С.С. Сорокин
Некоторые вопросы совершенствования
экспозиций историко-культурного типа.
Более двухсот лет Эрмитаж собирает, хранит, изучает и экспонирует памятники искусства и культуры, относящиеся ко всей истории человечества. Совершенно естественно, что для нас далеко не безразлично, как показываются эти богатства посетителям музея. Особую важность представляет проблема экспозиции — отбор и размещение экспонатов в залах, открытых для свободного посещения.
В настоящее время в Эрмитаже существуют экспозиции двух типов: историко-художественные и историко-культурные. Для первого рода выставок вспомогательный материал чаще всего совсем не нужен, для вторых, как правило, без него обойтись нельзя. Но и в том и в другом случае цель должна быть одна: пропагандировать наиболее ценные достижения мировой культуры и искусства для правильного и целеустремлённого идейно-политического и эстетического воспитания не только советских людей, посещающих музей, но и приезжающих в СССР иностранных гостей и туристов.
К 200-летнему юбилею Эрмитажа была устроена временная выставка «Древнейшее прошлое Ленинградской области», которая рассказывала об основных этапах развития культуры человека на северо-западе Европейской части СССР. Богатейшие коллекции Эрмитажа вполне позволили решить тему почти целиком на подлинных предметах древности, распределённых хронологически по темам и дополненных вспомогательным материалом. Опыт оказался удачным, о чём можно было судить по многочисленным положительным отзывам посетителей и специалистов, и на его основе была начата реконструкция постоянных выставок в скифских залах, в Кутузовской галерее (сарматы, финно-угры, балты, поздние кочевники), а также в залах отдела истории русской культуры.
Новая экспозиция крупнейшей в мире коллекции скифских древностей построена просто и доходчиво. Принцип историзма сохранён; всемирно-известные археологические комплексы, в которых находят своё отражение этапы формирования и развития скифского общества, оставлены в своей основе неразрозненными; из них изъяты лишь некоторые вещи, использованные для тематических разделов выставки (искусство, торговые связи, идеология, одежда и вооружение). На совершенно новом материале, добытом советскими археологами, построен раздел выставки, посвящённый культуре земледельческих племён — соседей скифов. Особенное внимание здесь уделено производственной деятельности и вопросам хозяйства. Графические реконструкции, расшифровывающие и дополняющие археологический материал, как правило фрагментарный, использованы для того, чтобы выставка характеризовала историческую действительность с позиций исторического материализма и была бы понятна широкому кругу посетителей. Размещение в единой последовательности материалов, иллюстрирующих культуру кочевого и земледельческого населения Причерноморья, наглядно раскрывает взаимосвязь экономической основы общества с его культурой — идеологией, искусством, образом жизни и пр.
Примером сочетания историко-художественного и историко-культурного принципов экспозиции может служить выставка находок из алтайских курганов. Здесь наибольший эффект достигается показом вещей, использованных в тематических или археологических комплексах. Каждый из уникальных предметов настолько неповторим, что
(3/4)
Первый зал новой выставки алтайских древностей.
в данном случае неразумно было бы использовать его в экспозиции для заполнения какой-либо лакуны в историческом повествовании, показываемом на археологическом материале.
Большие успехи в деле совершенствования экспозиции достигнуты на выставке, посвящённой славянской и русской культуре VI-XV вв. Эта выставка почти целиком создана на новом материале, поступившем в Эрмитаж в советское время. Экспозиция её построена по историко-культурному принципу. Достигнуто органическое единство внешнего облика выставки и ее содержания.
В первом зале посетители знакомятся со славянскими археологическими памятниками VI-X вв., т.е. с материалом того периода русской истории, который слабо освещён письменными источниками. Здесь тема характеристики раннего этапа истории культуры нашей страны решена показом археологических комплексов. Во втором зале демонстрируются общекультурное единство и этнографические особенности летописных славянских племён, а также рассказывается о занятиях славян в XI-XIII вв. — о промыслах, ремесле и сельском хозяйстве.
Следующие залы посвящены развитию русской городской культуры. Этот раздел выставки открывается схематической картой Восточной Европы, испещрённой чёрными кружками. Густота расположения этих условных знаков, каждый из которых соответствует городу или крупному населённому пункту домонгольской Руси, наглядно иллюстрирует бурный рост городской культуры в это время. Для того, чтобы показать, как высок был уровень развития русской культуры в XI-XIII вв., у края карты очень удачно помещены обрывок листа из славянской рукописной книги XI в., хорошо сохранившаяся, тоже рукописная, книга несколько более позднего времени (XV в.), а также великолепная миниатюра XIII в., выполненная по меди в технике золотого письма. Конкретные картины расцвета русских городов IX-XII вв. показаны на археологическом материале Старой Ладоги и Белой Вежи — северного и южного форпостов домонгольской Руси.
Плавное повествование о бурном развитии русской культуры в IX-XII вв. нарушается экспозицией зала, посвящённого разорению, которое принесло нашествие татаро-монголов. Драматиче-
(4/5)
ские события русской истории начала XIII в. лаконично и ярко показаны на материале раскопок небольшого русского городка (сейчас его остатки называют городищем Райки), стёртого полчищами кочевников с лица земли. Рядом помещены витрины, в которых демонстрируется вооружение русского и монгольского воинов. Этот зал оформлен в серых и лиловатых тонах; он выглядит несколько мрачно, что вполне отвечает его содержанию.
Новая экспозиция материалов русской культуры VI-XV вв. — большое достижение музея. Перед глазами посетителей в доходчивой и впечатляющей форме развёртывается подлинная картина ранних этапов славянской и русской культуры в её материальном и духовном выражениях. Выставка глубоко патриотична в самом широком, не противоречащем пролетарскому интернационализму смысле этого слова.
В октябре 1964 г. была открыта выставка «Московская Русь» (XV-XVII вв. — период сложения и укрепления многонационального централизованного государства). Необходимость в выставке, раскрывающей эту тему, ощущалась давно. Нужно было заполнить разрыв, который имелся между экспозицией культуры древней Руси и залами, посвящёнными русской культуре первой четверти XVIII в. С открытием постоянной выставки «Московская Русь» посетители Государственного Эрмитажа получили возможность знакомиться с развитием русской культуры от VI до XIX в. включительно.
Как и другие экспозиции отдела истории русской культуры, выставка «Московская Русь» носит историко-культурный характер. Она не повторяет соответствующие по тематике разделы экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и Государственного Исторического музея. Небольшое количество интересных памятников раскрывает узловые моменты истории России (Куликовская битва, внутренняя и внешняя политика Ивана IV, польско-шведская интервенция начала XVII в., классовая борьба XVII в. и ряд других). Вокруг этих тем комплексно группируются материалы, рассказывающие о различных сторонах истории русской культуры XV, XVI и XVII вв. На выставке можно проследить развитие различных ремёсел, оружейного дела, ювелирного дела, русской монетной системы, станковой живописи, архитектуры, просвещения и образования, русского книгопечатания. Экспозиция выставки построена на подлинном материале.
Выставка «Русская культура первой четверти XVIII в.», открытая в 1964 г., является новым вариантом существовавшей ранее экспозиции, созданной ещё в 1947 г. Она размещена в непосредственном соседстве с экспозицией культуры Московской Руси. Это позволяет посетителям проследить черты преемственности в петровских преобразованиях и ярче представить себе характерные особенности русской жизни начала XVIII в.
Многочисленные и разнообразные памятники, представленные на новой экспозиции, составляют значительную часть одного из старейших в России музейных собраний, а именно — собрания, известного под наименованием «Галереи Петра Великого».
Наличие в Эрмитаже самого богатого музейного комплекса памятников русской культуры первой четверти, а также середины XVIII в. дало возможность широко и с достаточной полнотой показать развитие различных сторон общественной и культурной жизни России того времени.
Таким образом, совершенствование экспозиции проходит в Эрмитаже по нескольким линиям. Общий принцип историзма сохраняется. Более чётко, в соответствии со спецификой материала, определяется тип выставки, её историко-художественный или историко-культурный характер. Разрабатываются и совершенствуются приёмы сочетания обоих этих типов. Рост музейных фондов, обогащение их новыми ценными материалами даёт возможность вести совершенствование экспозиций по линии расширения тематики выставок и более последовательного историзма. Чаще в практику входит привлечение художников-профессионалов к оформлению выставок. Всё большая роль отводится освещению и различного рода вспомогательным приёмам, позволяющим добиться ясности в гармонии формы и содержания. Как весьма важную черту совершенствования экспозиций следует признать общее стремление не перегружать витрины излишним количеством экспонатов. Эта наметившаяся в последнее время в Эрмитаже тенденция влечёт за собой необходимость самым серьёзным образом подумать о широкой реорганизации хранилищ, доступных только для специалистов. Видимо, закрытые кладовые следует превратить в своеобразные выставочные залы, в которых материал должен быть правильно организован и легко доступен для ознакомления и изучения. В них следует создать удобные места для работы посетителей, позаботиться о необходимом вспомогательном оборудовании.
(5/6)
Широкое переоборудование закрытых хранилищ в ближайшем будущем должно стать одной из важнейших задач музея.
Основной целью постоянного совершенствования экспозиций является повышение роли Государственного Эрмитажа в коммунистическом воспитании трудящихся, расширение и улучшение его массово-просветительной работы, т.е. цель, сформулированная в известном постановлении ЦК КПСС, которое обязывает повысить роль музеев в коммунистическом воспитании трудящихся. Опираясь на это постановление и на требования широких масс, Эрмитаж прилагает большие усилия для расширения и укрепления связи со школами, учебными заведениями, творческими союзами и научными обществами, поддерживает движение краеведов, приобщает трудящихся к сбору исторических реликвий. Совершенствуя экспозицию, расширяя экскурсионное обслуживание, Эрмитаж стремится лучше использовать свои возможности в учебной и воспитательной работе школ, высших и средних специальных учебных заведений, в системе политического просвещения, в народных университетах культуры.
|