главная страница / библиотека / обновления библиотеки

С.А. Теплоухов

Металлический период.

// Сибирская советская энциклопедия. Т. III, Л-Н. Новосибирск: 1932. Стб. 400-415 (с Прил., Стб. 415-416).

 

В сплошных лесах сев. половины Сиб. в течение тысячелетий население занималось, гл. обр., охотой и рыбной ловлей, кочуя отдельными племенами, или немногочисленными родами. Такая форма хоз-ва естественно тормозила развитие производительных сил. Спрос на металлические изделия был не велик и не мог развить на месте большого металлического производства. Население Сев. Сиб., особ, на вост. её окраине, до последнего времени употребляло каменные орудия и находилось на примитивной стадии обществ. развития. В юж. лесостепных окраинах развились более интенсивные формы хоз-ва — скотоводство и земледелие, увеличилась плотность населения и «неолитические культуры», как и во всех древних более культ. странах, задолго до нашей эры сменились «металлическими культурами». Развитие производительных сил пошло быстрее. Следы древних разработок медных руд в виде шахт, распростр. по всему земному шару, встречаются очень часто и в Сибири. Точно также, хотя и реже, встречаются следы металлического литья и каменные иди металлические формы для отливки. Ещё реже встречаются м-ния олова (оловянный камень — касситерит). На материке Азии они известны в Иране, Китае, Индо-Китае (в Сиб. — по р. Онону). Нет сомнения, что изобретение бронзы произошло там, где встречаются в изобилии медь и олово, — м.б., одновременно в разных пунктах. В юж. окраинах Сиб. появление медных кованых орудий надо отнести за 2 тыс. лет до нашей эры. Бронзовые орудия (характеризующие бронзовую эпоху или бронзовый век) появляются позднее — в первом тысячелетии до н.э., когда в Месопотамии и Иране употреблялись уже орудия из железа. Более вероятно, что искусство литья металлов проникло в Сиб. из юж. стран. Среди случайных находок в Зап. Сиб., богатой медными рудами, есть весьма древние формы медных клинков топоров (табл. I, рис. 18), тёсел (табл. I, рис. 16, 17), ножей (табл. 1, рис. 22) и др. изделий местного происхожде-

(400/401-402)

Таблица I.

(Открыть Табл. I в новом окне)

(402-404/405)

ния. Более определённо мы можем говорить о «культурах», или вернее о стадиях общественного развития, когда имеем дело не с отдельными разрозненными находками и фактами, а с целым комплексом предметов, найденных в одном месте.

 

