главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Я.А. ШерПервобытное искусство.При участии Н.С. Бледновой и С.В. Крюкова.// Кемерово: КемГУ. 2006. 351 с. + CD. ISBN 5-202-00935-6
См. также второе издание. [ аннотация: ] Книга представляет учебное пособие для студентов старших курсов исторических факультетов университетов и пединституте, полезна также студентам и аспирантам других гуманитарных специальностей, включая психологию, а также широкому кругу читателей, которых интересуют проблемы происхождения и развития изобразительного искусства. Книга написана на основе спецкурса лекций, читающихся автором в Кемеровском и других университетах, а также в Институте Человека (Париж, 1991-1993 гг.). Благодаря приложенному к книге компакт-диску, впервые в русскоязычной литературе читатель получает возможность ознакомиться с произведениями первобытного искусства в реальном цвете и в большом объёме. В книге излагается гипотеза автора о происхождении изобразительного искусства как естественноисторического явления, а также точки зрения других специалистов, включая тех, с кем автор спорит, но, уважая их мнение, предлагает читателю самому сформировать свою позицию.
См. файл с текстом (без CD), .pdf, 30,6 Мб. Оглавление
Предисловие. — 3Введение. — 5
Глава 1. Каменный век. — 121.1. Нижний и средний палеолит. — 121.2. Верхний палеолит. — 121.2.1. Краткая история изучения палеолитического искусства. — 131.2.2. Ареал. — 231.2.3. Живопись и графика. — 251.2.4. Искусство малых форм. — 331.2.5. Хронология. — 351.3. Мезолит. — 391.3.1. Историко-культурный фон. — 391.3.2. Общая характеристика искусства эпохи мезолита. — 401.3.3. Ареалы мезолитического искусства. — 421.4. Неолит. — 471.4.1. Историко-культурный фон. — 471.4.2. Общая характеристика искусства эпохи неолита. — 481.4.3. Петроглифы. — 521.5. Выводы. — 58Вопросы для самоконтроля. — 59Глава 2. Бронзовый век. — 612.1. Краткая история изучения. — 622.2. Историко-культурный фон и ареалы. — 632.3. Европа. — 662.3.1. Юго-восточная Европа. — 662.3.2. Южнорусские степи, Поволжье и Приуралье. — 692.3.3. Кавказ. — 722.3.4. Закавказье. — 732.4. Азия. — 742.4.1. Урал и Западная Сибирь. — 742.4.2. Южная Сибирь и Средняя Азия. — 762.4.3. Восточная Сибирь. — 862.5. Выводы. — 90Вопросы для самоконтроля. — 91Глава 3. Искусство железного века. — 943.1. Историко-культурный фон и ареалы. — 943.1.1. Скифы и их соседи. — 953.2. Из истории изучения скифского искусства. — 973.2.1. Изучение искусства европейских скифов. — 973.2.2. Изучение искусства азиатских племён скифского времени. — 983.3. Искусство скифов Восточной Европы. — 993.4. Сокровища царских курганов. — 1003.5. Искусство Фракии. — 1073.6. Искусство саков (азиатских скифов). — 1083.6.1. Поволжье, Приуралье и Западный Казахстан. — 1093.6.2. Приаралье. — 1103.6.3. Центральный Казахстан. — 1113.6.4. Семиречье, Тянь-Шань, Памиро-Алай. — 1113.6.5. Саяно-Алтай. — 1123.6.6. Хакасско-Минусинская котловина (тагарская бронза). — 1153.6.7. Междуречье Оби и Иртыша. — 1163.6.8. Бактрия. — 1193.7. Петроглифы скифского времени. — 1203.7.1. Саяно-Алтай. — 1213.7.2. Средняя Азия . — 1223.8. Выводы. Звериный стиль. — 123Вопросы для самоконтроля. — 124Глава 4. Полевые методы исследования, консервация и музеефикация изобразительных памятников. — 1284.1. Поиск. — 1284.2. Научная документация. — 1294.2.1. Пещерная живопись и графика. — 1304.2.2. Петроглифы. — 1314.3. Разрушение петроглифов. — 1374.3.1. Повреждения природного характера. — 1394.3.2. Повреждения антропогенного характера. — 1444.4. Консервация и реставрация. — 1474.5. Охрана и использование. — 1484.5.1. Роль государства. — 1484.5.2. Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. — 1494.5.3. Роль общественного мнения. — 1524.6. Музеефикация памятников. — 1524.6.1. Способы музеефикации и использования памятников. — 1534.6.2 Музеефикация пещер. — 1594.6.3. Экспозиции в музеях. — 1634.7. Выводы. — 164Вопросы для самоконтроля. — 164Глава 5. Проблемы и методы датирования и синхронизации. — 1665.1. Датировка изобразительных памятников каменного века. — 1665.1.1. Абсолютные даты. — 1695.2. Датировка изображений эпохи бронзы. — 1715.2.1. Изображения повозок и колесниц. — 1725.2.2. Изображения, найденные при раскопках. — 1745.3. Особенности датирования изображений железного века. — 1775.3.1. Памятники европейских скифов. — 1775.3.2. Азиатские скифы (саки). — 1795.4. Датировки оленных камней. — 184Вопросы для самоконтроля. — 187Глава 6. Семантическая интерпретация древних изображений. — 1896.1. Дешифровка или догадка? — 1896.2. Древнейший изобразительный фольклор. — 1936.3. Божественные первопредки. — 1966.4. «Коррида». — 2006.5. «Господин коней» на берегу Енисея. — 2076.6. Изображения повозок и колесниц. — 2106.6.1. Плуг или повозка? — 2116.6.2. «Чудесные» упряжки. — 2126.6.3. Непарные упряжки в текстах. — 2146.6.4. Стрекало — атрибут божества. — 2166.6.5. Земные и небесные колесницы. — 2166.7. Скифская генеалогическая легенда. — 2186.8. «Пуанты», «цыпочки», маски и хвосты. — 2206.9. Выводы. — 221Вопросы для самоконтроля. — 222Глава 7. Традиционное искусство. — 223Вопросы для самоконтроля. — 236Глава 8. Эстетика в первобытном искусстве. — 238Вопросы для самоконтроля. — 250Глава 9. Первобытное искусство и мозг. — 2519.1. Симметрия и асимметрия в природе. — 2529.2. Асимметрия полушарий головного мозга у человека. — 2539.3. Возрастные изменения межполушарной асимметрии. — 2579.4. Асимметрия полушарий мозга и изобразительная деятельность. — 2609.5. Речь и изобразительная деятельность. — 2629.6. Асимметрия и археологические данные. — 2659.7. «Творчество» неандертальца. — 2709.8. Асимметрия в первобытном искусстве. — 2739.9. Отпечатки правых и левых рук. — 279Вопросы для самоконтроля. — 288Глава 10. Происхождение искусства. — 28910.1. Творчество детей — модель зарождения изобразительной деятельности. — 29010.1.1. Природные истоки. — 29010.1.2. Этапы развития детского рисунка. — 29310.1.3. Доизобразительная стадия. — 29410.1.4. Схематическая стадия. — 29810.1.5. Физиопластическая стадия. — 30110.1.6. Стадия правдоподобных изображений. — 30410.1.7. Стадия правильных изображений. — 30410.2. Причины детского рисования. — 305103. Детский рисунок и первобытное искусство. — 30710.3.1. Контур. — 30910.3.2.Схематизм. — 30910.3.3. Симметрия и ритм. — 31010.3.4. Нарушение пропорциональности. — 31110.3.5. «Прозрачность». — 31210.3.6. Композиция и перспектива. — 31310.3.7. Многоэпизодность. — 31510.4. Искусство и труд. — 31510.5. Выводы. — 318Вопросы для самоконтроля. — 321
Заключение. — 322Библиографические ссылки. — 325Принятые сокращения. — 346
наверх |