главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
С.И. РуденкоКультура хуннов и Ноинулинские курганы.// М.-Л.: 1962. 206 с.
Глава III. Жилища и домашняя утварь.
О жилищах хуннов мы знаем очень мало. При подвижном образе жизни они, по всей вероятности, пользовались простыми конусообразными шалашами, покрытыми шкурами, а наиболее зажиточные — круглыми войлочными кибитками общераспространённого типа монгольских и тюркских кибиток. Как и у этих последних, у хуннов в их юртах левая от входа сторона была мужской, а правая — женской. Весьма интересно сообщение в Шицзи о том, что шаньюй в своей юрте «сидит на левой стороне, лицом к северу». [1] Отсюда следует, что вход в юрту был с востока, как это было в кибитках современных нам тюркских народов (киргизов, казахов, башкир и других). Подобные жилища были и у ухуаньцев. В Хоуханьшу об ухуаньцах сообщается: «Живут в круглых юртах, из коих вход обращён к востоку». [2] Дерево для остовов таких кибиток, вероятно берёзовое, бралось в определённых местах. Отказ Учжулю-жоди шаньюя на требование Китая получить от хуннов участок земли, вдавшийся в пределы Китая против области Чжан-йе, мотивируется, между прочим, тем, что владетели этих западных хуннских земель «единственно с сих гор пользуются лесом для юрт и телег». [3]
Помимо временных, переносных жилищ, типа круглых кибиток, у хуннов были и постоянные жилища. Наличие постоянных жилищ отмечается в Шицзи, где говорится о землянках на пограничных линиях.
При исследовании городищ в Забайкалье, в частности Иволгинского городища, вскрыты остатки землянок или, точнее, полуземлянок, дающих представление о постоянных жилищах осёдлых хуннов. Жилища эти были прямоугольной 4x6 м, иногда квадратной формы с полом, погруженным в грунт на один метр и более. Стены таких жилищ были из сырцового кирпича, тщательно обмазанные, как и пол, глиной. Кровля была, по-видимому, деревянной и сверху покрывалась полотнищами берёсты и толстым слоем дёрна. Поддерживалась она деревянными столбами. В северо-восточном углу имелся очаг, состоящий из трёх частей — топочной части, лежанки и дымохода, сложенных из каменных плит. Дым из топки поступал в полую камеру под лежанкой, оттуда в специальный канал, идущий вдоль стен жилища. Промежутки между плитами отопительной системы заделывались мелкими камнями, а швы замазывались глиной. [4] Подобная система отопления, известная под названием «кан», типична для жилищ северной половины Китая. Возможно, что описанного типа жилища в основном строились пленными китайцами или китайцами перебежчиками к хуннам, но не исключена принадлежность таких жилищ и осёдлым хуннам. Во всяком случае, такие жилища не были характерными для основной массы хуннов и особенно для хуннской знати. Шаньюи жили и принимали послов в юртах. [5] Между тем у хуннской знати, по-видимому, имелись большие мастерски построенные бревенчатые дома. Косвенным свидетельством этого является устройство ноинулинских погребальных камер, с их отёсанными и прекрасно пригнанными одно к другому брёвнами стен, полами из толстых плах, строго выдержанной конструкции, устройством потолка, поддерживаемого колонками с базами и капителями. Стены таких жилищ драпировались драгоценными тканями, остатки которых сохранились в тех же Ноинулинских, курганах.
О капитальных бревенчатых постройках хуннов сохранились известия и в китайских хрониках. В Шицзи упоминается о храме, построенном хуннами в честь принесённого ими в жертву выдающегося китайского полководца Эршыского. [6]
Позднее в Цяньханьшу сообщается, что хунны в 31 г. до н.э. для охраны своей территории намеревались на границе с Китаем вырыть колодцы и построить город с двухстенными постройками для хранения хлеба и поручить эти постройки перебежчикам из Китая. Было выкопано несколько сот колодцев и срублены тысячи брёвен, но проект этот не был осуществлён, так как хунны опасались, что они не смогут защитить этот город. [7]
Весьма вероятно, что и храм, о котором упоминалось выше, был построен китайцами и по китайскому образцу. Однако мало вероятно, чтобы сами хунны не умели строить бревенчатые жилища.
Внутренняя обстановка жилищ хуннов и домашняя их утварь нам сравнительно мало известны. Пол в жилищах покрывался шкурами или войлочными коврами, простыми (табл. V) или художественно выполненными. Особенно замечательны по своему техническому и художественному оформлению войлочные ковры из Ноинулинских курганов, которые в дальнейшем будут подробно рассмотрены. В постоянных жилищах хуннов были нары, в переносных же жилищах — в юртах никакой мебели, кроме небольших столиков, по всей вероятности, не было, а размеры столиков указывают на то, что за ними сидели на застланном войлоком полу.
Судя по находкам в Ноинулинских курганах, столики хуннов были двух типов — простые своей работы, а у знати китайской работы.
Крышки столиков выделывались из цельного дерева и имели приставные ножки. В одной из круглых крышек столика, диаметр которой 26 см и толщина 2.2 см, на обратной стороне вырезаны три прямоугольных в поперечном разрезе валика от центра к краям крышки (рис. 24). В валиках этих близ края крышки вырезаны прямоугольные втулки для шпеньков приставных ножек. Ножки такого столика были высотою всего 12 см (без шпенька), круглые в поперечном разрезе (диам. 4 см), с перехватом посередине. Диаметр верхнего конца ножки несколько больше диаметра её нижнего конца. Имелись столики и большего размера на более высоких ножках. Ножки одного из таких столиков с крышкой овальной формы имели в высоту 18 см (без шпенька), овальной в поперечном разрезе формы (у верхнего конца 5.5x6.9 см, у нижнего — 5.3x5.5 см), с незначительным перехватом. Снаружи эти ножки покрыты чёрным лаком (табл. VI, 2).
От столиков китайской работы крышек не сохранилось, но имеются приставные ножки от двух столиков со шпеньками, вставляющимися в крышку. Три из них от одного и того же столика высотою 14 см (без шпенька) и одна высотою 12 см. Тип этих ножек один и тот же. Они представляют собой колонки с вырезанной у верхнего конца капителью. Их форма у верхнего и нижнего концов квадратная в разрезе с закруглёнными углами и почти круглая в средней части. Поверхность
их, как это видно на табл. VI, 2-4, резная, покрыта чёрным лаком. Поверх чёрного лака нанесён орнамент красного цвета.
Помимо небольших размеров, для описанных столиков характерна плоская, а не блюдообразная поверхность их крышек, как это было у племён Алтая скифского времени. Кроме того, все они были, по-видимому, на трёх, а не на четырёх ножках. Наконец, обращает на себя внимание устойчивый тип ножек независимо от того, простое или сложное художественное их оформление, а именно: несколько большие размеры верхних концов по сравнению с нижними и наличие незначительного перехвата посередине.
Следует отметить широкое распространение среди центральноазиатских скотоводческих народов таких низких столиков. У алтайцев средины первого тысячелетия до н.э. крышки подобных столиков имели форму блюд с приподнятыми краями. Они были найдены при раскопках курганов «гунно-сарматского» времени в Тувинской автономной области, [8] на Алтае, [9] в Кенкольском могильнике, [10] в исфаганских курганах Ферганы. [11] Большинство из них с короткими ножками выделывалось из цельного дерева.
Больше всего хуннской посуды и притом весьма разнообразной имеется из Ноинулинских курганов: деревянная, металлическая и глиняная. Поскольку основным занятием хуннов было скотоводство, можно думать, что у них были кожаные сосуды, кожаные или меховые мешки, но они в погребениях не сохранились.
В Ноинулинском кургане №6 найден довольно большой (17x30 см) деревянный сосуд, выдолбленный из цельного дерева, овальной формы с короткой ручкой и носиком-сливом (рис. 25). При толстых, около 1 см толщины, стенках сосуда его глубина около 6 см. Сосуд этот несомненно местной работы, но другой, выделанный из цельного же дерева из кургана №25, вероятно, китайской работы. Последний (15 см дл.) представляет собой корпус животного (лошади) с деревянной пробкой, вставленной в шею этой фигуры (табл. VI, 1). Снаружи сосуд покрыт чёрным лаком.
