главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.Л. Сычёв

К вопросу о восточноазиатских элементах
в иранском костюме.

// Искусство и археология Ирана и его связь с искусством народов СССР с древнейших времён. III Всесоюзная конференция. ТД. М.: «Советский художник». 1979. С. 80-82.

 

Исследователи (X. Готц, Г.А. Пугаченкова, М.В. Горелик) неоднократно отмечали большую роль центрально- и восточноазиатской традиций в формировании костюма средневекового Ирана. Особенно заметным было влияние первой, что позволяет говорить о сложении во второй половине I тысячелетия единого комплекса ирано-тюркского костюма. Воздействие восточноазиатской традиции связывают с монгольскими завоеваниями в XIII в. Оно сказалось в проникновении в иранский костюм специфических форм головных уборов, женских причёсок, вышивок геральдического характера на груди и на плечах верхней одежды и некоторых других деталей и черт, характерных для монгольского и дальневосточного костюмов. При этом, по мнению большинства исследователей, восточноазиатская традиция оказала заметное влияние лишь на придворную иранскую среду, в то время как обычная одежда представляла собой вариант заимствованного от уйгуров общетюркского костюма.

 

Между тем одно, но очень важное изменение, обусловленное восточноазиатским влиянием, произошло в одежде всех слоёв иранского общества. Судя по изобразительным материалам, вплоть до XIII в. все виды запашной одежды в Иране запахивались справа налево, а с XIV в. стали запахиваться наоборот — слева направо. Хотя это изменение уже давно привлекло к себе внимание исследователей, оно не получило удовлетворительного объяснения.

 

Обычай запахивать халат слева направо — одна из наиболее устойчивых черт восточноазиатского, в частности китайского, костюма. Литературные источники («Луньюй») свидетельствуют о том, что уже в VII в. до н.э. такая манера запахивать халат считалась исконно китайской традицией. Подтверждение этому можно найти в изобразительных материалах начиная с V в. до н.э. и в реальных костюмах II в. до н.э., найденных при археологических раскопках. Л.П. Сычёв показал, что встречающиеся иногда в китайском искусстве изображения одежды с запа́хом налево

(80/81)

связаны с погребальными обрядами и не соответствуют обычной манере ношения халата в Китае.

 

С другой стороны, С.И. Вайнштейн и М.В. Крюков убедительно доказали, что тюрки запахивались налево. Имеющиеся сведения позволяют считать, что все соседние с Китаем кочевые племена по крайней мере до начала X в. тоже запахивали правую полу поверх левой. В «Тайпин хуаньюй цзи» говорится о том, что так носили халат племена хэлань, ли, цзюйцюй, муюн, фо, туфа, тоба, гао, фу, люй, яо, чжай, юйвэнь. В «Ляо ши» сказано, что обычным платьем киданей была одежда такая же, как у племени юйвэнь. О запа́хе налево у киданей сообщается также в «Ляо чжи». В «Вэй ши» отмечается, что племена шивэй, участвовавшие в образовании монгольского этноса, родственны киданям и имеют с ними одинаковое одеяние. Эта традиция, по-видимому, восходит к культуре древних кочевников. Хорошо известен запа́х налево у скифов. Учитывая культурное единство древнего кочевого мира, можно полагать, что так же носили запашную одежду хунну, о чём не говорят китайские хроники, поскольку это было всем очевидно. Зато о менее знакомых китайцам племенах из числа юго-западных иноземцев — цюнду, цзяочжи, елан, дянь — в «Хоу Хань шу» сообщается, что все они запахивались налево. В отношении восточных соседей Китая, бывших преимущественно земледельцами и охотниками, в ханьских хрониках подробно рассказывается иногда о ширине рукавов и форме ворота, но не упоминается манера запахивать одежду. Скорее всего, они запахивались так же, как китайцы.

 

В качестве гипотезы можно выдвинуть предположение о том, что две манеры запахивать халат первоначально сложились в различной среде — одна у земледельцев, другая у кочевников. Одежда, у которой правая пола находит на левую, удобнее при посадке на коня без помощи стремян. Если садиться на лошадь слева, как это делали, по утверждению С.И. Вайнштейна, все коневоды Евразии, то легко откидывающаяся верхняя правая пола не мешает высоко закинуть правую ногу. При запа́хе слева направо правую ногу поднять труднее, поскольку правая пола удерживается верхней левой полой. Видимо, не случайно именно среди восточноазиатских земледельцев, запахивавшихся слева направо, впервые появились приспособления, облегчавшие посадку на лошадь. При использовании стремевидной подножки необходимо сначала поднять левую ногу. При этом удобнее «земледельческая» манера запахивать халат. Лучше такая манера и при работе с заступом или мотыгой, когда поднимается или выдвигается вперёд тоже левая нога.

 

После того как тюрки, а затем и другие кочевники стали широко применять стремена, практическая необходимость в «кочевническом» запа́хе отпала, и он сохранялся лишь в силу культурной традиции.

 

Там, где не было длительной традиции «земледельческого» запа́ха в силу нераспространённости запашных видов одежды или мощного влияния культуры кочевых народов, — в Восточном Туркестане, Средней Азии, Иране, Северной Индии — запа́х налево сохранялся достаточно дол-

(81/82)

го. В зоне же активных культурных контактов с восточноазиатской традицией кочевые народы восприняли «земледельческую» манеру носить одежду. С появлением стремян, по-видимому, связано также появление у кочевников Центральной Азии, значительно более длинных и широких одежд.

 

В начале X в. частично на китайский костюм перешли кидани. При этом даже в сохранённой ими так называемой «национальной форме одежды» стали запахиваться направо. Как пережиток прошлого налево запахивалась лишь одежда, предназначенная для охоты. О монголах XIII в. и Плано Карпини и Рубрук писали, что их одежда застёгивается на правом боку, а в истории династии Юань говорится о том, что Хубилай в установлениях одежды исходил из обычаев династий Цзинь, Сун, а также Хань и Тан. Трудно сказать, когда и от кого переняли монголы манеру запахивать халат направо — от киданей, чжурчжэней или китайцев. Может быть, в их этногенезе бо́льшую, чем обычно принято считать, роль играли земледельческие племена Восточных И (по китайской терминологии), и тогда они запахивались направо с самого начала? Ясно одно, что в Среднюю Азию, в Иран, Северную Индию и другие районы запа́х слева направо могли принести только монголы. Появление его в Иране в XIV, а не в XIII в. объясняется, видимо, некоторой инерцией местной традиции, которую значительно укрепило тюркское влияние сельджукского времени. Возможно, однако, что и сами монголы лишь начали переходить на «земледельческую» манеру ношения халата в XIII в., что она ещё не была характерна для всех монгольских племён. Потребовалось известное время, чтобы она укоренилась в монгольской среде, а затем перешла к другим народам.

 

Таким образом, в отношении манеры запахивать одежду до XIII в. в Иране, как и в других районах Ближнего Востока и Средней Азии, преобладало влияние собственно кочевнической традиции коневодов Евразии. В XIV в. господствующим стало воздействие традиции восточноазиатских земледельцев, переданной через посредников — кочевников Центральной Азии. Последнее обстоятельство, а также широкое распространение обычая запахивать одежду слева направо среди кочевых или бывших кочевых народов привело к тому, что многие исследователи рассматривают этот обычай как специфически кочевнический (например, Г.С. Маслова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки