● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Б.Я. СтавискийВ стране Роксаны и Тимура.// М.: «Изобразительное искусство». 1970. 160 с. («Страницы истории искусств»)
Оглавление
Введение. — 8
Сокровища Михрдаткерта. — 12Буддийские святыни Чёрного холма. — 40Столица согдийского княжества. — 76«Самарканд — украшение лика земли». — 109
Что читать. — 154Список иллюстраций. — 156
Светлой памяти моего отца, врача,
Автор
Страна величайших горных хребтов, покрытых вечными снегами, страна глубоких прозрачных озёр и полноводных рек, страна знойных пустынь и безбрежных степей! Многое видела ты за тысячелетия своей истории, многое могут рассказать твои горы, камни, руины.
Недавно, только столетие назад, открылись миру твои земли и всего лишь тридцать лет, как заговорили твои забытые города. Мир людей слушает тебя, древняя страна, как слушает он рассказы египетских пирамид и библейских холмов, руин Лациума и Эллады, великанов острова Пасхи... Мы слушаем тебя, Средняя Азия!
[ Введение. ] ^
Странные слухи стали доходить до городов Эллады на седьмой год Великого похода. Царь Македонии Александр, юный предводитель союзных армий, сокрушивший бесчисленное войско последнего персидского «царя царей» Дария Кодомана и за пять лет подчинивший Финикию и Египет, Вавилон и Элам, Персиду и земли Восточного Ирана, вот уже два года мечется по берегам Окса и Танаиса. По настойчивым требованиям македонского царя уже посланы крупные воинские подкрепления, но там, далеко на востоке, всё ещё не только города, но и целые области, казалось бы завоёванные Александром и его соратниками, вновь и вновь переходят из рук в руки. Впервые за время Великого похода в открытом бою было уничтожено целое македонское подразделение. Да и сам царь, говорят, не раз был буквально на волосок от гибели. Там, в далёких и таинственных областях, населённых бактрийцами и согдийцами, с Александром случилось явно что-то неладное. Вождь союзных эллинских отрядов, призванных утвердить власть греков над азиатскими варварами, начал приближать к себе восточную знать, включил восточных воинов не только в свою армию, но и в гвардейские отряды, во время парадных приёмов стал появляться в восточных одеждах, одобрил введение принятого в Иране дворцового церемониала. Властный и непреклонный, Александр жестоко расправлялся со всеми, кто осмеливался противиться его нововведениям. В столице Согдианы — Смараканде во время дружеского пира в припадке бешеной ярости он убил своего молочного брата (сына своей кормилицы) Клита, на правах близкого друга царя поднявшего голос против уравнивания в правах греков к варваров. А теперь, всего лишь через год после этого, потрясённые эллины узнали о женитьбе Александра на дочери бакт- рийского вельможи, захваченной в какой-то небольшой горной крепости. Правда, по слухам, она очень красива, эта Роксана, но ведь она всего лишь азиатка, да к тому же ещё пленница, и юный царь вполне мог распорядиться её судьбой по своему усмотрению. Что же это за страна, где упрямый и своенравный Александр столь резко изменил свое отношение к народам Востока? Что же это за страна, для покорения которой победителю «царя царей» понадобилось идти на союз с местной знатью? И взоры многих обращались на восток, туда, где на краю ойкумены лежали Бактрия (Бактриана) и Согд (Согдиана), страна Роксаны, жены великого полководца и государя, будущей матери наследника «всемирной империи»...
На протяжении последующих веков и тысячелетий, земли бассейна среднеазиатских рек, известных ныне как Аму- и Сыр-Дарья, много раз привлекали к себе внимание. Но после того, как рано овдовевшая Роксана и её малолетний сын были задушены в Македонии по приказу матери Александра — Олимпиады, никогда, пожалуй, землями среднеазиатского междуречья не интересовались так, как на грани XIV и XV веков. В это самое время близ руин древней Смараканды раскинулся величественный Самарканд — столица грозного Тимура, чьи армии наводили трепет на разграбленные Индию и Иран, Сирию и Закавказье, того самого Тимура, который, навсегда сокрушив могущество Золотой Орды, сам того отнюдь не желая, способствовал освобождению России от монгольского ига. Разгромив в битве у Анкары полчища султана Баязида, Тимур не только почти на полстолетие отсрочил падение Византии, но и спас Европу от казавшегося неминуемым турецкого вторжения...
Многие страницы истории культуры и искусства Средней Азии, этой древней страны Роксаны и Тимура, все еще остаются неизвестными. Ставшая доступной для изучения только лишь после присоединения к России, Средняя Азии фактически узнала о своей средневековой истории лишь благодаря трудам русских востоковедов, в первую очередь благодаря титанической работе академика Василия Владимировича Бартольда, собравшего и изучившего сведения многочисленных арабо-, персо- и тюркоязычных источников. Прорыв же в историю древней, так называемой домусульманской Средней Азии, то есть до арабских завоеваний и принятия её народами мусульманства (VII-VIII вв.), осуществляется на наших глазах после того, как советские учёные начали широкие археологические исследования в самых разных районах этой обширной страны. И уже сейчас перед нами предстают многие ранее неведомые среднеазиатские царства и империи, становятся известными древние политические и культурные связи Средней Азии со многими странами Азии и Европы, раскрываются замечательные достижения предков современных народов Средней Азии в культуре и искусстве, становится всё более осязаемым их вклад во всемирную историю человечества.
Мне, автору этих строк, археологу по профессии, выпало счастье вот уже более 20 лет подряд участвовать в раскопках древних среднеазиатских городов и крепостей, горных замков и пещерных храмов. И всегда — во время экспедиций, по пути в Среднюю Азию, в музеях и лекционных залах, — я чувствую большой интерес, с которым относятся к археологическим открытиям в Средней Азии (к культуре, искусству и истории Востока вообще) самые широкие круги советской общественности.
В четырёх очерках этой книги будет рассказано лишь о нескольких ярких страницах истории культуры и искусства Средней Азии. Да и в этих очерках кое-что, возможно, вскоре придётся трактовать иначе: ведь каждый новый полевой сезон приносит нашим археологам всё новые и новые ценные материалы. И кто знает, какие находки и открытия ждут нас впереди и какие новые выводы и концепции будут сделаны в результате изучения вновь найденных материалов.
наверх |