главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Д.Г. СавиновО культурной принадлежности
|
|
|
Рис. 1. Камень-обелиск из Зубовского кургана.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. Камень-обелиск из Усть-Лабинского кургана.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
калья» и сделал даже соответствующую подборку сравнительного материала. [16] Н.Л. Членова наряду со скифскими каменными изваяниями и ананьинской плитой трактует оленные камни как изображения воинов. [17]
Оленные камни известны давно. Можно с уверенностью сказать, что со времён Орхонской экспедиции В.В. Радлова мало кто из путешественников не упоминал о встретившихся на их пути своеобразных красивых степных монументах Центральной Азии. Однако основные вопросы, связанные с оленными камнями, — определение памятников, классификация, распространение, датировка и семантика — остаются до конца не решёнными. Оленные камни отличаются от других каменных изваяний
Евразии прежде всего отсутствием конкретных признаков антропоморфности, хотя многие из них, несомненно, изображают человеческую фигуру. На поверхности памятников в определённом порядке наносился устойчивый комплекс изображений. Это — опоясывающие линии наверху (ожерелье) и внизу (пояс), выше ожерелья, на боковых сторонах серьги-кольца и на лицевой стороне — три наклонных параллельных линии. На поясе подвешено различное оружие (лук в налучье, клевец, кинжал, нож) и предметы снаряжения воина. Пространство между поясом и ожерельем заполнено фигурами животных — оленей, лошадей, кабанов, козлов. Чаще всего изображались олени, различным образом стилизованные, откуда и происходит название «оленные камни». Памятники, на которых одновременно нанесены не все эти сюжеты, а один, два или несколько из них, также относятся к категории оленных камней. «Полного тождества гехамских вишапов с вишапами верховьев Енисея, конечно, нет, но тождество здесь и невозможно... Отсутствие такого тождества является более показательным, чем его наличие», — писал И.И. Мещанинов. [18] Зато по всем названным выше признакам тождество северокавказских обелисков и оленных камней столь же показательно, как отличие тех и других от вишапов. Совпадают и некоторые детали изображений. На камне из Турана в Туве вверх от пояса отходит прямоугольный выступ, как на северокавказских камнях. [19] На камне Самагалтай II (также Тува) в круге-серьге выбито изображение стоящей лошадки, как на Усть-Лабинском камне. [20] На камне из Тахильты в Хангае и из Хубсугульского аймака Монголии на лицевой стороне нанесены не три, как обычно, а две параллельные линии. [21] Северокавказские камни отличаются от оленных своей двусторонностью, но оленные камни, за исключением Иволгинского, почти не выкапывались; возможно, среди них также есть двусторонние. [22]
Каким образом связать столь далеко расположенные друг от друга памятники? Н.Л. Членова сравнила необычную трактовку ног, как бы обрубленных, трапециевидных, на оленных камнях с такой же передачей ног у лежащего оленя на бляхе из Лизгора (Осетия). На ней и на аналогичных ей бляхах позднекобанской культуры морда оленей показана чрезмерно вытянутой, клювообразной, что является и наиболее выразительным признаком изображений оленя на монгольских камнях. Учитывая случаи находки наскальных изображений, выполненных в стиле оленных камней, из Казахстана и Ферганы, Н.Л. Членова считает, что предположение о связях между Монголией и Кавказом «не кажется таким уж невероятным». [23] Действительно, клювообразную морду с широко отогнутыми губами имеют также и олени на квадратных бронзовых бляхах из Закавказья. [24] Такая бляха была найдена Е.Г. Пчелиной в комплексе позднекобанской культуры в Урс-Дзуар. [25] На истяцкой и айдашинской бляхах из Западной Сибири, которые являются, вероятно, повторением кавказских, морда стилизована так же. [26] Неоднократно встречена она и в кобанском искусстве в изображениях на поясах Калакента, Муси-Ери, Ахталы. М.И. Артамонов писал, что «стилизация морды животного, изображённой с широко раскрытыми и отогнутыми губами, чрезвычайно часто применялась как в кругу кобанской культуры, так и в Закавказье». [27] В Казбекском кладе
были найдены поясные бляхи в виде лежащих собак. Такие фигурки есть и в сериях случайных находок на Северном Кавказе. [28] «Любопытной особенностью казбекских оленей (?) является выступ в месте перехода шеи в морду», — отмечает Е.П. Алексеева, т.е. та же передача туловища животного с вытянутой вперёд длинной шеей и характерным горбом на месте лопаток, что и в стилизованных изображениях оленей на оленных камнях. [29] Эта же черта характерна и для фигур животных на зубовском камне. С другой стороны, на камнях Монголии и Тувы имеется ряд изображений животных, в первую очередь собак, хорошо сопоставимых с широко распространёнными кобанскими собаками. [30] Таким образом, устанавливается отчётливая связь в стилистическом оформлении фигур различных животных в изобразительном искусстве Кавказа и Центральной Азии.
