубой и красный, применялись жёлтый, чёрный, коричневый, белый и зелёный; та же палитра использовалась египтянами при раскраске гранитной скульптуры. Связующими
Реконструкция раскраски статуи Коры (инв. №Acr.670).Акварель из книги Lerman W. Altgnechische Plastik: Eine Einfuhrung in die griechische Kunst des Archaische und Gebundenen Stils. München, 1907. Taf. XIX.(Открыть в новом окне) |
Статуя Коры. Инв. №Acr.675. Фрагмент.(Открыть в новом окне) |
для греческих пигментов были органические вещества, растворённые в воде (яичный желток и белок, клей), поэтому краски быстро смывались, а также меняли оттенок или цвет — так, например, голубой со временем превратился в зелёный. Архаические коры, известные до находки «персидского мусора», раскраски почти не имеют — в отличие от акропольских скульптур, которые были закончены незадолго до их «захоронения». Таким образом, понятно, почему, несмотря на повреждения, до нашего времени дошла их оригинальная поверхность.
Множество следов раскраски сохранилось на статуе Коры из Музея Акрополя (инв. №Acr.670), представленной на выставке в Государственном Эрмитаже. Статуя была исполнена аттическим скульптором в 520-510 гг. до н.э., в последнюю декаду правления тирана Писистрата; она принадлежит к числу четырнадцати знаменитых кор, спрятанных греками на северо-западном склоне Акрополя и обнаруженных в ходе раскопок в 1885-1886 годах. Это, безусловно, одна из самых привлекательных скульптур среди всех Акропольских кор. Её создатель открыто восхищается красотой женского тела и лица; у Коры округлые бёдра, узкие и покатые плечи, утончённая фигура. Хотя высота скульптуры меньше человеческого роста — 114 см, за счёт пропорций и выпуклой моделировки тела у зрителя возникает впечатление подчёркнутой женственности фигуры. Голова и взгляд немного склоняются вниз — по-видимому, статуя стояла на высоком постаменте; такой же наклон головы можно увидеть у других акропольских кор. Радостно-изумлённое и немного смущённое выражение лица достигается за счёт открытого взгляда, улыбки сомкнутых губ и очень нежной проработки поверхности, лишённой контрастов и теней. Мягкие переходы моделируют поверхность щёк и лба, лёгкая светотень наполняет лицо движением. Миндалевидные узкие глаза юной девушки излучают радость, губы изогнуты в «архаической улыбке».
Статуя отличается особенной манерой в изображении одежды: в верхней части ионийский хитон подобран поясом, образуя напуск на талии, ткань вокруг бёдер туго натянута, складка, украшенная широкой каймой (др.-греч. παρυφή), спускается вдоль линии ног. Сходную манеру драпировки нижней части хитона можно увидеть ещё у одной акропольской Коры, найденной рядом с постаментом, подписанным скульпторами Эндойосом и Филергосом. Сигнатура Эндойоса есть на статуе Куроса, обнаруженной довольно далеко от Афин — в святилище Птойона в Беотии. Судя по сходству лиц, обе скульптуры могли быть исполнены одним и тем же мастером: у юноши и девушки полудетские, чувственные припухлые черты лица и узкие, близко поставленные глаза.
Кора грациозно придерживает складку хитона — возможно, о подобном жесте пишет Сафо, говоря об умении «изящно приподымать своё платье» (Sapho. Fr. 70). Строгая вертикаль ниспадающей ткани, расположенная по центру фигуры, подчёркивает линии бёдер и ног и выпуклые формы тела. Если раньше, в скульптурах раннеархаического времени, художественные эксперименты касались главным образом поверхности, то теперь они перемещаются в пластику и пространство. Контраст рифлёных и гладких поверхностей, имитирующих фактуру ткани, создаёт иллюзию глубины и движения. Причёска исполнена с большим разнообразием приёмов: волнистые локоны на темени, широкие зигзаги на затылке и волосах, опущенных на спину, туго скрученные спирали на плечах и волнистые линии на лбу. Следы раскраски видны на губах, глазах и волосах. Голову Коры венчает стефана (диадема), расписанная цветками лотоса, на ней сохранились отверстия для металлических украшений. В древности над статуей возвышался блестящий бронзовый диск (мениск) для защиты от дождя и птиц, он прикреплялся к те-
мени через отверстие. На шее девушки изображалось голубое ожерелье, на правой руке — браслет. Крупные серьги представляли собой голубые диски с красной розеткой по центру. Фон одежды оставался светлым, хитон украшался звёздочками и бордюром с меандром.
Элегантный и экстравагантный с современной точки зрения облик коры достаточно сильно отличается от скульптурных образов Античности, знакомых по экспозиции искусства Древней Греции и Рима Эрмитажа. Античные собрания Эрмитажа знамениты римской скульптурой, в то время как произведения ранних этапов греческой пластики в коллекции музея почти не представлены. Подлинная архаическая скульптура завораживает и заставляет задуматься, в чём же состоит секрет художественного очарования архаики, её свежести и жизненной силы? По мнению немецкого искусствоведа Гвидо фон Кашнитца-Вайнберга, секрет заключается в неразрывности содержания и формы как буквального воплощения идеи божества, поэтому «архаическая скульптура предполагает иное, чем в классике, отношение зрителя и произведения, а именно — их магическое единство». Возможно, притягательная сила — в культе юности, силы и красоты? «Искусство одновременно очень человечное и вечное», — писал об архаике французский скульптор Эмиль Антуан Бурдель, открывший в своём творчестве в начале XX в. новую эстетику античности для истории современного искусства.
Список рекомендованной литературы. ^