Сохранилось много деревянных крышек и донец круглых или овальной формы от деревянных сосудов (рис. 26, з, к, л). Особенно интересны те донца, в которых по верхнему краю сделан довольно глубокий вырез для стенок цилиндрического сосуда, а в донце проделан ряд отверстий для его прикрепления к стенкам (рис. 27, м). Вырез этот настолько узкий, что в него могла быть закреплена стенка только берестяная. От подобных берестяных туесков-ведёрок сохранились деревянные изогнутые ручки. Почти во всех Ноинулинских курганах были найдены типичные деревянные, покрытые лаком и раскрашенные китайские чашечки овальной формы с горизонтальными ручками (табл. XLVIII, 1). Весьма разнообразны рисунки на этих чашечках и их фрагментах. Изображались охотничьи сцены, звери и птицы, человеческие фигуры в длинной одежде, ленты и спирали, концентрические круги с точками в центре и т.п. Известно, что подобной формы чашечки изготовлялись из глины и камня, в частности из нефрита. Подобная выделанная из камня чашечка была найдена при раскопках Иволгинского городища (рис. 28).
О костяных палочках для еды говорилось в главе второй. При раскопках Суджинского могильника в Ильмовой пади были найдены такие палочки (табл. VIII, 2-4) и костяные ложечки (табл. VIII, 1, 8), которые также, по всей вероятности, были предназначены для еды. Подобная костяная ложечка была найдена в одном
из курганов Тувы (табл. VIII, 9), а деревянная ложка — в Ноинулинском кургане №25 (рис. 26, е). Обломок массивной бронзовой ложки был обнаружен в Андре- евском кургане (рис. 27, в). В Ноинулинском кургане №23 была найдена деревянная, грубой работы ложка-уполовник с длинной ручкой (табл. VII, 4).
Из металлической посуды в первую очередь заслуживает внимание бронзовая светильня, найденная в Ноинулинском кургане №25. Светильня эта на трёх ножках (табл. VII, 1) и представляет собой плоский цилиндрический сосуд в диам. 11 см с коническим возвышением в центре для фитиля. Ручка отлита отдельно. Интересно прикрепление её к светильне. В стенке светильни проделано прямоугольное отверстие, в которое вставлен стержень ручки, припаянной затем к стенке изнутри и снаружи. Снаружи светильня украшена тремя рельефными валиками. Литьё не совершенное. При отливке светильни в дне получилось отверстие, которое затем было запаяно.
Из других бронзовых сосудов заслуживают внимания две плоские чаши из Ноинулинского кургана №1. Одна из них (рис. 26, г) на трёх к чему-то прикрепляемых ножках, грушевидной формы с узким носком. Другая — круглая, трапециевидная в разрезе (рис. 26, д). Особенно интересен сосуд реповидной формы на низком поддоне с шейкой (обломанной), расширяющейся кверху (табл. VII, 3), из Ноинулинского кургана №25.
У хуннов были также узкогорлые бронзовые сосуды. Горлышки таких сосудов представлены на рис. 26, в и рис. 27, а, б из Ноинулинских курганов №№25 и 6. Из кургана №25 имеется круглый бронзовый диск с закраинкой и отверстием в центре, который, возможно, служил крышечкой какого-то сосуда (рис. 26, ж).
Фрагменты большого бронзового котла, предназначенного для варки мяса, обнаружены в Ноинулинском кургане №6. Судя по фрагментам этого котла на поддоне (табл. VII, 5, 6), он по своему типу (рис. 29, б), форме ручек и орнаментации идентичен бронзовому хуннскому котлу, опубликованному Андерсоном (рис. 29, а) и найденному в русле реки Кирон (Северная Монголия), и котлу, опубликованному Г.П. Сосновским (рис. 29, в). [12] Котелок из кургана №25, судя по сохранившимся фрагментам, был меньших размеров и отличался как по форме, так и по наличию ручек в виде голов животных (табл. XXXIV, 1, 2; рис. 26, а, б).
Довольно разнообразна по форме и, следовательно, по назначению, а также по технике изготовления глиняная посуда. Из общей массы глиняной посуды выделяются большие узкогорлые урны (табл. XXVII, 4) и кувшины (табл. XXVII, 5), технически довольно совершенные. Большинство глиняных сосудов баночной формы и грубой работы. Одни сосуды были предназначены для хранения жидкостей, другие — для варки пищи и её хранения, некоторые — для изготовления сыра. Детальнее с глиняными изделиями хуннов ознакомимся в главе шестой.
Недостаточно ясно назначение упоминавшихся выше двух овальных кружков с четырьмя дырочками в каждом (рис. 26, к, л). Возможно, они служили донцами сосудов, в которых хранился творог, и дырочки были предназначены для стока сыворотки, подобно таким же глиняным сосудам.
Трудно сказать что-либо определённое и о массивной продолговатой дощечке из Ноинулинского кургана №24 (рис. 26, и) с парами отверстий у коротких сторон и отверстием в её центре. Если бы она имела не продольный, а поперечный изгиб, можно было бы предположить, что она служила защитной дощечкой, повязывающейся у кисти левой руки при стрельбе из лука. При продольном же изгибе она не могла соответствовать такому назначению.
Неясно также хозяйственное назначение плоского рогового кружка с прямоугольным отверстием в центре (табл. VII, 2). Если бы вокруг прореза в центре были высверлены отверстия, то можно было бы думать, что кружок этот, одетый на древко, служил для взбалтывания кобыльего молока при приготовлении кумыса. Рис. 30. Костяная ручка ножа (а). Суджинский могильник и железные ножи (б, в). Иволгинское городище (4/5 нат.вел.).(Открыть Рис. 30 в новом окне)В нём, однако, отверстия не просверлены, а высверлены только круглые ямки.
Ножи у хуннов были короткие с притупленной спинкой (рис. 30, б, в). Их черен вставлялся в роговую ручку (рис. 30, а).
Особо следует упомянуть о миниатюрных костяных ложечках на длинных ручках, представленных на табл. VIII, 5, 7. Весьма возможно, что они служили для приёма лекарств. Для приёма лекарств могла служить также весьма тонкой работы чашечка со сливом, изготовленная из венчика у основания рога оленя (табл. VII, 7).
Из предметов домашнего обихода следует упомянуть о миниатюрной подушечке (табл. XVIII, 3) в шёлковой наволочке, набитой шёлковой ватой, и о довольно большой (25x40 см), наружной шёлковой и нижней шерстяной, наволочке для подушки из Ноинулинского кургана №6. Нижняя наволочка сшита из нескольких лоскутков грубой шерстяной ткани коричневого цвета со счётом нитей 6x25 см [лишнее «см»?] в 1 см2.
Первоначально эта ткань была использована для других целей, возможно для одежды, а позднее из неё сшили наволочку. Об этом свидетельствуют вышитые на ткани полоски узора, находящегося под шёлковой тканью, нашитой на наволочку, и как её украшение не имеющие смысла.
Узор полосок, выполненный цветными шерстяными нитками, представляет собой ряд спиралей с треугольниками между ними (табл. IX). Спирали состоят из двух хорошо скрученных ниток, наложенных на ткань и закреплённых на ней тончайшей нитью. Треугольники с одной выпуклой и одной вогнутой стороной выполнены нитками слабой крутки в технике глади.
Подобный же узор украшает один из головных уборов из того же кургана (табл. XVII, 1).
Наружная наволочка, о чём уже упоминалось выше, покрыта тонкой шёлковой тканью песочного цвета, обшитой по краям полоской шелковой же ткани шириною 3.5 см, но другого, пурпурового (ныне коричневого), цвета. С изнанки наволочка по краям обшита полосками шёлковой ткани шириною 4-6 см, центральная же часть осталась непокрытой шёлковой тканью.
[1] Н.Я. Бичурин, 1950, ч. I, стр. 50 (Шицзи).[2] Там же, стр. 142 (Хоуханьшу).[3] Там же, стр. 98-99 (Шицзи).[4] Подробные описания жилищ на Иволгинском городище см.: А.В. Давыдова, 1956, стр. 263-273.[5] Н.Я. Бичурин, 1950, ч. I, стр. 68-69 (Шицзи).[6] Там же, стр. 70.[7] Там же, стр. 73 (Цяньханьшу).[8] С.И. Вайнштейн и В.П. Дьяконова, 1960, стр. 196, табл. 11, рис. 13.[9] С.И. Руденко, 1953, табл. XIX; 1960, табл. IV, 2.[10] А.Н.Бернштам, 1940, табл. XVIII и XIX.[11] Б.А. Латынин и Т.Г. Оболдуева, 1959, рис. 7.[12] Г.П. Сосновский, 1947.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги