● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

A.A. Тишкин, П.К. Дашковский. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая. Барнаул: Алт.ГУ. 2004. A.A. Тишкин, П.К. Дашковский.

Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая.

/ Учебное пособие. Барнаул: Алт.ГУ. 2004. 238 с., вкл. ISBN 5-7904-0355-7

 

Содержание

 

Введение.4

 

Раздел I. Начальный этап накопления материалов по скифской эпохе Алтая. — 7

Радлов Василий Васильевич (1837-1918). — 17

Биографическая справка. — 17

Основные направления исследований. — 20

 

Раздел II. Результаты деятельности С.И. Руденко, М.П. Грязнова, C.B. Киселёва и С.С. Сорокина в ходе изучения скифской эпохи Алтая. — 23

Руденко Сергей Иванович (1885-1969). — 26

Биографическая справка. — 26

Основные направления исследований. — 29

Михаил Петрович Грязнов (1902-1984). — 37

Биографическая справка. — 37

Основные направления исследований. — 41

Киселёв Сергей Владимирович (1905-1962). — 51

Биографическая справка. — 51

Основные направления исследований. — 54

Сорокин Сергей Сергеевич (1913-1984). — 57

Биографическая справка. — 57

Основные направления исследований. — 58

 

Раздел III. Характеристика концепций современных исследователей скифской эпохи Алтая. — 61

Могильников Владислав Александрович (1932-2002). — 63

Биографическая справка. — 63

Основные направления исследований. — 64

Савинов Дмитрий Глебович. — 68

Биографическая справка. — 68

Основные направления исследований. — 70

Кубарев Владимир Дмитриевич. — 74

Биографическая справка. — 74

Основные направления исследований. — 75

Суразаков Александр Сазонович. — 80

Биографическая справка. — 80

Основные направления исследований. — 81

Марсадолов Леонид Сергеевич. — 87

Биографическая справка. — 87

Основные направления исследований. — 89

Полосьмак Наталья Викторовна. — 94

Основные направления исследований. — 95

 

Раздел IV. Основные тенденции в изучении памятников скифской эпохи Алтая. — 100

 

Заключение.130

Приложения. — 132

Приложение I. Краткие сведения о некоторых исследователях.132

Приложение II. Погребально-поминальные комплексы Горного Алтая скифской эпохи.137

Приложение III. [ Иллюстрации: Рис. 1-51. ] — 143

 

Библиографический список. — 194

Список сокращений. — 230

 

Summary.233

 

Вклейки ]. — 4 ненумерованных рис. на 2-х листах

 


 

Введение.   ^

 

История человечества насчитывает многие сотни тысяч лет, на протяжении которых происходили изменения в материальной и духовной жизни различных обществ. Одной из ярких страниц этого процесса является скифская эпоха. Она охватывает значительную часть I тыс. до н.э., когда на обширной территории Евразии многочисленные древние племена перешли к кочевому и полукочевому степному скотоводческому хозяйству, создав при этом особый уклад, образ жизни, своеобразный комплекс предметов материальной культуры, неподражаемое искусство, систему мировоззрений, отношений и т.д. (Грязнов М.П., 1978, с. 9).

 

Процесс складывания культур скифского облика начался в конце бронзового века. Под влиянием естественно-географических, социально-экономических и исторических причин многие народы стали развивать экстенсивное скотоводство, осваивая при этом значительные пространства степей, полупустынь и пустынь (Таиров А.Д., 1993, с. 3; 2003). В разных регионах (или культурно-исторических областях) формировался свой особенный вариант комплексного хозяйствования, основанный на подвижном образе жизни людей и перемещении скота в целях рационального использования в течение года наиболее удобных пастбищ, а также занятии охотой, рыболовством, собирательством и другими видами деятельности (Тишкин А.А., Дашковский П.К., 1998, с. 581-582).

 

В настоящее время принято считать, что скифская эпоха Горного Алтая включает в себя два периода: бийкенский (раннескифский или аржано-майэмирский) — конец IX — 2-3-я четверть VI вв. до н.э. и пазырыкский (скифо-сакский или скифо-сибирский) — VI-II вв. до н.э., в рамках которых соответственно демонстрируются одноимённые археологические культуры с обозначением внутри них этапов, локальных вариантов и других характерных показателей для всякого рода схем.

 

История научного изучения скифской эпохи Горного Алтая насчитывает уже полтора столетия. К настоящему времени исследовано более 200 объектов бийкенской и свыше 600 курганов пазырыкской культуры. Накопленные материалы позволили специалистам детально рассматривать проблемы культурно-хронологического характера, ре-

(4/5)

конструировать социально-экономические отношения и демографическую ситуацию в разных обществах, быт, занятия, а также систему религиозно-мифологических и мировоззренческих представлений того далёкого времени и многое другое (Грязнов М.П., 1950; Киселёв С.В., 1951; Руденко С.И., 1953; Черников С.С., 1965; Суразаков А.С., 1988а; Марсадолов Л.С., 1996а; Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997; Полосьмак Н.В., 2001а; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., 2003; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; и др.).

 

Предлагаемое учебное пособие посвящено подробному обзору основных разработок и концепций о культурном развитии населения Горного Алтая скифского времени, опубликованных представителями как отечественной, так и зарубежной науки. Этот материал дополняется отдельными авторскими положениями, раскрывающими особенности жизни и деятельности кочевников с учётом общеисторических процессов.

 

Пособие «Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая» неразрывно связано с уже изданной хрестоматией (Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая: Хрестоматия / Сост. А.А. Тишкин, П.К. Дашковский. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 236 с.), в которой систематизированы отобранные фрагменты из монографий и отдельных статей, дающие целостное представление об особенностях развития материальной и духовной культуры номадов Алтая скифской эпохи в процессе взаимодействия их с соседними обществами и с цивилизациями Передней Азии и Китая. Учебно-методические рекомендации, комплекс дополнительных указаний, темы рефератов и докладов, а также вопросы для контрольной проверки усвоения материала и задания способствуют закреплению и эффективному использованию полученных знаний.

 

В настоящем пособии особо следует обратить внимание на иллюстративную часть. Она органически дополняет содержание. В рисунках и таблицах отражены наиболее показательные черты материальной культуры и искусства кочевников Алтая. Приводятся карты-схемы с указанием расположения памятников и территории распространения культур скифской эпохи на Алтае и сопредельных территориях. Предложен довольно большой библиографический список по обозначенной теме. Использование этих данных позволит существенным образом расширить информационное содержание любого раздела. В то же время

(5/6)

авторы не ставили своей целью дать исчерпывающий обзор имеющейся литературы и источников, что вряд ли было бы оправданным для такого рода издания. Часть сведений отражена в специально подготовленном и опубликованном библиографическом указателе (Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая: Библиографический указатель: В 2-х ч. / Сост. П.К. Дашковский, А. А. Тишкин, Т.Б. Ухналёва. Ч. I: Скифо-сибирский мир (1961-2002 г.); Ч. II: Скифская эпоха Алтая (1949 — апрель 2003 г.). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003).

 

Приоритетное внимание в пособии уделено нескольким блокам проблем в рамках этнокультурной истории, реконструкции социально-экономических процессов и системы мировоззрений, что отражено также в монографии «Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи» (Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003). В настоящем издании они будут представлены в общем виде, а также через изложение биографических справок об отдельных учёных. Такой подход обеспечивает понимание многих вопросов и проблем, существовавших в различные периоды становления и развития археологической науки в нашей стране. Знакомство со сведениями биографического характера, на наш взгляд, будет способствовать лучшему пониманию специфики археологической деятельности и укажет на основные моменты, послужившие причинами осуществления тех или иных исследований.

 

Книга рассчитана, с одной стороны, на удовлетворение потребности общественности в расширенном знакомстве с основными результатами изучения культуры населения Горного Алтая IX-II вв. до н.э., а с другой — на систему среднего и высшего образования при реализации соответствующего курса или интеграции его отдельных разделов в преподавание исторических и других гуманитарных дисциплин. Материалы пособия, хрестоматии и библиографического указателя могут широко использоваться учащимися лицеев, гимназий, колледжей, а также студентами и аспирантами вузов в процессе их исследовательской деятельности.

 

Авторы выражают благодарность В.Д. Кубареву, Л.С. Марсадолову, В.А. Могильникову и Д.Г. Савинову за информацию биографического характера, нашедшую определённое отражение в настоящем издании.

 


 

Заключение.   ^

 

Рассмотрение истории изучения основных аспектов скифской эпохи Алтая показало, что изменение научных представлений о культуре скотоводов этого региона происходило под влиянием двух основных факторов. Во-первых, исследование указанной проблематики было объективно обусловлено процессом накопления фактического материала, первичной его обработкой и систематизацией. Во-вторых, интерпретация полученных результатов и конкретные исторические реконструкции хозяйства, быта, религии, мировоззрения и социальной структуры номадов оказались сопряжены с особенностями развития самой археологической науки в разные периоды истории нашей страны.

 

Первоначально, до середины 20-хх гг. XX в., изучением скифской эпохи Алтая занимались преимущественно путешественники, краеведы, участники естественно-научных экспедиций. В то же время уже во 2-й половине XIX в. были заложены В.В. Радловым основы комплексного подхода в исследовании древних обществ, базировавшегося на привлечении различных источников и данных как гуманитарных, так и естественных наук. Именно этот подход получил широкое распространение в научной деятельности учёных следующего поколения (С.И. Руденко, М.П. Грязнов, С.В. Киселёв и др.) уже в советское время.

 

20-80-е гг. XX в. отмечены процессом накопления фактического материала, что было связано с возможностью проведения широкомасштабных археологических работ в стране. Полученные результаты раскопок курганов конца IX-II вв. до н.э. позволили исследователям изучать вопросы этнокультурного характера, реконструировать социально-экономические отношения, религиозно-мифологическую систему, быт, занятия и многое другое. Итоги своих полевых и научных изысканий в этой области учёные стали постоянно обсуждать на различного уровнях конференциях, симпозиумах и семинарах, а также регулярно публиковать не только в форме статей, но и в виде специальных монографий (Кубарев В.Д., 1979, 1987; Суразаков A.C., 1988; и др.).

 

С конца 80-х гг. — начала 90-х гг. XX в. в отечественной и зарубежной науке обозначалось несколько основных направлений в изучении скифской эпохи Горного Алтая. Первое направление свя-

(130/131)

зано с исследованием вопросов хронологического и этнокультурного характера. Большинство современных археологов указывают на возможность выделения отдельных культур на территории Горного Алтая раннескифского и пазырыкского времени, а также их локальных вариантов. Они довольно существенно отличались друг от друга по материальному и духовному развитию (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A., 1997, 1999; Марсадолов Л.С., 2000а; и др.). Второе направление исследований посвящено изучению социально-экономических процессов, которые протекали в древних кочевых племенах Алтая. В рамках этого направления выработаны критерии, признаки и методики палеосоциальных реконструкций, позволившие установить сложную социальную структуру у населения в раннескифское и в пазырыкское время (Тишкин A.A., Дашковский П.К., 2003). Наконец, третья крупная проблема связана с рассмотрением религиозно-мифологических и мировоззренческих представлений скотоводов на основе привлечения письменных, этнографических, мифологических и других источников. В настоящее время ученые практически единогласно отмечают, что религия кочевников скифской эпохи Горного Алтая носила синкретичный характер, что нашло отражение в сложной обрядовой практике и в комплексе мировоззренческих идей.

 

Надо отметить, что авторы предлагаемого издания некоторые вопросы, связанные с изучением данной темы, намеренно затронули лишь частично. К этому кругу можно отнести исследование различных категорий материальной культуры номадов, особенности их уклада, хозяйственной деятельности и т.д. Эти моменты частично отражены в предлагаемом иллюстративном материале, который находится в приложении. Такое обстоятельство обусловлено стремлением авторов продемонстрировать только общие тенденции и подходы в изучении скифской эпохи Алтая, а не представить всеобъемлющую историю изучения всех аспектов культуры населения данного региона с конца IX по II вв. до н.э. Эту огромную работу ещё предстоит проделать в процессе дальнейших научных изысканий и разработок.

 

Надеемся, что написанное нами пособие окажется полезным не только студентам и молодым исследователям древностей Алтая, но и уже состоявшимся учёным, внёсшим определённый вклад в изучение тех или иных проблем скифской эпохи Евразии.

 


 

A.A. Tishkin. P.K. Dashkovskii

THE MAIN ASPECTS OF THE ALTAI SCYTHIAN EPOCH STUDIES   ^

(educational manual)

 

SUMMARY

 

Preface

 

The Scythian Epoch embraces the period when on the vast territory of Eurasia numerous ancient tribes went over to the nomadic and semi-nomadic steppe cattle-breeding economy, having created their special structure, way of life, specific complex with the articles of the material culture, unique art, system of world outlooks, relations, etc. (Grjaznov M.P., 1978).

 

The process of the Scythian culture formation on the vast territory started at the end of the Bronze Age when many peoples, influenced by natural and geographical, social and economic, and historic reasons, turned to the new form of producing economy — extensive cattle-breeding economy (Tairov A.D., 1993, p.3; 2003), concurrently exploring considerable spaces of steppes, semi-deserts and deserts. In various regions (or cultural and historical provinces) a specific variant of the complex management takes its shape, depending on the mobile life of people and the shift of live-stock in order to make the annual use of convenient pastures rational. At the same time such activities as hunting, fishing, collecting and others are being broadly developed (Tishkin A.A., Dashkovsky P.K., 1998, p. 581-582).

 

The history of scientific studies on the Altai Mountains Scythian epoch already runs to a century and a half. The stored materials allowed the experts both to consider cultural and chronological problems and to reconstruct social and economic relations, demographical situations in different societies, way of life, occupations as well as the system of religious and mythological conceptions together with the ideological conceptions of those remote times.

 

The present manual consists of two parts. The first part is dedicated to the detailed review of the principal works and conceptions on the cultural development of the Altai population within the Scythian period, which were worked out by the representatives of home as well as foreign Scythian studies. This material is enriched by stating individual theses extracted from author conceptions on life and activity adopted among people of the Byjkensk and Pasyryksk cultural traditions, taking into account the historical processes in

(233/234)

which the inhabitants of the Altai Mountains were involved. Besides, the biographical information on the researchers, having contributed to the study of the Altai Scythian archaic character is first to be cited in this work.

 

The second part of the manual is a reader, which contains the basic texts on history of the Scythian Epoch study in the Altai and its contiguous territories, and is intended for an extensive use in the educational and research process.

 

It is necessary to point out the illustrative section of the manual, which is an organic supplement to its contents. The pictures give notion about the most characteristic features of the material culture and art of the Altai nomadic people. The special highlight received the maps with the indication of the monuments location and the location of the territory in the Altai and the nearest regions, where the Scythian cultures were widely practiced.

 

The manual lists a considerably large bibliography on various aspects of the suggested topics, both in the Russian language and the West European languages as well. Meanwhile, the authors did not pursue the aim of giving a comprehensive reference material, which would hardly fit that kind of edition.

 

The primary consideration in both parts of the manual has been given to the problems of the ethnocultural history, the reconstruction of social and economic process along with the ideological system.

 

It is expected that this educational manual will satisfy’ on the one hand the needs of the scientific community to expand the knowledge about the results on the cultural study of the Altai Mountains population in IX-II B.C., whereas on the other hand — the needs of the trade and higher educational systems to develop the related course, the materials and information of which may be used by the school students from specialized classes of lyceums, gymnasias as well as by university students and postgraduate students when doing their own research work.

 

The authors would like to express special gratitude to Kubarev V.D., Marsadolov L.S., Mogilnikov V.A. and Savinov D.G., whose biographical materials were most helpful in the compilation of this edition, they also can be found.

 

Section I. The Initial Stage in the Compilation of the Material on the Altai Scythian Epoch.

 

The main consideration of this section is given to the investigation history of the Altai archeological monuments during the Scythian epoch in XVIII — early XX cc.. At that time the study of the Scythian archaic character was highly connected with the work of the members of scientific expeditions and travelers (Messershmidt D.G., Miller G.F., Gmelin I.G., Pallas P.S., Falk I.P., Ledebur K.F. and others), regional studies researchers (Frolov P.K., Guljaev S.I., Guljaev N.S., Adrianov A.V. and others), with the work of such noted researchers as: Spassky

(234/235)

G.I., Radlov V.V., and Yadrintsev N.M.. As a result diverse collections of ancient articles were stored, including the renowned Siberian collection of Peter I with the works of art, performed in a Scythian and Siberian savage style. In addition, some monuments of the Pazyryksk culture, among which are the famous barrows — Katanda and Berel, were excavated.

 

The compiled materials gave the researches, and first of all Radlov V.V., the opportunity to characterize some specific aspects in the culture of the Altai population within the Scythian Epoch, making the most of the data from written sources, ethnography and natural sciences.

 

Section II. The Results of the Research on the Altai Scythian Epoch Study, carried out by Gryaznov M.P., Kiseljev S.V., Rudenko S.I. and Sorokin S.S.

 

The second section presents the key trends in the scientific work of such well-known Soviet researchers as Grjaznov M.P., Kiselev S.V., Rudenko S.I. and Sorokin S.S. The researchers were able to trace unique complexes of the Scythian Epoch — Pazyryk, Bashadar, Tuekta, Kok-Su and the rest. The data received after the collected materials had been systematized, processed and analyzed was entered into numerous articles, monographs that have retained their value up to the present time.

 

Considering the archeological materials on the Altai and the contiguous territories, Grjaznov M.P. worked out the conception roughly titling it as “the epoch of early nomads” (VII B.C. — I A.D.). Later on he singled out the three stages in the development of the Scythian and Siberian Cultures during VII-III B.C.

 

RUDENKO S.I. did an essential contribution to the study of the monuments originated within the Scythian Epoch in the Altai Mountains. In several of his monographs the researcher, applying the interdisciplinary approach gave an in-depth characteristic of the ethnocultural situation in the region, accentuated the peculiarities of social and economic relations, economic activities of the nomads, together with the most distinctive features of their religious and mythological system and those of the cult practice. These aspects were discussed by Kiselev S.V. and Sorokin S.S., who to the existing factual materials added the results of their own excavations in the barrows of the common nomads. This information advanced the study of some points in history of the Altai nomadic culture.

 

Section III. The Description of the Conceptions on the Altai Scythian Epoch Developed by the Modern Researchers.

 

The third section includes the description of the main approaches and trends in the study of the cultural monuments in the Altai Scythian Epoch performed by the following scientists: Kubarev V.D., Marsadolov L.S., Mogylnikov V.A., Polosmak N.V, Savinov D.G. and Surazakov A.S. Taking into account the results

(235/236)

of their excavation works along with the previously compiled materials, the researchers came up with the conceptions, diverse in their contents, chronological and ethnocultural by character, on social, economic, political, religious and mythological development in the culture of the population within the region. The researchers give the primary importance to history, discovery and investigation of the Scythian monuments, state such problems as the study of the Pazyryksk society art, the development of methodology and methodical techniques to accomplish the Paleosocial and ideological reconstructions.

 

A special emphasize should be laid upon the data and materials of natural sciences applied by the archeologists, who due to that were able to obtain additional information about life and activity of the Altai ancient population.

 

Section IV. The Main Tendencies in the Study of the Altai Scythian Monuments.

 

This section reveals the main tendencies in the study of the Altai Scythian monuments in XX c. The analysis of the cultural and chronological conception on the Altai Mountains nomadic cultural development shows that the present problem is yet to be solved.

 

The Scythian Epoch in the Altai Mountains embraces two large successively interchanging, chronological periods: early Scythian Epoch — IX-VI B.C. and Pazyryksk (Scythian) Epoch — VI-II B.C. Within the first period it is common to point out the Bijkensk (Central Altai) and the Majemyrsk (Western Altai) cultures. The second historical period is brought by the researchers into correlation with the monuments of the Pazyryksk culture.

 

One of the problems, being profusely discussed in science, is connected with the study within the social structure of cattle-breeders. Already in late 80-s and especially in early 90-s a quite new attitude towards the nomadic societies, including the Pazyryksk one emerged, placing these societies as more complex social systems, in which several structures cooperate: sex and age, family and marriage, trade, property, class division, religion and mythology.

 

The basic works on the reconstruction of the religious and ideological conceptions inherent in the Altai nomads of the Scythian Epoch imply that the majority of the researchers acknowledge the syncretism of the nomadic religion, the main components of which are the elements of the shamanism and a complex of Indo-Iranian religious and mythological conceptions and rituals.

 

It should be noted that a lot of questions concerning the study of the Pazyryksk religious and mythological, ideological system still remain undecided, involving the question on the main components of this system and

(236/237)

the range of their influence on its genesis. There are many mythological plots, rituals and creeds to be given the proper consideration and study to. Yet, there is an acute problem pertaining to the development of the methodological basis for further researches in the indicated sphere.

 

Conclusion

 

The materials about history of the Altai population development within the Scythian Epoch reveal that the alteration in the scientific conceptions regarding the culture of cattle-breeders in this region was influenced by two major factors. Firstly, the study of the subject-problem was objectively conditioned by the process of compiling the factual materials, its initial processing and systematizing. Secondly, the interpretation of the obtained results and the specific historical reconstrutions in the economy, way of life, religion, ideology and other, that took place in the nomadic society, were closely interwoven with the peculiarities of the progress in archeological science occurring throughout the history of this country.

 

It should be mentioned that some of the related problems were intentionally only touched upon. To these may be referred the study of the nomadic material culture, features of their life and economic activity, etc. Such situation is determined by the authors’ intention to demonstrate only general tendencies and approaches in the study of the Altai Scythian archaic character and not to introduce a comprehensive history of studies on all the cultural aspects within the region in late IX-II B.C. This amount of work is yet to be done in the process of further scientific researches.

 

We hope that this manual will prove to be useful not only to young researchers of the ancient Altai but also to the recognized scientists, having already contributed to the investigation of some problems within home as well as foreign Scythian study.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки