главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск: 1979. М.П. Грязнов и др.

Комплекс археологических памятников
у горы Тепсей на Енисее.

// Новосибирск: 1979. 168 с.

 

Окуневская культура (М.П. Грязнов)

 

Вероятно, в Тепсее VIII, где раскопана одна хорошо сохранившаяся могила окуневской культуры, в своё время был целый могильник или, во всяком случае, ограда с несколькими могилами в ней. Однако здесь так много более поздних могильных сооружений, что, возможно, остальные могилы были уничтожены.

 

Каменный ящик могилы находился на склоне увала. Ящик несколько сместился и деформировался при образовании ложка. Вплотную к окуневской могиле примыкала каменная стена кургана сарагашенского этапа, тоже частично деформированная и смещённая. Могилу окуневской культуры исследовала в 1968 г. М.П. Завитухина, проведя раскопки только в пределах предполагавшегося ящика. Позднее здесь были произведены более широкие раскопки (М.П. Грязнов), а могила включена в общий раскоп.

 

Могила представляет собой каменный ящик из шести плит — по две плиты на длинных сторонах и по одной на торцовых. Размеры каменного ящика 150×70 см, высота 70 см, глубина могилы, вероятно, несколько больше. Дно выстлано плитами, что довольно обычно для памятников окуневской культуры (рис. 16).

 

На дне остатков погребения не оказалось, а на 20-30 см выше каменного пола на плоской поверхности лежал скелет человека в возрасте 16 лет, судя по вещам, — женщины.

(27/28)

Погребённая лежала на спине, колени подняты вверх, руки сложены на груди. Череп, тазовые кости и длинные кости ног были выброшены грабителями из могилы и исчезли, правая пяточная и таранные кости переброшены в область таза. Справа у плеча находился небольшой горшок (рис. 17, 4), а на уровне таза — игольник из птичьей кости с костяной иглой в нём (рис. 17, 1, 2) и бронзовое шило. Справа в области живота и нижней части груди рассыпались аргиллитовые мелкие, как бисер, бусы (92 экз.), 3 фигурные бусины и подвеска из клыка хищника (рис. 17, 3).

 

Могила по устройству, обряду погребения и инвентарю типично окуневская. Необычно лишь отсутствие ограды, но она, возможно,

 

Рис. 16. Тепсей VIII. Ограда 2. План и разрез могилы.

(Открыть Рис. 16 в новом окне)

Рис. 17. Тепсей VIII. Ограда 2. Инвентарь погребения: 1, 2 — кость; 3 — камень (аргиллит) и зуб хищника; 4 — глина.

(Открыть Рис. 17 в новом окне)

 

уничтожена при сооружении сарагашенской ограды, а также в процессе формирования склона увала. Новым представляется наличие белых аргиллитовых фигурных бус. Их можно сопоставить с жёлтыми стеатитовыми колечками, имеющими зарубки по внешнему краю, неоднократно встречавшимися в могилах окуневской культуры (Липский, 1954, рис. 36), [1] и с круглыми бусинами или бляшками тоже с насечками по внешнему краю, найденными в могиле окуневского облика в горах Норовлин в Монголии (Волков, Новгородова, 1973, с. 498; Волков, 1975, рис. 2). Возможно, что они в какой-то мере связаны с крестовидными белокаменными плоскими бусинками из близких по времени окуневским памятникам культур сапалли и заманбабинской в Средней Азии и далее на юго-запад (Аскаров, 1962, рис. 2; 1973, табл. 30).

 

Приведённые аналогии позволяют высказать предположение, что окуневская культура, как и предшествующая ей афанасьевская, развивалась не в замкнутом кругу ближайших своих соседей, а во взаимодействии с культурами многих, порой далеких племён.

 


 

[1] А.Н. Липский ошибочно назвал эти колечки костяными и ошибочно же отнёс их к афанасьевской культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки