главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Я.А. Шер. Я.А. Шер

Первобытное искусство.

При участии Н.С. Бледновой и С.В. Крюкова.

// Кемерово: КемГУ. 2006. 351 с. + CD. ISBN 5-202-00935-6

 

аннотация: ]

Книга представляет учебное пособие для студентов старших курсов исторических факультетов университетов и пединституте, полезна также студентам и аспирантам других гуманитарных специальностей, включая психологию, а также широкому кругу читателей, которых интересуют проблемы происхождения и развития изобразительного искусства. Книга написана на основе спецкурса лекций, читающихся автором в Кемеровском и других университетах, а также в Институте Человека (Париж, 1991-1993 гг.).

Благодаря приложенному к книге компакт-диску, впервые в русскоязычной литературе читатель получает возможность ознакомиться с произведениями первобытного искусства в реальном цвете и в большом объёме. В книге излагается гипотеза автора о происхождении изобразительного искусства как естественноисторического явления, а также точки зрения других специалистов, включая тех, с кем автор спорит, но, уважая их мнение, предлагает читателю самому сформировать свою позицию.

 

См. файл с текстом (без CD), .pdf, 30,6 Мб.

Оглавление

 

Предисловие. — 3

Введение. — 5

 

Глава 1. Каменный век. — 12

1.1. Нижний и средний палеолит. — 12

1.2. Верхний палеолит. — 12

1.2.1. Краткая история изучения палеолитического искусства. — 13

1.2.2. Ареал. — 23

1.2.3. Живопись и графика. — 25

1.2.4. Искусство малых форм. — 33

1.2.5. Хронология. — 35

1.3. Мезолит. — 39

1.3.1. Историко-культурный фон. — 39

1.3.2. Общая характеристика искусства эпохи мезолита. — 40

1.3.3. Ареалы мезолитического искусства. — 42

1.4. Неолит. — 47

1.4.1. Историко-культурный фон. — 47

1.4.2. Общая характеристика искусства эпохи неолита. — 48

1.4.3. Петроглифы. — 52

1.5. Выводы. — 58

Вопросы для самоконтроля. — 59

Глава 2. Бронзовый век. — 61

2.1. Краткая история изучения. — 62

2.2. Историко-культурный фон и ареалы. — 63

2.3. Европа. — 66

2.3.1. Юго-восточная Европа. — 66

2.3.2. Южнорусские степи, Поволжье и Приуралье. — 69

2.3.3. Кавказ. — 72

2.3.4. Закавказье. — 73

2.4. Азия. — 74

2.4.1. Урал и Западная Сибирь. — 74

2.4.2. Южная Сибирь и Средняя Азия. — 76

2.4.3. Восточная Сибирь. — 86

2.5. Выводы. — 90

Вопросы для самоконтроля. — 91

Глава 3. Искусство железного века. — 94

3.1. Историко-культурный фон и ареалы. — 94

3.1.1. Скифы и их соседи. — 95

3.2. Из истории изучения скифского искусства. — 97

3.2.1. Изучение искусства европейских скифов. — 97

3.2.2. Изучение искусства азиатских племён скифского времени. — 98

3.3. Искусство скифов Восточной Европы. — 99

3.4. Сокровища царских курганов. — 100

3.5. Искусство Фракии. — 107

3.6. Искусство саков (азиатских скифов). — 108

3.6.1. Поволжье, Приуралье и Западный Казахстан. — 109

3.6.2. Приаралье. — 110

3.6.3. Центральный Казахстан. — 111

3.6.4. Семиречье, Тянь-Шань, Памиро-Алай. — 111

3.6.5. Саяно-Алтай. — 112

3.6.6. Хакасско-Минусинская котловина (тагарская бронза). — 115

3.6.7. Междуречье Оби и Иртыша. — 116

3.6.8. Бактрия. — 119

3.7. Петроглифы скифского времени. — 120

3.7.1. Саяно-Алтай. — 121

3.7.2. Средняя Азия . — 122

3.8. Выводы. Звериный стиль. — 123

Вопросы для самоконтроля. — 124

Глава 4. Полевые методы исследования, консервация и музеефикация изобразительных памятников. — 128

4.1. Поиск. — 128

4.2. Научная документация. — 129

4.2.1. Пещерная живопись и графика. — 130

4.2.2. Петроглифы. — 131

4.3. Разрушение петроглифов. — 137

4.3.1. Повреждения природного характера. — 139

4.3.2. Повреждения антропогенного характера. — 144

4.4. Консервация и реставрация. — 147

4.5. Охрана и использование. — 148

4.5.1. Роль государства. — 148

4.5.2. Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. — 149

4.5.3. Роль общественного мнения. — 152

4.6. Музеефикация памятников. — 152

4.6.1. Способы музеефикации и использования памятников. — 153

4.6.2 Музеефикация пещер. — 159

4.6.3. Экспозиции в музеях. — 163

4.7. Выводы. — 164

Вопросы для самоконтроля. — 164

Глава 5. Проблемы и методы датирования и синхронизации. — 166

5.1. Датировка изобразительных памятников каменного века. — 166

5.1.1. Абсолютные даты. — 169

5.2. Датировка изображений эпохи бронзы. — 171

5.2.1. Изображения повозок и колесниц. — 172

5.2.2. Изображения, найденные при раскопках. — 174

5.3. Особенности датирования изображений железного века. — 177

5.3.1. Памятники европейских скифов. — 177

5.3.2. Азиатские скифы (саки). — 179

5.4. Датировки оленных камней. — 184

Вопросы для самоконтроля. — 187

Глава 6. Семантическая интерпретация древних изображений. — 189

6.1. Дешифровка или догадка? — 189

6.2. Древнейший изобразительный фольклор. — 193

6.3. Божественные первопредки. — 196

6.4. «Коррида». — 200

6.5. «Господин коней» на берегу Енисея. — 207

6.6. Изображения повозок и колесниц. — 210

6.6.1. Плуг или повозка? — 211

6.6.2. «Чудесные» упряжки. — 212

6.6.3. Непарные упряжки в текстах. — 214

6.6.4. Стрекало — атрибут божества. — 216

6.6.5. Земные и небесные колесницы. — 216

6.7. Скифская генеалогическая легенда. — 218

6.8. «Пуанты», «цыпочки», маски и хвосты. — 220

6.9. Выводы. — 221

Вопросы для самоконтроля. — 222

Глава 7. Традиционное искусство. — 223

Вопросы для самоконтроля. — 236

Глава 8. Эстетика в первобытном искусстве. — 238

Вопросы для самоконтроля. — 250

Глава 9. Первобытное искусство и мозг. — 251

9.1. Симметрия и асимметрия в природе. — 252

9.2. Асимметрия полушарий головного мозга у человека. — 253

9.3. Возрастные изменения межполушарной асимметрии. — 257

9.4. Асимметрия полушарий мозга и изобразительная деятельность. — 260

9.5. Речь и изобразительная деятельность. — 262

9.6. Асимметрия и археологические данные. — 265

9.7. «Творчество» неандертальца. — 270

9.8. Асимметрия в первобытном искусстве. — 273

9.9. Отпечатки правых и левых рук. — 279

Вопросы для самоконтроля. — 288

Глава 10. Происхождение искусства. — 289

10.1. Творчество детей — модель зарождения изобразительной деятельности. — 290

10.1.1. Природные истоки. — 290

10.1.2. Этапы развития детского рисунка. — 293

10.1.3. Доизобразительная стадия. — 294

10.1.4. Схематическая стадия. — 298

10.1.5. Физиопластическая стадия. — 301

10.1.6. Стадия правдоподобных изображений. — 304

10.1.7. Стадия правильных изображений. — 304

10.2. Причины детского рисования. — 305

103. Детский рисунок и первобытное искусство. — 307

10.3.1. Контур. — 309

10.3.2.Схематизм. — 309

10.3.3. Симметрия и ритм. — 310

10.3.4. Нарушение пропорциональности. — 311

10.3.5. «Прозрачность». — 312

10.3.6. Композиция и перспектива. — 313

10.3.7. Многоэпизодность. — 315

10.4. Искусство и труд. — 315

10.5. Выводы. — 318

Вопросы для самоконтроля. — 321

 

Заключение. — 322

Библиографические ссылки. — 325

Принятые сокращения. — 346

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки