главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
|
Рис. 14. Львиная голова.(Открыть Рис. 14 в новом окне) |
Рис. 15. Голова барана с высунутым языком.(Открыть Рис. 15 в новом окне) |
Сейчас трудно с полной опре-
делённостью указать источник такой трактовки львиных голов, но несомненно, что она появилась на Алтае под влиянием образцов, которые ведут нас к знаменитым ассирийским и древним персидским скульптурным и рельефным изображениям львов.
Та же манера воспроизведения волос завитками, в частности львиной гривы, встречается на золотых пластинках из амударьинского клада и на золотой пластине с ножен меча из Кульобского кургана. [91] В этой последней пластине обращает на себя внимание, помимо общего стиля, художественный приём расположения ног зверей по одной линии: «царапая по земле лапами, звери там как бы ползут, их мускулатура судорожно напряжена» — приём, общий и древней Ассирии и Персии.
Особняком стоят изображённые в профиль же бараньи головки:
вырезанные из кожи накладки на седельные подушки и седельные подвески из Пазырыкского кургана. Силуэтная головка (рис. 15) с седельной подушки с разинутым ртом и высунутым языком, круто загнутым рогом очень выразительна; определённое выражение придаётся круглым глазом с чётко прочерченной бровью. Реалистичность этого изображения нарушается своеобразным обрамлением рога, соответствующим завиткам львиной гривы (рис. 14). Совершенно в том же стиле выполнены ба-
раньи головы на седельных подвесках (рис. 16), с той лишь разницей, что несколько иначе выполнено обрамление рогов, начинающееся на лбу и оканчивающееся под нижней челюстью. Эта деталь ведёт нас к какому-то строго установившемуся орнаментальному приёму, заимствованному, повидимому, также с юга. За это говорит типичная персидская розетка внутри бараньего рога в комбинации с геральдически сопоставленной парой голов рогатого львиного грифона (рис. 17), комбинации, знакомой нам по ассирийскому штандарту. Львиные грифоньи головы с открытой пастью и оскаленными зубами переданы убедительно и сильно, но условно, более условно, чем достаточно реалистично выполненная головка барана. Наличие рогов, да ещё с шариками на концах, вскрывает источник этого мотива. Рогатые львиные грифоны известны только
в персидском искусстве; напомним хотя бы кафельные фризы в Сузах или капители Персеполя. Рогатый львиный грифон, как известно, заимствован персами из Ассирии и Вавилонии, хотя та комбинация, которую мы видим в седельных подвесках, собственно персидская. Вавилон знал крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия иногда заменяла львиную голову головой орла с гребнем. Персы пользовались обоими вариантами и придали новые черты рогам, заменяя иногда короткий перовый хвост птицы хвостом скорпиона.
В Пазырыкском кургане найдены две великолепные композиции на седельных подушках: нападение на горных козла и барана львиного и орлиного грифонов. Обе композиции выполнены в технике аппликации из цветного, тонко выделанного войлока.
В сцене рогатого львиного грифона, напавшего на козла (рис. 19), мы встречаемся с оригинальной композицией, точной аналогии которой мы пока не можем назвать. Грифон правой передней лапой вцепился в загривок козла, а левой схватил его заднюю оттянутую ногу. Козёл передан в порывистом движении, стремлении вырваться из лап хищника. Фигура льва, напротив, спокойно-монументальная. Львиный грифон с разинутой пастью, большими ушами, гребнем и рогами воспроизведён так, как на фризе в Сузах или на каменной пластинке ахеменидского времени: [92] крылья с сильным изгибом и изящной условностью рисунка, хвост, заканчивающийся птичьей головкой. Формы тела и мускулатура переданы в той же знакомой нам условной манере, исходящей от ассирийских приёмов, известных по скульптурам дворца Хорсабада в Ниневии. В целом вся
композиция и по сюжету, и по многочисленным деталям, и по манере воспроизведения ведёт к монументальным памятникам Ассирии, точнее — к их переработке в искусстве ахеменидской Персии.
В сцене орлиного грифона, терзающего барана (рис. 20), поверженная жертва представлена в той же позе, как и в сцене барса или тигра, впившегося в горло барана (рис. 4), только голова барана повёрнута назад. Орлиный ушастый грифон изображён с хохолком и большим крючковатым клювом. Своеобразна передача оперенья крыльев, совсем иного типа, чем у львиного грифона. Особо следует отметить оформление гребня, точно такое же, как обрамление рогов барана в седельных подвесках (рис. 16 и 17). Совершенно ту же трактовку гребня орлиного грифона мы знаем в Западной Скифии, в частности на Кубани. [93] В плечевом и тазовом поясах барана все те же «точки» и «запятые».
Исключительно интересен рогатый львиный грифон в сложной композиции борьбы грифона с барсом или тигром в одной из лошадиных масок Пазырыкского кургана (рис. 18), с которой подробнее ознакомимся ниже. В этой композиции грифон — основная фигура. Его исполненная в круглом рельефе рогатая голова, с оскаленными зубами, вместе с крыльями помещается на темени лошади. Передними лапами он схватился с тигром, а тело с поджатыми задними лапами в виде двух лопастей с боков прикрывает морду лошади. Рога этого грифона, имитирующие рога каменного козла, имеют шарики на концах. Уши, как полагается, большие, острые; пышный гребень; шея покрыта характерными ячейками, должен-
ствующими изображать львиную гриву; острые крылья концами загнуты вперёд. Такие же головы в капителях Ксерксова дворца (восточный портик) в Персеполе, у орлиных грифонов серебряного ритона из Армении и золотого браслета из амударьинского клада, [94] львиного грифона известной сибирской золотой шейной гривны из коллекции Петра I. [95] У всех этих львиных грифонов — зубы оскалены, уши узкие и длинные, выполненные в одной и той же манере. За исключением львиных грифонов с капителей Персеполя, у всех остальных — рога кольчатые, причем нигде не заканчиваются остриями, а имеют на концах либо шарики (Пазырык, Персеполь, Армения), либо чашевидные расширения (амударьинский браслет, сибирская гривна). Шарики же на концах рогов есть и у лежащего грифона из амударьинского клада. Шея пазырыкского грифона покрыта разноцветными чешуйками совершенно так же, как ячейками шея орлиного грифона амударьинского браслета или львиного грифона сибирской гривны. Аналогия дополняется ровным гребнем, начинающимся между рогами и идущим по длине всей шеи, а также приподнятыми крыльями, направленными концами вперёд. Если к этому мы прибавим совершенно одинаковую манеру воспроизведения
выдающихся форм тела кружками и полуподковками, то станет несомненной принадлежность всех этих вещей к одному и тому же культурному и художественному кругу.
В заключение этой главы необходимо подчеркнуть, что, несмотря на иноземное происхождение рассмотренных элементов в искусстве алтайских скифов, все изделия, в которых мы находим эти элементы, вне всякого сомнения не импортные, а являются продуктом местного художественного творчества.
Примечания.
(Заглавия работ, упомянутых в примечаниях, даны в списке литературы.)
[ . . . ]
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги