главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Д.Г. СавиновВозможности синхронизации письменных и археологических дат в изучении культуры Южной Сибири скифо-сарматского времени.// Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Барнаул: 1991. С. 93-96.
Вопросы хронологии и периодизации древних культур Южной Сибири неизменно привлекают к себе внимание исследователей. Наряду с разработанными методиками их определения (сравнительно-типологический метод, радиокарбоновый анализ, дендрохронология и др.) существенную помощь в определении начальных и конечных этапов развития археологических культур, а также выявления различного рода иноваций, может оказать синхронизация с исторически засвидетельствованными событиями древней истории народов Азии.
Территория Южной Сибири, в широком ее понимании — от Байкала до Иртыша, до хуннского времени (а, скорее всего, и позже) находилась вне сферы компетенции письменных источников; поэтому попытки «прямой трансляции» сюда некоторых сведений, имеющихся в античной, древнеиранской и китайской традиции, носят весьма условный и проблематичный характер. Однако факт существования на одном континенте, отразившийся как в происхождении многих южносибирских культур, так и всё более отчётливо проступающих следах этнокультурных связей, делает подобное направление исследований не только возможным, но и в достаточной степени перспективным.
Среди многочисленных, зафиксированных письменными источниками дат, определяющих время политических кампаний, смены правящих династий, военных побед и поражений, имеется несколько, наиболее значительных. За ними стоят события, вызвавшие расширение государственных границ, перемещение значительных масс населения, распространение новых культурных традиций, которые могут быть экстраполированы на территорию Южной Сибири. Чаще всего они предшествуют археологически установленным датам, а определяемые ими события, возможно, являются одним из источников культурной трансформации в переломные периоды истории народов Южной Сибири.
Для южносибирских культур скифо-сарматского времени может быть приведено несколько таких дат. Синхронизация их с памятниками Южной Сибири (Тувы, Горного Алтая и Минусинской котловины) показана на таблице 1.
Краткий комментарий к предложенным датам. 770 г. до н.э. — конец государства Западное Чжоу, павшего под давлением кочевых племён из Центральной Азии. Конец культуры херексуров в Монголии и каменноложского этапа карасукской культуры в Минусинской котловине. Появление первых памятников скифского типа в Туве (Аржан) и на Алтае (Курту). В дальнейшем (до появления Хунну) восточная линия синхронизации уступает западной 550 г. до н.э. — создание Ахеменидской империи, включая Среднюю Азию. Появление и широкое распространение погребений в деревянных камерах-срубах — в Туве (Первый этап саглынской культуры); на Горном Алтае (Первый или башадарский этап пазырыкской культуры); несколько позже — в Минусинской котловине (сарагашенский этап тагарской культуры). Период стабилизации этих культур в целом совпадает со временем существования Ахеменидской державы. 20-е г.г. IV в. до н.э. — завоевания Александра Македонского в Средней Азии. Начало эллинистического периода. Трансформация южносибирских культур скифского типа: в Туве — Третий или озен-ала-белигский этап саглынской культуры; на Горном Алтае — шибинский этап пазырыкской культуры и появление кара-кобинской культуры; в Минусинской котловине — лепёшкинский этап тагарской культуры. 201 г. до н.э. — северный поход Маодуня. Вновь начинает доминировать восточная линия синхронизации. Первое появление элементов хуннской культуры в Южной Сибири. Появление памятников улуг-хемского типа в Туве и тесинских грунтовых могильников в Минусинской котловине. Начало периода сосуществования «скифских» и «хуннских» традиций (тесинский этап). 120 г. до н.э. — перенесение столицы государства Хунну в Северную Монголию. Реальные условия появления хуннов (или близких им по культуре племён) в Южной Сибири. Могильник Бай-Даг II в Центральной Туве; начало буланкобинской культуры на Алтае. Появление хуннской керамики, в том числе керамические печи на Юстыде (Южный Алтай). Конец всех культур скифского типа в Южной Сибири. 55 г. до н.э. — разделение хуннов на северных и южных. Верхняя граница памятников типа Бай-Даг II. 93 г. н.э. — победа сяньбийцев над хуннами. Конец памятников улуг-хемского типа в Туве и тесинских грунтовых могильников в Минусинской котловине. Появление кокэльской и таштыкской культур (батенёвский этап). Возможно, господство сяньбийцев имеет отношение к этнической принадлежности населения кокэльской культуры. Середина III в. н.э. — конец господства сяньбийцев. На Алтае — конец булан-кобинской культуры; появление памятников кок-пашского типа. В Минусинской котловине — тепсейский этап таштыкской культуры Таблица 1.Динамика развития южносибирских культур в сопоставлении с историческими датами.(возрождение традиции склепов). В Туве — памятники шурмакского типа. 460 г. н.э. — переселение тюрков Ашина на Монгольский Алтай, знаменующее собой начало древнетюркского времени.
наверх |