главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Н.С. ШироковаДревние кельты на рубеже старой и новой эры.// Л.: ЛГУ. 1989. 224 с. ISBN 5-288-00370-Х
[ аннотация: ] В монографии рассматривается история древних кельтов, которые наряду с древними греками и римлянами, внесли существенный вклад в формирование европейской цивилизации. Прослеживается миграция кельтов, а также проблема возникновения городов и развитие городской жизни в древних обществах. Приведённые материалы позволили автору сделать теоретические выводы по ряду проблем, связанных со сложным процессом формирования классового обществу и государства. Книга предназначена для научных работников, преподавателей и аспирантов гуманитарных факультетов вуза, всех интересующихся историей древнего мира.
Оглавление
Предисловие. — 3Введение. — 5
Глава I. Происхождение кельтов. — 39§1. Кто такие были кельты? — 39§2. Праисторический фон этногенеза кельтов. История Центральной Европы в период неолита. — 48§3. Индоевропейская проблема. — 59§4. Происхождение кельтов. — 75Глава II. Миграции кельтов. — 93Глава III. Формирование поселений городского типа у кельтов дорийского периода. — 111§1. Кельтские oppida Галлии (собственно Кельтики). — 111§2. Oppida южной Галлии. — 134§3. Кельтские oppida вне Галлии. — 143Глава IV. Социальные отношения у кельтов дорийского периода. — 151§1. Рабы, плебс, знать. — 151§2. Вопрос о собственности на землю у кельтов доримского периода. —162§3. Институт клиентелы у кельтов дорийского периода. — 169Глава V. Проблема кельтской государственности. — 184§1. Военная демократия у кельтов дорийского периода. — 184§2. Формирование кельтской государственности. — 200
Заключение. — 216Список сокращений. — 221
Предисловие. ^
Предлагаемая вниманию читателей монография Н.С. Широковой посвящена интересной, но малоизученной проблеме — истории и цивилизации древних кельтов, разработка которой важна как для истории первобытной Европы, так и для истории стран античного юга, поскольку затрагивает вопрос о взаимоотношениях античной цивилизации и варварской периферии.
В работе поставлена задача проследить процесс формирования классового общества и государства у кельтов дорийского периода. Решая эту задачу, автор идёт в русле исследований, проводящихся на историческом факультете Ленинградского университета, где на межкафедральном уровне изучаются процессы становления и развития раннеклассовых обществ. Так, в коллективной монографии «Становление и развитие раннеклассовых обществ (город и государство)» (Л., 1986) на примерах Античной Греции, Византии и Древней Руси был дан анализ различий и сходства процессов классообразования и формирования государства в названных исторических регионах, намечена типология перехода от доклассового общества к классовому. Методология, разрабатываемая исследованиями такого рода, оказывается чрезвычайно плодотворной и в применении к истории кельтов. Н.С. Широкова выявляет как черты сходства у кельтов с другими древними народами в формировании классового общества и государства, так и особенности исторического развития самих кельтов. Кроме того, кельтский материал даёт великолепное подтверждение целому ряду выводов о характере и особенностях поздней стадии доклассовых формаций, сделанных на материале истории других народов.
Изучение истории кельтов накануне римского завоевания позволяет прежде всего опровергнуть ещё бытующее в историографии убеждение о примитивном характере галльского и подобных ему обществ героической эпохи. Некоторые аспекты цивилизации и культуры кельтов оказываются настолько сложными и своеобразными, что для объяснения их природы требуется выйти за рамки примитизирующих представлений. Речь идёт о высоком уровне металлического и керамического производства, о возникновении городских центров, которые по своему архитектурному облику и функциональному назначению приближались к античным. Кельтский материал подтверждает также представление о том, что для варварских обществ, вышедших уже за пределы первобытной общины, была характерна многоукладность социальных отношений. У кельтов дорийского периода существовали и рабовладельческий уклад, и свободная крестьянская община, и элементы феодального строя.
Вообще кельты имели уже достаточно развитую социальную структуру, отличающуюся от организации общества типа «военной демократии». Родовая знать у галлов времени Цезаря преобразовалась в аристократию особого типа, основу могущества которой составляла многочисленная клиентела, имеющая явные черты сходства с вассалитетом раннефеодального периода.
Кельтский материал подтверждает, таким образом, правильность тех общих выводов, к которым пришли советские историки и этнографы в ходе дискуссии о понятии «военная демократия». И прежде всего это касается вывода о том, что народовластие в обществах типа «военной демократии» было в значительной мере фиктивным.
Как и у других народов, военная демократия у кельтов представляет лишь стадию в развитии древнего общества и не покрывает всего переходного периода между обществом доклассовым и классовым. Вообще военная демократия неизбежно должна была трансформироваться в другие социально-политические структуры, различные у разных народов в зависимости от местных условий. В формировании галльского государства, хотя и заметно движение в сторону античного полиса, ещё сильнее выступает иная тенденция, которая вела к возникновению государства феодального типа, естественной опорой которого была или могла стать галльская знать. В выявлении этой тенденции — главная ценность работы Н.С. Широковой.
д-р ист. наук И.Я. Фроянов,
наверх |