главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Вл.А. Семёнов. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. СПб: «Азбука-классика». 2008. («Новая история искусства») Вл.А. Семёнов

Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век.

// СПб: «Азбука-классика». 2008. 592 с.
ISBN 978-5-91181-903-3 («Новая история искусства»)

 

аннотация: ]

Книга Вл.А. Семёнова охватывает период, длившийся около 35 тысяч лет — от времени появления первых художественных шедевров в палеолитических пещерах Франко-Кантабрии до начала I тысячелетия до н.э. Автор рассматривает различные аспекты возникновения и развития художественного образа, наиболее отчётливо проявившиеся в переломные эпохи длительной первобытной преистории. Он выявляет очаги возникновения форм искусства, получивших распространение на обширных евразийских пространствах, и на основе творческого наследия раскрывает мифологию древних обществ. При работе над книгой использованы сведения, полученные в результате открытий последних 10-15 лет, которые во многом изменили бытующие представления о первобытном искусстве. Наряду с широко известными памятниками (Альтамира, Ляско, Мас-д’Азиль, Костёнки и др.) анализируются древние поселения, лишь недавно попавшие в поле зрения археологов. Издание содержит большое количество редких иллюстраций, снабжено справочным аппаратом и адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей.

 

Оглавление

 

[предисловие автора проекта. — 5]

 

От автора. — 6

 

Введение. Археологическая периодизация и хронология. — 8

 

Искусство палеолита.

 

Ледяная эпоха: окружающая среда. Жизнь и смерть в палеолите. — 24

Памятники искусства от Пиренеев до Урала. — 37

Пластика и объёмные изображения на плоскости. — 51

Искусство рельефа. — 66

Линия, контур, силуэт. — 70

Полихромное искусство или цветовая дихотомия? — 84

Нефигуративное искусство. Знаки и символы. — 93

Образ, сюжет, композиция. — 96

Богини и звери. — 110

Возникновение и жизнь образа. Спиритуальное освоение подземного мира. — 116

Начало и конец палеолитического искусства. — 141

 

Искусство постгляциального времени (мезолит и неолит).

 

Глобальное потепление, миграции, материальная культура, неолитическая «революция». — 148

Западное Средиземноморье. Мезолитическое искусство Италии, Сицилии и Испанского Леванта. — 158

Малая Азия и Ближний Восток. — 171

Кавказ и Центральная Азия. — 180

Северная Европа и Урал. — 190

 

Искусство неолита и медно-каменного века в Малой Азии и Европе.

 

Неолитическое искусство Анатолии. — 200

Балканский полуостров. — 254

Западное Средиземноморье. — 261

Неолитическое искусство Северной Европы. — 291

 

Искусство эпохи бронзы.

 

Миграции, обмен, торговля. — 314

Мегалиты Средиземноморья и Анатолии. — 390

Между Чёрным морем и Балтикой: курганы, оружие, эмблемы, монументальное искусство. — 365

Бронзовое литьё. — 389

Мифологический контекст в наскальном искусстве Фенноскандии. — 405

 

Восточная Европа и Западная Сибирь.

 

Сейминско-турбинская и карасукская культуры. — 414

Центральноазиатские художественные провинции эпохи бронзы и раннего железа. — 432

Монументальное искусство Южной Сибири и Центральной Азии. — 444

 

Заключение. — 465

 

Примечания. — 467

Список сокращений. — 467

Литература. — 489

 

Список иллюстраций. — 503

Хронологические таблицы. — 521

Карты. — 529

Словарь терминов. — 113

Указатель. — 551

 


 

предисловие автора проекта ]   ^

 

Новый проект издательства «Азбука-классика» — история мирового изобразительного искусства и архитектуры. Издание осуществляется в сотрудничестве с петербургскими и московскими искусствоведами, признанными специалистами в избранных областях. Тома новой серии, идентичные по основным параметрам, удобны в обращении, превосходно иллюстрированы, снабжены справочным аппаратом. Оригинальность концепции, положенной в основу издания, можно свести к следующим принципиальным моментам.

 

Каждый том принадлежит перу одного автора. Предполагается относительная свобода авторской интерпретации художественных явлений и событий — в противоположность нивелирующим тенденциям, ещё недавно определявшим характер отечественных изданий такого рода. Иными словами, авторский коллектив, включающий учёных трёх поколений, в значительно меньшей степени связан условиями предварительного договора о том, как следует мыслить историю искусства. Если противоречия существуют, не надо делать вид, будто их нет, — такая позиция плодотворнее любого искусственно созданного согласия. Каждая книга серии обладает выраженной индивидуальностью. Следовательно, читателю предстоит стать не слушателем хора, но свидетелем и в известной мере участником диалога.

 

«Распределение» авторов по эпохам не мешает им в отдельных случаях пересекаться в историческом времени, ибо стили, течения, школы, мастера и произведения искусства воздействуют не только в пределах однажды отпущенного им жизненного срока, но и на значительной временно́й дистанции.

 

По существу, это первая систематическая история искусства, издаваемая в новейшее время с учётом пересмотренных и вновь установленных фактов, при использовании богатейших материалов и концепций, накопленных и разработанных мировым искусствознанием.

 

Адресованные непосредственно изучающим историю искусства, книги новой серии могут быть востребованы и самым широким кругом читателей.

 

Автор проекта С.М. Даниэль

(5/6)

 

От автора.   ^

 

История первобытного искусства — это история культурных изменений, которые продолжаются вплоть до наших дней. Современные австралийские аборигены или бушмены Южной Африки остаются носителями первобытного мышления в том смысле, в каком его понимали классики преистории Л. Леви-Брюль и Э. Тейлор. До сих пор австралийцы создают петроглифы, выполненные в «рентгеновском» стиле и имеющие аналогии и разных точках древней Евразии; рисунки бушменов сан или индейцев косо вполне сопоставимы с гравировками эпохи палеолита. Таким образом, первобытное искусство не кончается, а его эстетика становится всё более заметной в западной постмодернистской культуре. Аббат Брейль назвал одну из своих книг «Quatre cents siècles d’art pariétal», чем и определил хронологические рамки заданной темы. Во времена Брейля четырьмястами веками определялся возраст sapiens sapiens; столь же долго существует искусство, памятники которого появляются на самых ранних стадиях верхнего палеолита, однако нулевая отметка может лежать неизмеримо ниже установленного сегодняшней наукой старта.

 

Вместе с тем следует отчётливо понимать, что первобытная культура, включая и искусство, не имеет истории, ибо это культура дописьменных или бесписьменных социумов. Самые ранние сведения об этих обществах могут быть почерпнуты из античных источников (реже египетских, вавилонских или китайских), где упоминаются скифы, кельты, фракийцы и другие племена и народы. Всё, что находилось за пределами средиземноморского античного мира, было фактически не известно и дошло до нас в крайне искажённой форме. Единственный способ открыть древние культуры или несостоявшиеся цивилизации — это археологические раскопки и археологические исследования, позволяющие установить периодизацию и хронологию условно выделенных культур и в редких случаях сопоставить их с каким-либо из народов древности, упоминаемых и письменных и нарратив-

(6/7)

ных памятниках. Таким образом, истории первобытного искусства тесно связана с развитием археологических знаний — ведь сам факт открытия произведении древнего искусства не всегда влечёт за собой его объективную оценку и верную интерпретацию. События, связанные с находкой гравированной кости из грота Шаффо или живописи Альтамиры, демонстрируют именно то, что уровень науки не всегда соответствует преподнесённым ей очевидным реалиям. Да и откровенные фальсификации зачастую не вызывают сомнения.

 

В настоящее время объём накопленной информации о первобытном искусстве огромен. Автора, берущегося за такую глобальную тему, даже если он ограничивает себя территорией Европы или определённым периодом времени, подстерегают многочисленные подвохи и ловушки, расставленные Минотавром информационного лабиринта. Чтобы не заблудиться, надо идти напрямик, но это грозит обвинением в субъективизме; посему автор хотел бы предупредить своих оппонентов, что, по словам В. Руднева, автора «Энциклопедического словаря культуры XX века», «объективность — это не более чем род авторитарной иллюзии, а монография, написанная любым коллективом авторов, может оказаться возом из небезызвестной басни Крылова». [1]

 


 

(/463)

 

Заключение.   ^

 

Эсхил утверждал: «Все искусства у людей — от Прометея». Изобразительное искусство не является исключением: оно так же тесно сопряжено с Прометеевым даром — огнём. Археологические данные свидетельствуют, что в эпоху палеолита для получения краски железистые конкреции пережигались в очагах. Эти действия предваряли создание памятников пещерного искусства, а стены пещер освещали при помощи факелов или жировых ламп.

 

Пластическое искусство достигло своего пика в неолите, когда появилась возможность создания терракоты — прочного и практически вечного материала. Первые шаги в этом направлении были тоже сделаны уже в палеолите. При раскопках Дольни-Вестониц в Моравии обнаружено около десяти тысяч целых и разбитых скульптурок из обожжённой глины. Керамика не нашла широкого применения за пределами ареала павловской культуры, но попытки создания терракоты в палеолитическое время встречаются даже в Северной Азии. В неолите успех пластического искусства был обусловлен, вероятно, гениальной догадкой о том, что из глины можно создавать прочную посуду, пригодную для хранения запасов пищи, воды, яблочного сидра и других продуктов. Неолитическая керамика по своим гармоничным пропорциям, декору и часто необыкновенности форм, несомненно, является искусством. Развитие форм было тесно связано с использованием ёмкостей для определенного содержимого. Отсюда антропоморфные и зооморфные сосуды, домковые погребальные урны, лицевые урны и т.д. Одни служили для жертвоприношений и хранения священных напитков, для погребений кремированного праха, другие использовались в обыденной жизни.

 

С развитием керамического производства, появлением печей для обжига и наращиванием температурного режима возникают перспективы металлургии и вместе с ней — художественного литья. Первые металлические предметы чаще всего служили укра-

(463/464)

шениями или мелкими женскими орудиями труда — иглами, шильями, маленькими ножичками, серьгами, кольцами. Но вскоре появилось оружие и одновременно — объёмная бронзовая или медная скульптура. Производство керамики было женским занятием, обработка металлов — мужским, поэтому орнаментальные мотивы на керамике и бронзовом оружии не копируют друг друга. И те и другие по-своему табуированы и сакрализованы — это две культуры в одной.

 

К независимым от «огненного» Прометеева искусства придётся отнести резьбу и гравировку по камню и кости, а также каменную скульптуру и барельеф, которые тоже существовали в верхнем палеолите и достигли определённой монументальности, вытесняющей пустоту ничем не занятого пространства. Вероятно, одной из целей искусства всегда было стремление к «окультуриванию» среды, разделению мира на «природу» и «цивилизацию», хотя, как считает К. Леви-Строс, демаркационная линия между ними не столь уж отчётлива, но это больше относится к психологии и бихевиоризму.

 

Искусство каменного века поляризуется в Западном и Восточном Средиземноморье, и с этим ничего не поделать, какие бы интересные открытия ни случились в других регионах Евразии. Древнее палеолитическое искусство в своём целостном проявлении представлено в основном во Франции и Испании и в нескольких сравнительно близко расположенных регионах. Пещерное, монументальное искусство почти исключительно сосредоточено во франко-кантабрийской области.

 

Каповая пещера — памятник, во многом гомогенный франко-кантабрийским, — демонстрирует какое-то скрытое от наших глаз влияние, не отражённое в Средней Европе, но неожиданно обозначившееся на Урале. В других частях света, кроме Австралии, монументальное палеолитическое искусство до сих пор не известно.

 

Искусство малых форм распространено шире, но так же ограничено в основном европейским континентом, тогда как из Сибири происходят единичные находки, за исключением стоянок Мальта и Буреть, где женские статуэтки, фигурки водоплавающих птиц и орнаментированные костяные изделия составляют серию, которую пока не с чем сравнить.

 

После отступления ледников палеолитическое искусство прекратило своё существование, и прямой генетической преемственности нигде не наблюдается. Конечно, сохраняются какие-то ранее выработанные приёмы гравировки кости и камня, но это лишь рудименты предшествующей эпохи, уцелевшие в изолированных эпипалеолитических группах в горных и северных районах (культура маглемозе), куда могли продвинуться бывшие мадленские охотники на северного оленя.

(464/465)

 

В этот период центр перемещается в Восточное Средиземноморье — на Ближний Восток и в Малую Азию. Здесь возникает земледелие, домостроительство, настенные росписи и, наконец, гончарство, определившее новые приоритеты в искусстве, ориентированном на пластические формы, расписную керамику и скульптуру, отражающую новые культы, связанные с божествами плодородия. Из Анатолии, Сирии и Палестины небольшие группы мигрантов проникают на Балканы и Апеннины, на архипелаги к югу и западу от Сицилии, Иберийский полуостров, юг Франции. Маятник как бы качнулся в обратную сторону, и искусство, порождённое ферментами цивилизации, возвращается обратно в Западное Средиземноморье, где немедленно появляется мегалитическая архитектура и связанные с ней религиозные центры типа Карнака в Бретани и Стоунхенджа в Англии. Идеи мегалитизма проникают на север Европы, в Причерноморье и на Кавказ, в свою очередь являющийся периферией ближневосточных цивилизаций. Здесь в эпоху ранней бронзы формируется выделенная Е.Н. Черных циркумпонтийская металлургическая провинция, «включающая в себя целую серию родственных металлургических и металлообрабатывающих очагов от Балкано-Карпатья до Поволжья, Южного Урала и Кавказа».

 

Из северопонтийских степей носители индоевропейских языков (прототохары), овладевшие колёсным транспортом, совершают одну из самых масштабных миграций на восток, передав в глубины Центральной Азии основы кочевого скотоводческого хозяйства и рудознатства, вместе с новыми религиозными идеями, отражёнными в сложной синкретически-компелятивной [компилятивной] форме монументального окуневского искусства.

 

На Саяно-Алтае прототохары, известные по археологическим памятникам афанасьевской культуры, создали сейминско-турбинскую бронзолитейную индустрию, основанную на использовании оловянистых бронз, отсутствующих в Восточной Европе. В начале II тысячелетия до н.э. они устремились обратно на запад, и северная ветвь этой миграции достигла Восточной Европы. Клады и могильники сейминско-турбинской культуры демонстрируют двоемирие её носителей: с одной стороны, это традиции таёжных аборигенов Сибири, с другой — конных народов евразийской степи. Самый западный сейминско-турбинский памятник — Бородинский клад княжеского серебряного и нефритового оружия, обнаруженный в Аккерманском уезде бывшей Бессарабской губернии. Серебряные наконечники копий, кинжалы и фибулы украшены в стиле среднеевропейских бронзовых изделий горизонта Хайдушамшон-Апа, что свидетельствует о существовавших контактах и прозрачности степной и лесостепной Евразии во II тысячелетии до н.э.

(465/466)

 

Следующая волна центральноазиатских кочевников — ираноязычных племён с культурой скифского типа — достигнет Кавказа, Передней Азии и Причерноморья не раньше VIII-VII веков до н.э. Попавшие в сферу влияния Греции, эллинистических государств или Римской империи, кочевые народы Средней Азии и восточноевропейских степей, Балканского полуострова и континентальной Европы создадут своеобразное «варварское» искусство с элементами так называемого звериного стиля. Хотя все эти народы остаются бесписьменными, их искусство уже не является первобытным и, таким образом, требует самостоятельного исследования.

 

(466/467)

 

Примечания.

 

Список сокращений.   ^

 

АВ — «Археологические вести».

АО — «Археологические открытия».

АПА — «Археологические памятники Армении».

ГАИМК — Государственная академия истории материальной культуры.

ЗОРСА — «Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества».

ИАК — Императорская археологическая комиссия.

ИЭ — Институт этнографии.

ИФЖ — «Историко-филологический журнал Академии наук Армянской ССР».

КСИА — «Краткие сообщения Института археологии».

МАИКЦА — Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии.

МИА — «Материалы и исследования по археологии СССР».

МНМ — «Мифы народов мира».

ОАК — Отчёт Императорской археологической комиссии.

ПАВ — «Петербургский археологический вестник».

РА — «Российская археология».

СА — «Советская археология».

САИ — Свод археологических источников.

САИПИ — Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства.

СЭ — «Советская этнография».

CIFU — Census-Coverage Improvement, Follow Up.

 

(467/468)

 

От автора.

 

[1] Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2003. С. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки