главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Великий Новгород — Старая Русса. Т. I. СПб, М., Великий Новгород: 2011. П.И. Шульга

Особенности этнокультурных процессов

на территории Синьцзяна (Китай) в VIII-III вв. до н.э.1

// Тр. III (XIX) АС. Т. I. СПб, М., Великий Новгород: 2011. С. 407-408.

 

[сноска: 1 Работа выполнена в рамках проекта РГНФ №08-01-00309а и Программы фундаментальных исследований РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России».]

 

Географически Синьцзян занимает промежуточное место между Казахстаном, Саяно-Алтаем, Монголией и Северным Китаем, а потому археологические материалы VIII-III вв. до н.э. этой территории представляют особый интерес для понимания этнокультурной ситуации в восточной части степного пояса. За последние 30 лет в Синьцзяне исследованы десятки представительных могильников рассматриваемого времени. Большинство из них расположены в предгорьях Тянь-Шаня, что объясняется как благоприятным климатом, позволявшим с глубокой древности заниматься скотоводством и земледелием в окружённых пустынями предгорьях, так и активизацией археологических исследований. Преобладают охранные раскопки памятников, попадающих в зоны хозяйственных работ или страдающих от «бугровщичества». Расположенные к югу и к северу от Тянь-Шаня районы изучены крайне слабо, но, в целом, накоплен значительный материал, на основе которого китайскими археологами выделен ряд археологических культур. Предполагается, что большинство из них сформировались уже в эпоху бронзы и существовали до V-I вв. до н.э. Эти выводы противоречат нашим знаниям по соседствующим Казахстану и Саяно-Алтаю, но вполне соответствуют представлениям о «культурах-долгожителях» Северного Китая. Основываются они, прежде всего, на радиоуглеродных датах, согласно которым типично раннескифские комплексы VIII-VII вв. до н.э. (а иногда и комплексы V-IV вв. до н.э.) датируются XIII-X вв. до н.э. Не удивительно, что некоторые китайские исследователи склонны относить к этому времени и начало раннего железного века в Синьцзяне. Судя по опубликованным в Синьцзяне материалам, вышеприведенные положения о преемственности и хронологии культур эпохи бронзы и раннего железного века ошибочны, но следует признать, что тому всё же имеются некоторые основания.

 

Первоначально рассмотрим вопрос о якобы имеющейся преемственности культур эпохи бронзы и раннего железного века. В относимых к эпохе поздней бронзы и раннему железному веку наиболее представительных и хорошо исследованных могильниках в Чаухугоу и Янхае, позднебронзовых комплексов нет. Даже в могильнике Яньбулакэ предметы эпохи бронзы единичны, а основной материал находит аналогии в памятниках Саяно-Алтая и Казахстана VIII-IV вв. до н.э. Каким бы временем не [ни] датировались по радиоуглероду ранние комплексы из Чаухугоу и Янхая, но они по всем данным раннескифские, входящие в круг культур VIII — начала VI в. до н.э., синхронно существовавших на Саяно-Алтае и в Казахстане. Как видим, преемственность с эпохой бронзы пока не фиксируется, но она имела место позднее. Так, сформировавшиеся в VIII в. до н.э. упомянутые выше культуры чауху (Чаухугоу-1, 2, 4 и 5; и др.) и субэйси (Янхай-1, 2 и 3; и др.) сохраняли свою специфику примерно до V и даже III в. до н.э. В частности, наиболее хорошо изученная культура чауху не прекратила существования к середине VI в. до н.э., как это произошло на Саяно-Алтае и в Казахстане, а сохранялась где-то до середины V в. до н.э. Это достоверно зафиксировано на полностью раскопанном могильнике Чаухугоу-4 (248 могил), постепенно формировавшемся в северном направлении на протяжении 250-300 лет. Аналогичная ситуация и на других, частично исследованных могильниках Чаухугоу-1, 2, 5 и Хабуцихань (к западу от г. Хэцзин), насчитывающих до 750 компактно расположенных захоронений. Таким образом, в отличие от исчезнувших к середине VI в. до н.э. раннескифских культур степного пояса, могильники чауху продолжали функционировать до середины-конца V в. до н.э. Постепенная эволюция обрядности в это время отмечается и в культуре субэйси на могильниках Янхай-1, 2 и 3 (район г. Турфана).

 

Некоторые культуры первой половины I тыс. до н.э., по-видимому, сохранялись в Синьцзяне и позже. Так, на могильнике Дунхэйгоу (район г. Хами) схожий погребальный обряд фиксируется в погребениях с VII по IV-III вв. до н.э. Судя по опубликованным материалам из Янхая и Цзяохэ Гоубэй, некоторая преемственность в обряде прослеживается там почти до рубежа эр. При этом вооружение, украшения, сбруйная и поясная фурнитура изменялись в той же хронологической последовательности, как и на Саяно-Алтае. По предварительным данным, эпохальные смены культур степного пояса в середине VI в. до н.э. (переход от раннескифских к скифским) и около рубежа III-II вв. до н.э. (переход от скифских к гунно-сарматским), на Тянь-Шане проходили в сглаженной форме. В этом отношении данный регион близок культурам «восточной» историко-культурной общности, существо-

(407/408)

вавшей в I тыс. до н.э. от Забайкалья до Ордоса на восточной тупиковой окраине степного пояса. Тем не менее, общие процессы сказались и в Синьцзяне. Так, в середине VI в. до н.э. население культуры чауху резко сократилось, огромные могильники почти перестали достраиваться, и концу V в. до н.э. культура прекращает своё существование. Судя по крайне малому количеству выявленных комплексов середины VI-V вв. до н.э., этот кризис имел место на всей территории Синьцзяна. Причины его пока не ясны, но можно предположить, что они были схожи с теми, что вызвали эпохальную смену культур степного пояса в середине VI в. до н.э.

 

Важно подчеркнуть, что инвентарные комплексы (кроме керамики) VIII-III в. до н.э. Тянь-Шаня очень близки известным на Саяно-Алтае и в Казахстане. Предположительно, наиболее близкими окажутся ещё не изученные памятники на территории Джунгарии. На это, в частности, указывают материалы из могильника Цзяохэ Гоубэй (конец V-III вв. до н.э.), имеющие много общего с пазырыкской культурой Горного Алтая, а также обнаружение пазырыкского захоронения на севере Джунгарии в Кээрмуци. Влияние культур Северного Китая и Ганьсу начинает проявляться только с IV-III вв. до н.э., но и для этого времени на территории Синьцзяна автору не известно ни одного погребального комплекса, типа найденных в Маоцингоу. Соответственно, пока нет оснований говорить о каких-либо значительных миграциях с востока. По имеющимся данным, окружённый пустынями Тянь-Шань до появления Шёлкового пути был довольно изолированной территорией, что и демонстрируют выявленные там самобытные культуры со специфическим погребальным обрядом и керамикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки