главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление книги

Ю.Л. Щапова

Очерки истории древнего стеклоделия

(по материалам долины Нила, Ближнего Востока и Европы).

// М.: МГУ. 1983. 200 с. («Археология и этнография»)

 

Заключение.

Основные закономерности развития древнего стеклоделия.

 

Древнее стеклоделие, начало которого восходит к середине II тыс. до н.э., свой эволюционный процесс завершило к началу XVII в. Именно в это время появились мастерские и предприятия, оснащённые машинным оборудованием. Вся история древнего стекла может быть рассмотрена как постепенный подход к современному заводскому производству, которому противопоставлена работа небольших кустарных или полукустарных мастерских. Эти мастерские сохраняли черты докапиталистической организации производства и сбыта продукции.

 

Производство стекла в новое время и стеклоделие древности не только разные по масштабу, они по-разному оснащены технически, и по-разному организованы. Существенно различаются и сферы применения стекла в эти эпохи.

 

В древности стекло применялось лишь в непроизводственной сфере: сначала только для изготовления украшений, затем посуды и оконного стекла. Область применения стекла расширялась за счёт изготовления глазурей, эмалей, смальт. В новое время стекло нашло широкое применение в науке и производстве: оптические приборы, лабораторная посуда, защитные покрытия. В непроизводственной сфере, кроме столовой посуды, появились посуда разного назначения, сложная осветительная арматура, архитектурное стекло, по-прежнему употребляются оконное стекло и смальта, широко используются витражи, эмали, глазури, а стеклянные украшения практически вышли из употребления.

 

Картина применения стекла в новое время оказывается противоположной той, которая существовала в древности: тогда стекло использовалось преимущественно для украшений, а все остальные стеклянные изделия были едва заметны среди них. В крайних хронологических положениях соотношение украшений и изделий утилитарно-производственного назначения очевидно. Это соотношение можно выразить графически (рис. 48). На протяжении 3000 лет эволюция стеклоделия протекала непрерывно. Именно непрерывность процесса позволяет рассматривать крайние характеристики в связи: начало процесса и его конец; все положения на графике можно соединить, проведя между ними прямую. Прямая делит на 2 части весь созданный в древности массив стекол. Деление такое условно, оно, бесспорно, не адек-

(192/193)

ватно реальной картине, но в самом обобщённом виде отражает тенденцию развития древнего стеклоделия.

 

Согласно построению, равновесие обеих частей совпадает с началом нашей эры. Именно к этому времени в стеклоделии был освоен самый важный технологический приём —

 

Рис. 48. Номенклатура стеклянных изделий в хронологическом аспекте.

(Открыть Рис. 48 в новом окне)

 

выдувание, что и определило в дальнейшем место и значение стекла в производстве и культуре.

 

Безусловно, реальные события развивались сложнее, чем подсказывает схема: период равновесия был более продолжительным, а самое равновесие долгое время оставалось подвижным; тенденция развития в раннее время проявлялась менее ярко, а темп эволюции с течением времени убыстрялся и т.д. И тем не менее схема помогает представить не только соотношение изделий из стекла, произведённого в любой момент, но и позволяет видеть закономерно определённую перспективу развития стеклоделия, а при желании, и его ретроспективу.

 

Подробное изучение номенклатуры изделий, их формы, декора и художественного стиля, химического состава и техники изготовления обнаружило множество фактов и явлений, находившихся дотоле в тени или просто недооценивавшихся. Например, происхождение стеклоделия всегда рассматривали в связи с материальным производством древности, но связь эту устанавливали с учётом внешних признаков стекла — блеска и «стекловидности». Оплавленные камни, керамика с глазурованной поверхностью, древние фаянсы, металлургические шлаки на равных основаниях оказывались среди возможных предшественников стекла. Множественность вероятных предшественников, а следовательно, и возможных путей возникновения создавала видимость широкого подхода к решению проблемы. Вопреки ожиданию, пути сложения стеклоделия были намечены схематически, без необходимых конкретно-исторических обоснований, и самая проблема по существу оставалась нерешенной.

 

Согласно наиболее распространённым представлениям, стеклоделие возникло в Египте или Месопотамии в III тыс. до н.э., возможно и даже ранее. Предложенная свобода выбора не даёт ответа на вопросы, где, когда и каким путём оно возникло.

 

Как ни сложен и противоречив процесс происхождения любого производства, как ни растянут во времени и пространстве, особенно в древности, течение этого процесса закономерно, исторически определено в общем плане (и вместе с тем свободно в своих связях и конкретных проявлениях). Это означает, что и происхождение стекла

(193/194)

и, особенно, возникновение стеклоделия обусловлено исторически во времени и пространстве. Такие ограничения выбора места и времени, наиболее соответствующих решению научной задачи, серьёзно никогда не принимались в расчёт.

 

Использование природных стекловидных материалов действительно началось очень рано и было спонтанным в разных районах земного шара. Иначе предстает сознательное стремление придавать нестекловидным природным материалам некоторые свойства стекла: блеск, яркость, гладкая поверхность. Это целенаправленная деятельность. Несмотря на видимые различия они одинаково предполагали использование природных материалов, а не создание новых, в природе неизвестных.

 

Необходимо отделить всё, связанное с проблемой происхождения стеклоделия (отрасли материального производства), от проблемы происхождения стекла (материала). Это требование особенно существенно для ранних эпох: между использованием стекла и его изготовлением нельзя ставить знак равенства, эти явления разделены исторически во времени и пространстве. Приняв такое разделение явлений и обозначив их разное содержание, мы получили возможность изучать их и независимо друг от друга, и последовательно, в исторической связи. Именно такой поэтапный подход к решению проблем происхождения стекла и стеклоделия оказался наиболее перспективным.

 

В массе разных вероятных предшественников искусственных стёкол лишь один был исторически перспективным: это самоглазурующиеся египетские фаянсы. Поэтапный подход к решению проблемы происхождения стеклоделия позволил уловить качественный скачок в цепи последовательных изменений и переход от самоглазурующихся фаянсов с характерным для них количественно-качественным равновесием к стеклу со своим количественно-качественным равновесием и разрыв между ними. Появление искусственных стёкол на силикатной основе — диалектическое и логическое завершение эволюционных изменений, которым постоянно подвергались самоглазурующиеся фаянсы, в процессе производства.

 

Общеизвестно, что наиболее ранние археологически известные стекольные мастерские датируются серединой II тыс. до н.э., а стекло не в виде готовых изделий, а в слитках происходит из памятников более древних. Эти факты рассматривали как досадное противоречие и, говоря о начале стеклоделия, отдавали предпочтение более ранней дате. Однако такое противоречие представляется скорее проявлением порядка единственно возможного и потому закономерного. Стекло как материал было получено (могло быть и должно быть получено) значительно раньше, чем началось его осознанное производство. Производство стекла (материала) выступает, следовательно, как более древняя отрасль по сравнению с целенаправленным изготовлением изделий из него; производство стеклянных изделий началось лишь в эпоху поздней бронзы. Эта закономерность определена и технически, и исторически: сначала спонтанно появляется материал, затем осознается, его новизна и раскрываются некоторые свойства. Приёмы обработки нового материала подбирают применительно к его открывающимся

(194/195)

свойствам, начиная с простейших, которые подсказывал сам материал — вытягивание, сгибание, накручивание. Лишь со временем были подобраны и приспособлены другие приемы: литьё, прессование, обкатка и т. д.

 

Таким образом, постижение одной закономерности развития стеклоделия, которая нашла своё выражение на этапе его возникновения, имело не только научное, но и практическое, познавательно-методическое значение. Как познавательный приём её использовали давно и не без пользы: древние изделия из стекла, продукция древнего стеклоделия изучены археологами глубже и подробнее, чем производственные процессы, с ним связанные.

 

Изучение производственных процессов невозможно без помощи специалистов, использования технических и естественнонаучных приёмов исследования. Именно это и определило некоторую самостоятельность естественнонаучного и историко-культурного направлений в изучении истории древнего стекла. Однако естественнонаучное направление исследований древнего стекла приобретает исторический и историко-культурный аспект. Активное использование сведений о химии и технологии древних стёкол потребовало решить некоторые научно-методические задачи, поэтому методика исследования, принципы интерпретации анализов, соединение в единое целое разноплановых сведений, правила оценки данных оказались в центре внимания.

 

Методические приёмы, принятые нами, достаточно жёсткие. Они не допускают альтернативной интерпретации, что особенно важно на первых этапах исследования. Более того, со временем прояснилось, что древнее стеклоделие, вопреки кажущейся очевидности, не хаотичное, а, напротив, хорошо упорядоченное (и организованное) производство со сложной системой связей и преемственности. Большая часть древних стёкол соответствует правилам, а все видимые исключения и особенности укладываются в пределы вариаций, которые были найдены нами путём расчёта доверительных интервалов.

 

Применяя разработанную нами методику, мы уловили события, одинаковые по своей последовательности в разных культурно-исторических регионах.

 

Например, в древнем Египте на первом этапе существования производства изготавливали технологически простейшие изделия (бусы, привески, вставки, накладки). Спустя 1000 лет, в V в. до н.э., в Центральной Европе кельтские мастера, начавшие работу со стеклом, первоначально делают технологически простые изделия — бусы, а затем осваивают вставки, кольца и браслеты. В первые века нашей эры в Западной Европе, в пределах римских провинций, наряду с технологически сложными изделиями появляются стеклянные бусы и привески, в основе изготовления которых лежат те же простейшие приемы. Такие бусы существуют, но бытуют недолго: около столетия. Казалось бы, их производство — пройденный этап в эволюции стеклоделия. Но проходит совсем немного времени, и в IV в. в Юго-Восточной Европе ещё раз появляются стеклянные бусы, в основе изготовления которых лежат простейшие технологические приёмы. Более того, в начале X в. на Руси в дополнение к технологически сложным привозным изделиям

(195/196)

появляются бусы простейших технологических схем, причём в общей археологическом и историческом контексте эти бусы являются продукцией древнерусских киевских мастеров, впервые обратившихся к стеклу. В самый канун монголо-татарского нашествия в разных городах Руси (Новгороде, Рязани, Серенске), в Прибалтике и Средней Азии появляются бусы, простейшие по технологии и форме, грубые по отделке, удивительно похожие на первые опыты киевских, византийских, римских стеклоделов.

 

Нам представляется очевидным, что во всех перечисленных случаях мы имеем дело с удачными опытами работы со стеклом тех, кто недавно приобщился к этому, новому для себя, ремеслу. В известных случаях (Египет, кельты, Русь) это приобщение совпадает с начальными этапами существования новой школы в стеклоделии. Следовательно, западноевропейские находки первых веков нашей эры должны бы отмечать сложение провинциально-римской школы в стеклоделии, а южноевропейские находки отмечают, видимо, сложение византийской школы. Из истории стекла известно, что его производство и в европейских римских провинциях, и в Византии началось ранее, чем появились такие бусы. Действительно, это так. Однако хорошо известно, что первые константинопольские мастера прибыли из Рима. Приглашая мастеров, император Константин освободил их от налогов; крупные правительственные заказы создавали им наиболее благоприятные условия для работы. В таких же условиях оказались и византийские мастера, приглашённые киевскими князьями для строительства и украшения каменных построек. Речь идёт не об этой, исключительной практике, а о начальных этапах существования новой школы, история которой вписывается в экономическую структуру Руси, Византии, различных римских провинций, кельтов и Египта.

 

Начальный этап развития стеклоделия в древнем Египте растянулся на сотни лет. На Руси он был пройден за четверть века, кельты преодолевали его (но так и не преодолели) на протяжении двухсот лет, римляне и византийцы преодолели его не более чем за столетие. Совершенно очевидно, что путь становления стеклоделия в каждом новом регионе оказывается тем короче, чем события ближе к нам по времени.

 

Начальный этап развития стеклоделия повсеместно сопряжён с использованием одного рецепта, созданного независимо, когда обобщённый опыт стеклоделия был недостаточно велик, или заимствованного в готовом виде и освоенного. Появление у мастеров нового рецепта могло составить новый этап в развитии стеклоделия в регионе. Как показывает опыт изучения древнего стеклоделия, все дополнения, изменения, улучшения и рационализация рецептуры начинаются спустя некоторое время, когда свойства исходного, первоначального рецепта понятны и освоены. Таким образом может быть представлена другая закономерность развития древнего стеклоделия.

 

Стеклоделам древности были известны стекла 68 различных типов, которые объединяются в 5 классов (см. рис. 45). Все эти стекла из тройной шихты получались путём смешения щелочей (золы или соды), извести и песка.

(196/197)

 

В начале I тыс. до н.э. дополнительно к двум подклассам, известным ранее, добавился ещё один — содовые стекла из двойной шихты. Для составления двойной шихты необходимы сода (иногда зола) и специальный песок, обогащенный известью самой природой — речной песок с примесью раковин. В Ассирии в это же время для изготовления глазурей стали применять стекло неизвестного ранее нового класса — натриево-свинцово-кремнезёмное.

 

В раннем средневековье были открыты ещё 3 класса стёкол: свинцово-кремнезёмные, «алиево-свинцово-кремнезёмные и калиево-кальциево-кремнезёмные.

 

Появление производства стеклянной массы и заметные приращения знаний о нем связаны с крупнейшими, эпохальными изменениями в истории человечества. Середина II тыс. до н.э. — это расцвет в производстве бронз; начало и середина I тыс. до н.э. — это становление железного века, эпоха освоения нового металла; раннее средневековье — это время сложения феодальных государств на огромной территории Европы и Азии.

 

Социальные и экономические сдвиги в истории человечества включали и изменения в материально-технической базе стеклоделия, которые влекли изменения и в размещении этого производства. Кроме областей древнейших цивилизаций (долина Нила и Месопотамия в эпоху бронзы) производство стекла создается в районах античной цивилизации в эпоху раннего железа, а затем и на остальной территории Европы, в отдельных областях Азии и Африки, где существовали раннесредневековые феодальные государства.

 

Изучение технологии изготовления стеклянных изделий показывает, что наиболее древними и наиболее распространенными технологическими приёмами являются литьё, сварка, навивка или накручивание. Эти технологические приёмы широко применяли в металлургии, гончарстве, изготовлении фаянсов, где они составляли своего рода школу. Именно с их помощью в новом производстве были решены первые технические проблемы. В начале I тыс. до н.э. в стеклоделие были привнесены прессование, а затем и холодная обработка (резание и шлифование). Выдувание стеклянных полых форм (прежде всего сосудов) становится известным и применимым только с рубежа нашей эры. Этот технологический приём ранее не применялся ни в каком другом производстве; он специфический только для стеклоделия. Отдельные элементы этого приёма были известны и ранее: в древнем Египте с его помощью создавали воздушную «распорку», в эпоху эллинизма ею пользовались, выбирая стеклянную массу из тигля. В римское время оба способа объединили. Таким образом, изобретение выдувания лежит в области количественных изменений, логическая последовательность которых привела к рождению нового качества. Оно составило основу не только древнего, но и современного изготовления стеклянной посуды, а затем и оконного стекла. В первые века нашей эры выдувание как технологический приём было привнесено в стеклоделие Рима и его провинций, а затем стало достоянием стеклоделия во всем мире.

 

Как показывают наблюдения, начальный этап развития новой

(197/198)

школы в стеклоделии оказывается во многом похожим на начальные этапы развития стеклоделия в целом: лишь освоив древнейшие, универсальные по своему характеру приёмы: сварку, литьё, навивку, прессование (заметим, что этот период совпадает с освоением первого рецепта стекловарения), — представители новых школ переходят к освоению дутья (этому периоду соответствует обогащение практики стекловарения).

 

Обобщая наблюдения, можно говорить, что становление новой школы предполагает некоторый период ученичества. Отсутствие каких-либо признаков ученичества свидетельствует об ином направлении, об ином характере развития производства. Отсутствие признаков начального этапа развития производства может быть свидетельством того, что оно было привнесено в данный пункт в готовом, развитом виде. Такое привнесение в одних случаях является закономерным актом развития производства вширь, столь характерного для древности, а в других случаях оно результат государственной политики (в качестве примеров можно упомянуть опыт Византии, киевских князей, царя Алексея Михайловича и т.д.).

 

На первых этапах своего существования такое производство нужно рассматривать не только в связи с местной экономикой, но и в связи с экономикой метрополии.

 

Многократная повторяемость указанных событий позволяет видеть в них не столько особенное, сколько общее, присущее эволюции стеклоделия, которое одинаково проявляется и в древности, и в античности, и в средние века, независимо от времени и места, в которых совершается этот процесс.

 

Многократная повторяемость событий в разных исторических условиях может рассматриваться как проявление закономерности, которой эти события подчиняются, особенно на первых этапах. Стеклоделие в древнем Египте начиналось с изготовления украшений, использования одного рецепта и простейших технологических приёмов. В то же самое Время это было началом всеобщей истории стекла: собственное стеклоделие в других районах в древности и в раннем средневековье также начинается с изготовления украшений, с освоения непроизводственной сферы, использования одного рецепта и простейших технологических приёмов. Эта закономерность одинаково выражена и в общеисторическом и в конкретно-историческом планах.

 

Как естественное следствие проведенных сравнений обнаружились признаки, по которым можно отличать и даже выделять начальные этапы сложения новых производственных школ. Появление нового рецепта стекловарения означает, что новая производственная школа не только существует, но и уже преодолела первую, начальную стадию своего развития, стадию становления.

 

Первые признаки деятельности этой школы нужно искать среди изделий, технологическая схема изготовления которых проста, а сами изделия принадлежат к числу украшений: бусы, вставки в перстни, перстни, браслеты.

 

Простота технологической схемы изготовления тем не менее оказывается трудной и сложной настолько, что прямо вопреки простоте,

(198/199)

граничащей с примитивностью, первые изделия выходят из рук мастеров как некая «проба пера и чернил». Такие изделия имеют ярко выраженную утилитарность, лишённую эстетических элементов, не имеющих признаков мастерства. В первых изделиях очевидная нагрузка лежит в области освоения нового материала, и внимание мастера сосредоточено на постижении его свойств. Таким закономерностям развития на начальных этапах подчиняется каждая новая школа в стеклоделии. Действие этих закономерностей проявляется в исторически более или менее короткий срок (от тысячелетия до десятилетий).

 

Постигнув свойства материала, мастера переходят к отработке технологии изготовления изделий, опять-таки в ограниченном наборе технологических приёмов. Освоив технику, мастера и школа в целом переходят к работе над номенклатурой производства. С расширением производства снова ставится акцент на утилитарности изделий, на их функциональном назначении.

 

Лишь на следующем этапе возникает проблема эстетики выпускаемой продукции. Лишь на этом, очень высоком уровне развития становятся заметными художественно-эстетические поиски и решения. Для производства приобретают актуальность проблемы декора, цвета и, конечно, качества материалов.

 

Обнаружение одной мастерской и даже нескольких, но изолированных, ещё не может быть основанием для заключения об открытии новой производственной школы. Только детальное изучение продукции и оценка результатов с учетом предлагаемых критериев поможет найти место открытий в системе древнего производства стекла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление книги