главная страница / библиотека / обновления библиотеки

[ книжная серия ]

Теория и методология архаики. (ТЕМА)

Материалы теоретического семинара.

// СПб: СПбГУ; «Европейский Дом»; «Лема»; МАЭ РАН. 1998-....

 


Выпуски: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

 

 


Теория и методология архаики. [Вып. 1] Своя и чужие культуры. Сознание — искусство — образ. СПб: СПбГУ. 1998.

Вып. 1.   ^

Своя и чужие культуры. Сознание — искусство — образ.

// СПб: СПбГУ. 1998. 116 с.

 

От редактора. — 5

 

I. Своя и чужие культуры: возможные походы к изучению.

 

Островский А.Б. Структурно-семиотический подход к изучению менталитета в традиционной бесписьменной культуре. — 7

Арсеньев В.Р. «Эмпатический подход» или принцип всеединства в изучении архаики. — 12

Калинина И.В. Функционально-технологический подход. — 21

Дмитриева Т.Н. Попытка синтеза. — 28

 

II. Сознание. Искусство. Образ.

 

Удалова Г.П. Культурологические аспекты функциональной межполушарной асимметрии. — 35

Кравчунас Б.К. Николаенко Н.Н. Изобразительная деятельность и мозг. — 47

Дмитриева Т.Н. Некоторые особенности изобразительной системы искусства палеолита. — 56

Столяр А.Д. Лук и стрелы как факторы мезо-неолитической меры пространства (генезис архетипа левантийской «перспективы»). — 68

Подольский М.Л. Интуиция бесконечности в наскальных изображениях. — 78

Калинина И.В. Тотем в структуре образного мышления. — 96

Лесман Ю.М. Эволюция ювелирных изделий Древнего Новгорода: в поисках объяснения. — 106

 

 


Вып. 2.   ^

Ч. I. Тотемизм: артефакты, концепции и реальность.

Ч. II. Культура: социум и индивид.

// СПб: «Европейский Дом». 2000. 183 с.

 

 

 


Вып. 3.   ^

Ч. I. Стратиграфия культуры.

Ч. II. Что такое архаика?

// СПб: «Лема». 2003. 142 с.

 

 

 


Вып. 4.   ^

Лидерство в архаике: условия и формы проявления.

// СПб: МАЭ РАН. 2011. 206 с.
ISBN 978-5-88431-225-8 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

Предисловие. — 5

 

Е.В. Иванова. Владимир Рафаилович Кабо (1925–2009). — 8

Т.Н. Дмитриева. В.Р. Кабо как религиовед. — 15

Г.П. Удалова. Доминирование-лидерство у приматов (эволюционный аспект). — 25

В.Р. Арсеньев. Охотник бамбара как социальный лидер (методологические заметки). — 50

И.В. Калинина. Условия формирования лидера в архаическом обществе. — 61

Д.Г. Савинов. Тунгусский «триумвират» (к вопросу о профессиональном факторе лидерства в архаике). — 68

М.Ф. Альбедиль. Духовное лидерство: мифологический архетип. — 78

Ю.Е. Берёзкин. О структуре истории. — 87

В.В. Бочаров. Женщина как ресурс мужской власти. — 99

Ю.Ю. Карпов. Вождь и народ: горско-кавказская редакция отношений. — 118

Л.С. Марсадолов. Сакральное, социально-экономическое и геополитическое лидерство вождей кочевых племён Саяно-Алтая в 1 тысячелетии до н.э. — 130

В.И. Мордвинцева. Архаические орнаменты в эллинистической торевтике: вопрос социального престижа или проявление этнического самосознания? — 143

Ю.Ю. Шевченко. Нищенство как индикатор лидерства в первохристианстве: апостолы и пророки — трансформации во времени. — 153

Т.И. Щербакова. Последние шаманы Чукотки: лидерство как долг. — 171

Владимир Кабо. Этническое христианство как историко-этнологическая проблема. — 183

 

 


Вып. 5.   ^

Жертвоприношение в архаике: атрибуция, назначение, цель.

// СПб: МАЭ РАН. 2012. 180 с.
ISBN 978-5-88431-202-9 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

Предисловие. — 5

 

Г.П. Удалова. Предпосылки возникновения жертвоприношения как формы социального поведения. — 9

Т.Н. Дмитриева. О неоднозначности понятия «жертвоприношение». — 33

И.В. Калинина. Архаические жертвоприношения: о некоторых подходах к изучению. — 43

Д.Г. Савинов. Идея множественности как залог успешного жертвоприношения. — 49

М.Ф. Альбедиль. Жертвоприношение в древней Индии: космогоническая символика. — 63

Я.В. Васильков. Битва как жертвоприношение (по данным древнеиндийской традиции). — 74

Л.С. Марсадолов. Жертвоприношения на сакральных путях-направлениях у древних кочевников Саяно-Алтая. — 87

В.В. Иванова. Жертва Аллаху, святым и джиннам в Анатолии (Архаическая современность). — 116

Е.Г. Фёдорова. Жертвоприношения у северных манси: о роли жреца, шамана, «знающего». — 129

А.К. Салмин. Жертвоприношение в традиционной жизни чувашей. — 143

Т.И. Щербакова. Жертвенное место ненцев на реке Нумги: попытка реконструкции. — 152

 

Приложение

В.Ю. Крюкова. Восстановление утраченного мира как искупительная жертва (Видевдат 14). — 166

 

 


Вып. 6.   ^

Цикличность: динамика культуры и сохранение традиции.

// СПб: МАЭ РАН. 2013. 198 с.
ISBN 978-5-88431-224-1 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

Предисловие. — 5

 

Г.П. Удалова. Культурные традиции и социальное обучение у приматов. — 8

И.В. Калинина. Цикличность археологических культур и технологические традиции. — 35

Д.Г. Савинов. К определению понятия «цикличность» в культурогенезе. — 43

А.Б. Островский. Истоки перманентной сакральности чисел. — 53

М.Ф. Альбедиль. Образы и модели цикличности в древнеиндийской культуре. — 71

В.Ю. Крюкова. Ритуальное очищение огней в авестийском Видевдате и составление священного огня в зороастризме. — 82

Ю.Е. Берёзкин. Центральные Анды, Ближний Восток и тайное знание. — 91

Л.С. Марсадолов. Числа, их счёт, мера, периодичность и сакральность у кочевников Евразии в I тысячелетии до н.э. — 121

Т.Н. Дмитриева. О возможности выявления общих черт почитания медведя у обских угров и народов Дальнего Востока. — 154

Т.И. Щербакова. Число 7 в традиционной культуре ненцев (по материалам коллекций Государственного музея истории религии). — 165

Е.Г. Фёдорова. Культура северных манси середины XX — начала XXI века: факторы угасания и возрождения традиций. — 179

Ю.Ю. Шевченко. О традиционном и инновационном в основных христианских литургических артефактах (по путевым заметкам 2009-2012 гг.). — 188

 

Сведения об авторах. — 195

 

 


Вып. 7.   ^

Актуальные проблемы изучения архаики.
Материалы теоретического семинара
«Теория и методология архаики» 1996-2012 гг.

// СПб: МАЭ РАН. 2014. 444 с.
ISBN 978-5-88431-275-3 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

 

 


Вып. 8.   ^

Реальные и знаковые формы социальной дифференциации в архаике. Миф и формы его отражения в ритуальной практике.
[Сборник научных трудов семинара «Теория и методология архаики»]. Вып. 8.

// СПб: МАЭ РАН. 2015. 222 с.
ISBN 978-5-88431-275-3 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

 

 


Вып. 9.   ^

Образ и архетип в традиции архаики. Ритуально-мифологический контекст и семантика.
[Сборник научных трудов семинара «Теория и методология архаики»]. Вып. 9.

// СПб: МАЭ РАН. 2016. 154 с.
ISBN 978-5-88431-308-8 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)

 

 

 


Вып. X.   ^

Культурные коммуникации в архаике.
Сборник научных трудов семинара «Теория и методология архаики». Вып. X.

// СПб: МАЭ РАН. 2017. 180 с. ISBN 978-5-88431-339-2

 

 

 


Теория и методология архаики. Вып. XI. Вещь и обряд: рациональное и иррациональное в архаике. СПб: МАЭ РАН. 2018.

Вып. XI.   ^

Вещь и обряд: рациональное и иррациональное в архаике.

Сборник научных трудов семинара «Теория и методология архаики». Вып. XI.

// СПб: МАЭ РАН. 2018. 230 с. ISBN 978-5-88431-353-8

 

 


Теория и методология архаики. Вып. XII. Мужская и женская субкультуры в архаике: мифологемы, системы обозначения, функции. СПб: МАЭ РАН. 2019.

Вып. XII.   ^

Мужская и женская субкультуры в архаике:
мифологемы, системы обозначения, функции.

// СПб: МАЭ РАН. 2019. 168 с. ISBN 978-5-88431-375-0

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки