главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Великий Новгород — Старая Русса. Т. I. СПб, М., Великий Новгород: 2011. М.С. Шемаханская, Л.Т. Яблонский

Парадный меч из царского кургана в Филипповке 1.

// Тр. III (XIX) АС. Т. I. СПб, М., Великий Новгород: 2011. С. 404-405.

 

В «царском» кургане №4 могильника Филипповка 1, несмотря на попытку ограбления с помощью экскаватора, было обнаружено четыре захоронения (центральное и три дополнительных). В дополнительном погребении 2 кургана был найден, в т.ч., железный меч очень плохой сохранности. Он был восстановлен М.С. Шемаханской. При этом оказалось, что клинок меча вдоль краев с обеих сторон покрыт рядами сложных композиций, выполненных в технике инкрустации. Композиции составляют изображения в скифо-сибирском зверином стиле, антропоморфные композиции и группы изображений, в которых участвуют как люди, так и животные. В частности, хорошо читаются сцены охоты всадника на вепря и жертвоприношения оленя.

 

Рукоять декорирована с двух сторон одинаково: в центральной части продольно расположена зона со сценой терзания волком сайгака или козла. На перекрестии с обеих сторон рельефно изображены симметрично расположенные фигуры кабана и оленя, в которые вписаны другие изображения в зверином стиле.

 

Меч имеет короткий и относительно широкий клинок, бабочковидное перекрестие и брусковидное или овальное навершие (плохо сохранилось). Типологически он относится к акинакам, которые датируются обычно V-IV вв. до н.э. Но набор наконечников стрел из этого же погребения склоняет нас в пользу более узкой датировки — IV в. до н.э.

Рис. 1.
«Золотой» меч из погребения 2 кургана 4 могильника Филипповка 1.
Раскопки Л.Т. Яблонского. Реставрация М.С. Шемаханской. Фото И. Седенькова.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

Меч уникален как золотом инкрустации, так и техникой её изготовления. Исследование проводилось в процессе реставрации, когда к предмету был наибольший доступ. В результате сильной коррозии меч был фрагментирован, поэтому оказалось возможным на некоторых фрагментах изучить как лицевую, так и оборотную сторону золотой инкрустации. Изучение состава металла и примесей проводилось микрорентгеноспектральным методом в сочетании с электронным микроскопом в ИГЕМ РАН, а способ изготовления инкрустации навершия — металлографическим методом. Поверхность меча и все следы инструментов изучались с помощью цифрового стерео-микроскопа фирмы Leica. Все наблюдения фотографировались.

 

Золото, использованное для украшения меча, содержит несколько процентов серебра, до 1% меди и очень большое количество включений, состоящих из металлов платиновой группы: осмия, иридия, рутения и платины в различных сочетаниях и количествах, располагающихся скоплениями. Такое количество включений металлов платиновой группы в истории древнего золота наблюдается впервые. Единичные включения в древнем золоте металлов платиновой

(404/405)

группы обнаруживались и исследовались неоднократно. В результате привлечения геологических данных с большой долей уверенности можно сказать, что золото, использованное для украшения меча, самородное, рассыпное, уральское.

 

На одну сторону клинка наложена продольно рифлёная полоса, под которую было предварительно вырезано профилированное углубление. Полоса крепилась вбиванием её краёв. Для инкрустации на металле клинка по рисунку были сделаны углубления инструментом типа «сечка». Рисунок наносился за два прохода инструмента, сначала в одном направлении, далее — в другом. Затем в сделанные углубления вбивалось золото.

 

Перекрестие меча сделано из двух железных пластин, которые соединены с основой кузнечной сваркой. На железные пластины перекрестия с обеих сторон и со стороны рукояти наложены серебряные рельефы, выполненные в технике литья по восковой модели. Со стороны клинка обе пластины перекрестия вплотную примыкают к нему, со стороны рукояти есть отверстие, в которое входит рукоять. Серебряные рельефы украшены золотой инкрустацией. Инкрустация сделана не так, как на клинке: вырезаны углубления с плоским дном, в него уложены золотые элементы, которые придерживаются чуть завальцованными краями серебряной основы.

 

Рукоять с рельефами, вырубленными зубилом по железу, вся обтянута золотым листом, вбитым в поверхность. Характерной особенностью декора рукояти является наличие прорезных элементов в золоте рельефных полос, расположенных по ребрам рукояти. Конец рукояти со стороны навершия заканчивается рельефным кольцевым уступом (обоймой), также обтянутым золотым листом с прорезанным ажуром.

 

Навершие инкрустировано золотом в технике, отличной от техники инкрустации клинка: углубления под инкрустацию имеют округлое очертание. При этом лицевая сторона элементов инкрустации оформлена продольными углублениями. Структура инкрустации показывает наследственную литую структуру.

 

Таким образом, инкрустация на клинке и рукояти меча выполнена с применением различных технологий. Не исключено, что в производстве меча участвовала группа мастеров, а не один человек.

 

Приёмы украшения парадных мечей золотыми деталями хорошо известны в Евразийской степи, судя по оружию из кургана Аржан 2, по крайней мере, с конца VII в. до н.э. Среди древнейших находок можно также упомянуть «золотой меч» из могильника Южный Тагискен на Нижней Сырдарье и меч из кургана Иссык в Южном Казахстане. Однако техника украшения золотом на приведённых примерах резко отличается от филипповской: там речь идёт либо о технике накладки/набивки золотом элементов декора, либо об украшении ножен отдельными золотыми накладками.

 

Принципиальные отличия филипповского экземпляра от прочих состоят, как в технике украшения золотом, так и в семантике изображений на его рукояти и клинке, которые в совокупности составляют текстовый документ мифологического свойства.

 

Нет необходимости предполагать, что наш меч был изготовлен далеко за пределами степи. Скорее, речь может идти о том, что он был сделан мастером или группой мастеров, находящихся в среде кочевников и владеющих ювелирной техникой инкрустации золотом по железу, — на заказ и с учётом вкусов заказчиков-кочевников, но из местного материала и по местным типологическим образцам. Подобные случаи использования «иностранных» мастеров в собственных целях, в принципе, известны в археологии степи ещё с эпохи поздней бронзы.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки