главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.И. СарианидиБактрия сквозь мглу веков.// М.: «Мысль». 1984. 160+16 с.
Оглавление
Предисловие. [ А.Д. Давыдов, Б.А. Литвинский ] — 3От автора. — 15
Глава I. Кабул древний и современный.Архитектурный силуэт Кабула. — 18Школа на обочине дороги. — 21У могилы Бабура. — 25Афганистан — «запретная страна для европейцев». — 29Глава II. Неизведанный Гиндукуш.Древние люди в сердце Гиндукуша. — 32Каракамар — убежище первых людей Афганистана. — 34Охотники становятся рыбаками. — 37Кафиристан — «Страна неверных». — 40Глава III. По караванным тропам и современным дорогам Бактрии.От Кабула до Беграма. — 54Сокровище Беграма. — 56Перевал Саланг. — 60Ущелье Александра Македонского — ворота в Бактрию. — 65Крытый базар Ташкургана. — 67От Ташкургана до Мазари-Шарифа. — 68Ковровая империя. — 69Жертвы собственной доброты. — 74Собачьи бои. — 75Неожиданная встреча. — 77Золотой клад Фуллола. — 79Шортугай — индийский форпост в Бадахшане. — 81Великий лазуритовый путь на древнем Востоке. — 86Глава IV. У развалин древнего Балха.Балх — «мать всех городов». — 89Древние сокровища и современные грабители. — 91В поисках страны Маргуш. — 97Глава V. Бактрийское золото.От Алтая до Арала. — 112Угроза Евтидема. — 113На штурм Айханум. — 117Загадки Тилля-тепе. — 125География научного поиска. — 129Археологические будни. — 133И снова Тилля-тспе. — 139На пороге мирового открытия. — 140«Дама с пудреницей». — 144«Государь-драконоборец». — 145Загадочная могила. — 147«Из дальних странствий возвратясь». — 148Таинственная «Золушка». — 151«Скифская царица». — 152Кто такие кушаны? — 154
[ Иллюстрации. — 16 листов после стр. 160 ]
От автора. ^
Афганистан, расположенный в сердце Азии, издавна привлекал к себе внимание многих путешественников, но высочайшая горная система Гиндукуша, непроходимые песчаные дюны пустыни Дашти-Марго (пустыня смерти) и не в последнюю очередь консерватизм местных правителей надолго задержали знакомство европейцев с этой страной. Загадочная история Афганистана, уходящая корнями в глубокую древность, дразнила воображение историков, начиная с античности и до новейшего времени.
Персидские цари, создавшие за двадцать пять веков до настоящего времени величайшую мировую империю Ахеменидов, не упускали случая прославить свои деяния в различных надписях, в которых часто говорилось и об этой процветающей стране. Греческие и римские историки античности пытливо выискивали в этих надписях сведения о территории, на которой ныне находится Афганистан, и особенно о той её части, что располагалась по обоим берегам реки Окса (ныне Амударья) и которую они называли Бактрией. Уже тогда Бактрия манила историков древности своей загадочностью, порождая всё новые рассказы, в которых нередко истина переплеталась с вымыслом. Невозможность непосредственно ознакомиться с этой легендарной страной плодила всё новые вымыслы, порой красивые и поэтические, но, по всей вероятности, далёкие от реальной действительности.
Картина несколько прояснилась после знаменитого восточного похода Александра Македонского, который не забыл включить в состав своего личного окружения историков, обязав их прославлять его будущие военные триумфы, а заодно и описывать народы, которые ему предстояло покорить. И в самом деле, греческие историки не только оставили нам жизнеописание великого полководца, но и живо обрисовали обычаи и нравы народов тех стран, где проходили походом фаланги македонцев и греков. Эти описания — единственные свидетельства живой истории, очевидцами которой были они сами. К сожалению, многое из этих материалов пропало, так и не дойдя до нас.
Вплоть до начала XX века сведений о древней истории и культуре Афганистана практически не было. Правда, в Европу стали просачиваться кое-какие данные, почерпнутые любознательными путешественниками и сотрудниками различных иностранных миссий, время от времени посещавших Афганистан, но и эти свидетельства носили отрывочный, а главное, непрофессиональный характер.
Картина начинает меняться лишь в начале XX века, когда французские археологи первыми из европейцев получают право на проведение археологических исследований в Афганистане Энтузиазм и энергия французских учёных привели к ряду сенсационных открытий, среди которых в первом ряду стоит обнаружение так называемого беграмского клада с его великолепным собранием резной слоновой кости.
После второй мировой войны право на проведение археологических работ в Афганистане получили и другие страны, а в 1969 году была создана совместная советско-афганская археологическая экспедиция, поставившая своей целью изучить всё ещё легендарную страну Бактрию.
Бактрия располагалась по обоим берегам Амударьи, занимая территорию нынешнего Северного Афганистана и южные области советской Средней Азии. Было заманчиво перенести археологические раскопки с нашей территории (правого берега Амударьи) не левобережье, которое всё ещё оставалось настоящим археологическим заповедником, ждущим своих первооткрывателей.
Когда-то Бактрия, если судить по описаниям греко-римских авторов, была процветающей, изобильной страной, широко известной на древнем Востоке. Однако с того далекого времени природа этих мест сильно изменилась. Теперь это безбрежные пустынные глади, тянущиеся до самого горизонта. Этот унылый пейзаж кое-где оживляют лишь высокие песчаные барханы, приамударьинские дюны да оплывшие бугры, поросшие редким кустарником. Кажется, что сюда никогда не ступала нога человека. Эти пустынные пространства и сейчас можно пересечь, лишь взяв с собой большой запас воды. Но ведь именно эти бесплодные земли античные авторы единодушно называли изобильными и богатыми. Не могли же все они ошибаться! К тому же на вершинах холмов встречаются разбросанные черепки посуды, что свидетельствует о том, что здесь когда-то располагались селения.
Словом, сколь бы безрадостной ни была картина, открывшаяся взорам археологов советско-афганской экспедиции, решено было начать обследование этого района. Забегая вперед, хочу сказать, что результаты археологических поисков превзошли самые смелые ожидания. До этих поисковых работ древняя история Бактрии была известна учёным лишь начиная с походов Александра Македонского, а что было до того времени и было ли что-нибудь вообще, оставалось невыясненным. Советским и афганским археологам в результате многолетних полевых работ удалось среди этих безжизненных пустынь найти памятники такой древности, о которой никто не мог и предполагать. В сыпучих песках приамударьинских дюн были обнаружены многочисленные стоянки людей каменного века — охотников и рыболовов, пользовавших- ся мелкими кремнёвыми орудиями, найденными здесь сотнями, если не тысячами. Именно эти люди и заложили первыми много десятков тысяч лет назад основы будущей бактрийской культуры.
Более того, за песчаными барханами, в глубине пустыни, впервые удалось обнаружить поселения, дворцы и храмы, относящиеся ко второму тысячелетию до н.э. — эпохе бронзы. Как оказалось, именно в это время сюда откуда-то с запада приходят многочисленные племена с высокоразвитой культурой древневосточного типа и занимают плодородные земли, обильно орошаемые водами рек и речушек, стекавших с северных предгорий Гиндукуша. Пришельцы по достоинству оценили благодатную природу этих мест и, обосновавшись здесь, занялись земледельческим хозяйством.
Всё это стало намного яснее благодаря работам советско-афганской экспедиции, «удревнившим» историю Северного Афганистана по крайней мере на полторы тысячи лет!
Но особенно удачным для археологов оказался десятый, юбилейный год работ на территории древней Бактрии. Осенью 1978 года при раскопках на холме Тилля-тепе археологам посчастливилось найти в одном могильнике шесть невероятно богатых захоронений, возможно царских. Нужно сказать, что после обнаружения первого из них советским и афганским археологам потребовалось ещё несколько месяцев, для того чтобы завершить эти работы в трудных условиях дождливой и холодной осени, а затем и снежной зимы. Но их изнурительный и кропотливый труд был вознагражден сторицей. В этих захоронениях было найдено около двадцати тысяч золотых ювелирных изделий. Это сенсационное открытие, всколыхнувшее весь научный мир, зарубежная пресса назвала открытием века. Особенно важно подчеркнуть, что это было не случайное открытие, а результат планомерного исследования конкретного памятника в течение многих лет.
Автор выражает признательность своим коллегам и всем участникам советско-афганской экспедиции, которые своим самоотверженным трудом внесли достойный вклад в археологическую науку и в изучение древней истории Афганистана.
наверх |