главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ю.И. Трифонов

О методике раскопок средневековых курганов в поймах рек
(по материалам исследований в Туве и Восточном Казахстане)

// Археологические исследования в зонах мелиорации: итоги и перспективы их интенсификации. Научно-практическая конференция (декабрь 1985 г.). Тезисы. Л.: 1985. С. 71-72.

 

1. Результаты археологических работ за последние 20-30 лет убедительно свидетельствуют о том, что в горно-степных районах Саяно-Алтая и Казахстана подавляющее большинство каменно-земляных курганов в момент их возведения представляли собой не аморфные холмо- или платформообразные «насыпи-наброски» из плитняка, валунника и прочего строительного материала, а упорядоченные, чаще всего достаточно чёткие постройки строго определённых форм и разновидностей (ограды, выкладки, сплошные «цокольные» сооружения и т.д.). Современная

(71/72)

методика раскопок таких объектов, разработкой которой мы во многом обязаны М.П. Грязнову, предусматривает наряду с традиционными археологическими операциями выявление сохранившихся in situ остатков первоначальных наземных конструкций и воссоздание (хотя бы графическое или описательное) их первоначального облика.

 

2. Эта задача значительно усложняется, когда памятники расположены на низком, часто затапливаемом участке поймы реки, так как это приводит, с одной стороны, к их естественному разрушению, а с другой — к более интенсивному, чем в обычных условиях, заносу землёй. В этих условиях необходимо произвести полное освобождение каменного «панциря» кургана от задерновки, расширив раскоп до границ развала камней и углубив его до уровня древней поверхности, изучить системы развала и поэтапно удалить его до обнаружения как внешних, так и внутренних стенок основы первоначальной конструкции.

 

3. Проведённые подобным путем исследования наземных сооружений средневековых погребальных памятников на пойменных участках Верхнего Енисея (Саяно-Тувинская экспедиция ЛОИА АН СССР) и Верхнего Иртыша (Шульбинская экспедиция ИИАЭ АН КазССР) показали, насколько они результативнее для получения правильной информации о первоначальном облике надмогильных построек, нежели раскопки курганов «на снос», с оставлением лишь стратиграфических бровок. Так, например, при исследовании фактически тождественных по внешнему виду, до расчистки, объектов могильника Кара-Тал-IV в Центральной Туве было выявлено два принципиально различных типа наземных построек однокультурных памятников (древнетюркские погребения с конём): один в виде сплошной округлой выкладки из мелкого плитняка, обрамленной однорядной крепидой из крупных камней; другой — в виде широкой кольцевидной ограды с внутриоградной надмогильной выкладкой подпрямоугольно-овальной формы. Оба этих типа не только разновременны (соответственно VII-VIII и VI-VII вв.), но и различаются таким существенным показателем погребального обряда, как взаимоположение в могиле человека и коня: в одном случае конь был помещён на ступеньку выше, чем человек, в другом, наоборот, ниже.

 

4. Практическая целесообразность выявления основ первоначальных конструкций подтвердилась и при раскопках прииртышских памятников. Так, один из курганов могильника Темир-Канка-II, выглядевший до раскопок как земляное всхолмление, после расчистки и освобождения от полуметрового заноса землей предстал как «правильная» каменная наброска высотой 0.8 м и оказался хотя и довольно редким среди однокулыурно-синхронных по монументальности (мощная квадратная ограда в основании площадью свыше 100 м2 и первоначальной высотой около 1.5 м), но конструктивно и планиграфически типичным надмогильным сооружением кимако-кипчакских племён IX-X вв.

 

 

 

 

 

 

 

наверх

 

главная страница / библиотека / обновления библиотеки