главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Д.Г. СавиновЗооморфные изображения на оленных камнях.// Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово: 1979. С. 120-124.
Оленные камни известны давно. Со времени Орхонской экспедиции В.В. Радлова мало кто из путешественников не упоминал о встретившихся на их пути этих ярких и своеобразных степных монументах Центральной Азии. В настоящее время в связи с новыми открытиями большой серии оленных камней в Монголии (В.В. Волков, Э.А. Новгородова), распространением из в западных районах скифского мира (Д.Г. Савинов, Н.Л. Членова) и находкой оленного камня в кургане Аржан (М.П. Грязнов) интерес к ним сильно повысился.
Зооморфные изображения представлены на большинстве оленных камней Монголии, Тувы, Забайкалья, Горного Алтая и северокавказских камнях-обелисках. Видовой состав их разнообразен. Это рисунки оленей, различным образом стилизованных (откуда и пошло название — оленные камни), а также кабанов, лошадей, козлов, верблюдов, собак, куланов и птиц. В предварительном порядке их можно разделить на несколько груш: 1) реалистические изображения различных животных, чаще всего, лошадей и козлов; 2) стилизованные изображения оленей и кабанов, стоящих на кончиках копыт; 3) стилизованные изображения «летящих» оленей с подогнутыми ногами или без ног, клювообразной мордой и треугольным выступом на спине; 4) особую группу образуют изображения на северокавказских камнях-обелисках.
Реалистические изображения встречаются на оленных камнях Северо-Западной Монголии, Тувы и Горного Алтая. Область их распространения возможно простирается и дальше на Запад, но до сих пор неизвестны оленные камни с зооморфными изображениями в Средней Азии и Казахстане. С позиции стиля (объёмная моделировка туловища, ажурный характер некоторых фигур, поза «внезапной остановки») они ближе всего стоят к наскальным изображениям сакского времени (А.Н. Бернштам). Более точная датировка их пока затруднительна. Аналогии этим изображениям имеются на забайкальских ножах (А.П. Окладников) и в ордосской бронзе (M. Loehr). Поэтому можно предполагать местный, средне, центральноазиатский источник их происхождения.
Относительная хронология стилизованных изображений на оленных камнях решается в литературе по-разному. За более ранний возраст изображений 2-ой группы говорят аналогии им в предметных сериях раннескифского времени и находка в Аржане (Н.Н. Диков, Н.Л. Членова, М.П. Грязнов). В то же время глубокая древность изображений 3-ей группы подтверждается стилистическими особенностями, имеющими параллели в архаическом скифском искусстве (А.П. Окладников), а также сопутствующими им рисунками кинжалов карасукского облика (В.В. Волков, Э.А. Новгородова) и «П»-образного предмета неизвестного назначения, найденного в одной из ранних плиточных могил Забайкалья (Г.П. Сосновский).
Стилизованные изображения 2-ой группы уже неоднократно служили предметом специального исследования. Среди известных аналогий им (майэмирское зеркало, раннетагарские ножи с многофигурными композициями, фигурка из Уйгарака) следует отметить также гравированное изображение оленя на серебряном ритоне из Келермеса, имеющем важное датирующее значение. Олень подвешен здесь за ноги к суку, который несёт кентавр Хитон, возвращаясь с охоты — композиция довольно распространенная в чернолаковой керамике. Поза оленя может быть объяснена и положением висящего вниз головой животного, но, как отмечает М.И. Максимова, «олень совсем необычный трофей для греческих охотников... Фигура оленя явно скопирована с образца, созданного скифским искусством». Дата Келермеса убедительно доказана М.И. Максимовой 570-580 гг. до н.э., т.е. началом VI века. Стилизованные изображения 2-ой группы, один из аналогов которых послужил образцом для античной реплики, могут относиться к предшествующему времени. Однако, датировка их в пределах только VII-VI вв. до н.э. возможно занижена. Подобные изображения животных встречаются на плитах оград тагарских курганов подгорновского этапа (Д.Г. Савинов), а лосинообразная трактовка голов оленей, такая же как на северотувинских камнях, появляется на минусинских оленных бляшках не раннее V в. до н.э. (В.В. Бобров). Распространение изображений оленей и кабанов, стоящих на кончиках копыт достаточно широко — от северного Кавказа до Ордоса, но на оленных камнях они встречаются в сравнительно узкой области в Туве и соседних районах Северо-Западной Монголии. В своей основе стилизация изображений 2-ой группы может восходить как к переднеазиатским прототипам (Н.Л. Членова), так и быть результатом дальнейшего развития реалистических изображений 1-ой группы при решении наиболее распространённых, ставших каноническими, образов.
Стилизованные изображения оленей 3-ей группы характерны главным образом для Монголии и Забайкалья, в меньшей степени Тувы и Горного Алтая, где они сосуществуют с изображениями первых двух групп. Генезис их представляется наиболее сложным. Они появляются сразу в предельно стилизованном виде и кажутся удивительно совершенными на фоне местного наскального искусства. У некоторых оленей показаны два передних отростка рогов, а ноги (в тех случаях, когда они имеются) подогнуты, причём передняя положена на заднюю, но несомкнуты, что наиболее характерно для иконографии раннескифского времени. В тоже время целый ряд стилистических особенностей связывает эти изображения с Кавказом. Н.Л. Членова первая сравнила их с фигурными бляхами позднекобанского времени из Лизгора (Осетия). На квадратных ажурных бронзовых бляхах и поясах кобанской культуры морды оленей показаны также чрезмерно вытянутыми, клювообразными. «Стилизация морды жи- вотного, изображенной с широко раскрытыми и отогнутыми губами чрезвычайно часто применялась как в кругу кобанской культуры, так и в Закавказье» (М.И. Артамонов). В Казбекском кладе найдены поясные бляхи в виде собак с характерным треугольным выступом на спине, как на изображениях стилизованных оленей 3-ей группы (Е.П. Алексеева). Можно привести и отдельные более глубокие параллели. Так, на беотийских и дипилонских фибулах IX-VII вв. до н.э. среди других сцен, близких по композиции кавказским ажурным бляхам, представлены изображения собак с разинутой пастью, в которой видна передняя часть туловища другого зверя, часто замененная символическим изображением ноги животного (R. Hampe). Точно такое же изображение хищника (собаки?), из пасти которого торчит передняя часть туловища лошади имеется на оленном камне №15 из Ушкийн-Увэра (Монголия). Связи скифского искусства с искусством континентальной Греции архаического периода уже отмечалась в литературе (P. Amandry). По-видимому, истоки формирования своеобразной стилизации изображений оленей 3-ей группы следует искать в древнем искусстве Кавказа и Средиземноморья. Дальнейшее их распространение отмечено наскальными изображениями, выполненными в стиле оленных камней — Казахстан (А.Г. Максимова), Алтай (С.С. Черников), Тува (А.Д. Грач, М.А. Дэвлет), Монголия (В.В.Волков). В связи с этим представляется обоснованным мнение о ранней датировке стилизованных изображений 3-ей группы (не позднее VII в. до н.э.). Верхнюю границу их существования показывают отдельные изображения оленей из Монголии, где рога переданы в виде прямого горизонтального стержня с загнутыми отростками (Н. Сэр-Оджав) , что является относительно поздним признаком в развитии иконографии скифского оленя (Н.Л. Членова).
Зооморфные изображения на северокавказских камнях-обелисках немногочисленны (всего 9 фигур на двух камнях из Прикубанья). Изображения собак типа зубовской с повёрнутой назад головой, раскрытой пастью и когтистыми лапами имеются на кобанских топорах (П.С. Уварова), в составе Михалковского клада в Галиции (А.Р. Лебедянская), в ордосской бронзе (O. Siren) и на тагарских топорах и кельтах. Изображения куланов также имеют кобанские (F. Hancar) и значительно более отдаленные тагарские параллели (С.В. Киселёв). Остальные рисунки (лошадь, стоящие олени и др.) сопоставимы с изображениями 1-ой и 2-ой групп. Сооружение северокавказских камней-обелисков можно синхронизировать с позднекобанской культурой и раннескифским временем степного Предкавказья.
Таким образом, зооморфные изображения на оленных камнях могут быть связаны с разными традициями в скифо-сибирском (или скифо-сакском) зверином стиле. Обращает на себя внимание распространение изображений 1-ой и 2-ой групп преимущественно в Южной Сибири и соседней Северо-Западной Монголии и, судя по северокавказским камням-обелискам, возможно в более западных районах. Изображения 3-ей группы представлены главным образом в Монголии и Забайкалье. На Горном Алтае и в Туве они встречаются в гораздо меньшем количестве и выполнены как правило менее совершенно. Изображения 3-ей группы поэтому вряд-ли можно рассматривать как результат стилизации 2-ой. Очевидно, они сосуществуют на разных территориях, причём изображения 3-ей группы видимо следует датировать даже несколько более ранним временем. Сосуществование разных групп зооморфных изображений на оленных камнях хорошо объясняет случаи нахождения их на одних и тех же памятниках (например, камень из с. Суш в Туве) и взаимовлияние вызвавшее к жизни ряд ком-позитивных вариантов как на оленных камнях, так и в близких им по стилю наскальных изображениях. Верхняя граница бытования зооморфных изображений на оленных камнях остаётся по-прежнему открытой.
наверх |