Е.С. Стецкевич
Рисовальная палата
Петербургской Академии наук (1724-1766).
// СПб: 2011. 254 с. ISBN 978-5-02-038159-9
[ аннотация: ]
В монографии впервые исследуются история и деятельность Рисовальной палаты, входившей в комплекс художественных мастерских Петербургской Академии наук и являвшейся крупнейшим учебным центром России в первой половине — середине XVIII в. В книге нашли отражение процессы взаимовлияния русской и европейской культур, взаимодействия научной и художественной частей Академии наук, проанализирован вклад Академии в становление художественного образования в России. Развитие Академии наук в середине XVIII в. неразрывно связано с именем М.В. Ломоносова, поэтому в монографии прослежено отношение учёного к академическим художественным мастерским, описано сотрудничество Ломоносова с художниками и рисовальщиками Академии.
Книга основана на новых, ранее не введённых в научный оборот архивных материалах, и является логическим продолжением публикаций предшествующих лет, посвящённых другим академическим мастерским — Гравировальной и Инструментальной палатам. Издание представляет интерес для историков России, специалистов по истории науки, искусствоведов.
Оглавление
Введение. — 5
Глава первая. Формирование и развитие художественного комплекса Академии наук (1724-1747). — 27
Возникновение художественных мастерских в Академии наук. — 27
Рисовальная палата в первой половине 1740-х гг. — 50
Первые ученики художественных специальностей, присланные для обучения в Рисовальную палату из государственных учреждений Российской империи. — 57
Глава вторая. Рисовальная палата — особенности устройства и функционирования. — 70
Педагоги и ученики. Формы и методы обучения в Рисовальной палате. — 70
Основные направления производственной деятельности Рисовальной палаты. — 93
Социальное положение и быт учеников. — 118
Глава третья. Рисовальная палата в «ломоносовский период» истории Академии наук (1747-1766). — 142
Академия художеств как составная часть Академии наук. — 142
Развитие Рисовальной палаты в конце 1740-х — первой половине 1750-х гг. — 150
Заключительный этап деятельности Рисовальной палаты. — 157
Приложение. Аннотированный список лиц, проходивших обучение в Рисовальной палате. — 186
Иллюстрации [22 ненумерованных илл.]. — 234-252
Заключение. ^
В начале XVIII столетия в России на очереди встал вопрос об организации профессиональной художественной школы. В это время появились первые проекты создания Академии художеств, которые в силу целого ряда причин не были осуществлены. На протяжении первой трети XVIII в. подготовка учеников художественных специальностей осуществлялась заинтересованными в этом ведомствами самостоятельно. В проектных документах Петербургской Академии наук («Проект положения об учреждении Академии наук и художеств», 1724) наряду с основными задачами — развития науки и распространения знаний — было также обозначено намерение организовать обучение художественным специальностям. В соответствии с проектом Регламента, созданным в 1725 г., в Академии наук планировалось открыть Академию художеств для тех, кто окажется неспособным или не проявит желания к овладению «высокими» науками. Однако попытка организовать публичное обучение художественным дисциплинам, предпринятая в 1726 г., не увенчалась успехом.
Для выполнения утилитарных задач, прежде всего по созданию научных иллюстраций, в штат Академии наук были введены должности художника и гравёра. Первые художники работали в Кунсткамере, входили в состав экспедиционных отрядов, служили при анатомическом театре, преподавали рисование в гимназии. На рубеже 1720-1730-х гг. в Академии наук сформировался комплекс художественных мастерских. Его создание было напрямую связано с научной и издательской деятельностью.
Развитие художественных палат не регламентировалось уставными документами Академии. Их обеспечение и содержание потребовали значительных финансовых затрат, не предусмотренных академическим бюджетом. Поэтому на протяжении 1730-1740-х гг. неоднократно обсуждался вопрос о рациональ-
(182/183)
ности совместного существования наук и художеств в одном учреждении.
Открытие Рисовальной палаты было связано с необходимостью поставить подготовку художественных учеников на более твёрдую основу, поскольку их профессиональные успехи зависели от усвоения техники рисунка. В большей степени, чем любая другая мастерская, существовавшая при Академии наук, Рисовальная палата выполняла роль образовательного, обучающего центра. С момента приглашения в 1738 г. в качестве преподавателя придворного живописца Б. Тарсиа занятия рисунком приобрели регулярный характер и стали обязательными для учеников всех художественных палат. Их обучение с этого момента было поставлено на принципиально новую основу.
Мастера-педагоги Рисовальной палаты (Б. Тарсиа, И.Э. Гриммель, Фр. Градицци) стремились поставить преподавание на возможно более высокий уровень, ориентируясь на лучшие достижения европейской художественной школы. Обучение было построено на последовательном усвоении определённых навыков — копирования гравюр и рисунков, рисования с гипсов и натуры, попыток создания самостоятельных композиций. Для организации обучения в Рисовальной палате Академия наук целенаправленно формировала собрание гравюр и рисунков, закупала гипсовые слепки с античных статуй, живописные полотна. С первых лет существования палаты в ней проходили занятия рисованием с натуры.
Уже с начала 1740-х гг. Рисовальная палата стала общегородским центром обучения рисованию. В ней учились как представители разных ведомств Санкт-Петербурга, так и «вольные», не состоявшие на государственной службе юноши.
Как и во всех других мастерских, в Рисовальной палате осуществлялись многочисленные работы, связанные с удовлетворением потребностей Академии наук, а также с заказами императорского двора и ряда государственных учреждений. Естественно, что бо́льшая часть ответственных заданий приходилась на долю мастера палаты, но и ученики палаты принимали участие в выполнении многих из них.
По уровню подготовки и грамотности ученики Рисовальной палаты превосходили служащих многих ведомств Санкт-Петербурга. Однако их социальное положение серьёзно осложняла тяжёлая экономическая ситуация, которую Академия наук переживала в 1730-1740-е гг. Кроме того, как и все академические служащие, они оказались вне сферы действия Табели о рангах. Поэтому для художников и их учеников оказывалась предпочтительней служба не в Академии, а в других учреждениях.
(183/184)
Только Регламент Академии наук и художеств, утверждённый императрицей Елизаветой Петровной в 1747 г., узаконил существование комплекса академических художественных палат. Согласно Регламенту, каждый мастер Академии должен был иметь при себе учеников, кроме того, в Академию наук следовало принимать «ко всем художествам из всех мест в государстве… учеников без платы». В Указе Елизаветы Петровны от 4 августа 1747 г. художественный комплекс Академии наук был впервые назван Академией художеств. На её содержание и развитие была выделена специальная сумма.
После официального признания Академии художеств при Академии наук и создания коллегиального органа управления — Собрания Академии художеств — развитие художественного комплекса перешло в новую стадию. В Академии художеств было организовано обучение перспективе, скульптуре и моделированию, архитектуре, но, как и раньше, оно было сосредоточено в художественных мастерских.
Рисовальная палата достигла пика в своём развитии во второй половине 1740-х — первой половине 1750-х гг., когда она имела наибольшее число учеников.
Последнее десятилетие существования Академии художеств при Академии наук было наполнено духом соперничества с Академией трёх знатнейших художеств, основанной И.И. Шуваловым. Деятельность новой Академии складывалась чрезвычайно успешно благодаря поддержке императорского двора. При организации новой Академии за основу был взят опыт Французской Академии живописи и скульптуры, открытой в 1648 г.
В конце 1750-х гг. в Академии наук была предпринята попытка разработать устав Академии художеств. Её устройство попытались приблизить к традиционной практике высших художественных учебных заведений Европы. Проект устава не был утверждён, а Академия трёх знатнейших художеств тем временем развивалась опережающими темпами. Иррациональность единовременного существования двух Академий художеств в столице становилась всё более очевидной.
В 1766 г. Академия художеств при Академии наук была фактически закрыта решением директора графа В.Г. Орлова. В штате Академии остались несколько гравёров и рисовальщиков с учениками, перед которыми вновь были поставлены узко практические задачи — создание иллюстраций к научным трудам, рисунков необходимых для академиков, участие в академических экспедициях.
Значение Петербургской Академии наук и Рисовальной палаты для развития художественного образования в России
(184/185)
трудно переоценить. Педагоги мастерской способствовали внедрению и распространению европейских приёмов обучения рисунку. В палате прошли обучение десятки академических учеников, представители различных ведомств Петербурга, «вольные» ученики. Воспитанники Рисовальной палаты составляли значительную часть художественного сословия России. В середине XVIII в. Академия наук была одним из крупнейших центров подготовки мастеров художественных специальностей.
Однако в своём развитии Академия художеств при Академии наук не смогла подняться до уровня специализированного художественного учебного заведения, существенно отличаясь от Академий Западной Европы. Преподавание живописи и архитектуры не получило в Академии серьёзного развития. Обучение было сосредоточено в мастерских. В конкретной практике отсутствовали такие характерные для академий Западной Европы моменты, как конкурсы и выставки ученических работ. Фактически не получило развития пенсионерство. В силу целого ряда причин (отсутствие уставных документов и самостоятельного бюджета, необходимость выполнения большого числа производственных работ) художественное отделение Академии наук не смогло выйти за пределы реализации достаточно узкой задачи — подготовки большого числа мастеров-практиков. По сути дела оно являлось художественной школой, ученики которой проходили углублённое изучение рисунка и осваивали художественные ремёсла.
На начальном этапе развития цели Академии наук формулировались предельно широко, а содействие развитию художеств вполне соответствовало общей магистральной линии на формирование светской и обязательно приносящей пользу государству культуры. Первоначальный синкретизм, соединение наук и художеств под эгидой Академии наук, оказалось сравнительно непродолжительным. Время требовало всё большей специализации, реализовавшейся в создании Академии трёх знатнейших художеств, которая смогла, опираясь на предшествующие достижения, в частности на опыт художественного отделения Академии наук, достигнуть европейского уровня и стать государственным центром подготовки художников, скульпторов, архитекторов и мастеров декоративно-прикладного искусства.
наверх
|