главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Э.У. СтамбульникНовые памятники гунно-сарматского времени в Туве(Некоторые итоги работ).// Древние культуры евразийских степей (по материалам археологических работ на новостройках). Л.: 1983. С. 34-41.
В южной части могильного поля Аймырлыг обнаружено и почти полностью раскопано компактное кладбище, относящееся по ряду признаков к постскифскому времени [Мандельштам, 1977; Стамбульник, 1979, 1981]. Оно частично перекрывает погребения предшествующего периода. Наземные признаки могил выражены очень слабо из-за систематического разрушения их стекающими по склону дождевыми потоками. Раскопки велись большими площадями с расчисткой всех камней. В нескольких случаях выявлены подпрямоугольные намогильные выкладки, окружённые кольцами, сохранившимися, как правило, лишь частично. Могилы расположены рядами, вытянутыми с юго-запада на северо-восток.
К настоящему времени здесь раскопано около 200 могил, почти не пострадавших от грабителей. Большинство их потревожено мелкими грызунами, лисами. Погребения, как правило, одиночные, хотя имеются и парные в разном сочетании (двое мужчин, мужчина и ребёнок и т.д.), и несколько тройных. Все могильные ямы прямоугольной формы, ориентированы в основном с юго-востока на северо-запад, есть и отклонения; глубина их чаще всего меньше 1 м, значительно реже — до 2 м.
Принадлежность данного памятника к постскифскому времени определяется в первую очередь составом сопроводительного инвентаря. Однако следует отметить, что он значительно отличается не только от инвентаря, характерного для скифского времени, но и от обнаруженного в исследованных ранее на этой территории памятниках гунно-сарматского периода (так называемая шурмакская, или сыын-чурекская, культура, наиболее ярко представленная в могильнике Кокэль). Своеобразие памятника отчетливо выступает также в синкретичности черт погребального обряда и многообразии внутримогильных устройств. К тому же здесь прослеживаются довольно четко выраженные черты культуры сюнну, до сих пор представленной в Туве лишь в могильнике Байдаг-2 и случайными находками.
Как известно, для скифского времени характерны положение погребённых на боку, с согнутыми руками и ногами и преимущественно западная их ориентировка; внутримогильное устройство — либо камера-сруб с коллективными (до 15 человек) захоронениями, либо каменный ящик, как правило, с одиночными погребениями. Гунно-сарматскому периоду свойственно вытянутое положение погребённых, на спине; внутримогильное устройство — гроб, реже — колода.
В данном памятнике положение погребённых различное: на боку с согнутыми ногами; на спине с согнутыми в коленях и поднятыми ногами; вытянутое на спине. Весьма существенно, что почти все эти варианты коррелируются с разными типами внутримогильного устройства.
Классификация могил может быть проведена в соответствии со степенью сложности, причём отчётливо выступают три класса: А) грунтовая яма, Б) каменный ящик, В) яма с подбоем. Внутри классов могилы разделяются на ряд типов (рис. 1).
Класс А. Тип 1 — погребённый лежит непосредственно на дне ямы (12 могил); в шести случаях в заполнении были отмечены камни. Тип 2 — погребённый находится на дне ямы, но над ним сооружено перекрытие из продольных брёвен, опирающееся на установленные в торцах каменные плиты или поперечные брёвна, под концами которых лежали камни (три могилы). Тип 3 — дно ямы выстлано прутьями (циновкой), ими же перекрыт погребённый; аналогично использовалась берёста (две могилы). Тип 4 — на дне ямы установлена колода (три могилы). Тип 5 — на дне ямы стоит гроб (19 могил). Тип В — на дне ямы находится гробовище (две могилы), над которым были отмечены камни.
Класс Б. Тип 7 — на дне ямы сооружён каменный ящик, в который помещен погребённый (75 могил); иногда ящик бывает «неполным» — стенки его состоят
из камней, стоящих на более или менее значительном расстоянии друг от друга (шесть могил). Тип 8 — в каменном ящике, по большей части неполном, установлена колода (23 могилы). Тип 9 — в ящике гроб (26 могил). Тип 10 — в ящике гробовище (10 могил). Тип 11 — в ящике гробовище, в нём колода (одна могила). Тип 12 — в ящике гробовище, а в нём гроб (две могилы).
Класс В. Тип 13 — яма с подбоем (одна могила). Тип 14 — яма с подбоем, в котором сооружён каменный ящик (одна могила).
Таким образом, насчитывается всего 14 типов могил. Следует отметить, что внутримогильные устройства большинства указанных типов характеризуются значительным разнообразием в деталях, а также наличием в некоторых случаях дополнительных элементов. Встречается, например, циновка на дне каменного ящика или же бревенчатое перекрытие на нём. Кроме того, каменные ящики нередко различаются пропорциями и тщательностью сооружения, у колод наблюдается разная форма в сечении, гробовища бывают сложены как из брусьев, так и из брёвен и снабжены разной системой связки. Наибольшим конструктивным разнообразием отличаются гробы. Они изготавливались в основном из длинных досок, реже — из коротких планок и тонких, круглых в сечении палок, которые закреплялись в деревянных рамах и составляли стенки. В плане гробы имели прямоугольную форму, выступающие концы продольных или как торцовых, так и длинных стенок. Анализ деревянных конструкций говорит о высоком уровне деревообрабатывающего ремесла у населения, оставившего этот памятник. Очевидно, область его применения была шире похоронного ритуала и использование этого ремесла здесь, вероятно, отражает прочно сложившиеся навыки деревянного строительства. Судя по материалам памятника, мастера того времени хорошо владели всевозможными приёмами деревообработки: от изготовления брусьев и досок до подгонки отдельных деталей друг к другу с помощью деревянных шипов, вставленных в пазы, и закрепляющих их шпонок; знакомы им были также железные скобы и гвозди.
Сопроводительный инвентарь, обнаруженный в исследованных могилах, довольно многочислен и разнообразен. Дать полную характеристику его здесь невозможно, но на некоторых категориях вещей необходимо остановиться. Рис. 2. Могильник Аймырлыг (группа XXXI).
|