главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
|
|
(72/73) |
Рис. 31. Маска с головы лошади.(Открыть Рис. 31 в новом окне) |
Рис. 32. Седло.(Открыть Рис. 32 в новом окне) |
выработанным типом таких масок. Покрой масок весьма рационален и таков, что оставляет прорез для ноздрей лошади; открытый участок под передними лапами барса и тигра специально оставлен для глаз. Независимо от общей композиции, для ушей лошади имеются специальные уши-футляры с внутренней сетчатой стенкой.
Перед мастером стояла весьма трудная задача — дать сцену борьбы в рамках очень сложной модели, отвечающей форме лошадиной головы, и задача эта, благодаря высоте художественной культуры, разрешена им
блестяще. Несмотря на всю условность, в особенности в изображении барса и тигра, и они и грифон изображены так, как это было принято в данную эпоху, в данной культурной среде.
К сожалению, из погребальной камеры Пазырыкского кургана грабителями было похищено все убранство её стен и другие вещи, вероятно, домашнего обихода, по которым можно было бы судить об ансамбле художественного оформления внутренности жилища алтайских скифов. Сохранились только остатки одного из войлочных ковров с фризом из львиных голов, которыми были покрыты стены камеры, фигурные резные ножки и другие мелочи. Зато хорошо сохранился комплекс вещей, служивших убранством осёдланных коней. В качестве примера даём фотографию одного седла (рис. 32). На подушках седла — изображения
орлиных грифонов, терзающих баранов; в качестве подвесок — родственные по сюжету по три с каждой стороны бараньи головы, схваченные рогатыми львиными грифонами. Всё это выполнено в единой технике многоцветной аппликации. Набор нагрудника этого седла состоит из бараньих головок, чередующихся с пальметками; уздечные псалии — фигурки всё тех же горных баранов.
Один из уздечных наборов представлен исключительно изображениями оленей (рис. 33) в виде геральдически сопоставленных фигур; псалии — также фигурки оленей.
На рис. 28 дан манекен оседланной лошади. [99] На седле отчётливо видны кожаные орнаментированные парные накладки на передние луки; на подушках седла — вырезанные из кожи силуэтные изображения орлов с лосиными фигурами в их когтях; седельные подвески — вырезанные из кожи силуэтные человеческие маски, с волосяной выкрашенной в красный цвет бахромой; волосяные же кисти в деревянных ворварках; за исключением круглой налобной фалары, весь уздечный, включая и псалии, и седельный набор подвесок — сложные пальметки.
Достаточно и этих примеров, чтобы видеть, насколько обдуман и выдержан стиль убранства каждого в отдельности коня.
Примечания. ^
(Заглавия работ, упомянутых в примечаниях, даны в списке литературы.)
[ . . . ]
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги