главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Я.А. ШерЛуристан, Зивие и скифо-сакский звериный стиль.// Культура Востока: проблемы и памятники. СПб: 1992. С. 37-42.
Среди гипотез о происхождении скифо-сакского или, как его называют по другому, скифо-сибирского звериного стиля, пока ещё пользуется признанием идея о заимствование скифами основных элементов этого искусства с Ближнего Востока и их «творческой переработке». Одним из источников заимствования считается «звериная» традиция луристанских бронз, другим — животные мотивы в искусстве ахеменидского Ирана. Важным доводом в пользу этой гипотезы считался комплекс несомненно скифских художественных изделий, найденный в 1947 г. в Иране (Зивие). Это были едва ли не самые ранние скифские вещи, найденные, так сказать, на пути с Ближнего Востока в Скифию.
В.Г. Луконин, который всегда проявлял большой интерес к искусству скифо-сакской периферии ахеменидского Ирана, казалось, поддерживал эту гипотезу. На самом деле это не совсем так. В книге «Искусство древнего Ирана» Луконин писал, что вопрос об истоках сходного стиля на территории Казахстана и Сибири остаётся открытым. К сожалению, остался нереализованным его замысел собрать воедино всё, что он называл «вокруг Зивие» и попытаться оценить достоверность тех или иных выводов, сделанных на основе этого материала.
Находки из Зивие создали впечатление, что найдено недостающее звено в цепочке фактов, свидетельствующих о переднеазиатском происхождении скифского звериного стиля. Почти все признали, что древнейшими памятниками скифов являются Зивие, Келермес, Ульский, Мельгуновский, а находки подобных вещей к востоку от Урала — более поздние подражания. Но, в отличие от Причерноморья, в азиатских доскифских культурах были свои «звериные» изобразительные традиции. Тогда была предложена следующая гипотеза: происхождение звериного стиля саков частично идёт из Причерноморья, а частью из азиатских культур эпохи поздней бронзы (Карасук), но в конечном счёте карасукские звериные мотивы тоже происходят от общих прототипов на Ближнем Востоке — луристанских бронз и изображений на печа- тях типа Керкук. Кроме того, истоки отдельных элементов сакского звериного стиля, (в частности, мотив зверя, свернувшегося в кольцо) пытались найти в искусстве Северного Китая эпохи Западного Чжоу.
В 1960-70 гг. факты, связанные с Зивие, не выдержали испытания на прочность и это звено выпало из системы доказательств ближневосточного происхождения скифо-сакского звериного стиля, но работы Р. Дайсона и О. Мускареллы оставались малоизвестными нашим специалистам и по инерции ближневосточная гипотеза живёт на страницах наших изданий до сих пор. В это же время стало ясно, что «звериная» изобразительная традиция в культурах Центральной Азии имеет значительно более глубокие корни, чем карасукские.
Между тем раскопки кургана Аржан в Туве дали совершенно новые факты, которые не вписывались в общепринятую схему происхождения и распространения скифских культур с запада на восток. Типология найденных здесь вещей указывала на время не позднее VIII-VII вв. до н.э., измерения C-14 в брёвнах из Аржана указали на XI- IX вв. до н.э. Найденные здесь изображения с достаточной очевидностью демонстрируют не формирующийся, а уже вполне зрелый стиль, близкий изображениям из ранних скифских памятников юга России (Жаботин, Ульские курганы и др.). Из этого следует, что в Центральной Азии скифский звериный стиль сложился до того, как он впервые появился в Причерноморье. Считавшиеся до сих пор чуть ли не самыми древними скифскими изображениями находки из Зивие оказались значительно моложе, чем изобразительные материалы из Аржана.
Не оправдали надежд и луристанские истоки. Из всего богатого репертуара луристанского звериного стиля сходстве можно усмотреть только между навершиями «оселков» в виде головки барана и навершиями на некоторых карасукско-тагарских бронзовых ножах.
Самые ранние истоки скифо-сибирского звериного стиля обнаруживаются в памятниках ранней бронзы Южной Сибири (билатеральная манера изображения хищника, «жезл» из Черновой и др.) При всей спорности их датировок, они не могут быть позднее середины II тыс. до н.э., т.е. в любом случае, — доскифские и долуристанские. Дополнительный импульс звериный стиль получил от Карасука, а к началу I тысячелетия до н.э. он уже фактически сложился. Время завершения формирования основных канонов звериного стиля совпало с существенными демографическими и социальными сдвигами в обществе ранних кочевников Центральной Азии, положившими начало первым волнам экспансии на запад. Следы этой первой волны можно проследить по изобразительным материалам, найденным в таких памятниках как Тас-Мола, Чиликты, Памирская, Уйгарак, Гумарово, а также из некоторых савроматских и раннескифских курганов.
В последующие периоды (VI-V вв. до н.э.) звериный стиль испытывает на себе древнеиранское влияние, но не прямое, как это объяснялось передневосточной гипотезой, а косвенное, сделавшее его орнаментальным (Саглы, Пазырык, Иссык и др.). В припонтийских степях преобладающим стали греческое и фракийское влияние, принёсшие с собой и иные сюжеты, напрямую связанные со скифской, греческой и фракийской мифологией .
Были и случаи заимствования стилистических изобразительных приёмов из скифо-сибирского репертуара в искусство иных культур. Например, бутероли в виде фигуры свернувшегося в кольцо хищника. Как показал П. Бернар, этот мотив на подобных вещах, найденных в Египте и в Иране, попал сюда от скифов в VII в. до н.э., возможно, через мидийцев.
наверх |