● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Вл.А. СемёновНеолит и бронзовый век Тувы.// СПб: ЛНИАО. 1992. 152 с. ISBN 5-7058-0037-1
Оглавление
Введение. — 3
Глава 1. Природная среда и история изучения неолита и бронзового века Тувы. — 5Глава 2. Топография, стратиграфия и планиграфия стоянки Тоора-Даш. — 11Глава 3. Стоянки Саянского каньона Енисея. — 51Глава 4. Стоянки Тоджинской котловины. — 69Глава 5. Погребения и жертвенно-поминальные комплексы эпохи бронзы в Туве. — 77
Заключение. — 82[Илл. 1-49. — 85-132]Список литературы. — 133
Введение. ^
Неолит и бронзовый век — периоды, охватывающие V-II тыс. до н.э., в недрах которых лежат истоки мировой цивилизации. В горностепных областях Центральной Азии, одной из которых является Тува, в результате развития культур этих эпох сложилось мобильное раннекочевническое общество, освоившее громадные степные и полупустынные пространства, вытянутые в широтном направлении от Северного Причерноморья до Ордоса. Любопытным является тот факт, что и в предшествующие раннекочевнической эпохе периоды в Евразийских степях протекали сложные, но во многом близкие и каким-то образом связанные культурные процессы. Но для того, чтобы понять механизм этих временных и пространственных взаимосвязей, требуется тщательное исследование каждого отдельного региона в масштабах всего Евразийского степного пояса.
Изучение тувинских древностей началось более века назад. За последние 25-30 лет тувинская археология накопила колоссальный фактический материал. В результате работ Саяно-Тувинской экспедиции источниковедческая база расширилась в десятки раз. В результате раскопок кургана Аржан Туву стали считать одним из регионов формирования культур скифского типа. Большие успехи достигнуты в изучении древнекаменного века, что нашло отражение в книге С.Н. Астахова «Палеолит Тувы». Эпоха ранних кочевников довольно полно освещена в монографиях А.Д. Грача, М.П. Грязнова, Л.Р. Кызласова, наскальное искусство — в работах М.А. Дэвлет. Что же касается неолита и бронзового века Тувы, то до недавнего времени этот период был представлен лишь сборами с развеянных дюнных местонахождений и Тоджинских стоянок.
Уникальная возможность для изучения неолита и палеоме- талла представилась в Саянском каньоне Енисея, где были открыты и исследованы многослойные стоянки с четкой стратиграфией, на базе которых удалось установить хронологическую последовательность древних культур III-II тыс. до н.э. Характерно, что тувинская периодизация неолита и бронзы не вполне совпадает с периодизацией Минусинских степей. Здесь не выявлены, например, андроновские памятники, практически не представлен карасукский пласт, афанасьевские и окуневские материалы отличаются известным своеобразием, что отражает локальные особенности развития этих культур в Туве. Вместе с тем более рельефно выступает роль афанасьевского субстрата в сложении окуневской культуры.
В настоящей книге полностью представлены материалы многослойной стоянки Тоора-Даш, затопленной водами Саяно-Шушенского водохранилища. Важным источником по археологии бронзового века Тувы являются стоянки Тоджинской котловины с керамикой, аналогичной керамике шестого и седьмого слоёв Тоора-Даша. Мы предприняли попытку обобщить все имеющиеся сведения о погребениях эпохи бронзы, раскопанных на территории республики, наметили хронологические рамки выделяемых культурных комплексов и обосновали их периодизацию.
Заключение. ^
Систематическое археологическое исследование Тувы — обширной горной области, занимающей площадь 172 тысячи кв.км, расположенной в бассейне Верхнего Енисея и частично в котловине бессточных озёр Центральной Азии, насчитывает не многим более 30 лет. Специфической особенностью археологии этого региона является изучение курганных могильников, подавляющее большинство которых составляют безынвентарные погребения монгун-тайгинского типа, а также скифского и гунно-сарматского периодов и средневековья. Отдельные захоронения эпохи бронзы встречались здесь чрезвычайно редко, а неолит был представлен главным образом сборами каменного инвентаря с развеянных дюнных стоянок. На основании этих отрывочных материалов строились представления о неолите и бронзе Тувы, и периодизация этих эпох сводилась в целом к системе трёх веков. Открытие ряда многослойных памятников в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС, расположенных на территории Тувинской АССР и на близлежащих территориях Красноярского края позволило создать более дробную периодизацию культур неолита и бронзы и выявить общие и частные закономерности развития этих культур и их связи с другими районами Саяно-Алтайского нагорья.
Ранний этап неолита Тувы связан с носителями микропластинчатой индустрии, стоянки которых широко представлены в степях и полустепях Центральной Азии и Южной Сибири. Характерной особенностью этого микролита является отсутствие геометрических форм. Тувинские микролитические памятники можно датировать в пределах V-IV тыс. до н.э., но их появление здесь может быть отнесено к раннеголоценовому времени. С микролитическим инвентарем в настоящее время не удаётся связать какую-либо керамику, так как единственный памятник с несмешанным культурным слоем, содержащим микролиты — Усть-Хемчик III, керамики не содержал.
Вероятно, в начале III тыс. до н.э. в Туву проникают носители гребенчатой керамики, поселения которых открыты в нижних слоях стоянки Тоора-Даш. Истоки этой культуры всё ещё остаются не ясными, так как на окружающих Туву территориях ничего подобного до сих пор не обнаружено, но следует отметить, что ещё И. Андерсон усматривал, влияние гипотетических степных культур с гребенчатой керамикой, пришедших с севера, на керамику культуры Ци-Цзя. Влияние степных культур на Ци-Цзя отмечал и другой исследователь Центральной Азии Е. Пуллиблэнк (1983). Памятники с подобной керамикой были открыты и в других регионах Центральной Азии, так например в местности Фухэгоумэнь в Балинчжунском хошуне Внутренней Монголии, обнаружена плоскодонная керамика с гребенчатым декором. Эти пока одиночные памятники с гребенчатой керамикой, удалённые друг от друга на значительные расстояния, безусловно, не могут никак соотноситься между собой, но наличие их позволяет говорить о каком-то ещё не вполне понятном культурном процессе, протекавшем на определенных территориях рассматриваемого региона. Наличие же поздненеолитической культуры с гребенчатой керамикой в Туве, пока мало изученной, всё же может пролить некоторый свет на один из компонентов в формировании культур энеолита и ранней бронзы в этой части Центральной Азии.
На рубеже III-II тыс. до н.э. в Туве появляются памятники афанасьевской культуры. («Афанасьевцы», очевидно, взаимодействуют с местным неолитическим населением, о чем свидетельствуют некоторые закономерности размещения орнаментальных зон на неолитической и афанасьевской посуде с Тоора-Даша, едва ли возникающие независимо. И всё-таки роль неолитического субстрата в афанасьевской культуре Тувы представляется незначительной, хотя и ощутимой. Главное, что выделяет новую культуру на всём Саяно-Алтае — это её связь с западным Восточно-Европейским миром, наличие форм производящего хозяйства и знакомство с металлургией, что должно было значительно выделять «афанасьевцев» среди неолитических обитателей горно-степных регионов Верхнего Енисея. Откуда пришли «афанасьевцы» в Туву — с Алтая или из Минусинской котловины сказать точно нельзя. Ближайший афанасьевский памятник Минусинских степей могильник Летник отстоит от стоянки Тоора-Даш на 282 км. Алтайский ареал культуры удалён на более значительное расстояние, хотя не исключена возможность миграции «афанасьевцев» с Алтая. Как бы там ни было афанасьевские памятники Тувы существуют, и хотя их открыто всё ещё не много, афанасьевское население верховьев Енисея внесло свой реальный вклад в сложении следующей — окуневской культуры, носители которой в Туве (в отличие от своих Минусинских соседей) имели афанасьевский антропологический облик.
Ранний этап окуневской культуры в Туве датируется первой половиной II тыс. Эти рамки, возможно, можно сузить до второй трети второго тысячелетия до н.э. Ранние окуневские племена обитали как в Западной, так и в Восточной Туве, т.е. в Тоджинской котловине. Для ранней окуневской керамики характерно наличие налепных валиков, появление которых отмечено ещё на посуде афанасьевской культуры. Совпадают неко- торые орнаментальные композиции и приёмы орнаментации на ранней окуневской и афанасьевской керамике. Погребения этого этапа культуры найдены на стоянке Азас II и можно говорить о их преемственности с местной неолитической культурой.
Поздние окуневские памятники находят больше аналогий в классическом «Окуневе» Минусинской котловины. Однако, следует отметить, что в Туве неизвестно ни одного окуневского кургана, а существуют захоронения в каменных ящиках, не образующих больших родовых кладбищ. На втором этапе становится заметным андроновское влияние. Именно временем появления андроновских (фёдоровских) племён на Енисее и следует датировать более поздние окуневские памятники Тувы в пределах XV-XII вв. до н.э.
Предскифский период в Туве остаётся наименее изученным в археологическом отношении временем. На стоянке Тоора-Даш к нему относятся материалы, полученные из восьмого и девятого культурных слоёв. Здесь открыта оригинальная керамика, не имеющая чётких аналогий ни в Туве, ни за её пределами.
Очевидно, к этому времени относятся некоторые безынвентарные погребения монгун-тайгинского типа, типология которых и относительная хронология всё ещё нуждаются в уточнении. Большое количество погребений монгун-тайгинского типа свидетельствует о значительной роли населения оставившего их, но нет оснований безоговорочно все эти захоронения относить к предскифской поре. Вероятно, часть этих захоронений относится к ранним стадиям скифской культуры. Завершается развитие культур эпохи бронзы Тувы сложением сфиского [скифского] «аржанского» племенного союза, возникшего в VIII-VII вв. до н.э. Таким образом несмотря на своеобразное развитие древних культур Тувы в отличие от её соседей на севере в Минусинских степях и на западе на Алтае, здесь как и на сопредельных территориях уже в первых веках I тыс. до н.э. появляются племена скифской культуры.
Такова схема развития культур неолита и бронзы Западной Тувы. Безусловно, предлагаемая периодизация не претендует на свою завершённость. До сих пор остается неясной культурная принадлежность памятников предскифского времени, много неразрешённых проблем связано с хронологией и происхождением отдельных культур. Прежде всего это касается неолита. Накопление нового материала и расширение источниковедческой базы, возможно, позволит по-новому решать многие вопросы, на которые казалось бы уже получен положительный ответ. Дальнейшее комплексное исследование позволит уточнить место древних культур Тувы в процессе этногенеза народов Саяно-Алтайского нагорья и шире — всей Центральной Азии.
наверх |