В.А. Семёнов
Археологические памятники конца I тыс. до н.э.
в Саянском каньоне Енисея.
1. Для Южной Сибири конца I тыс. до н.э. характерны существенные этногенетические перемены, которые связаны с трансформацией традиционной для Минусинских степей тагарской культуры и становлением новой для этого региона культуры — таштыкской.
2. Одни исследователи считают, что основные компоненты таштыкской культуры складывались в среде позднетагарских племен, другие, в частности, Л.Р. Кызласов, полагают, что носители новой культуры продвинулись в Ювную Сибирь под давлением хуннской волны из районов Западной Монголии (Кызласов, 1958). Это мнение подкрепляется антропологическими исследованиями В.П. Алексеева, который допускает проникновение центральноазиатских элементов в Южную Сибирь в III-II вв. до н.э. (Алексеев, 1973).
3. Эту версию отчасти могут подтверждать материалы могильника, исследованного нами в 1975 г., который расположен на правом берегу Енисея в 25 км к северу от границы Тувинской АССР. Этот могильник, обнаруженный под конусом выноса, в процессе раскопок неолитической стоянки Хадынных I, состоял из четырех каменных ящиков, имеющих чёткую ориентацию по длинной оси ЮЗ-СВ. Погребения совершались по обряду трупосожжения, остатки которых помещались в северо-восточной части ящиков. Один из них (детский) оказался пустым. В прямоугольном ящике размером 2×1,2 м находилось три сожжения — два мужских и женское, фрагмент керши-
(87/88)
Рис. 1. Материалы раскопок в Саянском каньоне Енисея.
(88/89)
ки с гребенчатым орнаментом и обломок железной цепочки (рис. 1, 6, 8). Во второй, трапециевидный в плане ящик, помещено одно мужское погребение и горшок баночной формы (рис. 1, 1). В третьем, возведённом из горизонтально положенных плит, было также одно мужское захоронение и фрагмент керамики с гребенчатой орнаментацией (рис. 1, 5). Ящики перекрывались каменными плитами, возможно уложенными на деревянный настил. Между ящиками найдено ещё 30 фрагментов неорнаментированной керамики и более 200 костей животных, принадлежавших лошади, корове, мелкому рогатому скоту, благородному оленю. На скале, к которой примыкал могильник, выбиты изображения козлов и оленя с древовидными рогами.
4. Два захоронения без ящиков по обряду трупосожжения об наружены в 50 м к западу от описанной выше группы. Одно погребение хорошо сохранилось, второе потревожено камнепадом. Остатки первого сожжения, произведённого, как и всё остальные, на стороне, компактно сложены на древней дневной поверхности и накрыты плитой 0,4×0,4 м, на которой лежали лопатка и четыре ребра барана (рис. 1, 9), а рядом стоял плоскодонный горшок (рис. 1, 2). Все остатки захоронения придавлены плитой большого размера, а в 1 м к ЮЗ установлена стела высотой 0,55 м. От второго захоронения сохранились кальцинированные кости человека, обломки горшка и кости барана. Рядом с могилами найдено много керамики, один из фрагментов которой имел сетчатый орнамент, характерный для первого этапа таштыкской культуры (рис. 1, 4) и бронзовое шило, аналогии которому найдены в Монголии и Забайкалье (рис. 1, 7).
5. В 1,5 км выше по течению Енисею была исследована стоянка Хадынных II, из третьего культурного слоя которой получена керамика, также относящаяся к первому этапу таштыкской культуры,.аналогичная по орнаментации керамике из каменных ящиков (рис. 1, 3). Таштыкский слой стоянки перекрывает позднетагарские культурные слои.
6. Таким образом, открытые могильник и стоянка в Саянском каньоне Енисея могут свидетельствовать о каком-то продвижении носителей таштыкской культура из Тувы в Хакассшо. На основании захоронений по обряду трупосожжения в каменных ящиках, не характерных для таштыка, можно предположить, что данный могильник существовал несколько ранее однокультурных с ним памятников Минусинских степей.
|