Включение северокавказских камней-обелисков и оленных камней в один круг памятников ставит, естественно, вопрос о западных границах их распространения. Наибольшее их количество, как известно, сосредоточено в Монголии, Туве и Забайкалье. Несколько новых оленных камней обнаружено нами в 1971 г. в Кош-Агачском районе Горного Алтая. [31] Сюда же следует отнести наиболее известный камень с Чуйского тракта и стелу с Западного Алтая. В небольшом количестве имеются они в Казахстане и Оренбургской области. [32] Один оленный камень с изображением стоящих кабанов находится в собрании Исторического музея, г. Фрунзе.
Оленные камни, как и обелиски с Северного Кавказа, — мегалитические памятники. Основная их особенность заключается в том, что они, изображая человеческую фигуру, лишены признаков антропоморфности. Подобные камни есть и в Иране. О них сообщает Л.М. Меликсет-Беков: «Вишапы и вишапоиды обнаружены и вне Армении — на Северном Кавказе, в Северной Монголии, в Грузии и даже, насколько нам известно, в Иране». [33] Некоторые параллели имеются и в Европе. В Магдебургской области есть камень, известный у местного населения под названием «Волчьего камня», той же саблевидной формы, верхняя часть которого отделена ожерельем с круглой бляхой на задней стороне. Выше ожерелья выбита большая круглая серьга, а на боковой стороне — изображение конской ноги, поставленной на кончик копыта, — сюжет характерный для раннескифского времени и, как установила Н.Л. Членова, уходящий в искусство древнего Востока. [34]
Обычно оленные камни связываются с культурой плиточных могил. Однако в Северо-Западной Монголии, где находится наибольшее количество оленных камней, плиточные могилы встречаются реже, чем в Восточной. Для восточных же районов МНР характерны в основном плиточные могилы, а оленных камней там пока известно значительно меньше, чем в Северо-Западной Монголии. В Туве, занимающей второе место по количеству этих памятников, плиточные могилы вообще не известны. Нет их на Алтае и в Казахстане. Здесь оленные камни связаны с курганами и херексурами. Часто оленные камни стоят одиноко в степи, на куче камней, в оградке или образуют сложные ритуальные комплексы типа даган-дельских. [35] Таким образом, ареалы распространения плиточных могил и оленных камней не совпадают. Оленные камни как самостоятельный вид археологических памятников
перекрывают культуру плиточных могил и тянутся на запад через степную Туву и Алтай, сопровождая различные типы погребальных сооружений. Возможно, оленные камни, как и северокавказские камни-обелиски, — это часть очень широкого круга мегалитических памятников, связанных с различными культурами раннескифского времени.
И, наконец, одна интересная деталь. На оленных камнях в редких случаях показан головной убор, [36] серьги выбиты на боковых сторонах, как правило, выше ожерелья, следовательно, лицо изваяния должно было бы находиться на верхней лицевой стороне камня. Именно здесь постоянно расположены три (реже две) наклонные параллельные линии, которые можно, очевидно, рассматривать как символическое изображение человеческого лица. На одном камне из Хубсугульского аймака в Монголии представлено изображение схематично выполненного лица, которое пересекают две наклонные линии (татуировка?). [37] Схематические изображения лиц имеются и на некоторых других оленных камнях. [38] Таким образом, неожиданно оленные камни оказываются антропоморфными, как и остальные каменные изваяния Евразии, но несут в себе более сложную изобразительную символику. Что означают три (две) наклонные линии на оленных камнях Центральной Азии и северокавказских обелисках — более точно сказать сейчас трудно. Некоторые данные относительно семантики трёх параллельных линий имеются в погребальном обряде тувинцев. Шаман «проводит по земеле три черты; это делается для того, чтобы покойник не смог вернуться домой». Эти линии обозначают границу между живыми и мёртвыми: её не могут переступить ни родственники покойного, ни душа умершего. [39] Возможно, между наклонными линиями, нанесёнными на месте лица умершего воина на оленных камнях, и этой деталью погребального обряда тувинцев имеется какая-то сильно приглушённая временем семантическая связь.