главная страница / библиотека / обновления библиотеки

[ книжная серия ]

Теория и методология архаики. (ТЕМА)

Материалы теоретического семинара.

// СПб: СПбГУ; «Европейский Дом»; «Лема»; МАЭ РАН. 1998-…

 


Выпуски: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13

 

 


Теория и методология архаики. [Вып. 1] Своя и чужие культуры. Сознание — искусство — образ. СПб: СПбГУ. 1998.

Вып. 1.   ^

Своя и чужие культуры. Сознание — искусство — образ.

// СПб: СПбГУ. 1998. 116 с.

 

От редактора. — 5

 

I. Своя и чужие культуры: возможные походы к изучению.

 

Островский А.Б. Структурно-семиотический подход к изучению менталитета в традиционной бесписьменной культуре. — 7

Арсеньев В.Р. «Эмпатический подход» или принцип всеединства в изучении архаики. — 12

Калинина И.В. Функционально-технологический подход. — 21

Дмитриева Т.Н. Попытка синтеза. — 28

 

II. Сознание. Искусство. Образ.

 

Удалова Г.П. Культурологические аспекты функциональной межполушарной асимметрии. — 35

Кравчунас Б.К. Николаенко Н.Н. Изобразительная деятельность и мозг. — 47

Дмитриева Т.Н. Некоторые особенности изобразительной системы искусства палеолита. — 56

Столяр А.Д. Лук и стрелы как факторы мезо-неолитической меры пространства (генезис архетипа левантийской «перспективы»). — 68

Подольский М.Л. Интуиция бесконечности в наскальных изображениях. — 78

Калинина И.В. Тотем в структуре образного мышления. — 96

Лесман Ю.М. Эволюция ювелирных изделий Древнего Новгорода: в поисках объяснения. — 106

 

 


Теория и методология архаики. Вып. 2. I. Тотемизм: артефакты, концепции и реальность. II. Культура: социум и индивид. СПб: «Европейский Дом». 2000.

Вып. 2.   ^

I. Тотемизм: артефакты, концепции и реальность.

II. Культура: социум и индивид.

// СПб: «Европейский Дом». 2000. 184 с.

 

аннотация: ]

Сборник посвящен важнейшим проблемам изучения архаических обществ, находящимся в центре внимания специалистов различных гуманитарных дисциплин. Тотемизм — историческая реальность или иллюзия? Кто ‘делает’ культуру — человек или социум? Можно ли говорить о творческой индивидуальности создателей произведений первобытного искусства? Разные аспекты этих ‘вечных’ вопросов рассматриваются в публикуемых докладах и выступлениях участников теоретического семинара ТЕМА 1998-99 гг.

Адресуется археологам, этнографам, искусствоведам, культурологам, религиеведам, а также всем, интересующимся культурой давно ушедших и ныне существующих архаических обществ.

 

Содержание

 

Савинов Д.Г. О теоретическом семинаре ТЕМА. — 5

 

I. Тотемизм: артефакты. Концепции и реальность.

Дмитриева Т.Н. Проблема тотемизма в историографическом аспекте. — 7

Удалова Г.П. Ритуализация поведения у животных. — 23

Савинов Д.Г. К проблеме связи тотемизма и экзогамии. — 34

Щербакова Т.И. ‘Необычные объекты’ культурного слоя палеолитических поселений как предмет специального изучения. — 43

Калинина И.В. Зверь-тотем в типологии образов. — 55

Подольский М.Л. Миф в первобытном изобразительном искусстве. — 65

Альбедиль М.Ф. Индуистские источники о тотемизме: иллюзия или реальность? — 75

Арсеньев В.Р. «Мнимое» и «реальное» в интерпретации архаического всеединства. — 84

 

II. Культура: социум и индивид.

Удалова Г.П. От индивидуального озарения к традиции в группе (прекурсоры культурной преемственности человека). — 93

Аникович М.Б. Общество и личность в палеолите, что могут сказать об этом археологические данные? — 103

Подольский М.Л. Индивидуальное и типическое в археологической культуре (опыт композиционного подхода). — 113

Альбедиль М.Ф. Социоприродные измерения человека в древнеиндийской культуре. — 129

Арсеньев В.Р. К определению «субъекта» архаической действительности. — 138

 

Выступления в дискуссии.

Шевченко Ю.Ю. Цивилизация, информация, личность (по докладам Г.П. Удаловой, М.В. Аниковича и М.Ф. Альбедиль). — 148

Аникович М.В. Об историческом познании, — возможно ли объективное знание о прошлом? — 154

Удалова Г.П. Реплика по докладу М.В. Аниковича. — 155

Калинина И.В. О навыке (по докладу Г.Н. Удаловой). — 156

Рабинович Р.Г. О возникновении личности и личностного отношения в первобытном социуме (по докладу М.В. Аниковича). — 157

Соколова Л.А. О профессионализме первобытного искусства (по выступлению Р.Г. Рабиновича). — 159

Демещенко С.А. Искусство палеолита (к вопросу об индивидуализации). — 162

Подольский М.Л. Об ‘элитарности’ верхнепалеолитического искусства. — 164

Тарасова И.В. Человек, общество и вера в судьбу. — 165

Арсеньев В.Р. От ложного «объективизма» к объективации «субъекта». — 169

Гиренко Н.М. К соотношению археологии и этнографии. — 171

Калинина И.В. «Вживание» в социальную роль или «уподобление образу»? (по докладу М.Ф. Альбедиль). — 174

Паульс Е.Д. О выразительности скифского искусства. — 176

Кисель В.А. Проблема авторства древних ювелирных изделий и раннескифская торевтика. — 178

Савинов Д.Г. От природы к творческой индивидуальности. — 180

 

 


Теория и методология архаики. Вып. 3. I. Стратиграфия культуры. II. Что такое архаика? СПб: «Лема». 2003.

Вып. 3.   ^

I. Стратиграфия культуры. II. Что такое архаика?

// СПб: «Лема». 2003. 142 с. ISBN 5-88431-085-4

 

Под ред. Д.Г. Савинова, М.Л. Подольского.

аннотация: ]

Сборник продолжает серию публикаций материалов теоретического семинара «Теория и методология архаики», посвящённого важнейшим вопросам изучения архаических обществ и их соотношения с современностью. Приложимо ли к древним культурам привычное для нас представление о линейном осевом времени? Каким образом происходит трансформация культур, их зарождение и исчезновение? Как разнородные компоненты культуры взаимодействуют между собой? Как они проявляются в повседневной жизни общества? Что такое архаика? Насколько она присутствует в нашем мировосприятии? Возможно ли выработать однозначный (нормативный) подход к явлениям подобного рода? Разнообразные аспекты этих вечных проблем рассматриваются в публикуемых докладах специалистов различных гуманитарных дисциплин, участвовавших в работе семинара ТЕМА в 2000 и 2001 гг.

Книга адресуется археологам, этнографам, искусствоведам, культурологам, а также всем, интересующимся культурой давно ушедших и ныне существующих архаических обществ.

 

От редакторов. — 5

 

I. Стратиграфия культуры.

Подольский М.Л. Культура и история (в поисках системы координат). — 7

Альбедиль М.Ф. Ритуал в пространстве традиционной культуры. — 16

Березкин Ю.Е. Об универсалиях в мифологии. — 24

Арсеньев В.Р. Проблема кодов культур. — 37

Подольский М.Л. Субъект и система в культуре. — 46

Савинов Д.Г Динамика культурного пространства (по археологическим материалам Центральной Азии и Южной Сибири). — 52

Ивочкина Н.В. Культурно-исторические корни китайских денег. — 61

Калинина И. В. Структурированность потестарного общества в семантическом аспекте. — 71

Шевченко Ю.Ю. Структурализация культур в свете биогеографи- ческой концепции этногенеза. — 79

 

II. Что такое архаика?

Удалова Г.П. Системы доминирования в сообществах животных, этносе и культуре. — 95

Арсеньев В.Р. Архаика как дефиниция и реальность. — 104

Альбедиль М.Ф. Центр мира. — 109

Щербакова Т.И. Архаика и время. — 138

Калинина И.В. Стрела в архаике (образная лексика). — 123

Виноградов В.В. «…святая вода была в этом копытце». — 137

 

Список сокращений. — 143

 


Вып. 4.   ^

Лидерство в архаике: условия и формы проявления.

// СПб: МАЭ РАН. 2011. 206 с.
ISBN 978-5-88431-225-8 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

Предисловие. — 5

 

Е.В. Иванова. Владимир Рафаилович Кабо (1925–2009). — 8

Т.Н. Дмитриева. В.Р. Кабо как религиовед. — 15

Г.П. Удалова. Доминирование-лидерство у приматов (эволюционный аспект). — 25

В.Р. Арсеньев. Охотник бамбара как социальный лидер (методологические заметки). — 50

И.В. Калинина. Условия формирования лидера в архаическом обществе. — 61

Д.Г. Савинов. Тунгусский «триумвират» (к вопросу о профессиональном факторе лидерства в архаике). — 68

М.Ф. Альбедиль. Духовное лидерство: мифологический архетип. — 78

Ю.Е. Берёзкин. О структуре истории. — 87

В.В. Бочаров. Женщина как ресурс мужской власти. — 99

Ю.Ю. Карпов. Вождь и народ: горско-кавказская редакция отношений. — 118

Л.С. Марсадолов. Сакральное, социально-экономическое и геополитическое лидерство вождей кочевых племён Саяно-Алтая в 1 тысячелетии до н.э. — 130

В.И. Мордвинцева. Архаические орнаменты в эллинистической торевтике: вопрос социального престижа или проявление этнического самосознания? — 143

Ю.Ю. Шевченко. Нищенство как индикатор лидерства в первохристианстве: апостолы и пророки — трансформации во времени. — 153

Т.И. Щербакова. Последние шаманы Чукотки: лидерство как долг. — 171

Владимир Кабо. Этническое христианство как историко-этнологическая проблема. — 183

 

 


Вып. 5.   ^

Жертвоприношение в архаике: атрибуция, назначение, цель.

// СПб: МАЭ РАН. 2012. 180 с.
ISBN 978-5-88431-202-9 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

Предисловие. — 5

 

Г.П. Удалова. Предпосылки возникновения жертвоприношения как формы социального поведения. — 9

Т.Н. Дмитриева. О неоднозначности понятия «жертвоприношение». — 33

И.В. Калинина. Архаические жертвоприношения: о некоторых подходах к изучению. — 43

Д.Г. Савинов. Идея множественности как залог успешного жертвоприношения. — 49

М.Ф. Альбедиль. Жертвоприношение в древней Индии: космогоническая символика. — 63

Я.В. Васильков. Битва как жертвоприношение (по данным древнеиндийской традиции). — 74

Л.С. Марсадолов. Жертвоприношения на сакральных путях-направлениях у древних кочевников Саяно-Алтая. — 87

В.В. Иванова. Жертва Аллаху, святым и джиннам в Анатолии (Архаическая современность). — 116

Е.Г. Фёдорова. Жертвоприношения у северных манси: о роли жреца, шамана, «знающего». — 129

А.К. Салмин. Жертвоприношение в традиционной жизни чувашей. — 143

Т.И. Щербакова. Жертвенное место ненцев на реке Нумги: попытка реконструкции. — 152

 

Приложение

В.Ю. Крюкова. Восстановление утраченного мира как искупительная жертва (Видевдат 14). — 166

 

 


Вып. 6.   ^

Цикличность: динамика культуры и сохранение традиции.

// СПб: МАЭ РАН. 2013. 198 с.
ISBN 978-5-88431-224-1 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

Предисловие. — 5

 

Г.П. Удалова. Культурные традиции и социальное обучение у приматов. — 8

И.В. Калинина. Цикличность археологических культур и технологические традиции. — 35

Д.Г. Савинов. К определению понятия «цикличность» в культурогенезе. — 43

А.Б. Островский. Истоки перманентной сакральности чисел. — 53

М.Ф. Альбедиль. Образы и модели цикличности в древнеиндийской культуре. — 71

В.Ю. Крюкова. Ритуальное очищение огней в авестийском Видевдате и составление священного огня в зороастризме. — 82

Ю.Е. Берёзкин. Центральные Анды, Ближний Восток и тайное знание. — 91

Л.С. Марсадолов. Числа, их счёт, мера, периодичность и сакральность у кочевников Евразии в I тысячелетии до н.э. — 121

Т.Н. Дмитриева. О возможности выявления общих черт почитания медведя у обских угров и народов Дальнего Востока. — 154

Т.И. Щербакова. Число 7 в традиционной культуре ненцев (по материалам коллекций Государственного музея истории религии). — 165

Е.Г. Фёдорова. Культура северных манси середины XX — начала XXI века: факторы угасания и возрождения традиций. — 179

Ю.Ю. Шевченко. О традиционном и инновационном в основных христианских литургических артефактах (по путевым заметкам 2009-2012 гг.). — 188

 

Сведения об авторах. — 195

 

 


Вып. 7.   ^

Актуальные проблемы изучения архаики.
Материалы теоретического семинара
«Теория и методология архаики» 1996-2012 гг.

// СПб: МАЭ РАН. 2014. 444 с.
ISBN 978-5-88431-275-3 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

Предисловие.
Альбедиль М.Ф., Савинов Д.Г. О теоретическом семинаре «Теория и методология архаики». — 7

 

I. Архаика и основные подходы к её изучению.

Арсеньев В.Р. Архаика как дефиниция и реальность. — 13

Щербакова Т.И. Архаика и время. — 18

Островский А.Б. Структурно-семиотический подход к изучению менталитета в традиционной бесписьменной культуре. — 26

Арсеньев В.Р. «Эмпатический подход» или принцип всеединства в изучении архаики. — 33

Калинина И.В. Функционально-технологический подход. — 42

Дмитриева Т.Н. Попытка синтеза. — 51

 

II. Культура как не запрограммированная природой деятельность человека.

Удалова Г.П. От индивидуального озарения к традиции в группе (прекурсоры культурной преемственности человека). — 61

Альбедиль М.Ф. Социоприродные измерения человека в древнеиндийской культуре. — 73

Шевченко Ю.Ю. Структурализация культур в свете биогеографической концепции этногенеза. — 83

Арсеньев В.Р. Проблема кодов культуры. — 102

Подольский М.Л. Индивидуальное и типическое в археологической культуре (опыт композиционного подхода). — 113

Савинов Д.Г. К определению понятия «цикличность» в культурогенезе. — 132

Фёдорова Е.Г. Культура северных манси середины XX — начала XXI века: факторы угасания и возрождения традиций. — 140

 

III. Социальные отношения в архаике. Лидерство.

Калинина И.В. Структурированность потестарного общества в семантическом аспекте. — 151

Арсеньев В.Р. Охотник бамбара как социальный лидер — методологические заметки. — 161

Савинов Д.Г. Тунгусский «триумвират» (к вопросу о профессиональном факторе лидерства в архаике). — 172

Карпов Ю.Ю. Вождь и народ — горско-кавказская редакция отношений. — 182

Альбедиль М.Ф. Духовное лидерство: мифологический архетип. — 194

Шевченко Ю.Ю. Нищенство как индикатор лидерства в первохристианстве: апостолы и пророки — трансформации во времени. — 203

Щербакова Т.И. Последние шаманы Чукотки: лидерство как долг. — 223

 

IV. Мировоззрение и искусство.

Берёзкин Ю.Е. Об универсалиях в мифологии. — 237

Альбедиль М.Ф. Центр мира. — 253

Дмитриева Т.Н. Проблема тотемизма в историографическом аспекте. — 263

Калинина И.В. Зверь-тотем в типологии образов. — 283

Савинов Д.Г. К проблеме связи тотемизма и экзогамии. — 295

Дмитриева Т.Н. Некоторые особенности изобразительной системы искусства палеолита. — 305

Подольский М.Л. Интуиция бесконечности в наскальных изображениях. — 321

 

V. Жертвоприношения.

Дмитриева Т.Н. О неоднозначности понятия «жертвоприношение». — 343

Савинов Д.Г. Идея множественности как залог успешного жертвоприношения. — 353

Марсадолов Л.С. Жертвоприношения на сакральных путях-направлениях у древних кочевников Саяно-Алтая. — 365

Васильков Я.В. Битва как жертвоприношение (по данным древнеиндийской традиции). — 388

Федорова Е.Г. Жертвоприношения у северных манси: о роли жреца, шамана, «знающего». — 402

Щербакова Т.И. Жертвенные места ненцев на реке Нумги: попытка реконструкции. — 416

Крюкова В.Ю. Восстановление утраченного мира как искупительная жертва. — 429

 

 


Вып. 8.   ^

Реальные и знаковые формы социальной дифференциации в архаике. Миф и формы его отражения в ритуальной практике.
[Сб. научных трудов семинара «Теория и методология архаики»]. Вып. 8.

// СПб: МАЭ РАН. 2015. 222 с.
ISBN 978-5-88431-275-3 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

Предисловие. — 5

 

Часть I. Реальные и знаковые формы социальной дифференциации в архаике.

Г.П. Удалова. Сигнализация как основа структурирования и дифференцирования сообществ приматов. — 9

И.В. Калинина. О персонификации в архаике. — 34

М.Ф. Альбедиль. Символические формы проявления царской власти в Древней Индии. — 47

В.Ю. Крюкова. Градации осквернений и системы искупительных жертв как отражение социальной дифференциации в авестийском Видевдате. — 55

Д.Г. Савинов. Тамгообразные изображения горных козлов, или К определению фарна древнетюркских каганов. — 64

Т.Н. Дмитриева. Богатство и его символы в культуре нивхов. — 75

Ю.Ю. Шевченко. Предметы, различающие чины духовной иерархии в первохристианской (II — начало IV в.) и раннехристианской (начало IV — IX в.) среде. — 87

 

Часть II. Миф и формы его отражения в ритуальной практике.

Г.П. Удалова. Обучение антропоидов искусственным языкам-посредникам. — 107

И.В. Калинина. Миф и духовность в архаике. — 139

Д.Г. Савинов. В поисках главного героя… (по материалам наскальных изображений Центральной Азии и Южной Сибири). — 149

Л.В. Панкратова. Семантика и функции комплекса бронзовой кулайской металлопластики из погребения 3 Барсовского VII могильника: мифоритуальный контекст. — 158

Л.С. Марсадолов. Мифоэпические и зодиакальные представления кочевников Сибири в I-м тыс. до н.э. — 172

М.Ф. Альбедиль. Взаимосвязи мифа и ритуала в Древней Индии (по материалам ведийского канона). — 188

Т.Н. Дмитриева. Формы существования мифологии, связанной с медведем, у народов Нижнего Амура и Сахалина. — 196

О.А. Печурина. «Майский шест»: синтез мифа, танца и технологии плетения. — 206

 

Список сокращений. — 221

 

 


Вып. 9.   ^

Образ и архетип в традиции архаики.
Ритуально-мифологический контекст и семантика.
[Сб. научных трудов семинара «Теория и методология архаики»]. Вып. 9.

// СПб: МАЭ РАН. 2016. 154 с.
ISBN 978-5-88431-308-8 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

Предисловие. — 5

 

Г.П. Удалова. К вопросу об эволюции визуального мышления. — 9

И.В. Калинина. К вопросу о содержании понятий «семантический образ» и «художественный образ». — 43

Д.Г. Савинов. Дерево и маска: архетип одного из образов окуневского искусства. — 50

М.Ф. Альбедиль. Архетип целостности и его ритуально мифологическое воплощение в индуизме. — 61

В.Ю. Крюкова. Ночь в авестийских текстах. — 69

Т.Н. Дмитриева. Изображения шаманских духов в фондах ГМИР (к вопросу о природе архаического изображения). — 78

А.Б. Островский. Визуальные образы канала сакральной коммуникации в ритуальной утвари нивхов и айнов. — 94

Е.Г. Фёдорова. Некоторые черты образа духов покровителей у северных манси. — 117

Е.В. Дороничева. Неандертальцы охотники на медведя? — 133

Ю.Ю. Шевченко. Готское христианское наследие. — 141

 

 


Вып. X.   ^

Культурные коммуникации в архаике.
Сб. научных трудов семинара «Теория и методология архаики». Вып. X.

// СПб: МАЭ РАН. 2017. 180 с. ISBN 978-5-88431-339-2

 

Предисловие. К вопросу о теории культурных коммуникаций. — 5

 

Г.П. Удалова. Межвидовые взаимоотношения в сообществах животных. — 10

Е.В. Дороничева. Культурные ареалы в среднем палеолите южного и северного Кавказа (на примере культур загросского мустье и восточного микока). — 37

А.Г. Новожилов. Коммуникационный аспект этнического стереотипа поведения. — 53

И.В. Калинина. О сходстве орнаментации керамики в разных культурных традициях. — 70

Д.Г. Савинов. Движение людей, вещей или идей? (К вопросу о формировании скифо-сибирского культурного пространства). — 79

М.Ф. Альбедиль. Протоиндийская письменность как основной информационный канал культуры. — 94

В.Ю. Крюкова. Культы животных как маркеры культурных связей в древнем Иране и Индии. — 104

Т.Н. Дмитриева. Медвежий праздник народов Нижнего Амура и Сахалина как форма культурной коммуникации. — 111

Е.Г. Фёдорова. Связь между мирами в традиционной культуре обских угров. — 122

А.Б. Островский. Коммуникации с умершими в русском сельском социуме в конце XIX в. и конце XX в. (по материалам Фонда В.Н. Тенишева и полевым исследованиям автора). — 134

 

Приложение.

Ю.В. Кнорозов. К вопросу о классификации сигнализации. — 156

Ю.В. Кнорозов. Этногонические легенды. Общий обзор. — 168

 

Сведения об авторах. — 178

 

 


Теория и методология архаики. Вып. XI. Вещь и обряд: рациональное и иррациональное в архаике. СПб: МАЭ РАН. 2018.

Вып. XI.   ^

Вещь и обряд: рациональное и иррациональное в архаике.

Сб. научных трудов семинара «Теория и методология архаики». Вып. XI.

// СПб: МАЭ РАН. 2018. 230 с. ISBN 978-5-88431-353-8

 

Предисловие. — 5

 

Г.П. Удалова. Вещь как собственность, предмет использования в быту и при трудовой деятельности, символ и святыня. — 8

М.Ф. Альбедиль. Музейные экспонаты: десакрализация ритуальных предметов. — 20

Н.В. Майкова. Ткачество и текстиль в японских источниках VIII-XI вв. — 29

А.Б. Островский. «Усодержатели» айнов икуниси/икупасуй как семиотическая система. — 44

Т.Н. Дмитриева. О древесных стружках народов Нижнего Амура и Сахалина: использование ритуальное и утилитарное. — 58

Е.Г. Фёдорова. Средства передвижения в обрядности манси. — 73

Ю.Г. Кустова. Детские игрушки из кости и ритуалы с ними у хакасов. — 82

В.Н. Седых. Курганы, лапы, кольца... (русско-аландские связи в эпоху викингов). — 92

И.В. Калинина. Гёбекли Тепе: «революция символов» или обряды инициации? — 107

О.В. Яншина. Керамика, погребальный обряд, антропоморфные изображения: к истокам взаимосвязи. — 121

Н.А. Васильева. Вотивные формы изделий в составе сопроводительного инвентаря могильника Кокэль (в свете археологических и этнографических данных). — 135

Д.Г. Савинов. Псалии — коновязь: история превращения одного предмета. — 157

Д.Ю. Гук. Археологические свидетельства практики заговоров и магии из коллекции Государственного Эрмитажа. — 168

И.В. Стасевич. Изображения покойного в погребально-поминальной обрядности кыргызов (практика конструирования предметного и художественного образа). — 175

К.М. Воздиган. Музыкальные инструменты в ритуальной практике индийских племён (на примере племени ратхва в штате Гуджарат). — 188

Л.А. Стрельцова. Плетёные корзины и другие предметы в ритуале тонгсинг народности лимбу. — 199

В.Ю. Крюкова. Использование цветов в ритуалах парсов. — 212

 

Список сокращений. — 219

Сведения об авторах. — 220

 

 


Теория и методология архаики. Вып. XII. Мужская и женская субкультуры в архаике: мифологемы, системы обозначения, функции. СПб: МАЭ РАН. 2019.

Вып. XII.   ^

Мужская и женская субкультуры в архаике:
мифологемы, системы обозначения, функции.

// СПб: МАЭ РАН. 2019. 168 с. ISBN 978-5-88431-375-0

 

Предисловие. — 5

 

Г.П. Удалова. Биологические основы полового диморфизма у животных. — 8

М.Ф. Альбедиль. Полярность мужского и женского начал в традиционной индийской культуре: мифологические основания. — 27

Л.А. Стрельцова. Функция мифа об инцесте в обществе непальских лимбу. — 37

В.Ю. Крюкова. Женское и мужское в авестийском Видевдате. — 46

И.В. Калинина. Отношение к мужской и женской вещи в традиционных обществах. — 55

А.Б. Островский. Категории «мужское» и «женское» в системе родства, картине мира и в основании человеческого мышления (очерк концепции социального антрополога-африканиста Ф. Эритье). — 65

Т.Н. Дмитриева. Женские роли в общении с иным миром (на материалах народов Нижнего Амура и Сахалина). — 78

Д.Ю. Гук, Н.Н. Николаев. Чей ковёр? Гендерные стереотипы. — 92

Д.Г. Савинов. К интерпретации женского образа в искусстве населения эпохи бронзы Минусинской котловины. — 101

Ю.Г. Кустова. Символы мужского и женского в традиционном костюме хакасов. — 122

И.В. Стасевич. Роль женщины в традиционной погребально-поминальной обрядности казахов. — 134

Е.Г. Фёдорова. Женское пространство в традиционной культуре северных манси. — 151

 

Сведения об авторах. — 163

 

 


Теория и методология архаики. Вып. XIII. Охота и война: организация, стратегия, опыт. Животные в архаике: мировоззрение, обрядовая практика, образ. СПб: МАЭ РАН. 2021.

Вып. XIII.   ^

Охота и война: организация, стратегия, опыт.
Животные в архаике: мировоззрение, обрядовая практика, образ.

// СПб: МАЭ РАН. 2021. 224 с.

 

Отв. ред.: М.Ф. Альбедиль, Д.Г. Савинов.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки