главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
С.И. РуденкоДревнейшие в мире художественные ковры и ткани
|
|
|
|
84. Ассирийская золотая пряжка.(Открыть Илл. 84 в новом окне) |
85. Вырезанное из кожи украшение седельной подушки — голова льва. Первый Пaзырыкский курган.(Открыть Илл. 85 в новом окне) |
86. Сцены нападения хищных животных на парнокопытных: а — из Персеполя; б — из Келермесского кургана; в — из кургана Куль-Оба; г — из Сибирской коллекции Петра I; д — из Семибратнего кургана; е — из второго Пазырыкского кургана.(Открыть Илл. 86 в новом окне) |
Подобным же образом к форме седельной подушки приспосабливалось и изображение орлиного грифона. Его передние ноги, как и у лося, вытянуты вперёд и приподняты, задние поджаты (илл. 88). В воспроизведении этого ушастого орлиного грифона характерно наличие бородки большого гребня с хохолком и крыльев, в иной трактовке, чем у львиного грифона (илл. 92), но с маховыми перьями крыльев, направленными также вперёд. Части тела этих изображений подчеркнуты традиционными точками с полуподковками, треугольниками и запятыми.
Оригинальную композицию борьбы львиного грифона с тигром мы уже видели в одном из конских головных уборов (илл. 12). Помимо борьбы орлиного и львиного грифонов в силуэтном кожаном украшении одной из седельных покрышек из первого Пазырыкского кургана мы встречаем медные штампованные пластинки с изображением пар противопоставленных орлиных грифонов (илл. 94) — мотив также переднеазиатский.
Особого внимания заслуживают рогатые львиные грифоны, в частности, вырезанные из рога с приставными деревянными головками, украшающие одну из медных шейных гривн. Воспроизведения львиных голов с рогами быка встречаются уже в памятниках ассирийского искусства, а именно в своеобразной композиции двух геральдически сопоставленных голов с одной пастью (илл. 95, а). Подобную же этой композиции можно видеть на седельных подвесках из первого Пазырыкского кургана. На этих подвесках представлены две рогатые
львиные головы, между которыми зажата мордочка горного барана (илл. 96). Мотив рогатых львов и львиных грифонов особенно характерен для искусства ахеменидской, Персии. Прекрасны изображения рогатых львов, расположенных на капителях дворца Ксеркса в Персеполе (илл. 95, б) и львиных грифонов из цветных кафель в Сузах (илл. 69). Форма рогов у персидских и алтайских грифонов разнообразна. У львиного грифона из второго Пазырыкского кургана рог быка (илл. 86, е). У персидского грифона (илл. 69) рога барана. У львиного грифона конского головного убора (илл. 12) на концах рогов имеются шарики. Шарики также завершают концы рогов у орлиного грифона ритона из Армении (илл. 97). Львиный грифон на конском головном уборе обращает на себя внимание не только формой рогов, но также изображением гривы, налегающими одна на другую чешуйками, формой крыльев, наличием точки и полуподковки на крупе и оформлением рёбер рядом фигур в форме зёрна фасоли.
В этой связи чрезвычайно интересны львиные грифоны, украшающие одну из золотых гривн из Сибирской коллекции Петра I (илл. 98, б). Как и у львиного грифона на конском головном уборе, концы крыльев этих грифонов загнуты вперёд, грива показана системой ячеек, рёбра намечены рядом фигур в форме зерна фасоли, на крупе изображена точка между двумя треугольниками. Рога, однако, заканчиваются не шариками, а небольшими расширениями в виде чашечек. Такие же
чашечки на концах рогов можно видеть у львов капителей дворца Ксеркса в Персеполе (илл. 95, б) и у орлиных грифонов знаменитого золотого браслета из Среднеазиатского Междуречья (Амударьинский клад, илл. 98, а). Особого внимания заслуживают те фигуры и значки, которыми подчёркивались формы тела животных как в переднеазиатском, так и в древнем горноалтайском изобразительном искусстве. Эти фигуры интересны и потому, что они могут служить одним из критериев при датировке тех произведений искусства, на которых они имеются.
В ассирийском искусстве было принято при воспроизведении животных подчёркивать форму плеча особой дугообразной фигурой, а мышцы передней ноги — узкой подковкой с заостренными концами (илл. 70). Эти фигуры представлены на барельефных изображениях лошадей и львов. У львов, кроме того, особой полоской намечалась подбрюшная шёрстка. Ту же несколько видоизменённую дугообразную фигуру на теле и узкую подковку с заострёнными концами на передней ноге можно видеть и у урартских львов. Эта же дугообразная фигура имеется в изображениях оленя и козла на золотой обивке ящика (илл. 79, а) и в изображениях львёнка и зайца на золотом нагруднике из Зивийе (илл. 79, б), a также на плече всех животных, представленных на золотых украшениях древка секиры из Келермесского кургана (илл. 80, в). На плечах фантастических чудовищ на золотом украшении ножен меча из Литого кургана помещены головы рыб, а на их ногах узкая подковка с заострёнными концами (илл. 79).
Все эти произведения переднеазиатского искусства датируются VIII-VII веками до н.э. В VII-VI веках до н.э. изображения подобных фигур в Передней Азии несколько меняются. У львов капителей в Персеполе (илл. 95, б) и у львов дворца в Сузах (илл. 70) узенькие подковки с заострёнными концами на ногах сохраняются, но дуга
на плече льва превращается в две фигуры, условно называемые «грушей и яблоком». Такое превращение наблюдается уже в воспроизведении льва на ассирийской золотой поясной пряжке (илл. 84), причём две фигуры на плече льва могут рассматриваться именно как «груша и яблоко» или как запятая и точка. Подковообразная, с острыми концами фигура на крупе льва относится уже к другому изображению, помещенному под головой на кончике хвоста льва. «Груша и яблоко» воспроизведены на плече козлов, изображённых на серебряном диске из Среднеазиатского Междуречья (илл. 43). Эти же детали видим на плече ланей пазырыкского ворсового ковра (илл. 32) и на плече львов на шерстяной ткани из пятого Пазырыкского кургана (илл. 71). «Груша и яблоко» или, точнее, запятая и точка, в горноалтайских произведениях представлены также запятой и точкой (илл. 87 б) — сцена нападения тигра на горного барана — или раздвоенной запятой с точкой (илл. 24), наконец, двумя запятыми и точкой (илл. 86, г).
|
|
89. a — сцена нападения льва на быка. Телль-Халаф; б — сцена нападения барса на северного оленя, кожаное украшение седельной подушки. Первый Пазырыкский курган.(Открыть Илл. 89 в новом окне) |
90. Войлочная седельная покрышка. Второй Пазырыкский курган. Деталь.(Открыть Илл. 90 в новом окне) |
В Ахеменидской Персии стали изображать на крупе животных две полуподковки, одна из которых, меньших размеров, в виде зерна фасоли. Эти детали мы наблюдаем на фигурах львов и львиного грифона из Суз (илл. 69, 70). «Зерно фасоли» на крупе и запятые на плече мы видим на фигурке оленя и в сцене нападения барса на лося с клювом грифа (илл. 86, г) — на золотых вещах из Сибирской коллекции Петра I. В изображениях животных из Среднеазиатского Междуречья
«зерно фасоли» заменяется иногда точкой (илл. 43).
Эта деталь весьма характерна и для горноалтайских сюжетов (илл. 12). Точка со скобкой или двумя скобками встречается и на фигурах козлов и орлиных грифонов на вещах и Среднеазиатского происхождения (илл. 43).
У львов на переднеазиатской шерстяной ткани из пятого Пазырыкского кургана имеется одна большая полуподковка и две малые, симметрично расположенные (илл. 71), с точкой между ними. То же самое мы видим у изображенных на ворсовом ковре из пятого Пазырыкского кургана ланей, на крупе которых внутри скобок помещена большая точка, принявшая овальную форму (илл. 32).
91. Сцена нападения львиного грифона на козла. Аппликация из топкого цветного войлока на седельной подушке. Первый Пазырыкский курган.(Открыть Илл. 91 в новом окне) |
92. Сцена нападения львиного грифона на козла. Первый Пазырыкский курган.(Открыть Илл. 92 в новом окне) |
94. Борьба двух орлиных грифонов — медная штампованная пластинка.
|
95. а — рогатые львиные головы. Ассирийский штандарт;
|
Точка внутри скобок встречается и на крупе животных в произведениях горноалтайского искусства (илл. 24). Особое положение занимают детали, характерные для ряда воспроизведений животных из Сибирской коллекции Петра I. На плече льва шейной гривы помещены треугольник с вогнутыми сторонами и запятая, а на крупе две запятые (илл. 99, а), на плече лошади в сцене нападения на неё львиного грифона имеются такой же треугольник и точка (илл. 99, б). На крупе львиного грифона и лошади изображена точка, расположенная между двумя асимметричными с вогнутыми сторонами треугольниками. Рёбра льва и львиного грифона на золотых предметах из Сибирской коллекции Петра I представлены фигурками в форме зерна фасоли (илл. 98 и 99), то есть так же, как и рёбра львиного грифона и горного барана из первого Пазырыкского кургана (илл. 12 и 87, б). Аналогичные фигуры (точка между двумя треугольниками) имеются на теле животных и на предметах из Среднеазиатского Междуречья. Такие значки — точка с треугольником и точка между двумя треугольниками — позднее получили широкое распространение в произведениях искусства сарматских племён.
Вопрос о происхождении вышеперечисленных деталей в изображениях животных до сих пор не выяснен. Ряд исследователей (Ростовцев, Сальмони и др.) считали, что приём подчёркивания форм тела животных особыми значками впервые появился в каменных рельефах, а затем получил своё дальнейшее развитие в технике инкрустации ювелирных изделий вставками из самоцветов и цветной пасты. Художественные изделия горноалтайских мастеров, вырезанные из кожи или тонкого войлока, ажурные или выполненные в технике аппликации, а также переднеазиатские шерстяные ткани и ковёр из пятого Пазырыкского кургана ставят под сомнение это предположение. Художественные образы, созданные народом,
прежде чем претвориться в тех или иных монументальных архитектурных памятниках или в ювелирных произведениях, бытуют и развиваются в изделиях из материалов, технически более доступных и более распространённых. Не только в Горном Алтае, но также и в Средней Азии и, вероятно, в Передней Азии издревле была широко распространена техника вырезывания аппликаций из кожи и войлока; в этой технике выполнялись многочисленные художественные изделия. В технике аппликаций из кожи и войлока и появились, надо полагать, те условные фигуры, о которых была речь выше. В пользу этой гипотезы можно привести следующие соображения. Во-первых, при резьбе по дереву или по кости формы тела могли быть подчёркнуты в рельефе различным направлением плоскостей, а при вырезывании изображений из войлока или кожи такой возможности не было.
Во-вторых, при детальном рассмотрении в оригинале таких фигур, как точка или скобка, при изображении сцены нападения львицы на козла на серебряной поясной пластинке (илл. 8) видно, что фигуры эти оконтурены насечкой в виде стежка, как бы имитирующего шов; подобным же швом нашивались и фигуры при выполнении художественных изделий из кожи и войлока.
Своеобразная манера подчёркивания форм тела такими фигурами не могла, конечно, выработаться в технике изготовления тканей с их взаимно перекрещивающимися нитями.
При выполнении всевозможных узоров и изображений в технике аппликации для основы и наложенного на неё рисунка использовались или различные материалы, или рисунок изделия составлялся из обрезков материала основы, окрашенного в разнообразные цвета. Это образует ту многокрасочность, которая так присуща художественным мотивам, выполненным в технике аппликации. Вполне естественно,
|
|
96. Седельная подвеска. Первый Пазырыкский курган.(Открыть Илл. 96 в новом окне) |
97. Серебряный ритон с изображением орлиного грифона. Армения.(Открыть Илл. 97 в новом окне) |
что у племён и народов (а это были прежде всего народы скотоводческие), в быту которых были особенно распространены художественные изделия из кожи и войлока, такая многокрасочность нашла своё отражение и в других художественных изделиях, в частности в серебряных и золотых ювелирных предметах с яркими вставками из самоцветов, из цветной пасты и эмали.
Из сказанного можно заключить, что те классические скобки, или фигуры в виде зерна фасоли, которые изображены на крупе львов и львиных грифонов на цветных кафелях дворца в Сузах (илл. 69, 70), вошли в персидское искусство под влиянием искусства скотоводческих племён, в том числе скифов или саков.
Изображения людей в скифо-сакском искусстве, в частности в горноалтайском, не многочисленны и малохарактерны. Из них наиболее интересны вырезанные из дерева человеческие головы — подвески одного из сёдел [правильно: узды и сбруи] из первого Пазырыкского кургана. Эти изображения можно сопоставить с головой Беса, воспроизведённого en face в центре бронзового блюда из Капланту (Иранский Курдистан, близ Зивийе) (илл. 100, в) и на золотой пластинке из Среднеазиатского Междуречья (илл. 100, б). Обращают на себя внимание окладистая борода, неестественно высоко посаженные уши и трактовка волос на голове.
Другой вариант человеческих голов en face представлен обнаруженными в том же кургане с седельными подвесками, вырезанными из кожи (илл. 101). В этих изображениях интересно оформление волос на голове (или головного убора) в виде цветка лотоса. Цветки или бутоны лотоса встречаются на вещах первого и особенно второго Пазырыкских курганов, где ярче всего выявляются связи между искусством Горного Алтая и Передней Азии.
Появление лотосного орнамента в изделиях Передней Азии обычно объясняется заимствованием этого мотива из Египта или
Индии. Действительно, гирлянды из цветов и бутонов лотоса, представленные на ритоне из Армении (илл. 97), имеют египетскую трактовку. То же можно сказать и о лотосных орнаментах в искусстве Вавилона (илл. 102, б), Ассирии (илл. 102, в) и Персии (илл. 102, г), несмотря на свойственное искусству Передней Азии своеобразное стилистическое оформление, которое в какой-то мере связано с индийским искусством. Последнее тем более вероятно, что древние связи Персии с Индией хорошо известны; известно также, что северозападная Индия была одной из сатрапий Дария. Горноалтайские лотосные орнаменты возникли явно под влиянием искусства Передней Азии, хотя и подверглись местной переработке.
Помимо человеческой головы, увенчанной лотосным орнаментом, варианты горноалтайских лотосных орнаментов, украшающих различные предметы, представлены на иллюстрации 104. Простой, но изящный вырезанный из кожи, цветок был наклеен на глиняный кувшин (илл. 104, к). Несложны также бутоны и цветы между двумя чашелистниками, вырезанные на круглых роговых украшениях узды (илл. 104, е.) Цветы на этих украшениях имеют явно персидскую трактовку (они подобны персепольским и сузским лотосам), воспринятую и племенами европейских скифов. Такой же узор можно видеть на серебряном ритоне из Семибратнего кургана (илл. 82) и па золотой накладке рукоятки меча из Чертомлыкского кургана (илл. 80, а). В какой-то мере вариантом вавилонского толкования цветка лотоса является орнамент, вырезанный на подошве женской обуви (илл. 104, в), на кожаной сумочке (илл. 104, и) и на кожаной фляге (илл. 104, ж). Очень сложны высокохудожественные и изящно оформленные всевозможные лотосные орнаменты, вырезанные из тонкой кожи, покрывающие парадную женскую обувь (илл. 104, д), а также и одежду женщин (илл. 104, б, з и л). Слабее с художественной
|
|
98. a — золотой браслет с изображением орлиных грифонов. Аму-Дарьинский клад; б — львиный грифон, украшение золотой шейной гривны. Сибирская коллекция Петра I.(Открыть Илл. 98 в новом окне) |
99. Золотые изделия: а — лев, украшение шейной гривны; б — сцены нападения львиного грифона на лошадь. Сибирская коллекция Петра I.(Открыть Илл. 99 в новом окне) |
точки зрения гирлянды цветов и бутонов лотоса - многоцветные войлочные аппликации настенных войлочных ковров (илл. 55, 104, а и г).
Кто же был владельцем этих замечательных персидских ковров и тканей, обнаруженных при раскопках в Горном Алтае? К счастью, мы обладаем достаточно подробными сведениями о скифах или саках, современников алтайских народов, греческих историков Геродота и Ктесия. Геродот, как известно, одну из девяти книг своей «Истории» специально посвятил описаниям скифов, преимущественно европейских. Ктесий, будучи в течение семнадцати лет врачом при персидском дворе, целый ряд сведений, как и другой современник Геродота — Ксенофонт, сообщил об азиатских скифах или саках.
За последнее столетие скопилось много данных об этом народе в результате археологических раскопок, главным образом оставленных скифами курганов. К сожалению, вследствие особых геофизических условий только курганы Горного Алтая дают нам разнообразный и богатейший материал для суждения о быте и культуре скифов или саков. Между тем становится всё более несомненным, что скифы, как утверждали античные авторы, пришли в Европу из Азии, и бесспорна принадлежность скифских племён в языковом отношении к северо-иранской языковой группе.
Помимо своего самобытного искусства, в известной мере связанного с искусством некоторых переднеазиатских народов, европейские скифы какое-то время находились под заметным воздействием месопотамского искусства, позднее они подпали под влияние искусства греческого. Насколько мы знаем, только их изделия, отлитые из бронзы и вырезанные из кости, сохранили свои самобытные особенности. Все золотые и серебряные вещи из Северного Причерноморья греческой работы или изготовлены под несомненным влиянием
греческих мастеров. Найденные там ткани также греческие.
Иное наблюдается в Азии. Культурные связи с цивилизованными народами Передней Азии там сохраняются дольше. Наряду с золотыми вещами иранского происхождения встречаются также золотые же вещи собственного изготовления, выполненные в своем самобытном стиле (вещи из Сибирской коллекции Петра I). Мотивы и стиль вещей, свойственный искусству Передней Азии, постепенно проникают, как это мы попытались показать, и в подлинные произведения искусства даже самых северо-восточных скифских племён.
В связи с массовым разведением скота у скифов, кочевников или полукочевников и с их семейной собственностью на скот выделяются особенно богатые и влиятельные семьи, которые поддерживают родственные связи со знатью отдалённых от них народов.
Оледенелые курганы Горного Алтая — погребения знатных лиц, вождей племени или старейшин. Этим и объясняется наличие в них высокохудожественных и дорогих по тому времени переднеазиатских ковров и тканей.
[ Заключение. ] ^
В заключение следует сделать несколько замечаний по поводу скифской проблемы в целом.
Как уже говорилось выше, наименование многочисленных коневодческих племён евразийских степей и предгорий в середине I тысячелетия до н.э. — шкуда или скифы, данное Геродотом по названию одного из западноазиатских племён, — было и остаётся собирательным. В настоящее время нет, по-видимому, никаких сомнений в том, что все эти племена азиатского происхождения и говорили они на разных диалектах североиранской языковой группы. Общность их культуры, помимо общности их происхождения, определялась одним
|
|
|
100. Изображение Беса:
|
101. Вырезанная из кожи голова человека — седельная подвеска. Первый Пазырыкский курган.(Открыть Илл. 101 в новом окне) |
102. Лотосные орнаменты: а — египетский; б — вавилонский; в — ассирийский; г — персидский.(Открыть Илл. 102 в новом окне) |
и тем же уровнем скотоводческого хозяйства и связанным с ним подвижным образом жизни. Последний способствовал оживлённому обмену племён. Само собой разумеется, нельзя было ожидать, чтобы на огромной занимаемой ими территории племена не отличались одно от другого рядом специфических особенностей.
Природа и соприкосновение с чуждыми им по культуре и происхождению различными племенами и народами давали им широкую возможность заимствовать отдельные элементы их культуры. Тем не менее в совокупности все племена скифов безусловно обладали общностью таких этнических признаков, которые позволяют относить их к общей скифской или скифо-сакской культуре.
Это положение, как мне кажется, подтверждается и рассмотрением одного из элементов культуры — искусства. В ранних памятниках Северного Причерноморья весьма отчётливо выражены элементы, характерные для переднеазиатского искусства первой половины I тысячелетия до н.э., особенно для урартско-ассирийского искусства.
Алтайские произведения искусства имеют много общего с ранними произведениями искусства, встречающимися в скифских курганах Северного Причерноморья, близкими по времени, и произведениями искусства Передней Азии более всего ахеменидского времени. Однако для ранних (VI в. до н.э.) памятников искусства Алтая характерен особый стиль в изображении животных — расчленение их тела системой завитков и треугольников. Воспроизведения грифов, львиных и орлиных грифонов уже появляются, но они единичны. В искусстве Алтая более позднего времени (V в. до н.э.) в изображениях животных ярко проявляются связи с искусством Передней Азии.
Переднеазиатские элементы в искусстве скифских племён, в частности алтайских, обычно объясняются проникновением к ним
103. Деталь узора китайской вышивки. Пятый Пазырыкский курган.(Открыть Илл. 103 в новом окне) |
104. Орнаменты, основной мотив которых цветок и бутон лотоса: а — аппликация войлочного ковра; б — украшение женской одежды; в — орнамент, вырезанный на подошве женской обуви; г — аппликация войлочного ковра; д — украшение женской обуви; е — украшение узды; ж — украшение кожаной фляги; з — украшение женской одежды; и — орнамент кожаной сумочки; к — цветок, наклеенных на глиняный кувшин; л — украшение женской одежды. Второй Пазырыкский курган.(Открыть Илл. 104 в новом окне) |
переднеазиатских произведений искусства, их влиянием на искусство местное. Это отчасти верно, но надо иметь в виду следующее обстоятельство.
Если скифские и тем более сакские племена азиатского происхождения, то, естественно, до их расселения на запад, в Причерноморье, на север, в Южную Сибирь и на Алтай, они жили в соприкосновении с другими скотоводческими племенами Передней Азии. Соприкасаясь с цивилизованными народами Ближнего Востока, они воспринимали различные элементы их культуры, внося то, что было им особенно близко, в свои произведения искусства, что видно в находках из оледенелых курганов Горного Алтая.
В V веке до н.э. скифы Причерноморья оторвались от родственных азиатских племён и вошли в соприкосновение с греческой, малоазийской культурой, которая оказала влияние и на их искусство. Племена же Алтая до прихода Александра Македонского в Азию через среднеазиатских саков или непосредственно поддерживали связи с цивилизованными народами Передней Азии.
С Китаем же эти сношения были случайны. Поэтому за исключением, может быть, техники тамбурной вышивки, которую мы встречаем у азиатских скифов, в частности у горноалтайских, никакого влияния китайского искусства на искусство горноалтайских скифов и скифов вообще не наблюдается.
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги