Я.А. Шер
Первобытное искусство.
При участии Н.С. Бледновой и С.В. Крюкова.
// Кемерово: КемГУ. 2006. 351 с. + CD. ISBN 5-202-00935-6
См. также второе издание.
[ аннотация: ]
Книга представляет учебное пособие для студентов старших курсов исторических факультетов университетов и пединституте, полезна также студентам и аспирантам других гуманитарных специальностей, включая психологию, а также широкому кругу читателей, которых интересуют проблемы происхождения и развития изобразительного искусства. Книга написана на основе спецкурса лекций, читающихся автором в Кемеровском и других университетах, а также в Институте Человека (Париж, 1991-1993 гг.).
Благодаря приложенному к книге компакт-диску, впервые в русскоязычной литературе читатель получает возможность ознакомиться с произведениями первобытного искусства в реальном цвете и в большом объёме. В книге излагается гипотеза автора о происхождении изобразительного искусства как естественноисторического явления, а также точки зрения других специалистов, включая тех, с кем автор спорит, но, уважая их мнение, предлагает читателю самому сформировать свою позицию.
См. файл с текстом (без CD), .pdf, 30,6 Мб.
Оглавление
Предисловие. — 3
Введение. — 5
Глава 1. Каменный век. — 12
1.1. Нижний и средний палеолит. — 12
1.2. Верхний палеолит. — 12
1.2.1. Краткая история изучения палеолитического искусства. — 13
1.2.2. Ареал. — 23
1.2.3. Живопись и графика. — 25
1.2.4. Искусство малых форм. — 33
1.2.5. Хронология. — 35
1.3. Мезолит. — 39
1.3.1. Историко-культурный фон. — 39
1.3.2. Общая характеристика искусства эпохи мезолита. — 40
1.3.3. Ареалы мезолитического искусства. — 42
1.4. Неолит. — 47
1.4.1. Историко-культурный фон. — 47
1.4.2. Общая характеристика искусства эпохи неолита. — 48
1.4.3. Петроглифы. — 52
1.5. Выводы. — 58
Вопросы для самоконтроля. — 59
Глава 2. Бронзовый век. — 61
2.1. Краткая история изучения. — 62
2.2. Историко-культурный фон и ареалы. — 63
2.3. Европа. — 66
2.3.1. Юго-восточная Европа. — 66
2.3.2. Южнорусские степи, Поволжье и Приуралье. — 69
2.3.3. Кавказ. — 72
2.3.4. Закавказье. — 73
2.4. Азия. — 74
2.4.1. Урал и Западная Сибирь. — 74
2.4.2. Южная Сибирь и Средняя Азия. — 76
2.4.3. Восточная Сибирь. — 86
2.5. Выводы. — 90
Вопросы для самоконтроля. — 91
Глава 3. Искусство железного века. — 94
3.1. Историко-культурный фон и ареалы. — 94
3.1.1. Скифы и их соседи. — 95
3.2. Из истории изучения скифского искусства. — 97
3.2.1. Изучение искусства европейских скифов. — 97
3.2.2. Изучение искусства азиатских племён скифского времени. — 98
3.3. Искусство скифов Восточной Европы. — 99
3.4. Сокровища царских курганов. — 100
3.5. Искусство Фракии. — 107
3.6. Искусство саков (азиатских скифов). — 108
3.6.1. Поволжье, Приуралье и Западный Казахстан. — 109
3.6.2. Приаралье. — 110
3.6.3. Центральный Казахстан. — 111
3.6.4. Семиречье, Тянь-Шань, Памиро-Алай. — 111
3.6.5. Саяно-Алтай. — 112
3.6.6. Хакасско-Минусинская котловина (тагарская бронза). — 115
3.6.7. Междуречье Оби и Иртыша. — 116
3.6.8. Бактрия. — 119
3.7. Петроглифы скифского времени. — 120
3.7.1. Саяно-Алтай. — 121
3.7.2. Средняя Азия . — 122
3.8. Выводы. Звериный стиль. — 123
Вопросы для самоконтроля. — 124
Глава 4. Полевые методы исследования, консервация и музеефикация изобразительных памятников. — 128
4.1. Поиск. — 128
4.2. Научная документация. — 129
4.2.1. Пещерная живопись и графика. — 130
4.2.2. Петроглифы. — 131
4.3. Разрушение петроглифов. — 137
4.3.1. Повреждения природного характера. — 139
4.3.2. Повреждения антропогенного характера. — 144
4.4. Консервация и реставрация. — 147
4.5. Охрана и использование. — 148
4.5.1. Роль государства. — 148
4.5.2. Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. — 149
4.5.3. Роль общественного мнения. — 152
4.6. Музеефикация памятников. — 152
4.6.1. Способы музеефикации и использования памятников. — 153
4.6.2 Музеефикация пещер. — 159
4.6.3. Экспозиции в музеях. — 163
4.7. Выводы. — 164
Вопросы для самоконтроля. — 164
Глава 5. Проблемы и методы датирования и синхронизации. — 166
5.1. Датировка изобразительных памятников каменного века. — 166
5.1.1. Абсолютные даты. — 169
5.2. Датировка изображений эпохи бронзы. — 171
5.2.1. Изображения повозок и колесниц. — 172
5.2.2. Изображения, найденные при раскопках. — 174
5.3. Особенности датирования изображений железного века. — 177
5.3.1. Памятники европейских скифов. — 177
5.3.2. Азиатские скифы (саки). — 179
5.4. Датировки оленных камней. — 184
Вопросы для самоконтроля. — 187
Глава 6. Семантическая интерпретация древних изображений. — 189
6.1. Дешифровка или догадка? — 189
6.2. Древнейший изобразительный фольклор. — 193
6.3. Божественные первопредки. — 196
6.4. «Коррида». — 200
6.5. «Господин коней» на берегу Енисея. — 207
6.6. Изображения повозок и колесниц. — 210
6.6.1. Плуг или повозка? — 211
6.6.2. «Чудесные» упряжки. — 212
6.6.3. Непарные упряжки в текстах. — 214
6.6.4. Стрекало — атрибут божества. — 216
6.6.5. Земные и небесные колесницы. — 216
6.7. Скифская генеалогическая легенда. — 218
6.8. «Пуанты», «цыпочки», маски и хвосты. — 220
6.9. Выводы. — 221
Вопросы для самоконтроля. — 222
Глава 7. Традиционное искусство. — 223
Вопросы для самоконтроля. — 236
Глава 8. Эстетика в первобытном искусстве. — 238
Вопросы для самоконтроля. — 250
Глава 9. Первобытное искусство и мозг. — 251
9.1. Симметрия и асимметрия в природе. — 252
9.2. Асимметрия полушарий головного мозга у человека. — 253
9.3. Возрастные изменения межполушарной асимметрии. — 257
9.4. Асимметрия полушарий мозга и изобразительная деятельность. — 260
9.5. Речь и изобразительная деятельность. — 262
9.6. Асимметрия и археологические данные. — 265
9.7. «Творчество» неандертальца. — 270
9.8. Асимметрия в первобытном искусстве. — 273
9.9. Отпечатки правых и левых рук. — 279
Вопросы для самоконтроля. — 288
Глава 10. Происхождение искусства. — 289
10.1. Творчество детей — модель зарождения изобразительной деятельности. — 290
10.1.1. Природные истоки. — 290
10.1.2. Этапы развития детского рисунка. — 293
10.1.3. Доизобразительная стадия. — 294
10.1.4. Схематическая стадия. — 298
10.1.5. Физиопластическая стадия. — 301
10.1.6. Стадия правдоподобных изображений. — 304
10.1.7. Стадия правильных изображений. — 304
10.2. Причины детского рисования. — 305
103. Детский рисунок и первобытное искусство. — 307
10.3.1. Контур. — 309
10.3.2.Схематизм. — 309
10.3.3. Симметрия и ритм. — 310
10.3.4. Нарушение пропорциональности. — 311
10.3.5. «Прозрачность». — 312
10.3.6. Композиция и перспектива. — 313
10.3.7. Многоэпизодность. — 315
10.4. Искусство и труд. — 315
10.5. Выводы. — 318
Вопросы для самоконтроля. — 321
Заключение. — 322
Библиографические ссылки. — 325
Принятые сокращения. — 346
|