главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.И. Руденко. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.-Л.: 1962. С.И. Руденко

Культура хуннов и Ноинулинские курганы.

// М.-Л.: 1962. 206 с.

 

Глава IV.

Одежда и украшения.

 

Китайские источники, говоря о хуннах, неоднократно отмечают, что «начиная от владетелей... все одеваются кожами его (домашнего скота, — С.Р.), прикрываются шерстяным и меховым одеялом». [1] Описания хуннских одежд в них мы не находим. Только в одном месте в Цяньханьшу [2] упоминается о хуннской

(38/39)

одежде типа кафтана, сшитого из конских шкур, мехом наружу (ергак). Нет, к сожалению, и китайских изображений хуннов рассматриваемой нами эпохи. Имеются только изображения гуннов XIV и XVII вв. (рис. 31, а, б). Учитывая, однако, консерватизм, в результате которого материал и покрой древних евразийских скотоводческих племён изменялся крайне медленно, и эти изображения представляют интерес. На них мы видим длинную и широкую верхнюю плечевую одежду типа кафтанов, запахивающуюся на левую сторону, подпоясанную матерчатым поясом. По вороту, полам и по подолу кафтаны эти опушены мехом. Имелось нечто вроде широкого отложного мехового воротника или пелерины. Широкие штаны, суживающиеся книзу, собраны в сборы, обувь мягкая, с короткими голенищами незначительно выше щиколоток. Головной убор — круглая шапка с меховой оторочкой и верхом, крытым материей. Мужчины в левом ухе

 

Рис. 31. Китайские изображения гуннов:

а — XIV века; б — XVII века.

(Открыть Рис. 31 в новом окне)

 

носили серьгу. Подобные одежды, как увидим ниже, носили и хунны. Следует отметить, что в рассматриваемое время среди хуннов, особенно среди хуннской знати, широкое распространение получили китайские шёлковые ткани, и их пристрастие к этим тканям особо подчёркивается в Шицзи. Поэтому, естественно, из богатых Ноинулинских погребений мы имеем преимущественно одежды из шёлковых тканей, одежды знати, в рядовых же захоронениях хуннов одежды не сохранились. Тем не менее большинство одежд из Ноинулинских курганов типично хуннское.

 

Рубах в Ноинулинских курганах не обнаружено и более чем вероятно, что хунны рубах не носили.

 

Штаны или, точнее, шаровары у хуннов были просторные и широкие, типа сохранившегося до конца прошлого века у кочевых тюрок (казахов и киргизов) и у монголов. Такие типичные для хуннов шаровары, найденные в Ноинулинском кургане №6 (табл. X; рис. 32), сшиты из довольно грубой тёмно-пурпурового цвета шерстяной ткани гроденаплевого переплетения со счётом нитей 14×22 в 1 см2. Их длина 1.14 м и ширина в талии 1.16 м с большой мотнёй. В поясе по окружности вшит толстый (4 мм диам.) шерстяной шнур слабой крутки. Держались шаровары на гашнике. Концы штанин слегка собраны в сборы и обшиты полоской светло-коричневой шерстяной ткани того же типа и качества, как и ткань шаровар. На некотором расстоянии от пояса на обеих штанинах вышита двусторонним стежком шерстяными, слабой крутки нитками полоска 4×34 см. Полоска эта

(39/40)

трёхцветная. Посередине (ширина 4 мм) она пурпуровая, по краям зелёная, а в промежутках полоска красновато-зеленоватого цвета.

 

Вторые шаровары, найденные в том же Ноинулинском кургане, сшиты из тонкой шёлковой материи песочного цвета, по покрою такие же, как и шерстяные (табл. XI; рис. 33). Вверху в поясе они обшиты узкой полоской шёлковой ткани, в которую продевался гашник, нижние концы штанин, слегка собранные в сборы, обшиты широкой полоской белой шёлковой ткани.

 

Рис. 32. Покрой мужских шерстяных шаровар.
Курган №6. Ноин-Ула.

(Открыть Рис. 32 в новом окне)

Рис. 33. Покрой мужских шёлковых шаровар.
Курган №6. Ноин-Ула.

(Открыть Рис. 33 в новом окне)

 

В отличие от только что описанных, типичных для хуннов шаровар, имелись у них и штаны китайского покроя, состоящие из двух самостоятельно одевающихся штанин и, естественно, без мотни. Сшиты они из роскошной китайской шёлковой материи с узором из крылатых козлов и всадников на крылатых лошадях в облаках. Подкладка из красного шёлка без рисунка. Скроены штанины из цельных полос шёлковой материи, сшиты спереди и сзади. При невероятной ширине они круто, почти под прямым углом (табл. XII, 1), суживаются внизу, где к ним пришита войлочная обувь. Спереди вверху у пояса каждая штанина украшена аппликацией, вырезанной из кожи и покрытой шёлковой тканью в виде четырёхлепестковой розетки (рис. 34, а). По контуру розетки и кружок в центре окантованы кручёным шнуром. К поясу каждая штанина прикреплялась при помощи широких петель. Как отмечено выше, одно целое со штаниной составляла и войлочная обувь с очень коротким голенищем. Сшивалась эта обувь из куска толстого, но мягкой катки войлока со швом спереди, не доходящим до пальцев стопы, где носок собран в сборы. Подмётка войлочная, подобная той, какая дана на табл. LXX, 2. Снаружи эти войлочные полусапожки обшиты белой шёлковой материей, пришитой в свою очередь к штанине (рис. 34, б). Длина штанин от пояса до пятки 1.09 м, ширина 50 см. Внутри пришитой к штанинам обуви вкладывались стельки из толстой шерстяной материи, покрытые шёлковой тканью, пришитой к стелькам шёлковыми нитками частым стежком (рис. 35, а, б). Поверх пришитых к штанинам полусапожек надевались другие, также войлочные, полусапожки такого же покроя, но покрытые кожей, богато вышитые разноцветными шёлковыми нитками — тамбурным швом (рис. 34, в). Весьма интересна упомянутая выше подмётка мягкой войлочной обуви из Ноинулинского кургана №6 (табл. LXX, 2). Она вырезана из тонкого войлока и наружная её

(40/41)

поверхность покрыта аппликацией из войлока же, но двух цветов. Аппликация эта тёмно-красного и тёмно-песочного цвета. По краю подметка обшивалась кручёной шерстяной нитью, а по контурам узора нашит шёлковый шнур, прикрывавший шов аппликации.

 

Рис. 34. Курган №6. Ноин-Ула.

а — орнамент, вышитый у верхнего края штанины, изображённой на табл XII, 1; б — обшитая шёлком войлочная обувь, составляющая одно целое со штаниной; в — войлочная обувь с остатком покрывающей её вышитой кожи.

(Открыть Рис. 34 в новом окне)

 

Не менее интересен другой приём украшения подошвы обуви — не узорной аппликацией, а вышивкой. Из Ноинулинского кургана №24 с женским погребением сохранилось покрытие подошвы мягкой войлочной обуви жёлто-коричневой шёлковой тканью, пристёганной к войлочной подошве густыми стежками. На ней в передней части и на пяточной разноцветными шелками вышиты два одинаковых узора цепочным швом (табл. XIII). Мотив этих узоров вне сомнения китайский.

 

Украшение подошв мужской и женской обуви хуннов, парадной или домашней, примечательно в том отношении, что указывает на обыкновение сидеть скрестив ноги так, чтобы подошвы обуви были видны.

 

Хотя обувь из Ноинулинских курганов и имеется, но она, вероятно, была обувью знати. Повседневная обувь хуннов такого же покроя и типа, по всей вероятности, была также войлочной, но покрытой снаружи кожей.

 

В шестом Ноинулинском кургане сохранилось два целых кафтана и остатки третьего.

 

Один из кафтанов лёгкий из шёлковой материи песочного цвета (раньше был рубинового цвета) длиною 1.17 м, шириною (включая рукава) 1.94 м. По воротнику, бортам, по подолу и на концах рукавов он обшит узкой полоской меха соболя. Широкие полоски меха нашиты также на плечах и сзади у шеи (рис. 36 и 37). Края меховых полосок везде обшиты шнурком, скрученным из бежевых и коричневых шерстяных ниток (табл. XIV).

 

Другой кафтан (рис. 38) проще оформленный и тёплый. Сшит он из такой же шёлковой ткани, но на подкладке из очень тонкого слабой катки стёганого войлока. С изнанки ворот, борта, подол и концы рукавов обшиты по войлоку шёлковой тканью на ширину только 10 см, в остальном войлочная подкладка оставалась непокрытой (табл. XV). По свидетельству С.А. Кондратьева, войлочная подкладка этого кафтана была четырёхслойная. Судя по сохранившимся остаткам, третий кафтан был точно такой же, как и только что описанный.

 

Часть одежды из того же Ноинулинского кургана №6 не совсем определённого

(41/42)

назначения, имеет трапециевидную форму с лопастями по концам широкой его стороны. Сшит он из четырёх полос войлока и покрыт с одной стороны сплошным полотнищем шёлковой ткани, а с другой стороны той же тканью обшиты только две войлочные полосы. К верхнему краю этого трапециевидного предмета пришит второй такой же формы, но меньших размеров. Его войлочные полосы также обшиты шёлковой тканью, остальная же наружная поверхность покрыта мехом соболя. Весьма вероятно, что этот предмет служил своего рода воротником, пришитым сзади к вороту кафтана, или носился самостоятельно как пелерина (рис.

 

Рис. 35. Суконная стелька, обшитая шёлковой материей, со следами нашитого на ней узора. Курган №6. Ноин-Ула.

а — лицевая сторона; б — обратная сторона.

(Открыть Рис. 35 в новом окне)

 

39, а, б), подобно тому, как это можно видеть на рис. 31.

 

Из Ноинулинского могильника имеются три головных убора — два мужских и один женский. Один из мужских головных уборов островерхий, типичный для евразийских скотоводческих племён в древности, но сохранившийся до наших дней в быту у тюркских народов — от башкир на западе до киргизов на востоке. Этот головной убор сшит из двух одинаковых половин — правой и левой и состоит из колпака и полей, прикрывающих уши (табл. XVI, 4, 5). Колпак сшит из толстой жёлто-коричневой шерстяной ткани — сукна с пристёганным с внутренней стороны тонким и мягким войлоком типа фетра, только поля суконные. Снаружи этот убор покрыт целыми полотнищами шёлковой ткани песочного цвета, а подкладка из той же материи подшита отдельно под верхнюю часть и под поля.

 

Завязки из шёлковой материи пришиты к полям изнутри, на расстоянии 6 см от их края.

 

Второй мужской головной убор из того же кургана(табл. XVII, 1, 2; XVIII, 1) крайне оригинален и представляет собой головную повязку вроде русских женских кокошников, но с наушниками. Выкроен он из толстого, но мягкого тёмно-коричневого войлока. Спереди в налобной части на эту основу нашиты две полосы тёмно-коричневой грубой шерстяной ткани с вышитыми на них тамбурным швом спиралями, треугольниками и завитками. Остальная поверхность покрыта собольим мехом. С боков пришиты наушники, состоящие из двух лопастей — внутренних шёлковых в два слоя и наружных также шёлковых, покрытых собольим мехом.

 

Концы этого головного убора, войлочной его основы, обшиты шёлковой тканью песочного цвета. К ним пришиты шёлковые завязки, которыми сзади повязывается на голове этот убор. Такие же завязки пришиты к нижнему краю убора под наушниками. Эти завязки повязываются под подбородком. Кроме того, узенькие шёлковые завязочки пришиты к концам шёлковых лопастей-наушников.

(42/43)

 

Рис. 36. Покрой легкого шёлкового кафтана, вид спереди.
Курган №6. Ноин-Ула.

(Открыть Рис. 36 в новом окне)

Рис. 37. Покрой шёлкового кафтана, вид сзади.
Курган №6. Ноин-Ула.

(Открыть Рис. 37 в новом окне)

(43/44)

 

Налобной, по всей вероятности, служила повязка из Ноинулинского кургана №6, изображённая на табл. XVI, 1. Это прямоугольная полоса тонкого и мягкого войлока с вырезом на одной из продольных её сторон, обшитая шёлковой материей. От углов этой полосы отходят узкие, из шёлковой же ткани, пары завязок, соединённые между собой шёлковыми перемычками такой же длины, как и ширина повязки.

 

От описанного выше своеобразного мужского головного убора своей простотой отличается женский, вероятно, не единственный из женских головных уборов хуннов из кургана №24. Его стороны цилиндрические, с плоским верхом. Сшит он из шёлка песочного цвета на подкладке из шёлковой ваты. От ваты сохранились незначительные остатки, но на обратной стороне остались ряды вертикальных шёлковых нитей, которыми эта вата или тончайший войлок из шёлковой ваты был пристёгнут к шапочке (табл. XVIII, 2).

 

Какая была причёска у хуннов мужчин, мы не знаем, но женщины свивали свои косы в две пряди или, чаще, заплетали их в три пряди. В Ноинулинских курганах сохранилось большое число кос. Большинство из них заплетено в три пряди (табл. XIX, 2), часть закручена в две пряди (табл. XIX, 3). Обычно заключены они в шелковые футляры с рядами треугольных шелковых же фестонов (табл. XIX, 1).

 

Подпоясывались хунны, как и впоследствии гунны (рис. 31), по всей вероятности, довольно широкими шерстяными плетёными поясами со специальной петлёй на одном из их концов (табл. XII, 2). Кожаных поясов не сохранилось, но они несомненно были, так как имеются поясные бронзовые пряжки, часть которых ху-

 

(44/45)

Рис. 38. Покрой тёплого войлочного кафтана, покрытого шёлковой материей.
Курган №6. Ноин-Ула.

(Открыть Рис. 38 в новом окне)

Рис. 39. Шёлковая пелерина, покрытая с наружной стороны собольим мехом. Курган №6. Ноин-Ула.

а — лицевая сторона; б — обратная сторона.

(Открыть Рис. 39 в новом окне)

 

(45/46)

Рис. 40. Поясные пряжки и украшения из курганов Ноин-Ула (нат.вел.).

а — бронзовая позолоченная пряжка; б-г — бронзовая позолоченная поясная бляшка; д, ж — серебряные пряжки с роговой основой. Курган №6; е — серебряная пластинка с нарезным орнаментом. Курган №25.

(Открыть Рис. 40 в новом окне)

Рис. 41. Украшения из хуннских курганов Забайкалья (2/3 нат.вел.).

а — бронзовое литое изображение лошади; б — бронзовая бляшка в виде головы быка; в — бронзовое литое украшение в виде головы кошки; г, д, е — бронзовые модели раковины ужовки; ж — бронзовое кольцо; з, и, к — бронзовые колоколовидные подвески; л — ажурное бронзовое кольцо; м — костяное кольцо; н — нефритовое кольцо (а и б — стоянка у с. Дурёны; в, г-м — Дэрестуйский могильник; и — Иволгинское городище).

(Открыть Рис. 41 в новом окне)

 

дожественно оформлена. Так, при раскопках Дэрестуйского могильника в одной из могил были найдены две ажурные бронзовые пряжки с запором-кнопкой с изображением головы быка (табл. XXXII, 4). Подобная же пряжка была обнаружена при раскопках Иволгинского городища. [3] Простая позолоченная бронзовая пряжка без запора была найдена в Ноинулинском кургане №6 (рис. 40, а) вместе с набором таких же овальной формы бляшек (рис. 40, б-г).

(46/47)

Рис. 42. Части зонта из курганов Ноин-Ула (2/3 нат.вел.).

а — верхняя часть деревянной ручки зонта. Курган №6; б — бронзовый наконечник деревянной спицы зонта. Андреевский курган.

(Открыть Рис. 42 в новом окне)

 

Распашные одежды застёгивались на груди бронзовыми фибулами [пряжками], состоящими из двух дужек, одна внутри другой, и длинного язычка. Из Ноинулинского кургана №6 имеется одна такая фибула цельная (табл. XVI, 3), от другой же сохранилась только внутренняя дужка и отдельно язычок (табл. XVI, 2).

 

Особо следует отметить бронзовые овальной формы пряжки с веревочным орнаментом на роговой основе (рис. 40, д, ж).

 

В хуннских могилах, особенно в рядовых погребениях, встречаются бусы и бисер. Особенно много бус и бисера было найдено в могиле №10 Дэрестуйского могильника.

 

В Ноинулинских курганах обнаружены мельчайшие кристаллы пирита с просверленными отверстиями, используемые в качестве украшения одежды. Сравнительно много было янтарных бус различной формы и размеров (табл. LXXI, 1, 2). Особенно интересна янтарная бусина в виде львиной головы из Баллодовского кургана. Имеются бусы малахитовые и из разноцветного стекла. Подобные же бусы были обнаружены при раскопках в Туве могил хуннского времени.

 

Кроме бус, в рядовых хуннских погребениях, главным образом в женских, были найдены различные украшения одежды. Наиболее интересные из них: отлитая из бронзы фигурка лошади со стоянки у д. Дурёны (рис. 41, а), бляшка в виде головы быка оттуда же (рис. 41, б), бронзовые бляшки в виде головы кошки из Дэрестуйского могильника (рис. 41, в), отлитые из бронзы модели раковин Cyrpae moneta (рис. 41, г-е) и кольца (рис. 41, ж) оттуда же. Весьма интересны бронзовые колоколовидные с треугольными вырезами подвески (рис. 41, з-к) и ажурное кольцо (рис. 41, л) из Дэрестуйского могильника. Такие колоколовидные подвески обычны в Китае и Корее, [4] и они несомненно китайской работы. Что касается ажурного кольца, то аналогичное ему отлитое из золота имеется в Сибирской коллекции Петра I. [5] Отличие между этими кольцами в том, что по окружности кольца из коллекции Петра I изображено пять гусей, а по окружности кольца из Дэрестуйского могильника непрерывный ряд листьев и фигуры в виде «запятой» в прорези, мотив столь характерный для определённой категории золотых скифских

(47/48)

и бронзовых хуннских прямоугольных ажурных пластин, с которыми мы познакомимся в главе об искусстве.

 

В хуннских погребениях и на городище в Забайкалье в большом количестве были находимы различных размеров плоские кольца преимущественно каменные (из меловых пород и нефритовые); в Дэрестуйском могильнике было найдено такое кольцо костяное (рис. 41, м), вероятнее роговое. Подобное же нефритовое кольцо имеется и из Иволгинского городища (рис. 41, н). Большое нефритовое кольцо было обнаружено в Ноинулинском кургане №1 (табл. XX, 2). Такие кольца в качестве нагрудных украшений известны уже в неолитических погребениях Прибайкалья глазковского времени по крайней мере со средины второго тысячелетия до н.э. [6] Такое, видимо, их назначение было и у хуннов.

 

В упомянутом выше Ноинулинском кургане №1, помимо кольца, были найдены три нефритовые пластинки дугообразной формы (табл. XX, 1), трапециевидной (табл. XX, 3) и овальной (табл. XX, 4). У всех этих пластин по краям имеются высверленные отверстия, указывающие на то, что они на что-то нашивались, вероятно на одежду. Первая из них дугообразной формы, возможно, нашивалась в верхней части одежды — на груди, под шеей.

 

Любопытно, что в этом единственном из Ноинулинских кургане №1, наряду с перечисленными выше нефритовыми вещами, были найдены также нефритовые плитки-полуфабрикаты с отполированной только одной стороной (табл. XXIX). Если в этой могиле был погребён не мастер, выделывающий такие драгоценные нефритовые вещи, то персональный владелец этих ценностей.

 

Оригинальны деревянные лопаточки (рис. 27, р, с), из которых одна сохранилась полностью, а у другой передний конец обломан. Обе они, хотя и плоские, но их ручки оформлены так, что их очень удобно держать в руке. Назначение их не установлено, но по аналогии с известными нам угрскими и ненецкими можно думать, что они предназначались для очистки от снега преимущественно меховой одежды и других подобных вещей.

 

Описывая одежду и украшения хуннов, нельзя не упомянуть о зонтах, которыми пользовалась хуннская знать по примеру китайской аристократии. В кургане №6 найден верхний конец ручки большого зонта с 24 вертикальными прорезами для деревянных его спиц (рис. 42, а). Такие зонты в Китае были широко распространены в ханьское время. Аналогичные бронзовые верхушки ручек зонтов известны из раскопок древних могил в Китае.

 

Это предположение подтверждается наличием в ряде Ноинулинских курганов бронзовых наконечников спиц зонта (рис. 42, б), подобных найденным при раскопках в Шигнащанцзун [так в тексте], в провинции Хэбэй времени Чжань го. На китайское происхождение хуннских зонтов указывает также покрытие лаком спиц зонтов.

 


 

[1] Н.Я. Бичурин, 1950, ч. I, стр. 40 (Шицзи).

[2] Н.Я. Бичурин, 1953, ч. III, стр. 202 (Цяньханьшу).

[3] А.В. Давыдова, 1956, рис. 19, 2.

[4] С. Умэхара и Р. Фудзита, 1959, табл. LXXXIII, №№335-357.

[5] С.И. Руденко, 1962, табл. III, 4.

[6] А.П. Окладников, 1955, табл. VI.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги