главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Д.Г. Савинов. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб: СПбГУ. 1994. Д.Г. Савинов

Оленные камни в культуре кочевников Евразии.

// СПб: СПбГУ. 1994. 208 с. ISBN 5-288-01245-8

 

Глава IV.

Типология оленных камней Монголии.

 

Тип I. Оленные камни со стилизованными изображениями оленей.

Тип II. Оленные камни с «реалистическими» изображениями животных.

Тип III. Оленные камни без изображений животных.

Заключение. ]

 

Типология оленных камней в большинстве из выделенных выше областей их распространения невозможна из-за немногочисленности имеющихся памятников. Единственная территория, откуда происходит достаточная в количественном отношении и весьма разнообразная по способам оформления серия оленных камней, — это Монголия, на материалах которой может быть осуществлён более дробный типологический анализ оленных камней. В меньшей степени и уже сопряжённо с результатами исследования оленных камней Монголии может быть произведена группировка памятников Саяно-Алтайского региона. Что касается оленных камней других областей, то пока, рассмотрение их в данном аспекте возможно только на уровне самых общих сопоставлений.

 

За основу распределения оленных камней Монголии по внешним особенностям их оформления нами взят наиболее объективный принцип деления, предложенный В.В. Волковым, на три основных типа: «1) общеевразийский (без изображений животных); 2) саяно-алтайский (с близкими к натуре «реалистическими» изображениями животных); 3) монголо-забайкальский (с орнаментально-стилизованными изображениями оленя)» (Волков, 1981, с. 102). Это же деление воспроизводит Э.А. Новгородова, дав выделенным типам другие названия: монголо-забайкальскому — I тип; саяно-алтайскому — II тип; общеевразийскому — III тип оленных камней (Новгородова, 1989, с. 179, 185). В данной работе обе группы наименований используются как синонимы, но в последовательности, предложенной Э.А. Новгородовой: I тип — монголо-забайкальский; II тип — саяно-алтайский; III тип — евразийский. Сохраняя деление оленных камней на три основных типа, следует отметить, что внутри каждого из них представлены памятники, обладающие не только свойствами данного типа, но и имеющие

(70/71)

свои специфические особенности, которые могут служить основанием для более дробной классификации. Поэтому в типологии оленных камней нами выделяются следующие таксономические единицы: тип (по наиболее крупным параметрам разграничения оленных камней); подтип (для оленных камней, входящих в рамки данного типа, но отличающихся существенными особенностями, отражающими, скорее всего, их типологическое развитие); вариант (для выделения специфических особенностей внутри того или иного подтипа оленных камней); группа (для территориально обособленных памятников, имеющих, вероятно, свой, пока ещё не выявленный генезис). [1] При этом учитываются не только факт наличия или отсутствия изображений животных и их стилистические особенности, но и характер расположения фигур и других реалий, а также, как это предполагали многие исследователи, форма оленных камней. В особую группу выделяются памятники, в оформлении которых совмещаются черты разных типов, что, скорее всего, явилось результатом взаимодействия носителей той или иной культурной традиции.

 

На территории Монголии представлены оленные камни всех трёх основных типов: со стилизованными фигурами оленей (тип I); с изображениями животных, которые можно условно назвать «реалистическими» (тип II); оленные камни без изображений животных (тип III).

 

Тип I. Оленные камни со стилизованными изображениями оленей.   ^

 

Как следует из общей характеристики памятников, оленные камни этого типа распространены в основном на территории Центральной и Восточной Монголии. По форме изваяний и особенностям их оформления оленные камни I типа могут быть разделены на четыре подтипа (подтипы 1, 2, 3, 4). При этом необходимо отметить, что не все оленные камни Монголии из-за плохой сохранности и качества публикации могут быть классифицированы с достаточной степенью точности. Кроме того, каждый оленный камень как произведение искусства по-своему «индивидуален» и при сохранении основных типологообразующих признаков может отличаться такими специфическими деталями, которые просто не поддаются классификации.

(71/72)

 

Подтип 1 (Табл. I). Оленные камни в виде неправильной формы блоков без опоясывающих линий и кружков-серёг в верхней части. Изображения реалий, среди которых главное место занимают кинжалы и топоры или клевцы, немногочисленны, и расположение их на плоскости камня бессистемно. Из фигур стилизованных оленей одна имеет иногда более крупные размеры. Вместе с ними часто нанесены более мелкие фигурки реалистически выполненных животных. Оленные камни этого подтипа немногочисленны (ОкМ, табл. 2, 2; 4, 3; 18, 2; 81, 2; 82, 2; 100, 2). Варианты: низкие бесформенные камни (вариант 1); камни вытянутых пропорций с заострённой верхней частью (вариант 2).

 

Подтип 2 (Табл. II, 1, 3, 5-7). Оленные камни в виде специальным образом огранённых каменных плит, которым придано подобие человеческой фигуры главным образом за счет скошенной верхней части камня. Опоясывающие линии отсутствуют. На многих камнях имеются кружки-серьги разных размеров, чаще всего сдвинутые в «угол» головной части камня. Стилизованные фигуры оленей более многочисленны и покрывают боковые плоскости камня. Вперемежку со стилизованными фигурами оленей находятся реалистически выполненные фигурки других животных. Набор реалий более разнообразен, но расположение их по-прежнему бессистемно. Преимущественно они концентрируются в нижней части камня. Оленные камни этого подтипа достаточно многочисленны (ОкМ, табл. 5, 1-3; 8, 1; 9; 10; 12; 17; 18, 1; 22, 1; 24, 2; 44, 2; 47, 4; 50, 1; 51; 52, 2; 57, 2, 3; 58, 3; 60, 4-6; 81, 1; 82, 1, 2; 84, 2; 99, 2). Варианты: камни с изображением серёг (вариант 1); камни без изображения серёг (вариант 2).

 

Подтип 3 (Табл. II, 2, 4). Оленные камни в виде стел правильной формы с ровными сторонами и скошенной верхней частью, на которых, помимо указанных выше изображений, представлена одна опоясывающая линия — нижняя (пояс) или верхняя (ожерелье). Линия пояса нанесена чаще всего одной сплошной полосой; иногда на одной (узкой лицевой) стороне камня. Оружие не подвешено, а находится рядом с линией пояса, выше или ниже него. Кольца-серьги на некоторых камнях отсутствуют. Фигуры стилизованных оленей сплошь покрывают боковые плоскости камня. По-прежнему вместе с ними встречаются отдельные реалистические изображения других животных, но реже, чем на оленных камнях подтипов 1, 2. Оленные камни этого подтипа также достаточно многочисленны (ОкМ, табл. 1, 2; 8, 3; 10; 20, 2-4; 23, 2; 36, 2; 41; 43, 3; 48; 49; 52, 1, 3; 57, 1, 4; 58, 2; 60, 1, 7; 74, 2; 74 [?]; 76; 82, 3; 83; 84, 1; 86; 99, 1; 100, 1; 102). Варианты: камни с изображением только линии пояса (вариант 1); камни с изображением только линии ожерелья (вариант 2); камни без изображения серёг (вариант 3). Следует отметить, что выделение этого подтипа менее опре-

(72/73)

делённо, чем остальных, так как особенности их оформления могут объясняться как более полным оформлением камней подтипа 2, так и упрощённой передачей атрибутов камней подтипа 4. Кроме того, верхняя часть некоторых камней с изображением серёг и ожерелья может быть сбита, а изображение-пояса не зафиксировано, если нижняя часть камня находится в земле. Однако частая повторяемость признаков, характеризующих этот подтип, свидетельствует о правомерности его выделения.

 

Подтип 4 (Табл. III). Оленные камни в виде тщательно обработанных высоких правильной формы, чаще всего саблевидных, стел с чётким зональным делением и полным набором всех имеющихся реалий, включающим ожерелья, серьги с подвесками, «П»-образные предметы, пятиугольные решётчатые фигуры, орнаментированные пояса и т.д. Предметы вооружения обычно подвешены на поясе. Стилизованные фигуры оленей сплошь покрывают как широкие, так и узкие стороны камня. Часто применяется принцип передачи «вписанных» фигур, благодаря чему достигается высокая декоративность изображений. По степени стилизации изображения оленя здесь наиболее законченны, а по художественной выразительности — наиболее совершенны. Реалистические изображения животных встречаются редко; вместе с тем появляются фигуры хищников с разинутой пастью и длинным высунутым языком, расположенные преимущественно в верхней части камня. По условиям нахождения оленные камни подтипа 4, которые можно назвать «классическими» для этого типа оленных камней, чаще всего связаны с крупными оленными комплексами. Находки таких оленных камней в Монголии наиболее многочисленны (ОкМ, табл. 2, 1; 3, 2; 6; 7, 1, 2; 13; 14; 16, 2; 20, 1; 22, 2; 23, 1; 24, 1; 25; 26; 27; 28; 29, 2; 30, 1; 35, 1, 3; 40; 44, 1; 54; 55, 1; 56; 58, 1; 61, 1; 64; 66, 2; 73, 3; 74, 1; 77; 78; 79; 92, 2; 95; 96, 1; 97, 1, 2; 106). О типологических вариантах этого подтипа оленных камней в виду богатства и разнообразия их оформления судить трудно.

 

Некоторые оленные камни подтипа 4 имеют интересные индивидуальные особенности. Так, на нескольких камнях на лицевой стороне выбита одна (ОкМ, табл. 3, 1; 38, 4; 39, 1) или две (ОкМ, табл. 89, 1) наклонные параллельные линии. В нескольких случаях головная часть камня отделена одной или двумя округлыми линиями (ОкМ, табл. 36, 2; 43, 1; 46, 2; 74, 1). В одном случае на наклонной оббитой части камня нанесено схематическое антропоморфное изображение (ОкМ, табл. 39, 2). На трёх оленных камнях представлено хорошо промоделированное изображение человеческого лица — Ушкийн-Увэр (ОкМ, табл. 79); Дунд сомон (ОкМ, табл. 106, 1) и Аргын бригада (ОкМ, табл. 90).

 

Выделенные подтипы оленных камней Монголии со стили-

(73/74)

зованным и изображениями оленей можно расположить по форме, сложности, тщательности исполнения и композиции в определенной типологической последовательности: от первого подтипа — к четвёртому. При этом основная тенденция развития оленных камней I типа состоит в двух сопряжённых процессах: с одной стороны, в изменении формы (от неправильной формы блоков — к огранённым камням и высоким хорошо обработанным стелам со скошенным верхом), с другой — в унификации композиции изображений (от отдельных крупных фигур оленей с включением более мелких реалистических изображений других животных и бессистемного расположения реалий — к своеобразной «стандартизации» ритмически повторяющихся фигур оленей, чёткому зональному делению и соответственно упорядоченному расположению реалий). Лучшим способом проверки предложенной типологии мог бы стать анализ взаимовстречаемости выделенных подтипов оленных камней в крупных оленных комплексах Монголии, в каждом из которых представлена серия памятников, обладающих своими типологическими особенностями. В некоторых случаях, там, где оленные камни сохранились на своих местах, это удаётся сделать; однако провести более полную корреляцию между ними в настоящее время вряд ли возможно, так как большинство оленных камней находится в перемещённом состоянии или использовано при сооружении плиточных могил.

 

В соответствии с типологией оленных камней Монголии могут быть распределены оленные камни монголо-забайкальского типа, известные на других территориях. Так, все оленные камни Забайкалья, представляющие, как уже говорилось, северную провинцию восточномонгольской области распространения оленных камней, относятся к типологически более развитым 3 и 4 подтипам.

 

В Туве оленные камни I типа представлены единичными экземплярами. Судя по имеющимся публикациям (Евтюхова, Киселёв, 1949, рис. 49; Вайнштейн, 1974, рис. 21, 1; Грязнов, 1980, рис. 29, 4, 11), все они относятся к подтипам 1-3 (по классификации оленных камней Монголии). Оленные камни подтипа 4 — с чётким зональным делением и полным набором реалий — в Туве пока не найдены. Наиболее близок 1-му подтипу оленных камней Монголии третий памятник из Эрзина с изображением крупной фигуры стилизованного оленя, между рогов которого расположены реалистически выполненные фигурки стоящих лошадей (Вайнштейн, 1974, рис. 21, 1).

 

На Горном Алтае оленные камни I типа, как законченные изваяния со стилизованными фигурами оленей, по сути дела, также не представлены, хотя отдельные обломки плит с подобными изображениями найдены при раскопках около оленного камня в Кара-Дюргун (Кубарев, 1979, табл. X, 3). Говорить о типологических особенностях этого памятника ввиду его

(74/75)

фрагментарного состояния трудно. На оленном камне, ограничивающем с севера ряд оленных камней в Юстыдском комплексе, в нижней части находятся две фигуры оленей, одна из которых выполнена в характерной стилизованной манере; в верхней части друг над другом расположены изображения лежащего оленя и несколько фигур «скребущих» хищников (Кубарев, 1979, табл. VI). Как и некоторые другие оленные камни, этот камень может быть отнесён к числу памятников, на которых одновременно представлены две изобразительные традиции, характерные для I и II типов оленных камней, о которых будет сказано ниже.

 

Тип II. Оленные камни с «реалистическими» изображениями животных.   ^

 

Оленные камни этого типа наиболее распространены в Западной, в меньшей степени в Центральной Монголии. В восточной части Монголии они не встречаются. Большинство из них по отношению к оленным камням I типа отличаются меньшими размерами и, как правило, чётким зональным делением. Практически на всех оленных камнях этого типа в верхней лицевой части нанесены три (реже — две) наклонные параллельные линии, а предметы вооружения всегда подвешены на поясе. В отличие от оленных камней со стилизованными фигурами оленей, пояса на оленных камнях этого типа чаще всего не орнаментированы. Сплошные опоясывающие линии обозначают места расположения пояса (внизу) и ожерелья (наверху), ниже которого находятся кольца-серьги (многие с конической подвеской). На ожерелье спереди иногда показана подвеска из клыка животного. Само ожерелье передано в виде ряда овальных или ромбических фигур. Наряду с этим на некоторых оленных камнях в верхней части показана широкая лента-диадема. По характеру нанесённых на них изображений оленные камни этого типа могут быть разделены на два подтипа.

 

Подтип 1 (Табл. IV). Оленные камни с отдельными фигурами животных, расположенных как на широкой, так и на узкой стороне камня. Чаще всего это изображения лошадей, стоящих или лежащих с подогнутыми ногами (ОкМ, табл. 7, 3; 34, 1; 88, 1), быков (ОкМ, табл. 104, 1), стоящих оленей (ОкМ, табл. 70, 3; 71, 3). В некоторых случаях в такой же ситуации показаны отдельные фигуры лежащих стилизованных оленей (ОкМ, табл. 33, 2; 69, 4) или только оленьих рогов (ОкМ, табл. 88, 2). Сюда же следует отнести оленный камень из Дарви сомона, на одной стороне которого находится фигурка, стоящей лошади, а на другой — изображение колесницы — единственное во всей серии оленных камней (ОкМ, табл. 103).

 

Подтип 2 (Табл. V). Оленные камни с изображением стоящих друг над другом или как бы идущих вверх по вертикали различных животных, чаще всего оленей, выполненных в ха-

(75/76)

рактерной стилистической манере (так называемая поза «на цыпочках»). Оленные камни этого подтипа представлены в Монголии единичными экземплярами (ОкМ, табл. 31, 1; 34, 2; 92, 1, 5). На тех же камнях встречаются переданные в такой же стилистической манере фигуры стоящих кабанов (ОкМ, табл. 31, 1; 69, 5; 92, 1, 3), а также изображения «скребущих» хищников или свернувшейся пантеры (ОкМ, табл. 31, 2; 34, 2; 69, 4, 5). На одном оленном камне (Шине идер сомон) в верхней части нанесено схематическое изображение человеческого лица с двумя прочерченными на нем наклонными линиями (ОкМ, табл. 92, 3). По рисунку Э.А. Новгородовой, на этом камне изображены две пары наклонных параллельных линий, расположенных симметрично по обеим сторонам лица (Новгородова, 1989, с. 183). Оленные камни этого подтипа отличаются от предшествующего более удлинёнными пропорциями и в этом отношении сближаются с оленными камнями I типа (подтип 4).

 

В количественном отношении оленные камни II (саяно-алтайского) типа в Монголии немногочисленны и говорить об их типологических вариантах было бы преждевременно.

 

Типология оленных камней Монголии с «реалистическими» изображениями животных полностью соответствует распределению аналогичных памятников в Туве, для которой они наиболее характерны. Как уже указывалось, основное количество известных в Туве оленных камней, в том числе и саяно-алтайского типа, сосредоточено в северном (Турано-Уюкская котловина) и южном (пограничном с Монголией) районах. Оленные камни с отдельными фигурами реалистически выполненных животных (подтип 1) представлены несколькими экземплярами. В числе изображенных животных можно назвать оленя (Кызласов, 1978, рис. 1, 3), горного козла (Грач, 1980, рис. 115), лежащую с подогнутыми ногами лошадь (Грач, 1980, рис. 54). Два оленных камня, формально относящихся к данному подтипу, должны быть отмечены особо. На одном из них (Ортаа Тей) изображены фигуры кабанов и горных козлов, расположенные около крупной пятиугольной решетчатой фигуры, в которую стреляет обернувшийся всадник (Кызласов, 1979, рис. 29, 1). На другом (Черга) представлена круговая композиция из фигур горных козлов и хищников, а в верхней части камня находится схематически выполненное изображение лица человека (Семёнов, 1987, с. 280). К последнему памятнику каким-то образом примыкает один из оленных камней в урочище Шом-Шум на р. Хемчик (С.Н. Астахов, 1966 г.), на котором посередине узкой торцовой стороны нанесена зооантропоморфная личина с высоко поставленными ушами, напоминающая загадочное изваяние из Бичикту-Бом на Горном Алтае. Вероятно, эти оленные камни можно будет рассматривать в качестве отдельных вариантов данного подтипа (если закономер-

(76/77)

ность их существования подтвердится новыми материалами).

 

Оленные камни с расположенными друг над другом и переданными в своеобразной стилистической манере (в позе «на цыпочках») фигурами различных животных (в первую очередь оленей) наиболее характерны для Тувы и в этом отношении здесь могут называться «классическими», так же как оленные камни со стилизованными изображениями оленей (подтип 4) в Монголии. Из числа наиболее известных находок подобного рода могут быть названы Уюк-Туран и Уюк-Аржан (Appelgren-Kivalo, 1931, Abb. 255. 256), Уюк-Тарлык (Радлов, 1891, табл. 27), один из камней из Оорзак-Аксы (Грязнов, 1980, рис. 29, 3) и др. К ним же следует отнести и обломок оленного камня из кургана Аржан, скорее всего, наиболее ранний среди остальных оленных камней данного облика. Несмотря на то, что все оленные камни подтипа 2 найдены на севере Тувы, в Турано-Уюкской котловине, типологическая близость их с аналогичными памятниками Западной Монголии достаточно очевидна. В южных районах Тувы подобных оленных камней пока не найдено, что может объясняться различными причинами.

 

Оленные камни II типа Горного Алтая в основном аналогичны тувинским. Абсолютное большинство из них найдено в южных и юго-восточных районах Горного Алтая, соседних с Тувой и Северо-Западной Монголией. Соответственно совпадают и их типологические особенности. На оленных камнях подтипа 1 изображены реалистически выполненные фигуры горных козлов, лошадей, кабанов и оленей (Кубарев, 1979, табл. III, 6; V, 2, 5, 9; IX, 1-3). В одном случае показана фигура обернувшейся косули (Кубарев, 1979, табл. III, 7). Особо следует отметить оленный камень из Узунтала VIII с изображением лежащей лошади (Савинов, 1972, с. 286), переизданный В.Д. Кубаревым (Кубарев, 1979, табл. IX, 2), совершенно таким же, как на оленном камне из Саглы-Бажи VI в Туве (Грач, 1980, рис. 54). Вместе с другими оленными камнями с изображениями лошадей на лицевой стороне они могут быть выделены в самостоятельную группу памятников. Как вариант оленных камней подтипа 1 выделяется Чуйский оленный камень со схематическим изображением человеческого лица и фигуры стоящей лошади (Кубарев, 1979, табл. 1; 1979а, рис. 1). С точки зрения расположения реалий (кинжал и лук в налучье) Чуйский камень соответствует типу I, подтипу 1 (по классификации монгольских оленных камней). Оленные камни II типа, подтипа 2 (с изображением стоящих друг над другом животных), известные в Монголии и названные «классическими» для Тувы, на Горном Алтае пока неизвестны. По характеру оформления наиболее близок к ним один из оленных камней Юстыдского комплекса (Кубарев, 1979, табл. VI).

 

В более западных районах оленные камни с реалистиче-

(77/78)

скими изображениями животных (не считая не опубликованных пока материалов из Киргизии и Восточного Казахстана) были найдены лишь дважды — в Усть-Лабинском и Зубовском курганах на Северном Кавказе. Формально они относятся к подтипу 1 (с отдельными изображениями животных), но каково их действительное место в типологии оленных камней пока сказать трудно.

 

Тип III. Оленные камни без изображений животных.   ^

 

Оленные камни этого типа распространены в Монголии там же, где и оленные камни II типа, и, по сути дела, отличаются от них только большей простотой оформления и отсутствием изображений животных (ОкМ, табл. 33, 1; 62; 69, 1-3; 87, 3; 88, 3; 104, 3). Из предметов вооружения чаще всего встречаются изображения кинжалов (на лицевой стороне камня), чекана и лука в налучье (на боковых сторонах). На лицевой стороне всех камней нанесены наклонные параллельные линии (Табл. VI). Простейших оленных камней с изображением крупных серёг и одной (или двух) опоясывающих линий, но без других реалий, подобных найденным в погребениях Тувы, в Монголии мало. Однако вряд ли это является отражением какой-либо закономерности, так как археологические раскопки соответствующих памятников здесь ещё не производились. Условно к этому типу оленных камней можно отнести оленный камень из Завхана (ОкМ, табл. 68, 3) с изображением конноголовой свастики. Типологизировать оленные камни Монголии без изображений животных в силу их немногочисленности и простоты оформления трудно. В качестве вариантов могут быть выделены камни с кружком-серьгой и двумя опоясывающими линиями (вариант 1); с кружком-серьгой и одной опоясывающей линией (вариант 2); с кружком-серьгой без опоясывающих линий, но с наклонными параллельными линиями на лицевой стороне (вариант 3).

 

То же самое касается оленных камней Саяно-Алтайского региона, где находки их более многочисленны. Из тувинских памятников исключение составляет оленный камень из могильника Адыртей (Южная Тува) с изображением чётко промоделированных ушей на обоих сторонах (Плотников, Худяков, 1987, рис. 1, 4). Условно в одну группу с ним может быть помещён оленный камень из Самагалтая, на котором показаны руки, головной убор в виде круглой «шапочки» с плоским верхом, а в кольце-серьге помещена маленькая фигурка лошади (Савинов, Членова, 1978, рис. 1, 2). По этому последнему признаку оленный камень из Самагалтая сближается с северокавказскими. Среди алтайских оленных камней выделяются своей формой и размерами центральный камень в оленном

(78/79)

комплексе на р. Юстыд (Кубарев, 1979, табл. III) и оленный камень на могильнике Узунтал I, на котором изображены два пояса с подвешенными к ним предметами вооружения (Савинов, 1972, с. 286). Особое место занимает оленный камень из Кызыл-Джара, на котором изображены крупные кольца-серьги, и ожерелье из ромбических фигур, а в верхней части на узкой стороне нанесено схематическое изображение человеческого лица (Могильников, 1980, рис. 1).

 

Все оленные камни западного ареала (за исключением двух северокавказских) формально относятся к III (общеевразийскому) типу оленных камней (Табл. XI). Однако факт отсутствия на них изображений животных ещё не является достаточным основанием для объединения их в типологически однородную серию. Оленные камни в той или иной области распространения вполне могли иметь самостоятельный генезис, а внешнее сходство их с наиболее простыми по способам оформления оленными камнями Монголии и Саяно-Алтая можно объяснить различными (и не только типологическими) причинами. К сожалению, степень изученности оленных камней западного ареала настолько невелика, что делать какие-либо заключения об их типологических различиях невозможно. Однако некоторые наблюдения сравнительно-типологического характера в дальнейшем могут оказаться небезполезными.

 

Судя по имеющимся данным, оленные камни Средней Азии и Казахстана наиболее близки Саяно-Алтайским (Табл. IX). Оленный камень из урочища Жангабыл в Центральном Казахстане по стилистическим особенностям изображения человеческого лица напоминает алтайские памятники — Чуйский оленный камень и оленный камень из Кызыл-Джара. Оленный камень из Гумарово в Оренбургской области, помимо явных саяно-алтайских параллелей, имеет отдельные черты, сближающие его с северокавказскими оленными камнями (ожерелье из овальных бус, две наклонные параллельные линии, завязанная узлом повязка-диадема). Новомордовские стелы из Среднего Поволжья (Табл. XXVII, 4, 5) с точки зрения типологических особенностей вообще отличны от оленных камней, но по характеру расположения изображённых на них предметов вооружения могут быть сопоставлены с оленными камнями Монголии (тип I, подтип 1). Достаточно чётко выделяется отдельная группа из четырёх северокавказских оленных камней, явно представляющая одну иконографическую традицию (Табл. X). Из них два, по существующей типологии оленных камней, относятся ко II (саяно-алтайскому) типу (Усть-Лабинский и Зубовский оленные камни); два — к III (общеевразийскому) типу (оленные камни из Армавира и Кызбуруна). При этом следует отметить, что именно оленные камни северокавказской группы, несмотря на целый ряд характерных для западных культур реалий, в наибольшей степени сближаются с олен-

(79/80)

ными камнями Западной Монголии и Саяно-Алтайского нагорья. В этом отношении к ним примыкают оленные камни из с. Константиновки и Верхнехортицкого кургана на Днепре, а также оленный камень из Диногетии — Гарвэн (Румыния). Остальные немногочисленные оленные камни западного ареала достаточно индивидуальны по способам своего оформления и несомненно представляют различные типологические варианты, выявить которые на имеющемся материале практически невозможно.

 

Все сказанное позволяет утверждать, что понятие «общеевразийского» типа оленных камней, выделенного по альтернативному признаку (отсутствие изображений животных), в отличие от двух предшествующих типов, носит весьма условный характер. Отличающие их особенности могут быть вызваны самыми различными причинами: хронологическими, региональными, социальными (более низкий статус лиц, которым такие памятники были посвящены) и т.д. Все они требуют самого тщательного изучения.

 

Наряду с основными типами оленных камней, каждый из которых, вероятно, отражает последовательное развитие одной иконографической традиции, на территории Монголии и Саяно-Алтайского нагорья может быть выделено несколько групп памятников, отличающихся наиболее близкими приёмами оформления и, скорее всего, одновременных.

 

В серии оленных камней Монголии особую группу составляют памятники, на которых представлены изображения, характерные для разных типов оленных камней (Табл. VII, 1-4). На оленном камне из Алтай сомона (Архангай) на одной широкой стороне показаны фигуры идущих по вертикали реалистически выполненных лошадей; на другой — изображения стилизованных оленей; а на узкой грани — свернувшейся пантеры (ОкМ, табл. 4, 1). То же самое можно наблюдать на некоторых оленных камнях из Баянхонгора (ОкМ, табл. 39, 3) и Хубсугола (ОкМ, табл. 70, 2). Иногда на одном камне сочетаются фигуры стилизованных оленей и реалистически выполненных козлов (ОкМ, табл. 60, 2; 76, 1). На оленном камне из Цаган уул сомона (Хубсугол), оформленном по всем правилам канона 4-го подтипа I типа оленных камней, на всех четырёх сторонах изображены фигуры стоящих и лежащих лошадей (или куланов), выполненные с элементами стилизации, характерной для оленных камней I типа, а наверху, как, например, в Ушкийн-Увэре, находится изображение хищника с оскаленной пастью (ОкМ, табл. 94). На одном оленном камне из Ховд аймака, относящемся по всем признакам ко II типу, наоборот, на одной стороне представлены стилизованные фигуры оленей (ОкМ, табл. 105). В Туве к этой же «смешанной» группе памятников относится известный Сушинский оленный камень (Табл. VII, 5), на одной широкой стороне ко-

(80/81)

торого находятся стилизованные изображения оленей, на другой — фигуры реалистически выполненных лошадей (Вайнштейн, 1974, рис. 19, 20). Из алтайских памятников к ним можно отнести северный оленный камень Юстыдского комплекса, формально относящийся ко II типу, но в нижней части которого находится фигура стилизованного оленя (Кубарев, 1979, табл. VI). Эти и другие примеры показывают, что оленные камни I и II типов на определённом этапе сосуществовали и носители той и иной изобразительной традиции, вероятно, контактировали друг с другом.

 

Из других оленных камней выделяются памятники с устойчивым оформлением передней плоскости. В одних случаях здесь представлена фигура лежащей (реже стоящей) лошади (в рамках II типа); в других — наклонно расположенное изображение кинжала (в рамках III типа). На одном из алтайских камней на этом же месте рядом с кинжалом нанесена фигура лежащего оленя (Кубарев, 1979, табл. IX). Несмотря на различие этих изображений, вероятно, по своему значению они были достаточно близки между собой (Табл. VIII).

 

[ Заключение. ]   ^

 

Исходя из предложенной выше типологии оленных камней Монголии, можно сделать несколько существенных выводов.

 

1. Оленные камни I типа, представленные наибольшим количеством подтипов и вариантов, прошли наиболее сложный и длительный путь развития — от бесформенных блоков камня с бессистемным расположением реалий (подтип 1) до великолепно выполненных обелисков с чётким зональным делением и полным набором в определённом порядке расположенных реалий (подтип 4). Оленные камни подтипа 1 представлены в Центральной Монголии и единичными экземплярами в Туве, Оленные камни 2-го и 3-го подтипов (наименее дифференцируемые) характерны для Центральной Монголии, а также Тувы и Забайкалья. Оленные камни подтипа 4 («классические») представлены во всех районах Монголии (кроме западных областей) и в Забайкалье; в Туве их нет. На Горном Алтае оленные камни I типа, кроме отдельных обломков плит со стилизованными фигурами оленей, неизвестны. Таким образом, основным местом формирования оленных камней I типа можно считать северные районы Центральной Монголии, где представлена все их подтипы и типологические варианты. Отсюда традиция изготовления оленных камней со стилизованными фигурами оленей распространилась в первую очередь на север, в Забайкалье и в Туву; в меньшей степени на запад — в Западную Монголию и на Горный Алтай.

 

2. Оленные камни II типа наиболее характерны для Западной Монголии, Тувы и Горного Алтая, где, очевидно, находился центр их формирования. При этом большинство «классических» для этого типа оленных камней (подтип 2) сосредоточено в Северной Туве. В то же время выделяется группа кам-

(81/82)

ней «смешанного» облика, на которых представлены изображения, характерные как для I, так и II типов, свидетельствующие о взаимном влиянии обеих традиций. Граница между носителями той и другой традиции, скорее всего, проходила по западным предгорьям Монгольского Алтая, где представлены оленные камни того и другого типа.

 

3. Различные районы распространения и самостоятельные линии развития оленных камней I и II типов свидетельствуют об их относительной одновременности, во всяком случае их нельзя считать генетически связанными друг с другом, как это представляется авторам многих специальных работ. Об этом же говорит и наличие группы оленных камней со «смешанной» изобразительной традицией. Наиболее вероятна синхронизация «классических» для того и другого типа оленных камней (с чётким зональным делением): тип I, подтип 4 — тип II, подтип 2.

 

4. Оленные камни III типа по территории своего распространения в пределах восточного ареала соответствуют оленным камням II типа, что говорит об их (смысловой? генетической? иконографической?) преемственности. Судя по материалам археологических раскопок в Туве, они оказываются наиболее древними среди других оленных камней Саяно-Алтайского региона, однако продолжали существовать и позже. Как долго — пока остаётся неизвестным. Выделенные по альтернативному признаку (отсутствие изображений животных) оленные камни III типа, несомненно, должны распадаться на ряд подтипов (или региональных групп), свидетельством чего являются оленные камни, формально относящиеся к этому типу, в западных районах их распространения.

 

5. Оленные камни с антропоморфными изображениями (личинами) не образуют самостоятельной группы памятников, а связаны с различными типами оленных камней: на Алтае — тип II, подтип 1; тип III; в Западной Монголии — тип II, подтип 2; в Туве — тип II, подтип 1; в Центральной и Восточной Монголии — тип I, подтип 4. Это свидетельствует о том, что антропоморфные изображения на оленных камнях нельзя рассматривать ни в качестве исходного, ни в качестве конечного образца в развитии редуцированных символических изображений. Они существуют параллельно, и появление их на оленных камнях, скорее всего, связано не с особенностями типологического развития, а объясняется другими причинами (социальными мотивами, особенностями мифологизации образа и т.д.).

 

6. Оленные камни западного ареала являются производными не от всей массы оленных камней в восточных районах их распространения, а генетически связаны с оленными камнями II и III типов, хотя причины и характер этой связи пока остаются неясными. При этом можно предполагать, что в пределах

(82/83)

западного ареала в дальнейшем происходило самостоятельное развитие отдельных групп оленных камней, с учётом особенностей местных традиций, чем и объясняются их различия между собой и в целом отличие от оленных камней восточного ареала.

 


 

[1] Приёмы классификации вообще индивидуальны для каждого вида памятников. Применительно к оленным камням, выделение признаков которых сопряжено со значительными трудностями в силу особого характера оформления каждого из памятников, наиболее приемлемы следующие, содержания понятий: тип — «устойчивое сочетание признаков, отличное от других устойчивых сочетаний признаков»; подтип или класс — «подотдел типа, объединяющий несколько групп»; вариант — «второстепенные изменения внутри категорий и типов» (Классификация в археологии. Терминологический словарь-справочник. М., 1990. С. 24, 40, 47).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги