главная страница / библиотека / обновления библиотеки
К.В. ТреверБактрийский бронзовый фалар с изображением Диониса.// Труды Государственного Эрмитажа. Т. V.
|
|
|
Рис. 1. Фалар. Фотография.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. Фалар. Рисунок А.И. Макухи.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
Рельефы на фаларах являлись обычно подражанием выдающимся произведениям искусства. Как известно, среди памятников греко-бактрийского искусства имеется несколько пар больших конских фаларов (диам. 24-29 см), украшенных чеканными изображениями боевого слона, свернувшегося в круг дракона и др.1. [4] Имеется среди памятников греко-бактрийского искусства и несколько медальонов типа античных emblemata с изображением богини-охотницы 2 [5] и богини Хванинды 3, [6] украшавших, по-видимому, дно чаш, а, быть может, и шлем (рис. 6-7).
На территории Бактрии, на которой обнаружен изучаемый в данной статье фалар, в 1947 г. к югу от Кабула, в Мир Заках (около Гардеза) 4, [7] был найден в составе клада мо-
нет и бронзовый небольшой фалар (диам. 5,8 см), на котором изображён женский бюст (в фас), украшенный пышным ожерельем и крупными серьгами; за плечами неумело показаны два крылышка 1 [8] (рис. 8). Это, по-видимому, местная богиня Хванинда, изображения которой известны и по кушанским монетам 2. [9] Изображение богини обнесено рамкой из схематизованной ветки и бордюром крупных иоников (или ов) — отголоском античной орнаментики, тогда как тяжёлые формы лица, крупные глаза, негреческая одежда, форма серёг и ожерелья и особенно причёска, напоминающая упомянутый медальон с богиней-охотницей 3, [10] говорят о местном образе богини, созданном, по-видимому, в кушанский период 4. [11]
Местным мастером, пользовавшимся античными образцами, был, по-видимому, изготовлен также серебряный медальон, обнаруженный во время раскопок в Таксиле (Пенд-
|
|
Рис. 3. Оборотная сторона фалара. Рисунок А.И. Макухи.(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
Рис. 4. Фалар. Голова в профиль.(Открыть Рис. 4 в новом окне) |
жаб) 1 [12]: на нем изображён бюст Диониса или силена с повёрнутой вправо головой, в венке из гроздей, с канфаром в неумело показанной правой руке (рис. 9).
В эллинистический период и в начале нашей эры не только в Греции, в Риме и его провинциях (Боскореале, Помпеи, Хильдесгейм и др.), но и в таких отдаленных странах, как в Бактрии, Индии, Ливии, подвергшихся воздействию эллинистической культуры, наблюдается пристрастие к украшению настольных чаш и блюд, крышек зеркал, шлемов и конской упряжи рельефными чеканными медальонами из серебра или бронзы с позолотой. Эти медальоны (emblemata) изготовлялись и крупными мастерами и мастерами-ремесленниками.
У Цицерона в его речи, произнесённой против Верреса, правителя Сирии, в 70 г. до н.э. упоминаются подававшиеся гостям «небольшие чаши, украшенные медальонами» (pocula non magna verum tarnen cum emblemata) 2. [13] Перечень художников-торевтов, прославившихся изготовлением серебряных чаш, украшенных рельефными медальонами (phialae emblematae), приводится у Плиния 3. [14] В римском обиходе эти медальоны носили другое
название, а именно — crustae; соответственный торевт, серебряных дел мастер, Тевкр у Плиния назван crustarius 1. [15] Цицерон в упомянутой речи против Верреса обвинял последнего, между прочим, и в том, что коллекционируя медальоны, он неоднократно, будучи приглашён на празднество, снимал с чаш прекрасные медальоны и уносил их 2. [16]
У Плиния имеется упоминание о снятии слепков с готовых сосудов, — деталь для нас особенно интересная: говоря о художниках, изготовлявших пиршественные чаши, он называет и мастера Пифеаса, кубки которого отличались такой тонкостью и хрупкостью, что с них «нельзя было оттиснуть слепок во избежание повреждения их» (е quibus ne exemplaria quidem liceret exprimere, tam opportunae iniuriae subtilitas erat) 3. [17]
Это высказывание Плиния позволяет сделать заключение, что в это время существовал обычай изготовлять слепки с более прочных пиршественных чаш. Наглядным доказательством этому служат наборы медальонов-слепков, которые были найдены в разных странах, находившихся в своё время под воздействием античной культуры. Большой набор слепков (50 шт.) был обнаружен и на территории Бактрии во время раскопок 1939-1940 гг. в Беграме, древней Капише (Афганистан) 4. [18] Эти гипсовые медальоны являются, по словам изучавшего их О. Курда, слепками с медальонов, припаянных к сосуду. Они висели, должно быть, на стенах мастерской, судя по дырочкам, просверленным в бортиках 5, [19] и служили своего рода образцами.
Тематикой беграмских слепков являются главным образом персонажи вакхического круга — Дионис, сатиры, силены, вакханки, т.е. сюжеты, наиболее подходящие для украшения пиршественных чаш. Но местный заказчик мог выбрать и для конского фалара приглянувшееся ему изображение из числа этих вакхических образов.
|
|
Рис. 5. Фалар. Голова в профиль.(Открыть Рис. 5 в новом окне) |
Рис. 6. Богиня-охотница. Медальон серебряный.(Открыть Рис. 6 в новом окне) |
О. Курц датирует беграмские слепки I-II веком н.э., полагая, что оригиналы их были созданы в Александрии в I веке н.э., а, может быть, и несколько раньше 1. [20] Эту дату Ш. Пикар считает заниженной, полагая, что эти слепки могут восходить и ко времени Селевкидов и Лагидов 2. [21]
В связи с замечательными медальонами Беграма нельзя не вспомнить аналогичную находку в Херсонесе, где в мастерской гончара в 1888 г. были обнаружены глиняные формы для оттиска медальонов (40 целых и множество обломков) 3. [22] Б.В. Фармаковский и В.К. Мальмберг тогда же указывали на то, что в середине III века до н.э.4 [23] в ходу было подражать в глине драгоценным сосудам из серебра и золота 5. [24] По мнению Э. Миннса, датирующего херсонесские формы второй половиной III века до н.э., одни из них были сделаны с emblemata в серебряных чашах, другие воспроизводили мраморную скульптуру, третьи — терракотовые оригиналы 6. [25]
Другая интересная находка этого же рода была сделана в Египте около 1907 г., когда в продаже в Каире появились 77 слепков, найденных в Мит Рахине, в развалинах Мемфиса 7. [26] И эти слепки (из крупнозернистого гипса) предназначались для подвешивания, судя по отверстиям — дырочкам в борту, и были сделаны с оригиналов IV-III веков до н.э., созданных в Малой Азии, Южной Италии, Греции и на Родосе 8. [27]
Приведённые примеры говорят о том, что творения эллинистических мастеров-торевтов были широко известны благодаря обычаю снимать с них гипсовые слепки, которые торговыми путями завозили в далекие страны.
Кто же изображён на нашем фаларе? Судя по плющевому венку, двум пучкам цветов надо лбом, по опускающимся на плечи локонам, по предмету с шишкой на конце около головы справа (непонятое изображение тирса), перед нами широко распространенный, начиная с IV века до н.э., канонический образ юного Диониса, образ, созданный Праксителем. Находящиеся в Эрмитаже и в Лувре мраморные статуи юного Диониса являются римскими копиями, воспроизводящими, по-видимому, знаменитую бронзовую статую Вакха, о которой, как о творении Праксителя, упоминает Плиний 9 [28] и описание которой имеется у Каллистрата (III век до н.э.).
Особый интерес для нас представляет хранящаяся в Риме, в Капитолийском музее, мраморная голова Диониса, дающая представление о бронзовом оригинале Праксителя 1 [29] (рис. 10), для которой характерны мягкие очертания удлиненного лица, придающие ему женственный характер, разделенные пробором волосы, охваченные на лбу лентой, вьющимися прядями зачесанные назад (где они перевязаны узлом) и отдельными локонами спадающие на плечи. Голова обращена на зрителя в три четверти и слегка наклонена. В волосах, по сторонам пробора, изображено по крупному цветку.
При сопоставлении этой головы с изображением на нашем фаларе мы видим передачу, хотя и отдаленную, именно этого образа Диониса с его прямым носом и небольшим ртом с извилистыми пухлыми губами; только подбородок и щеки на фаларе даны более массивными. Чтобы представить себе степень излюбленности и широкую распространенность именно этого образа, созданного Праксителем, достаточно упомянуть серебряную монету второй половины IV века до н. э., чеканившуюся во Фракии (город Маронея) 2. [30] Канонический тип этот продолжал 3 [видимо, опечатка, верную сноску 3 см. ниже] существовать в нумизматике в последующие века и вдали от Греции, между прочим и на Босфоре: известна дидрахма Пантикапея первой четверти I века до н.э., на которой изображена такая же голова юного Диониса 3. [31]
Об излюбленности образа Диониса и в начале н. э. можно судить по двум сосудам знаменитого клада из Боскореале 4. [32] Еще во II веке н.э. Лукиан в своем посвященном Вакху сочинении описывает его как «совершенно безбородого, не имеющего даже признака пушка на щеках, рогатого, виноградными гроздьями увенчанного, повязкою по кудрям повитого...» 5, [33] т.е. дается перечень всех отличительных признаков канонического типа юного бога вина и веселья. Упомянут здесь еще один признак — рога. В этой связи большой интерес представляют на фаларе две короткие, изогнутые пряди надо лбом Диониса. Имел ли мастер в виду два коротких локона или ему известны были изображения Диониса с маленькими бычьими рожками, как его начали изображать со времен Диадохов 6 [34] и как он описывается у Лукиана 7, [35] — этот вопрос остается открытым. На капитолийском бюсте около цветов под волосами едва намечены небольшие рожки, по которым еще искусствовед Г. Мейер, друг Гёте, определил этот бюст, как изображение Диониса, а не Ариадны, как до него полагали 8. [36] Не исключена возможность, что на фаларе имеются в виду не рога, а два крылышка: у Павсания есть указание на статую крылатого Диониса в Амик-
|
|
Рис. 7. Богиня Хванинда. Медальон серебряный.(Открыть Рис. 7 в новом окне) |
Рис. 8. Женский бюст. Медальон бронзовый из Мир Заках.(Открыть Рис. 8 в новом окне) |
лах 1. [37] В Музее в Кембридже хранится бронзовый фалар римского времени, найденный в Честерфильде (Англия), где изображена голова Диониса в плющевом венке и с крылышками у висков 2. [38]
Большой интерес представляет вопрос, каким образом мастер, изготовивший в Бактрии фалар, мог обладать сведениями об определённом греческом типе изображений Диониса?
Как известно, мастера, работавшие в Средней Азии, ещё со времен походов Александра имели возможность знакомиться с памятниками эллинского и потом эллинистического искусства: на реверсах греко-бактрийских монет имелись воспроизведения типов статуй Лисиппа 3. [39] С искусством Праксителя местные мастера могли тоже ознакомиться, если не по оригиналам его творений, то, быть может, благодаря гипсовым слепкам, большое количество которых, как я указывала выше, ввозилось в страны Востока и, между прочим, в Бактрию, судя по находкам в Беграме. Так, например, близким по типу к праксителевской школе является юношеский бюст на одном из медальонов Беграма 4 [40] (рис. 11). Не исключена
возможность, что перед нами и здесь один из вариантов изображения молодого Диониса, судя по повязке, сдерживающей разделённые пробором и ниспадающие на плечи волосы, и по венку из листьев. Если сопоставить складки одежды на этом беграмском медальоне с передачей их на фаларе, то видно, что бактрийский мастер не очень хорошо представлял себе покрой греческого хитона и гиматия, поэтому, подражая образцу, он передал его весьма своеобразно.
На вопрос о времени, когда мог быть изготовлен изучаемый фалар, можно было бы ответить указанием на довольно широкие рамки — на те века, когда именно этот облик Диониса получил широкое распространение, т.е. с III века до н.э. и до I-II веков н.э.
На территории Средней Азии, судя по греко-бактрийским монетам, праксителевский образ головы Диониса известен был уже в первой половине II века до н.э., судя по монетам царя Агафокла, изображавшего себя в виде Диониса в плющевом венке с двумя крупными цветками надо лбом, со свисающими на шею локонами и с тирсом, показанным за головою 1 [41] (рис. 12).
Таким образом, фалар, повторяющий этот образ Диониса, мог быть изготовлен в Бактрии, начиная со II века до н.э. и не позднее I века н.э., так как на кушанских монетах II-III веков изображение Диониса отсутствует.
Особое значение найденного в Сталинабаде фалара заключается в том, что он отчетливо говорит о проникновении эллинистической культуры и до правобережья Аму-Дарьи, если только этот предмет не был завезен с юга.
Чему подражал и чем вдохновлялся мастер — монетами ли Агафокла, культовой ли статуей Агафокла в виде Диониса, если таковая существовала, или же до мастера дошли с далекого Запада гипсовые слепки того типа, что найдены в Беграме 2, [42] — на этот вопрос ответить трудно. В данной связи одна деталь — инкрустированные глаза — особенно интересна, потому что этот технический приём, насколько я знаю, встречается только на этом бронзовом фаларе, а это могло бы говорить о бронзовом прототипе — о бронзовой статуе или о бюсте, который был известен художнику.
О. Курц, исследовавший беграмские слепки, заканчивает изучение их словами: «Нам неизвестно назначение этих гипсовых слепков после того, как они были привезены в Бактриану. Воздействовали ли они на местное искусство? Доказательств этому у нас пока не имеется» 3. [43] Мне думается, что доказательством того, что слепки воздействовали на мест-
|
|
Рис. 9. Силен. Медальон серебряный из Таксилы.(Открыть Рис. 9 в новом окне) |
Рис. 10. Мраморная голова Диониса. Рим.(Открыть Рис. 10 в новом окне) |
ное искусство, является не только сталинабадский фалар с Дионисом, но и упомянутые серебряный медальон с бюстом силена в Таксиле (Индия) и бронзовый медальон из клада Мир-Заках в Афганистане.
A BACTRIAN BRONZE PHALARA WITH THE IMAGE OF DIONYSUS
K.V. Trever
Рис. 11. Дионис. Медальон гипсовый из Беграма.(Открыть Рис. 11 в новом окне) |
Рис. 12. Царь Агафокл. Греко-бактрийская монета.(Открыть Рис. 12 в новом окне) |