главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.И. и Н.М. Руденко. Искусство скифов Алтая. М.: ГМИИ. 1949. С.И. и Н.М. Руденко

Искусство скифов Алтая.

// М.: ГМИИ. 1949. 92 с.

 

Сложные художественные композиции и ансамбли.

 

Раскопки на Алтае показали, что скифские мастера способны были разрешать и очень сложные композиционно-художественные задания. Блестящим примером являются конские маски из Пазырыкского кургана. Обе они шиты из тонкого войлока, кожи и меха жильными нитками, украшены конским волосом и золотыми накладными пластинками.

 

Одна из масок (рис. 31) представляет собой композицию нападения барса на северного оленя. Северный олень представлен маской, увенчанной кожаными рогами типичной для северного оленя формы, в натуральную величину, и телом, условно представленным двумя лопастными завитками, прикрывающими щеки лошади. Уши оленя-маски служат вместе с тем футлярами для ушей лошади, на голову которой одевалась маска. Передняя, так сказать лицевая, часть маски покрыта распластанной фигурой барса, вырезанной из меха и окрашенной в синий цвет.

 

Кожаные рога оленя сплошь покрыты прорезным орнаментом, состоящим из неправильной формы треугольников, ромбов и завитков, выкрашенных в красный цвет, с наложенными местами золотыми кружками. Многочисленные отростки ветвистых рогов заканчиваются кисточками из конского волоса, также окрашенного в красный цвет. Наружная поверхность ушей и боковые лопасти «тела оленя» также декорированы, причём на лопастях внизу изображены розетки. Глаза барса представлены небольшими золотыми кружками; такие же золотые кружки — на лапах и кое-где на передней половине тела барса.

 

Композиционно еще сложнее оформление второй маски, представляющей борьбу барса или тигра с рогатым львиным грифоном (рис. 18). Основной фигурой, как указывалось раньше, является грифон, скульптурная голова которого вместе с крыльями помещается на темени лошади. Передними лапами грифон схватился с тигром, тело же его, с поджатыми задними ногами, как и в первой маске тело оленя, свисает в виде двух лопастей по бокам головы лошади. Фигура тигра, как в первой маске барса, покрывает всю морду лошади. Его голова охвачена передними лапами грифона, а расположенные непосредственно над грифоньими лапами передние лапы тигра вцепились в тело грифона; задние лапы тигра поджаты. Голова грифона вместе с крыльями выполнена в круглом рельефе,

(71/72)

остальная маска — в плоской аппликации. Голова грифона с крыльями изготовлена отдельно от маски и привязана к ней ремешками. В изображении тигра использован дополнительный живописный приём — покраска краской типичных полос этого зверя и условно намечены черты передней части морды. Кроме того, вся фигура тигра по поверхности сплошь была покрыта тонкими золотыми пластинками, по которым краской были разрисованы общие черты морды и полосы шкуры (на рисунке 18 листки сняты). В трактовке грифона мастер обошёлся без этого дополнительного живописного приёма.

 

Из сопоставления обеих масок и из детального изучения их конструкции ясно, что мы имеем дело не со случайными композициями, а с вполне

 

(72/73)

Рис. 31. Маска с головы лошади.

(Открыть Рис. 31 в новом окне)

Рис. 32. Седло.

(Открыть Рис. 32 в новом окне)

(73/74)

выработанным типом таких масок. Покрой масок весьма рационален и таков, что оставляет прорез для ноздрей лошади; открытый участок под передними лапами барса и тигра специально оставлен для глаз. Независимо от общей композиции, для ушей лошади имеются специальные уши-футляры с внутренней сетчатой стенкой.

 

Перед мастером стояла весьма трудная задача — дать сцену борьбы в рамках очень сложной модели, отвечающей форме лошадиной головы, и задача эта, благодаря высоте художественной культуры, разрешена им

Рис. 33. Узда.

(Открыть Рис. 33 в новом окне)

 

блестяще. Несмотря на всю условность, в особенности в изображении барса и тигра, и они и грифон изображены так, как это было принято в данную эпоху, в данной культурной среде.

 

К сожалению, из погребальной камеры Пазырыкского кургана грабителями было похищено все убранство её стен и другие вещи, вероятно, домашнего обихода, по которым можно было бы судить об ансамбле художественного оформления внутренности жилища алтайских скифов. Сохранились только остатки одного из войлочных ковров с фризом из львиных голов, которыми были покрыты стены камеры, фигурные резные ножки и другие мелочи. Зато хорошо сохранился комплекс вещей, служивших убранством осёдланных коней. В качестве примера даём фотографию одного седла (рис. 32). На подушках седла — изображения

(74/75)

орлиных грифонов, терзающих баранов; в качестве подвесок — родственные по сюжету по три с каждой стороны бараньи головы, схваченные рогатыми львиными грифонами. Всё это выполнено в единой технике многоцветной аппликации. Набор нагрудника этого седла состоит из бараньих головок, чередующихся с пальметками; уздечные псалии — фигурки всё тех же горных баранов.

 

Один из уздечных наборов представлен исключительно изображениями оленей (рис. 33) в виде геральдически сопоставленных фигур; псалии — также фигурки оленей.

 

На рис. 28 дан манекен оседланной лошади. [99] На седле отчётливо видны кожаные орнаментированные парные накладки на передние луки; на подушках седла — вырезанные из кожи силуэтные изображения орлов с лосиными фигурами в их когтях; седельные подвески — вырезанные из кожи силуэтные человеческие маски, с волосяной выкрашенной в красный цвет бахромой; волосяные же кисти в деревянных ворварках; за исключением круглой налобной фалары, весь уздечный, включая и псалии, и седельный набор подвесок — сложные пальметки.

 

Достаточно и этих примеров, чтобы видеть, насколько обдуман и выдержан стиль убранства каждого в отдельности коня.

 

 


 

Примечания.   ^

(Заглавия работ, упомянутых в примечаниях, даны в списке литературы.)

(87/88/89)

[ . . . ]

[99] Убор одет на манекен современного европейского коня с пышной гривой и хвостом; следует иметь в виду, что у алтайских коней гривы были подстрижены: подстрижены были и хвосты в верхней их части и завязаны узлом или заплетены в косу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги