главная страница / библиотека / обновления библиотеки
С.И. СелешниковИстория календаря и хронология.// М.: 1970. 224 с. (2-е изд.: 1972; ● 3-е изд.: 1977)
Оглавление
Предисловие редактора. — 5Предисловие автора. — 7
Введение. — 9
Глава I. Первобытные формы определения времени и их развитие. — 12Глава II. Астрономические основы календаря. — 181. Сутки как одна из основных единиц измерения времени. — 182. Видимое годовое движение Солнца. — 203. Солнечные сутки и солнечное время. — 264. Смена времён года. — 295. Астрономические основы календаря. — 32Глава III. Солнечные календари. — 366. Математическая теория солнечных календарей и их точность. — 367. Древнеегипетский календарь. — 428. Римский календарь и его юлианская реформа. — 529. Григорианский календарь. — 6410. Новоюлианский календарь. — 7311. Календарь Омара Хайяма. — 7412. Календарный проект И.Г. Медлера. — 7713. Республиканский календарь французской революции конца XVIII в. — 80Глава IV. Лунные и лунно-солнечные календари. — 9314. Математическая теория лунных и лунно-солнечных календарей. Основные календарные циклы. — 9315. Вавилонский календарь. — 10316. Древнегреческий календарь. — 10517. Мусульманский календарь. — 10818. Еврейский календарь. — 115Глава V. Календари народов Азии. — 12019. Древний китайский календарь. — 12020. Календари Индии. — 134Глава VI. Календарь и хронология майя. — 141Глава VII. История календаря в России и в СССР. — 153Глава VIII. Происхождение семидневной недели. — 166Глава IX. Всемирный календарь. — 17221. Предыстория Всемирного календаря. — 17222. Всемирный календарь. — 17823. Дальнейшее совершенствование Всемирного календаря и создание Стабильного календаря. — 183Глава X. Хронология и некоторые календарные эры. — 18724. Христианская эра. — 18825. Эра Скалигера. — 193
Приложения. — 199Приложение I. «Вечный» табель-календарь. — 201Приложение II. «Вечный» лунный календарь. — 204Приложение III. Дни юлианского периода Скалигера. — 207Приложение IV. Порядковый счет дней в году. — 209Приложение V. Перевод часов, минут и секунд в доли суток. — 210Приложение VI. Дни недели, приходящиеся на 1 января (для XX в.). — 210Приложение VII. Хронология введения григорианского календаря в некоторых странах мира. — 211Приложение VIII. Новый год некоторых эр в системе григорианского летосчисления. — 212
Литература. — 213Именной указатель. — 219Предметный указатель. — 221
Предисловие редактора. ^
Календарная проблема относится к числу тех, интерес к которым не иссякает с течением времени. Разнообразие действующих в разных странах календарных систем со своим летосчислением, своей эрой, иногда особыми единицами времени; ведущиеся несколько десятилетий разговоры о необходимости реформы ныне действующего в большинстве стран, в том числе и в СССР, григорианского календаря; проекты нового, «вечного» календаря постоянно вызывают у многих читателей вопросы, недоумения, иногда собственные проекты реформы календаря. Наши газеты и журналы время от времени публикуют статьи «на календарные темы». Все это делает весьма своевременным публикацию предлагаемой читателю книги «История календаря и хронология», автором которой является С.И. Селешников — член Комиссии по истории астрономии Астрономического совета Академии наук СССР и член Советского национального объединения историков естествознания и техники. Со времени выхода в 1925 г. небольшой прекрасной книги Н.И. Идельсона «История календаря» — это первая серьёзная попытка популяризировать сложные проблемы календарного дела; при этом хотелось бы упомянуть появившиеся в последние годы удачные книги Я. Шура, адресованные молодым читателям, и брошюры автора этой книги, посвящённые истории календаря в связи с календарной реформой.
С.И. Селешников сумел, по нашему мнению, достаточно строго, но вместе с тем весьма доходчиво и популярно рассказать о сложной и запутанной истории счёта человечеством больших промежутков времени. В то время как для счёта относительно малых промежутков времени изобретены многочисленные механические (а в последнее время молекулярные и даже атомные) часовые устройства, облегчающие определение, хранение, поверку и передачу «потребителям» точного времени, летосчисление, т.е. измерение и счёт больших промежутков времени, требует специальных знаний и зачастую громоздких вычислений. «Календарная проблема», возникшая из-за несоизмеримости длительностей основных единиц времени — суток, месяца и года, — осложняется множеством религиозных календарных правил и различных исторических обстоятельств, что требует от исследователя глубокого знакомства с астрономией, историей, в особенности с одной из её вспомогательных дисциплин — хронологией, а также с историей религий различных народов мира. Глубоко изучив соответствующие материалы, автор сумел в доступной форме дать представление о проблеме, с которой всякий из нас сталкивается каждый день, срывая листок отрывного календаря. Приведённые литературные ссылки помогут пытливому читателю углубить его познания отдельных сторон этой проблемы. П.Г. Куликовский
Предисловие автора. ^
В настоящее время в отечественной литературе нет книги, которая достаточно полно излагала бы вопросы истории и теории различных календарных систем, а также вопросы хронологии. В этой работе автор поставил перед собою задачу охватить все наиболее интересные вопросы календарной проблематики. Так, здесь не только излагаются различные календарные системы, применявшиеся на протяжении многовековой истории культуры в странах Европы, Азии и Африки, но и своеобразный календарь майя.
Вопросы хронологии излагаются сразу же после рассмотрения соответствующей календарной системы, применявшейся в той или иной стране. Только две хронологические эры излагаются отдельно: христианская — получившая наибольшее распространение на земном шаре, и эра Скалигера, нашедшая большое применение в астрономических и хронологических расчетах. В этой книге эра Скалигера (или, как её ещё часто называют, юлианский период Скалигера) приведена наиболее полно: почти от начала (4700 г. до н.э.) до 2300 г. н.э., т.е. охватывает период в 7000 лет.
В предлагаемой работе излагаются не только исторические календарные системы или применяющиеся в настоящее время. В ней автор счёл необходимым познакомить читателя с вопросом дальнейшего совершенствования календаря. Приводится не только вариант Всемирного календаря, находившийся на рассмотрении Социального и Экономического Совета ООН, но и предлагается вариант календаря будущего, разработанный автором и названный им Стабильным календарём.
В конце книги помещено восемь приложений, среди которых: «вечный» табель-календарь для определения дня недели любой календарной даты, «вечный» лунный календарь для определения фаз Луны, уже упоминавшаяся таблица дней юлианского периода Скалигера, хронология введения григорианского календаря в некоторых странах мира, а также список литературы по вопросам календаря и хронологии, охватывающий 117 названий.
Приведённая библиография пронумерована, а в конце отдельных разделов книги даются ссылки на соответствующие номера этой библиографии. В них указана литература, в которой можно найти дополнительный материал по изложенному вопросу.
Таким образом, в целом книга представляет собою краткий энциклопедический справочник по вопросам летосчисления и календаря.
Автор выражает глубокую благодарность научному редактору П.Г. Куликовскому за большую помощь, оказанную в работе, и ценные рекомендации.
Автор будет благодарен читателям за все замечания и просит направлять их по адресу: Ленинград, К-248, проспект Энергетиков 31, кв. 22, С.И. Селешникову или Москва, В-71, Ленинский проспект 15, издательство «Наука», Главная редакция физико-математической литературы. Автор Введение. ^ «...Основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства» [1]. Ф. Энгельс
Окружающий нас мир находится в постоянном развитии. В нём нет ничего неизменного и постоянного, всё в нём движется и претерпевает различные изменения. Все эти изменения протекают во времени, а время, как учит диалектический материализм, является одной из основных форм существования материи. Другая его форма — пространство. Однако эти обе формы материи — время и пространство — неотделимы друг от друга. Мы не можем представить себе Вселенную вне пространства и времени.
В.И. Ленин подчёркивал, что признание объективной реальности времени и пространства есть неизбежный вывод из признания существования независимо от нашего сознания объективной реальности, т.е. движущейся материи. Он писал, что «в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» [4].
Материалистическое понимание сложилось исторически, в борьбе против идеалистической философии, которая на протяжении всей своей истории пыталась отрицать объективную реальность времени и распространяла антинаучные воззрения, будто время представляет собою порождение сознания.
Важным свойством времени является его необратимость, так как течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему. Современная физика подтвердила учение диалектического материализма о времени и пространстве.
Вся жизнь человеческого общества связана с временем и регулируется периодической сменой дня и ночи и времён года. Для измерения времени в природе найдены такие явления, которые регулярно повторяются: периодическая смена дня и ночи, смена лунных фаз и смена времён года. Эти явления вызываются суточным вращением земного шара, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца. Эти явления дают основные единицы измерения времени — сутки, месяц и год, положенные в основу различных календарных систем.
Календарь. Слово «календарь» происходит от латинских слов «calendarium» и «Calendae». Первое из них в буквальном смысле означает долговую книгу, так как в Древнем Риме было принято проценты по долгам платить первого числа каждого месяца, а первый день каждого месяца и назывался «Calendae» («календы»). Так, 1-е января римляне называли «Calendae Januariae» *. [сноска: * Известное выражение «до греческих календ» («ad Calendas Graecas») означает срок, который никогда не наступит, так как в греческом календаре календы не применялись.]
Под термином календарь мы будем понимать всякую систему счисления продолжительных промежутков времени, использующую периодичность явлений природы, проявляющихся особенно отчётливо в суточном вращении земного шара, видимом движении Луны вокруг Земли и в годичном движении Солнца. Длительные промежутки времени подразделяют на столетия (века), годы, месяцы, недели и сутки.
Если в течение длительного времени наблюдать звёздное небо в одно и то же время ночи, то можно установить важную закономерность: видимое расположение созвездий над горизонтом будет непрерывно изменяться и примет первоначальный вид только через год. Можно так же установить, что за тот же годичный промежуток времени 12-13 раз лунные ночи сменяются безлунными.
Уже на первых этапах открытия закономерностей в движении небесных светил, т.е. с момента зарождения астрономии как науки, делались попытки выявить возможно точнее числовые соотношения между теми периодами движения Солнца и Луны, из которых образовались первичные единицы календарного счисления. Поэтому почти вся история древней астрономии связана с историей развития различных календарных систем.
Хронология. При определении датировок прошедших событий или явлений приходится прибегать к хронологии — вспомогательной исторической дисциплине, дающей возможность сопоставлять и определять точные даты различных исторических событий и документов.
Слово «хронология» происходит от двух греческих слов: хронос (χρόνος) — время и логос (λόγος) — слово, учение. Следовательно, хронология — это наука об измерении времени.
Хронология возникла в XVI в. в связи с развитием исторической науки. Она подразделяется на две части — астрономическую (математическую) и историческую (техническую).
Астрономическая хронология рассматривает различные закономерно повторяющиеся небесные явления и при помощи соответствующих вычислений устанавливает точное время опорных моментов, необходимых для сравнения различных систем летосчисления.
Задачей исторической хронологии является перевод на современную систему летосчисления дат различных календарных систем. При этом нередко искомую дату приходится устанавливать путём сопоставления с данными других исторических источников.
наверх |