главная страница / библиотека / обновления библиотеки

К.Ф. Смирнов. Северский курган. / Тр.ГИМ. Памятники культуры. Вып. XI. М.: Госкультпросветиздат. 1953. К.Ф. Смирнов

Северский курган.

/ Тр.ГИМ. Памятники культуры. Вып. XI. М.: Госкультпросветиздат. 1953. 42 с.

 

Под ред. канд.ист.наук Н.В. Пятышевой.

Содержание

 

[Список сокращений.] — 4

 

Предисловие [Н.В. Пятышева]. — 5

 

Введение. — 7

 

Погребальный инвентарь. — 9

Кубки литого стекла. — 17

Золотые оправы сосудов. — 22

О золотых оправах ритона. — 26

Золотые круглые фибулы. — 29

Золотые бляшки с изображением грифона. — 30

Золотой фалар. — 32

Железные удила с крестовидными псалиями. — 37

О дате и этнической принадлежности Северского кургана. — 40

 

[Табл. I-VIII] — 43

 

 

 

 

 


 

Список сокращений.   ^

 

ВДИ — Вестник древней истории

ДБК — Древности Боспора Киммерийского

ГИМ — Государственный Исторический музей

ИАК — Известия императорской археологической комиссии

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры Академии наук СССР

МАР — Материалы по археологии России

МАЭ — Музей антропологии и этнографии Академии наук СССР

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

ОАК — Отчёты императорской археологической комиссии

РД — «Русские древности в памятниках искусства»

 

(4/5)

 

Предисловие.   ^

 

История народов Северного Причерноморья, начиная с глубокой древности, тесно связана с историей многих племён и народов, населявших территорию СССР.

 

В отличие от части буржуазных учёных, стоящих на объективистско-идеалистических позициях в науке и в угоду правящим капиталистическим кругам скатывающихся к расистским лженаучным домыслам, советские исследователи с одинаковым вниманием и интересом относятся ко всему, что связано с историей больших и малых народов и народностей, некогда населявших нашу Родину.

 

Одно из незыблемых положений диалектического и исторического материализма о взаимосвязи и причинности явлений полностью лежит в основе научной постановки вопроса о роли и значении того или иного народа, жившего многие сотни и тысячи лет тому назад.

 

Буржуазная историография с целью оправдать политику классового и национального угнетения, проводимую в капиталистических странах, приписывает ведущую роль в историческом процессе избранным, «высшим» народам и полностью отрицает, принижает или замалчивает роль других, «низших». Буржуазная историография, интересующаяся главным образом эффектным материалом, часто не понимает значения массовых, рядовых, не бросающихся в глаза бытовых предметов. Археологический материал для неё лишь вещи, не связанные с разносторонними процессами хозяйственного, политического, культурного развития того человеческого общества, к которому они относятся. Находки разнородных по своему качеству и материальной стоимости предметов являются для буржуазной археологии в лучшем случае лишь свидетельством социальной и имущественной дифференциации, наличия классов, но классовых противоречий и борьбы буржуазная археология понять не в силах.

 

Советские археологи, ведя большую исследовательскую работу на всей территории СССР, уделяют много внимания планомерному, систематическому исследованию юга страны. Они широко используют материал, добытый русскими дореволюционными учёными, но по-новому раскрывают его содержание, дополняя или заново ставя и разрешая связанные с ним вопросы.

 

К памятникам материальной культуры, впервые исследованным русскими учёными в конце XIX века и заново пересмотренным советскими учёными, относится Северский курган. Это не просто клад, как часто называли в буржуазной исторической литературе вещи, обнаруженные в Северском кургане. Эти вещи определяют этническое происхождение их владельцев, свидетельствуют о живой связи народов, населявших Северное Причерноморье, Прикубанье, Среднюю Азию. Погребение Северского кургана относится к эпохе наиболее интенсивных перемещений народов на юге и юго-востоке нашей страны, начавшихся в первых веках до нашей эры и продолжавшихся в первых веках нашей эры.

 

На основе взаимодействия различных этнических культур, разных хозяйственных занятий и техники, разных религиозных верований в искусстве древних народов возникли новые пластические формы, новые сюжеты, содержание которых говорит о сложном культовом синкретизме, о новых элементах в хозяйственной и культурной деятельности.

 

В работе К.Ф. Смирнова дан историко-художественный анализ вещей, найденных в Северском кургане, сделаны обоснованные выводы о времени погребения, этнической принадлежности погребённого, о происхождении найденных вещей и смысле изображений на них.

 

Автор доказал среднеазиатское происхождение золотого фалара, однако вопрос о том, в каком

(5/6)

именно месте Средней Азии и каким народом он сделан, ждёт ещё своего исследования.

 

Автор, разбирая сюжет фалара (украшение конской сбруи), отметил одну особенность в изображении Диониса: перекинутую через его плечо толстую, спускающуюся с затылка косу. Такую причёску носили мужчины некоторых кочевых племён Монголии и Средней Азии. Как известно, племена усуней, вторгшиеся в Китай, привили моду ношения кос китайцам. Интересно отметить, что среди скульптурных изображений, найденных в Северном Причерноморье, относящихся к первым векам нашей эры и принадлежавших несомненно местному населению, имеются изображения мужских фигур с косами, при этом с явно выраженными монголоидными чертами лица. К ним относятся мраморные и известняковые плиты с изображением герм, просто и грубо выполненные гермы, найденные в Херсонесе, мраморная плита с таким же изображением гермы, найденная на острове Березани, многочисленные костяные и бронзовые подвески в виде герм, найденные в Керчи, Херсонесе, Ольвии. Исследование такой отличительной черты в мужских изображениях, как коса, поможет определить, какому именно народу они принадлежали.

 

Проследить на основании археологическою материала движение племён из Средней Азии в Северное Причерноморье, их этническую принадлежность, их роль в жизни местных обществ — очередная задача, стоящая перед исследователями.

 

Отмеченная автором деталь на принесённом сарматами фаларе, повторяющаяся в местной скульптуре, проливает некоторый свет на эту ещё тёмную страницу истории.

 

Хотя автор и доказал принадлежность погребённого к среде синдо-меотской знати, однако такой важный признак погребального обряда, как погребение в гробнице — каменном ящике, даёт возможность для ещё больших уточнений; он позволяет проследить этническую связь синдо-меотов с киммерийцами: общность погребального обряда у обоих народов — один из признаков общности их присхождения [происхождения].

 

Этот же признак роднит синдо-меотские племена с таврами, также потомками киммерийцев. На сходство погребального инвентаря синдо-меотсских могильников с инвентарём из таврских каменных ящиков уже указывалось в советской научной литературе.

 

Есть ещё одна положительная сторона работы — это правильно отмеченная автором особенность местных мастеров не рабски воспроизводить античные образцы, а приспособлять и оформлять их в соответствии со своими художественными вкусами, бытовыми и ритуальными традициями.

 

Покойник, погребённый по местному обычаю в гробнице — каменном ящике под курганной насыпью, принадлежал к верхушке местного рабовладельческого общества, однако выяснение классовых взаимоотношений в этом обществе, его структуры, его экономической основы и взаимоотношений с окружающим миром являются задачами, которые ещё предстоит решить.

 

Эти задачи выходят за рамки предлагаемой читателю работы, но должны привлечь внимание как специалистов, так и более широкого круга людей, занимающихся историей нашей Родины краеведов, учителей, лекторов и др., ибо достижения советской науки в любой области основаны прежде всего на её органической связи с народными массами.

 

Кандидат исторических наук Н. Пятышева.

 


 

(/43)

 

Табл. I. Большой стеклянный кубок.

Табл. II. Малый стеклянный кубок.

Табл. III. Украшения на верхней части ручек большого кубка.

Табл. IV. а) Украшение дна большого кубка, б) Украшение дна малого кубка.

Табл. V. а) Золотая оправа верхней части сосуда; б) Золотая оправа нижней части сосуда; в) Золотая гладкая оправа.

Табл. VI. а) Золотая оправа ритона; б) Золотая фибула на медной основе; в) Золотая бляха с грифоном; г) Стеклянная бусина; д) Золотые монеты Перисада.

Табл. VII. а) Золотая скоба; б) Железное орудие.

Табл. VIII. Золотой фалар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки