А.П. Терентьев-Катанский
Материальная культура Си Ся.
По данным тангутской лексики и иконографическому материалу.
[ аннотация: ]
В книге предпринята попытка воссоздания материальной культуры одного из древних государств Центральной Азии — государства тангутов Си Ся (IX-XIII вв.). Основное внимание уделяется описанию одежды, оружия, утвари, продуктов питания и архитектуры. Кроме китайских источников автор использовал оригинальный тангутский материал — иероглифические словари и памятники изобразительного искусства. Книга представляет интерес как для историков культуры и этнографов, так и для широких кругов читателей.
См. страницу и файл на сайте ИВР.
Содержание
Вступление. — 5
Глава первая. Одежда. — 11
1. Материалы для изготовления одежды. — 11
2. Мужская одежда. — 20
3. Женская одежда. — 39
4. Детская одежда. — 44
5. Головные уборы. — 44
6. Обувь. — 59
7. Некоторые специфические формы одежды. — 64
8. Предметы роскоши. — 77
9. Мелкие предметы туалета. — 85
10. Причёски. — 85
Глава вторая. Оружие. — 95
1. Военное дело в государстве тангутов. — 95
2. Средства защиты. — 96
3. Орудия нападения. — 108
4. Знамёна. — 118
5. Военная техника. — 118
Глава третья. Профессии и утварь. — 119
1. Домашние животные и утварь скотоводов. — 119
2. Земледелие и сельскохозяйственные орудия. — 124
3. Ремёсла. — 128
4. Мебель. — 130
5. Посуда. — 135
6. Светильники. — 138
7. Транспорт. — 139
8. Деньги. — 139
9. Орудия наказания. — 140
10. Мелкие предметы. — 141
11. Игры. — 142
Глава четвёртая. Пища. — 143
1. Профессии, связанные с приготовлением пищи. — 143
2. Продукты скотоводства и охоты. — 144
3. Продукты земледелия. — 145
4. Приправы. — 147
5. Напитки. — 148
6. Хлебные изделия. — 148
7. Сладкие блюда. — 149
8. Различные блюда. — 149
Глава пятая. Архитектура. — 150
1. Типы поселений. — 150
2. Профессии, связанные со строительством. — 152
3. Материалы для построек. — 153
4. Элементы построек. — 154
5. Типы построек. — 155
6. Культовые сооружения. — 157
Тангутский иероглифический указатель (ТИУ). — 162
Китайский иероглифический указатель (КИУ). — 227
Библиография. — 229
Summary. — 232
Вместо послесловия. ^
Данные тангутской лексики, иконографии, археологии рисуют яркую картину своеобразного быта, обычаев и культуры Си Ся.
Тулупы кочевников, зелёные длинные халаты богатых горожан, строго регламентированная форменная одежда военных и гражданских чиновников, роскошные шёлковые одеяния знати свидетельствуют о социальном расслоении и сложной структуре тангутского общества. Непробиваемые доспехи тяжёлой конницы, разнообразные орудия нападения — луки, арбалеты, топоры, славившиеся по всей Центральной Азии тангутские мечи, катапульты, обитые железом колесницы — всё это делало тангутскую армию грозной силой. О высоте материальной культуры свидетельствует значительное развитие земледелия, снабжавшего население Си Ся обильными и разнообразными продуктами питания. Большую роль играло и скотоводство. Процветали ремёсла, дававшие возможность производить одежду, оружие, утварь. Об архитектуре тангутов мы знаем немногое, но данные лексики и иконографии свидетельствуют о том, что тангуты строили сложные и красивые постройки. Раскопки тангутских городов (Хара хото, Шаовэйчэна и др.), по-настоящему начатые только в наши дни, подтверждают сведения словарей.
Культура эта безусловно относится к центральноазиатскому ареалу, для которого характерна полукочевая, полуземледельческая социально-экономическая база и культурный синкретизм. Испытав, с одной стороны, сильнейшее влияние Китая, с другой — ирано- и тюркоязычных народов (согдийцев, уйгуров), тангуты переработали их достижения и создали на их основе свою самобытную и настолько высокую культуру, что последняя, в свою очередь, многое дала более молодым народам Центральной Азии и Дальнего Востока (чжурчжэням, монголам). О взаимовлиянии тангутов и собственно тибетцев, с которыми они состояли в ближайшем родстве, трудно сказать что-либо достаточно определённое, так как археология Тибета до сих пор недостаточно изучена. Но сравнение с культурой поздних тибетцев показывает, что такое влияние было.
Подобно другим культурам Центральной Азии и Дальнего Востока, культура Си Ся является одновременно и
(160/161)
синкретической и самостоятельной. Если в области материальной культуры бросается в глаза синкретизм, то в характере искусства, письменности, науки, религии сказывается самобытность. Но всё это относится уже к области духовной культуры, которой должно быть посвящено отдельное исследование.
[ С 4-й стр. обложки: ] ^
Анатолий Павлович Терентьев-Катанский родился в 1934 г. В 1958 г. окончил Восточный факультет Ленинградского государственного университета.
Многие годы А.П. Терентьев-Катанский занимался исследованием тангутских рукописей и ксилографов, хранящихся в Рукописном отделе Ленинградского отделения Института востоковедения РАН. В 1973 г. он защитил кандидатскую диссертацию по истории тангутской книги. А.П. Терентьев-Катанский — автор многих статей, а также монографий — «Книжное дело в государстве тангутов» (1981) и «С Востока на Запад: Из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII-XIII веков» (1990). В работах А.П. Терентьева-Катанского восточная книга рассматривается как источник сведений не только о духовной, но и материальной культуре народов.
|