Одним из первоклассных комплексных памятников являются могилы. Наиб. древней «культурой», могилы к-рой содержат изделия из меди, является «Афанасьевская культура» (см.), выявленная на Енисее. Население занималось гл. обр. охотой. Каменный погребальный инвентарь: песты (табл. I, рис. 6), терки (табл. 1, рис. 3), наконечники стрел (табл. I, рис. 2), костяные игольники (табл. I, рис. 1), иглы (табл. I, рис. 4), устройство погребений, неолитического вида глиняные сосуды (табл. I, рис. 5), украшения и редко встречающиеся предметы из меди — даёт основание считать эту «культуру» переходной от неолита к «металлическим культурам». «Афанасьевскую культуру» надо отнести к первой половине второго тысячелетия до нашей эры. Некоторые данные указывают на соц.-экон. связи населения Зап. Сибири в эту эпоху культурными центрами Ю.-З. Азии. К середине второго тысячелетия в степном районе Зап. Сиб. от Урала до Енисея и дальше на Ю. была широко распростр. «Андроновская культура» (см.). Основным занятием являлось скотоводство. Инвентарь могил: позолоченные, бронзовые серьги (табл. I, рис. 7), спиральные колечки (табл. I, рис. 8), лапчатые подвески (табл. I, рис. 10), медные бляшки (табл. I, рис. 9), медные подвески (табл. I, рис. 12), медный полый браслет (табл. I, рис. 11), глиняный сосуд (табл. I, рис. 14), медный кинжал (табл. I, рис. 15) и медный кельт (табл. I, рис. 19). «Андроновская культура» синхронична «Катакомбной» или «Срубной культурам», «Абашевской культуре» Ср. Поволжья, одной из стадий «Хвалынской культуры» юж. части Европ. России и т.наз. «Сейминской культуре», характеризующейся отдельными находками в лесной области. Все названные культуры, имея некоторые специф. особенности, развились, д.б., под влиянием одних и тех же соц.-экон. условий, связывающих их с южными культурными центрами. За тысячу лет до нашей эры население Вост. Сиб. и юж. часть бассейна Енисея устанавливают связи с Китаем. В Сиб. и в Китае известны отдельные находки сходных кинжалов (оз. Кото-кель), ножей (табл. I, рис. 22) и мечей (табл. I, рис. 36). Судя по тому, что в верховьях р. Хилка найдена тальковая форма для отливки ножей указанного типа, надо полагать, что в Вост. Сиб. уже существовало тогда туземное литьё бронзовых предметов. На Енисее выделяется новая стадия — Карасукская культура (см.), сменившая «Андроновскую». Начинается местная металлургия меди: ножи (табл. I, рис. 20, 21), зеркала (табл. I, рис. 25), перстни (табл. I, рис. 23), височные кольца (табл. I, рис. 26), браслеты (табл. I, рис. 27), лапчатые подвески (табл. I, рис. 28), накладки (табл. I, рис. 24), медные бусы (табл. I, рис. 29), мастиковые бусы (табл. I, рис. 30), долота (табл. I, рис. 32, 33), шилья (табл. I, рис, 35), глиняные сосуды со сферическим дном (табл. I, рис. 31). Появляется новая отрасль хозяйства — земледелие. «Карасукская культура» характеризуется в Минусинском крае также особ. вида каменными изваяниями, по-видимому тотемного характера с лицом человека, иногда сильно стилизованным, а иногда увенчанным бараньей головой. В VIII-VII вв. до н.э. в Минусинской степной котловине, богатой медными рудами, развивается, на базе Ка-

(405/406)

расукской стадии и в связи со Скифией, необычайно мощная, медно-бронзовая «Минусинская культура». Громадное количество курганов, случайных находок предметов быта и писаниц — говорят нам о большой плотности здесь в эту эпоху оседлого населения, жившего ещё родовым строем и занимавшегося, судя по остаткам погребальной пищи, охотой, земледелием и осёдлым скотоводством.

 

По погребальным сооружениям и находимому в них инвентарю «Минусинскую культуру» можно разбить на три этапа. Первый этап. Невысокие надмогильные насыпи окружены квадратной или, если под одной насыпью могил много, прямоугольной оградкой из камней, вытянутой с С.-З. на Ю.-восток. На углах оградок и в линии длинных их сторон стоят камни. Если камнями являются плиты девонского песчаника, то они рёбрами всегда ориентированы с С.-В. на Ю.-запад. В групповых могильных ямах под насыпью устраивалась погребальная камера из 4 плит, или деревянный сруб с покровной плитой или деревянным настилом. В камере погребались один или несколько трупов с характерным погребальным инвентарём: глиняные сосуды для напитков, с желобчатым орнаментом (табл. I, рис. 54), медно-бронзовые кинжалы (табл. I, рис. 37), секиры (табл. I. рис. 38), наконечники стрел (табл. I, рис. 45), ножи (табл. I, рис. 49), шилья (табл. I, рис. 53), иглы (табл. I, рис. 52), бронзовые зеркала (табл. I, рис. 47), заключённые иногда в расшитые шерстью кожаные футляры, рыболовные крючки (табл. I, рис. 46), двуконические бусы (табл. I, рис. 48), тонкие полусферические бляшки-украшения головного убора (табл. I, рис. 40), костяные орнаментированные гребни (табл. I, рис. 41). К этому же этапу надо отнести бронзовые наконечники копий (табл. I, рис. 39), топоры-кельты (табл. I, рис. 42, 43) иногда с ушками для прикрепления и втульчатые топоры (табл. I, рис. 44), а также серповидные ножи (табл. I, рис. 51).

 

Курганы второго этапа характеризуются тем, что высокие камни ограды, строго ориентированные по странам света, стоят не только на углах четырехугольной ограды и в С.-В. и Ю.-З. её стенках, но и на С.-З. и Ю.-В. сторонах. Курганы больших размеров расположены реже. Погребальные камеры обширны и включают большое число погребённых. Погребальный инвентарь: глиняные сосуды, лишенные б.ч. [?] орнамента (табл. I, рис. 70), медные бронзовые кинжалы (табл. I, рис. 55), секиры (табл. I, рис. 66), ножи (табл. I, рис. 60-64), пробойники (табл. I, рис. 57), костяные наконечники стрел (табл. I, рис. 58, 59), бронзовые бляшки-накладки, изображающие оленя (табл. I, рис. 71) или свернувшегося зверя (табл. I, рис. 68), стеклянные (табл. I, рис. 66) и яшмовые (табл. I, рис. 69) бусы, нашивки из раковин Cyprea moneta (табл. I, рис. 67) и их имитации, встречающиеся, правда, и в «Карасукской культуре»; бронзовые навершия (табл. I, рис. 65). Обращают на себя внимание звериные украшения, очень часто встречающиеся и на рукоятках кинжалов, ножей и секир, в виде оленей, козлов и др. животных, выполненные в определённом стиле, характеризующемся кольцевидными, с ямками внутри или сквозными, круглыми глазами и ноздрями, иногда такими же концами ног и хвостов, выпуклой плечевой и бедряной областью, узкими длинными или торчащими вперед ушами. Некоторые мотивы звериных орнаментов имеют аналогии в «Ананьинской» и «Скифской культурах». Грандиозные курганы «Минусинской культуры» сооружались несомненно целым обществом.

 

Третий этап «Минусинской культуры» характеризуется одиночными или редко расположенными курганами, иногда очень высокими (3-4 м), с большим количеством выс. каменных плит при основании, ориентированных с С.-С.-В. на З.-Ю.-запад. Обширные погребальные камеры, заключающие большое количество погребений, сделаны из дерева, часто обугленного. Появляется обычай сожжения мёртвых. Погребальный инвентарь состоит из глиняных сосудов на полых ножках (табл. I, рис. 75), копирующих медные большие котлы (табл. I, рис. 74), появившиеся уже в эту эпоху, миниатюрных символических медных кинжалов, секир, ножей, заменяющих соответствующие настоящие, весьма возможно из-за соображений экономии.

 

Отдельные элементы «Минусинской культуры» встречаются в Сиб. как на В., так и на западе. В вост. части бассейна Оби, в лесостепной полосе обнаружены курганы третьего этапа, что указывает на распростр. «Минусинской культуры» в соответствующую эпоху в С.-З. направлении. Известно большое количество кельтов (табл. II, рис. 23), найденных в сев. ч. бассейна Оби, связанных переходными формами с зап.-камскими типами. В районе Ангары известны иные своеобразные формы кельтов (табл. I, рис. 43), весьма типичные ножи (табл. I, рис. 50) и кинжалы (табл. I, рис. 34). Происхождение многих из указанных форм ещё плохо изучено. Мало известны нам пока «культуры поздней бронзы» в степных районах Зап. и Вост. Сиб., широко

(406/407)

открытых для юж. влияний вост.-азиат. и зап. евразийских центров, владевших уже «железными культурами». В 1929 на Алтае и в Туве обнаружены могилы, содержащие бронзовые орудия и др. предметы, близкие к формам «Минусинской культуры» (V-III вв. до нашей эры). Устройство погребений и найденные в них глиняные сосуды указывают нам на принадлежность могил к культуре, отличной от «Минусинской», и более тесно связанной со степями Ср. Азии. Особой мощности достигла эта культура в последние столетия до нашей эры, в эпоху, предшествовавшую «великому переселению народов», когда гунны, об’единили кочевые орды степей Евразии. В последние столетия до н.э. происходили уже оживленные сношении Китая, Вост. Монголии с Ираном и Туркестаном. Юж. окраины Сиб. постепенно вовлекались в международную борьбу. Пушнина лесов Сев. Сиб. ценилась на Ю., также, как на С. китайский шёлк, железные и золотые изделия зап. и юж. центров. Происходила меновая торговля. Богатство и власть в Монголии и прилегающих странах (Алтайский район. Тува) сосредоточиваются у отдельных лиц. Зарождается деспотическая власть, легшая впоследствии в основу управления многочисленных кочевых государств Центр. Азии. Глубокие могилы с высокими надмогильными насыпями сооружаются не над коллективными погребениями, а над могилами умерших феодальных властителей. На дне могил устраивались массивные деревянные камеры, двойные или с перегородками, с деревянным перекрытием иногда из нескольких рядов бревен; во внутренней камере помещался деревянный гроб в виде ящика из досок (Ноин-ула) или колода (Алтай), заключающие умершего. Несмотря на то, что большинство могил того времени было разграблено ещё в древности, найденные остатки богатого погребального инвентаря дают нам картину быта скотоводов этой эпохи. В районе бассейна Селенги наиб. замечательны могилы в Монголии в Ноин-улинских горах, недалеко от границы, где найдены изделия из шёлка и др. материй, лаковые изделия эпохи китайской династии Хань, предметы из золота, нефрита, бронзы (табл. II, рис. 6), железа, дерева и глины (сосуды), наконец, обломки бронзового зеркала эпохи династии Хань вместе с ханьскими монетами, что и датирует подобного рода могилы. Особ. интересны по своей сохранности: шёлковый халат, отороченный собольим мехом, шёлковые погребальные флаги, предметы, сделанные из разнообразных шелков, с вытканным разноцветным геометрическим и животным орнаментом и китайскими иероглифами, флажки из шелковой кисеи, шерстяные ткани в красках, изображающие всадников, с орнаментом греческого характера, наконец, выстилавшие камеру войлочные ковры, покрытые шелком и нашитыми матерчатыми аппликациями, изображающими сцены борьбы животных (табл. II, рис. 7) того же стиля, что и многие из знаменитых золотых массивных пластинок сиб. золотой коллекции случайных находок, или золотая бляха из Верхнеудинска (табл. II, рис. 4) и бронзовые пластинки, набитые на внутреннюю стенку погребальной камеры в могилах под Троицкосавском. В последних могилах найдены: бронзовая пряжка (табл. II, рис. 9) и костяные налучные пластинки (табл. II, рис. 10). Предметы вышеуказанного стиля были широко распростр. в сев. половине Азии. Борьба родовых групп символизировалась в искусстве изображением сцен борьбы тотемных животных. Бляшки с дерущимися лошадьми, бляшки с бы-

(407/408)

ками (табл. II, рис. 8) и верблюдами найдены в пределах Сиб., кроме района Селенги, в б. Кузнецком окр., под Тобольском и в Минусинском крае. На Алтае известны богатые могилы этого времени с большим количеством лошадей, «сопровождавших» в загробный мир мумифицированные тела умерших, с прекрасно сохранившейся из меха, кожи, шелка одеждой, опушенной мехом и покрытой обложенными золотом деревянными пуговицами. Найдено большое количество бутафорских украшений подобного рода техники: деревянные пластинки, изображающие борьбу животных вышеуказанного стиля (табл. II, рис. 5), бляшки (табл. II, рис. 15), головки животных из сем. кошек (табл. II, рис. 14) и др. В 1929 на Алтае была вскрыта могила, в к-рой, рядом с ограбленной вскоре после сооружения, а затем замерзшей погребальной камерой, найдено 10 трупов лошадей прекрасной сохранности, с кожаными сёдлами древнего типа, с уздами, нагрудниками и подхвостниками из кожи. Две лошади имели на голове маски: на одной была оленья из кожи, на другой — грифона из кошмы. Упряжь была снабжена трензелями и посеребрёнными бляхами, вырезанными рельефно из дерева, изображающими лица человека и животных и их головы. Сёдла и кошемные покрышки были украшены аппликациями из кожи, представляющими сцены борьбы животных. Все предметы выполнены в вышеописанном стиле с необычайно высоким мастерством. Китайские шелка, греческого характера ткани, стеклянные, позолоченные внутри, бусы египетского происхождения, — свидетельствуют об оживлённых сношениях между З., В. и Ю. Евразийского материка. Развившиеся международ. сношения должны были сильно видоизменить производительные силы и производственные отношения насельников степных и лесостепных окраин Сибири. На Енисее было в это время своё металлическое производство, возможно, подражающее образцам, получаемым из соседних южных стран: бронзовые и железные кинжалы (табл. II, рис. 1), иногда богато орнаментированные, с железными позолоченными рукоятками, бронзовые удила (табл. I, рис. 72), бронзовые пряжки ещё с зубцом вместо язычка (табл. II, рис. 12, 13), бронзовые накладки (табл. II, рис. 16), налобники от уздечек (головка антилопы) (табл. II, рис. 3), налобник с лошадкой (табл. II, рис. 11). Звериный барельефный орнамент, украшающий металлические предметы, отличался и по стилю от орнаментики второго этапа «Минусинской культуры». Таштыкским этапом, с погребениями мумифицированных трупов в гипсовых масках и бедным погребальным инвентарем, глиняные сосуды с накладным орнаментом (табл. II, рис. 22) в одиночных глубоких могилах и с рядами камней, закончилась пышная «Минусинская культура». В начале н.э. сюда с Ю. проникли, повидимому, новые народности и окончательно разрушили тот разлагавшийся родовой строй, к-рый процветал здесь в продолжение тысячелетий. Появляются могилы с насыпями из камня, покрывающими пепел сожжённых трупов, бюстовыми масками и глиняными сосудами новой техники. Чрезвычайно интересны клады и отдельные находки предметов из Зап. Сиб. (на р. Ишимке в Нарымском крае и в др. местах), свидетельствующие о наличии здесь в первые века н.э. особой «культуры» со своим металлическим производством, связанной с «культурами» Ю. Сиб. и Приуралья, и заключающие бронз, котлы, зеркала с черенком или с изображениями животных и зеркала Ханьского вре-

(408/409-410)

Таблица II.

(Открыть Табл. II в новом окне)

(410/…/413)

мени, бляхи-застёжки «Пьяноборской культуры» на Каме (первая половина первого тысячелетия) вместе с бляшками, изображающими птиц и зверей с человеческим лицом (табл. II, рис. 17 и 21) и полыми фигурами зверей, известными в Приуралье в доломоватовскую эпоху (табл. II, рис. 19), железными наконечниками копий (табл. II, рис. 26), бронзовыми (табл. II, рис. 25) и железными (табл. II, рис. 27) наконечниками стрел и, наконец, грубо литыми ажурными бляхами, плоскими с одной стороны и изображающими на лицевой стороне человека (табл. II, рис. 18) и животных (табл. II, рис. 20). Ко времени кладов вышеописанной «культуры» надо отнести и известную писаницу с оленями на скалах р. Томи. В IV-V вв. в юж. окраинах Сиб., после господства гуннов, происходит перегруппировка кочевых народов и, несомненно, перебой в культурных связях с юж. центрами. Кочевники не имели, повидимому, массового металлического производства, они сами пользовались стандартными формами различных элементов, изготовляемыми во множестве осёдлыми народностями, и разносили их по степям Евразии. Даже изделия из глины в виде прочных узкогорлых сосудов (табл. II, рис. 35) были распространены в эпоху господства сянь-бийцев и жужан в Монголии от Китая через Монголию и Енисейские степи до бассейна Оби. В VI в. н.э. кочевые племена степей Зап. Сиб. и Монголии, выступившие на арену истории под именем турков, восстанавливают б. или м. прочные связи с зап. и ю.-зап. странами. Из Персии, повидимому, проник к ним через несториан алфавит (орхонское письмо), видоизменения которого создали письменность, давным давно забытую. Сохранившиеся надписи на камнях, разгаданные в настоящее время, чаще встречаются на Енисее и Орхоне (отчего и письменность получила название Орхонской). Среди погребального инвентаря в Алтайских плоских могилах VI-VII вв., заваленных камнями, найдены скелеты погребённых, обращенные головой б. ч. на Ю., с конём и богатым погребальным инвентарём, среди к-рого найдены массивные позолоченные колты (подвески), стеклянные глазчатые бусы, серьги, железные мечи в бронзовой оправе (табл. II, рис. 43), повидимому, зап. происхождения, вместе с железными наконечниками стрел (табл. II, рис. 29, 30), стременами (табл. II, рис. 32, 33), удилами (табл. II, рис. 31). костяными костыльками-застёжками (табл. II, рис. 51), седельной облицовкой из кости с гравированными на ней сценами охоты и др. орнаментальными мотивами, кроме того, бронзовые и костяные (табл. II, рис. 34, 40), пряжки и бронзовые накладки на ремни (табл. II, рис. 41, 44). Весьма возможно, что могилы принадлежат туркам, владевшим тогда и Саяно-Алтайским районом и сносившимся как с Персией и Византией, так и с Китаем. Несколько позднее, в VIII-X вв. н.э., в расцвет китайской культуры при династии Тан, вышеуказанные металлические предметы, повидимому, китайского происхождения, распростр. не только в Центр. Азии, но через уйгур, господствовавших в Сев. Монголии в VIII-IX вв., а затем киргиз (хакас) в IX-X вв., проникли к народностям, живущим в лесной полосе. В могилах этой эпохи, под каменной или земляной насыпью хоронили умерших с принадлежавшими им конями и вооружением, состоящим из лука, колчана со стрелами, имевшими наконечники железные, иногда с прорезным костяным шариком-свистулькой (табл. II, рис. 29, 30) и др. орудиями из железа: тёслами (табл. II, рис. 28), ножами. Лошади хоронились

(413/414)

вместе с железными удилами (табл. II, рис. 31) и стременами (табл. II, рис. 32, 33), костяными (табл. II, рис. 34) и железн. пряжками (табл. II, рис. 36). Ремни поясов и колчанов, а также сбруи лошадей, имели выпуклые бронз. пряжки, выпуклые накладки, иногда орнаментированные (табл. II, рис. 42, 45, 46) и обоймы концов ремней. Сюда же надо отнести бронзовые, иногда позолоченные, выпуклые подвески (сердцевидные, табл. II, рис. 37), рыбки — китайский символ семейного счастья (табл. II, рис. 38), маленькие бронзовые маски-подвески (табл. II. рис. 39), бронзовые, серебряные или золотые серьги изображенного типа (табл. II, рис. 52). Могилы с подобного рода вещами встречаются в Забайкалье, Минусинском крае и в бассейне Оби. К этой же эпохе надо отнести и скульптурные изображения человеческих фигур, держащих перед собой сосуды и подпоясанных поясом. Подобного рода памятники распространены по степям Евразии от Маньчжурии до Дуная и известны под назв. каменных баб (см.).

 

Более поздние «железные культуры», несомненно, более разнообразны, но они ещё мало выявлены и не систематизированы. К XII-XIV вв. н.э. следует отнести неглубокие могилы, без всяких внешних признаков, найден под Красноярском. Рядом с погребальными камерами из дерева, в к-рых лежали погребённые, найдены серебряные орнаментированные обкладки сёдел, а в камерах остатки одежды из парчи и шёлка, серебряные, позолоченные сосуды, китайское зеркало и др. предметы, указывающие нам на связь с предшествующей эпохой. Серебряные изделия подоб. рода (табл. II, рис. 47) неоднократно находили в виде случайных находок от Байкала до юж.-европ. части нашего Союза. В эпоху монг. господства в Азии и Вост. Европе, в юж. окраинах Сиб. произошла, по-видимому, новая группировка народов и прекращение многих культ.-торг. связей, что не могло, конечно, не отразиться и на С. Сибири. Нам мало известны памятники этого времени. Начиная с середины второго тысячелетия, в Сиб. проникает рус. культура. Этнографическая карта Сиб. нам становится более ясной. На З. русские нашли самоедов и угров, повидимому, исконных обитателей лесов бассейна Оби, и вторгнувшиеся сюда турецкие племена, остатки культуры к-рых находим в древних татарских погребениях по Томи и Чулыму.

 

Погребения устраивались на поверхности на бересте и засыпались сверху землёй. Трупы ориентировали головой на Ю. или сжигали. Из погребального инвентаря отметим глиняные сосуды, со сферическим дном, покрытые орнаментом (пережитки ранней бронзовой культуры) (табл. II, рис. 24), берестяные колчаны с костяными и железными наконечниками стрел, железные топоры, секиры и топоры рус. типа, железные тёсла, медные тазы с железными дужками, сердоликовые и разноцветного стекла бусы, медные перстни с печатками (табл. II, рис. 50), медные серьги, в виде вопросительных знаков и шейную витую гривну (табл. II, рис. 48) из бронзы, повидимому, финского происхождения. В юж. степях Зап. Сиб. и Енисея и в Забайкалье рус. нашли турецко-монг. племена, говорящие на турец., монг. и палеазиатских языках. Погребальный инвентарь енисейских турков XVII-XVIII вв. указывает нам на тесные связи с Китаем: железн. стремена (табл. II, рис. 53), чугунный котел на треноге, китайские пуговицы, стеклянные разноцв. бусы, медные части трубки (табл. II, рис. 56); кроме того, находим в могилах ножницы (табл. II, рис. 57), пряжки

(414/415)

(табл. II, рис. 59), железные скобели (табл. II, рис. 55), пилу (табл. II, рис. 58), топор (табл. II, рис. 49), кремнёвые ружья (табл. II, рис. 60), накладки на ремни (табл. II, рис. 61 ), медные тазы, железные наконечники стрел, медные подвески (табл. II, рис. 54) и др. предметы.

 

Дальнейшие исследования в Сиб. должны выяснить более определённо границы распространения различных металлических культур или стадии общественного развития в их взаимоотношении.

 

Лит.: Радлов, В. Сибирские древности (перевод Aus Sibirien); его же. Сибирские древности («Матер, по археологии России», вв. 3, 5, 15, 27); Клеменц, Д. Древности Минусинского музея, Томск, 1886; Кузнецов, С.К. Отчёт об археологических розысканиях в окрестностях гор. Томска, Томск, 1889; Адрианов, А.В. Выборки из дневников курганных раскопок в Минусинском крае, Минусинск, 1924; Heikel, А.О. Antiquités de la Siberia occidental, Helsingfors, 1894; Талько-Грынцевич, Ю.Д. Древние памятники Зап. Забайкалья, «Тр. XII Археолог. С'езда в Харькове», т. I, М., 1905; Tallgren. Collection Tavostine, Helsingfors, 1917; Merhart. Bronzezeit am Jenissei, Wien, 1926; Теплоухов, С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края, «Материалы по Этнографии», т. IV, в. 2, Л. изд. Рус. Музея, 1929; Ноин-улинские курганы. Краткие отчёты экспедиции по исследованию Сев. Монголии, Л., изд. Акад. Наук, 1925; Мягков, И.М. Древности Нарымского края, Томск, 1929; Грязнов, М.П. Погребения бронзовой эпохи в Западном Казакстане, сб. «Казаки», т. II, Л., Акад. Наук, ОКИСАР, 1927.

С. Теплоухов.

 

[ приложение ]

Антропологическая характеристика человека металлического периода.   ^

 

Антропологический тип начала М.п. Сиб. можно охарактеризовать в наст. время лишь для Забайкалья, где было сделано довольно большое количество находок древних черепов, часть к-рых описана Ю. Талько-Грынцевичем и Г.Ф. Дебецом. Древнейшие из них стоят на границе с поздним неолитом (энеолитом), но разница в культурном типе погребений с металлическими вещами и без них незначительна, и они об’единяются целым рядом общих признаков. Имеется сходство в антропологическом типе носителей этих культур, а также, повидимому, и более ранних.

 

Дебец мог собрать 43 черепа, относящихся к этой эпохе, и выделить среди них два типа. По ср. цифрам, этого автора один характеризуется большою длиною мозговой коробки (189 мм), значит. шир. (142 мм) и небольшой выс. (128 мм), очень широким (142 мм) и довольно выс. (75 мм) лицом, четыреугольными низкими орбитами (указатель 78), носовым указателем — 47. При некотором отличии от длинноголового неолитического типа Сиб., из Китайского могильника (см.), а также и от угорского типа, энеолитические долихокефалы Забайкалья все же имеют много общего с двумя вышеназванными вариантами и с вероятностью м.б. об’единены с ними в одну б. или м. тесную группу, в к-рой они займут место одного из вариантов, наряду с вариантами собственно угорскими, и др. Дальнейшие исследования должны показать, к какому из этих вариантов энеолитические долихокефалы Забайкалья ближе. Большим пробелом в этом отношении является отсутствие удовлетворительных краниологических данных о тунгусах, с к-рыми, по ряду косвенных соображений, описываемый тип имеет много общего. Вторая группа забайкальского энеолита, представленная всего 4 черепами, имеет ср. длину, очень большую ширину, умеренную высоту, широкое лицо, но без монголоидных особенностей. Положение её, как и соответствующего китайского варианта, пока неясно. Имеющиеся в лит-ре данные об антропологическом типе населения Сиб. более поздних отделов М.п. относятся, гл. обр., к Минусинскому краю. Наиб. ценной в этом отношении является работа Горощенко о черепах бронзового века, нуждающаяся, впрочем, в переработке применительно к новым методологическим требованиям. По суммарным данным этого автора, курганное (бронзового века) население Минусинского края, гл. обр., долихокефального типа; ср. головной указатель 76, ср. длина черепа 183 мм, шир. 138 мм, выс. 132 мм, выс. лица 73 мм, скуловой диаметр 133 мм, лицевой указатель 54, носовой 48, глазничный 82. По своеобразному погребальному ритуалу некоторые из этих черепов сопровождаются гипсовыми масками, к ним относящимися. Они характеризуются хорошо сформированным носом с прямой спинкой, ср. ширины, тонким верхним веком, без всяких следов монголоидной складки, ср. толщины губами, округлым подбородком, лицом в форме широкого овала. Все эти особенности указывают, что минусинские долихокефалы бронзового века значит. отличаются от своих предшественников в энеолите Забайкалья и могут быть сопоставлены с другим расовым типом, напоминающим в некоторых признаках один из типов древних погребений юж. части СССР, относимых к скифской эпохе.

 

Из позднейших металлических культур Сиб., в частности, Минусинского края, значит. костный материал имеется из погребений т.наз. Андроновской культуры (см.); черепа это-

(415/416)

го типа, поступившие в Антропологический музей Московского Ун-та, находятся в изучении. Долихокефалы без монголоидных признаков преобладают и среди андроновских черепов, к-рые в некоторых отношениях сближаются с черепами, описанными Горощенко, не будучи, однако, с ними идентичными. Сходные с ними типы правильнее всею искать в древнем населении обл., лежащих к западу от степей Верхнего Енисея вплоть до Южной России.

 

Т.о., черепа монголоидного типа появляются в Юж. Сиб. сравнит. в поздние эпохи; более точное установление эпохи и места их появления, а равно и более углублённый анализ типа их предшественников станет возможным лишь после тщательной проработки имеющегося, всё же довольно скудного, материала и после его пополнения.

 

Лит.: Дебец, Г.Ф. Энеолитические черепа Иркутского музея, «Сев. Азия», М., 1927, 4; Горощенко, К.И. Курганные черепа Минусинского края. Описание Минусинского музея, в. II, 1900; Талько-Грынцевич, Ю.Д. Материалы к палеоэтнологии Забайкалья, «Труды Троицкосавско-Кяхтин. Отд.Р.Г. Об-ва», т. 1, вв. 2 и 3, 1898; т. III, вв. 1 и 2-3, 1900; т. IV, в. 2, 1901; т. VI, в. 2, 1903; его же. Материалы к антропологии и этнографии Центр. Азии, Л., изд. Акад. Наук, 1926.

В. Бунак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки