главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Б.Я. СтавискийО датировке и происхождении эрмитажной серебряной чаши
|
(Открыть левый [в книге верхний] рис. в новом окне) |
(Открыть правый [в книге нижний] рис. в новом окне) |
(Открыть левый [в книге верхний] рис. в новом окне) |
(Открыть правый [в книге нижний] рис. в новом окне) |
источниках всего лишь два раза, причём оба раза в применении к лицам, жившим в период арабских завоеваний конца VII — начала VIII в. Однако если определение К.В. Тревер даты изготовления чаши на основании одной лишь палеографии непрочитанной надписи представляется недостаточно убедительным, то и аргументация Р. Гиршмана также не может считаться безупречной, так как этимология имени «Хурзад» («Сын солнца») позволяет предполагать, что оно могло бытовать в ираноязычной среде и ранее VII-VIII вв. Более того, само чтение имени «Хурзад», по заключению В.А. Лившица и И.М. Дьяконова, вызывает сомнение, так как первая буква «х», восстанавливаемая Р. Гиршманом, на чаше отсутствует. Между тем, сравнение изображений на чаше с вещественными памятниками Согда, датировка
которых установлена в результате археологических работ, позволяет, как мне кажется, более определённо решать вопрос о датировке и происхождении этого интересного произведения восточной торевтики. Так, изображённая в центре чаши голова устрашающего существа — Кнртимукхи — находит себе близкие аналогии в глиняных налепах на оссуариях, [5] которые получили распространение в Согде примерно с V в. н.э., [6] а также в глиняной скульптуре Пянджикента VI-VIII вв. [7] В пянджикентских настенных росписях мы встречаем и изображение фантастического животного, полузверя-полуптицы, парящего над головами пирующих, с кольцом или венком в клюве. [8] В памятниках согдийского искусства того же периода встречаются изображения людей в тех же позах, что и на чаше, такие же круглые кошмы или ковры, плащи или накидки в виде развевающихся лент, фигурки обезьян с двусторонними барабанами, орнамент в виде волны. [9] К этому же времени относятся и афрасиабские терракоты с изображением головы «лысого старца с усами и широкой бородой», которые К.В. Тревер, ошибочно относя к значительно более раннему периоду, сопоставляла с небольшой фигуркой старца на чаше. [10]
Нельзя, конечно, утверждать, что отдельные из отмеченных выше элементов не могли иметь места и на памятниках более раннего времени, но их сочетание характерно для искусства Средней Азии, точнее Согда н связанных с ним районов, именно V, VI и особенно VII в.
На конец V-VII в. ещё более определённо указывает изображенная на чаше посуда, наиболее массовый и лучше всего изученный вид археологического материала. Кувшины, которые держит мужчина слева от новобрачных, датируются находками подобных изделий в гончарных печах Кафыр-Калы VII-VIII вв. [11] и в материалах того же времени из Афрасиаба и Ак-Тепе (близ Ташкента). [12] О распространении подобных сосудов в Согде VII — начала VIII в. свидетельствуют и бронзовые подвески [13] в виде таких же кувшинов. К этому же периоду можно отнести и бокал, который держит в левой руке мужчина с кувшинами, так как по форме этот бокал аналогичен известным тюркским серебряным кубкам. [14] Наиболее точно может быть датирован кубок, который держит царь (жених). Глиняные кубки такой формы являются характерной особенностью археологического комплекса конца V-VI в. Тали-Барзу IV, [15] причём их появлению предшествует бытование в Согде кубков комплекса Тали-Барзу III, отличающихся от интересующего нас типа лишь полным отсутствием поддона. [16] Таким образом, нам известны
не только кубки, аналогичные представленному на чаше, но и их прямые типологические и хронологические предшественники, что позволяет уточнить их датировку.
Для конца V-VII в. характерен и своеобразный покрой одежды — куртки с односторонним отворотом. На основании именно этой детали костюма Я.И. Смирнов относил чашу к VI-VIII вв. К.В. Тревер, в противовес этому заключению, отмечала близость костюма жениха к покрою верхней одежды на глиняной фигурке из Джанбас-Кала (Хорезм), датируемой С.П. Толстовым кангюйским временем (IV в. до н.э. — I в. н.э.). [17] Однако на глиняной фигурке отсутствует характерный отворот борта куртки, и если уж искать аналогий в хорезмийском материале, то таковые находятся как раз в более поздних, афригидских памятниках (VI-IX вв. н.э.). [18]
Таким образом, определение, предложенное Я.И. Смирновым, остаётся в силе, а опровержение его К.В. Тревер отпадает. Необходимо лишь отмстить, что «китайско-тюркские» монеты, служившие основой для датировки Я.И. Смирнова, являются не восточнотуркестанскими, как это считалось ранее, а согдийскими монетами. [19] Для Согда этого времени куртка с односторонним отворотом борта засвидетельствована, помимо монет, росписями зала № 7, объекта III древнего Пянджикента [20] и афрасиабскими глиняными пластинами с рельефными изображениями. [21] Подобная одежда известна и в росписях того же времени в Восточном Туркестане. [22]
Итак, мы вправе, очевидно, рассматривать эрмитажную чашу как памятник искусства Согда (или связанных с ним оазисов Восточного Туркестана) V-VII вв., т.е. того периода, когда по Востоку прокатывается «новая волна влияний античности». [23] Что касается Средней Азии, то для её областей наличие ряда элементов античной культуры в искусстве V-VIII вв. доказывается всё новыми и новыми данными. [24]