Б.Я. Ставиский
Хионитская гемма-печать.
// СГЭ. [ Вып. ] ХХ. Л.: «Искусство». 1961. С. 54-56.
В отделе востока Государственного Эрмитажа среди многочисленных памятников глиптики хранится несколько резных камней с надписями, выполненными так называемым кушанским или
(54/55)
тохарским письмом. [1] Один из них, гемма-печать Варахрана, опубликован К.В. Тревер. [2] Настоящая заметка посвящена изданию второго такого резного камня, происходящего из коллекции Н.Ф. Петровского, известного собирателя центрально- и среднеазиатских древностей. [3] Гемма-печать овальной формы сделана из альмандина, плоского снизу и сильно выпуклого сверху. На верхней, выпуклой поверхности помещены погрудное изображение мужчины, курсивная кушанская надпись и своеобразный родовой знак — тамга.
В центре печати помещается портрет мужчины средних лет. Его голова представлена в профиль, корпус повёрнут на три четверти. Лицо — удлинённое, безбородое с длинными отвислыми усами, как бы раздвоенными на конце. Нос — длинный, прямой с подчёркнутыми линиями ноздрей. Глаз передан правильно в профиль с очерченными веками и зрачком, брови сходятся на переносице. Лоб — покатый, не широкий. Поверх коротко подстриженных волос, изображённых в виде локонов, надета небольшая круглая шапочка с пучком из трёх перьев. В мочке уха, возможно, помещена слаборазличимая серьга. На шее чётко виден круглый ворот лёгкой одежды, складки которой переданы ёлочным орнаментом. Плечи и корпус изображены в виде «трёх лопастей». Ниже портрета помещены две веточки, расходящиеся в разные стороны.
Гемма-печать Аспурабаха.
Справа — подлинник, слева — слепок.
Курсивная надпись состоит из девяти букв кушанского алфавита и расположена слева направо перед лицом изображённого на печати мужчины. Надпись может быть транслитерирована как ΟΣΒΟΡΟΒΟΟ и предположительно читается как «Аспурабах» — имя владельца печати. Это имя, согласно любезному разъяснению В.А. Лившица, может быть этимологизировано как «обладающий полной долей».
Родовой знак помещён за головой мужчины и представляет собой хорошо известный в литературе «эфталитский символ», изображённый лишь в перевёрнутом виде.
Среди немногочисленных резных камней с кушанскими надписями (их сейчас издано всего лишь 18 [4]) наиболее близка к публикуемой эрмитажной гемме лазуритовая печать из собрания Ньюэлла. На ней имеется надпись — имя владельца, которую Р. Гиршман читал как «Сарзина», а А.Д.X. Бивар — «Хузина», [5] и тот же родовой знак, что и на печати Аспурабаха. И здесь, и там мы видим одинаковый приём показа повёрнутой в профиль головы при повороте корпуса на три четверти, аналогичную трактовку корпуса в виде «трёх лопастей», профильное изображение глаз, передачу складок одежды ёлочным орнаментом
(55/56)
Геммы-печати Аспурабаха (Эрмитаж) и Хузина (собрание Ньюэлла).
Прорисовки со слепков.
(Р. Гиршман называет этот орнамент «arête de poisson» — «остов рыбы»). Изображение на гемме из собрания Ньюэлла сближает с рассматриваемой печатью также и то, что перед нами — удлинённое безбородое лицо с длинными отвислыми усами, длинным прямым носом и сходящимися на переносице бровями.
По своим стилистическим особенностям геммы Хузина и Аспурабаха существенно отличаются от всех остальных опубликованных резных камней с кушанскими надписями, за исключением лишь одной геммы из собрания А. Кэннингхема. [6] Однако по сходству родовых знаков в одну группу с ними могут быть включены и ещё две геммы: из собрания Пешаварского музея (с именем Банава) [7] и из коллекции Хотона (с изображением силена). [8] Таким образом, публикуемая эрмитажная гемма-печать Аспурабаха находит себе вполне определённое место среди памятников восточной глиптики.
Р.Б. Вайтхед, Р. Гиршман и А.Д.X. Бивар, изучавшие упоминаемые выше отдельные камни этой группы, отмечая сходство изображённых на них родовых знаков с «символом» на эфталитских монетах, относили их к эфталитскому периоду. Однако этот знак встречается отнюдь не на всех эфталитских монетах, а лишь на той их группе, в легендах которых содержится слово «хионо» (самоназвание хионитов). Р. Гиршман, посвятивший вопросу о соотношении названий хиониты и эфталиты значительную часть своей монографии «Les Chionites-Hephtalites», предложил считать их обозначением одного и того же народа. Это остроумное предположение оспаривается, однако, другими исследователями. [9] Кроме того, следует отметить, что монеты с интересующим нас знаком относятся не ко времени расцвета Эфталитского царства, а к периоду, следующему непосредственно за появлением хионитов на исторической арене (356 г.), когда они заняли господствующее положение в Средней Азии и северном Афганистане, придя на смену слабеющему Кушанскому государству. По классификации Р. Гиршмана они принадлежат Катульфу I и Хепталу I, правившим во второй половине IV века. [10] На эфталитских же монетах V-VI веков мы этого знака уже не находим: на монетах Хептала II и Акуна знаки вообще отсутствуют, а на монетах Хептала III «символ» дан в видоизменённой форме. [11]
Таким образом, гемму-печать из собрания отдела востока Эрмитажа с именем Аспурабаха следует рассматривать как памятник культуры и искусства хионитов, загадочного кочевого народа, который, начиная с середины IV в., в течение столетия, играл видную роль в истории Ближнего и Среднего Востока, разгромив Кушанское царство и то угрожая Сасанидскому Ирану, то в союзе с ним выступал против Восточно-Римской империи.
До самого недавнего времени единственными материальными памятниками, которые ставились и связь с хионитами, были монеты. Ныне при изучении культуры и искусства хионитов можно, очевидно, использовать и ещё одну группу памятников — резные камни (геммы-печати) середины IV — начала V века, [12] к числу которых относится и публикуемая эрмитажная гемма-печать Аспурабаха из собрания И.Ф.[Н.Ф.] Петровского.
[1] Последнюю сводку памятников кушанской (иначе — тохарской) письменности см. A. Maricg. La grande inscription de Kaniska et l’etéo-tokharien, l’ancienne langue de la Bactriane, «Journal Asiatique», t. CCXLVI, вып. 4, 1958, стр. 417, сл. Вне поля зрения автора остались, к сожалению, работы советских исследователей и памятники, открытые в СССР. См., например, К.В. Тревер. Резной аметист из собрания Эрмитажа, Сообщения ГАИМК, №2, 1931, стр. 19-23; В.А. Лившиц. Тохарская надпись на хуме. Докл. АН ТаджССР, вып. VII, 1953, стр. 23-28.
[2] К.В. Тревер. Ук.соч., стр. 19-23.
[3] Инв. №Гл-1268. Размер 2,0×1,5 см. Поступила в Эрмитаж в отделение глиптики в 1898 году, передана оттуда в отдел востока в 1929 году.
[4] Р. Horn und G. Steindorff. Sassanidische Siegelsteine, Berlin, 1891, стр. 21, табл. VI, 1620; A. Cunningham, Coins of the Kushans or Great yue-ti, «Num. Chr.», 1892, стр. Ill, табл. XI, 15 и 16, XII, 18; он жe, Later Indo-Scythians, «Num.Chr.» 1893, стр. 126-128, табл. X, 1 и 2, XIII, 11; К.В. Тревер. Ук.соч., стр. 19-23; R. Ghirshman. Les Chionites-Hephtalites. Cairo, 1948, стр. 58, табл. VII, 3; R.В. Whitehead, Notes on Indo-Greeks, III, «Num.Chr», 1950, стр. 231-232, №№27-28; R. Ghirshman. Quelques intailles du Musée de Calcutta, сб. «Archeologica Orientalia in Memoriam Ernest Herzfeld», N.Y. 1952, стр. 102-105, №№1-2; A.D. Bivar. Notes on Kushan cursive seal inscriptions. «Num.Chr.», 1955, стр. 203-210.
[5] R. Ghirshman. Une intaille Hephtalite de la Collection de Mrs Newell, «Num.Chr.», 1953, стр. 123-124; A.D.H. Bivar. Ук.соч., стр. 207-209.
[6] A. Cunningham. Later Indo-Scythians, стр. 126, табл. X, 1. Ср. R. Ghirshman. Les Chionites-Hephtalites, стр. 54.
[7] A.D.H. Bivar. Ук.соч., стр. 209, табл. XV, 3.
[8] R.B. Whitehead. Ук.соч., стр. 232, №29. Гемма-печать с таким же изображением и надписью письмом типа деванагари, но без родового знака, хранится в отделе востока Эрмитажа. Инв. №Гл-1269.
[9] Ср. Очерки по истории СССР. III-IX вв., М., 1958, стр. 339; К. Enoki. The Origin of the White Huns or Hephtalites, «East and West», VI, 3, 1955, стр. 231-237.
[10] R. Ghirshman. Les Chionites-Hephtalites стр. 9-12.
[11] Там же. Стр. 19-20.
[12] На эту дату указывает и надпись письмом типа деванагари на ещё не опубликованной эрмитажной гемме с изображением силена, относящейся, как было уже упомянуто, к этой же группе резных камней. По палеографическим данным, эта надпись, как любезно сообщила мне Т.В. Грек, датируется примерно серединой IV века.
|