главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.И. Руденко. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н.э.). М.: 1961. С.И. Руденко

Искусство Алтая и Передней Азии
(середина I тысячелетия до н.э.).

// М.: 1961. 68 с. + 18 табл.

 

Глава I.

Евразийские коневодческие племена и государства Передней Азии
в I тысячелетии до н.э.

 

Осёдлые племена пояса степей и предгорий Восточной Европы и Западной Азии в конце II тысячелетия до н.э., вероятнее всего в X-IX вв. до н.э., перешли от комплексного хозяйства к пастушескому, полукочевому или кочевому скотоводческому хозяйству с коневодством как ведущей формой. Охота и земледелие у этих племён не исчезли, но оставались уже в качестве второстепенных занятий. Возможность в течение круглого года содержать на подножном корму лошадей, а местами и овец обеспечивала массовое разведение скота. Постепенно большое количество скота сосредоточивалось в руках отдельных лиц. О развитии коневодства у ряда племён в VII в. до н.э. свидетельствует тот факт, что в некоторых погребениях знатных лиц, например в Большом Ульском кургане на Кубани, датированном VI в. до н.э., было захоронено свыше четырёхсот лошадей, принадлежавших одному владельцу. Массовое разведение лошадей стимулировалось возросшей потребностью в них не только кочевых племён, но и осёдлых цивилизованных народов Передней Азии. Ассирийцы, а затем персы взимали дань с покорённых или зависимых скотоводческих племён в значительной мере лошадьми.

 

Выделение внутри коневодческих племён наиболее влиятельных и богатых семей привело к общественной организации, на основе которой складывались военные союзы племён, не ограничивавшихся только охраной своей территории и имущества, но и предпринимавших походы в более или менее удалённые страны.

 

Первые сведения о коневодческих племенах Восточной Европы относятся к X-IX вв. до н.э. (у Гомера — «млекоеды», «дивные доители кобылиц»). [3]

 

К середине I тысячелетия до н.э. коневодческие племена занимали огромное пространство евразийских степей, полупустынь и предгорий (рис. 1). На обширной территории — от Карпат на западе до Памира, Тянь-Шаня и Алтая на востоке —

(5/6)

обитали племена, известные грекам под названием скифов, а персам — саков. В Северном Причерноморье жили царские скифы-сколоты; скифские племена (скифы-шкуда) обитали и южнее — между Кавказскими горами и Каспием, вплоть до северных берегов оз. Урмия. К востоку от Дона жили савроматы, говорившие на искажённом скифском языке; в Зауралье — иирки; далее на восток, вплоть до Алтайских гор, жили, как указывает Геродот, отделившиеся от царских скифов аргиппеи; в районе оз. Зайсан — аримаспы. Вдоль южных берегов Каспийского моря

Рис. 1.
Этнографическая карта части Евразии в середине I тысячелетия до н.э.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

обитало особое племя — каспии; в районах, прилегающих к Аральскому морю, — саки-тарадарайа и родственные им массагеты; в Среднеазиатском Междуречье — саки-хаомоварга, или амюргии; далее к северу, в Прибалхашье — саки-тиграхауда и исседоны. [4] Племена, населявшие Алтай, были известны грекам под легендарным названием «стерегущие золото грифы», а китайцам, по-видимому, под названием юечжы. Основная масса юечжей обитала в Монгольском Алтае и южнее, вплоть до Бей-Шаня, но вполне вероятно, что часть юечжей жила не только в Монгольском, но и в Русском Алтае.

(6/7)

 

Все эти так называемые скифо-сакские коневодческие племена по своему физическому типу были европеоидами, говорили на различных диалектах североиранской языковой группы. Единая хозяйственная база, преимущественное занятие пастушеским или кочевым скотоводством, отсутствие естественных преград на занимаемой территории способствовали непрерывным сношениям между этими племенами, что придавало единый облик их культуре. Восточные соседи скифо-сакских племён — хунны при коневодческом хозяйстве и сходной культуре отличались и физическим типом и по языку; они были монголоиды и говорили на тюркском языке.

 

Исторические и археологические сведения о скифо-сакских племенах, живших в первой половине I тысячелетия до н. э., крайне малочисленны, но весьма важны.

 

Ассирийские барельефы и археологические находки свидетельствуют о том, что уже в IX в. до н.э. в царствование Ашшурнасирпала (885-859) часть коневодческих племён обитала на территории современного Иранского Азербайджана. Я имею в виду замечательный барельеф из дворца Нимруда (табл. I, 1); на этом барельефе изображена сцена преследования ассирийцами трёх конных лучников. [5] Лучники вооружены мечами и короткими луками. Один из лучников, обернувшись, стреляет в преследующих ассирийцев, другой в правой руке держит повод, а левая у него приподнята. В отличие от ассирийцев, которые едут на колеснице, лучники сидят на лошадях в сёдлах с подпругами и подхвостными ремнями. Сулимирский, в одной из своих работ. [6] подвергнув тщательному анализу этот барельеф, предполагает, что конные стрелки из лука принадлежали к одному из скифских племён, которые в X-IX вв. до н.э. под давлением массагетских племён перешли Волгу, пересекли Кавказ и овладели восточными закавказскими степями на территории современного Азербайджана.

 

Свидетельство Геродота о том, что скифы пришли в Европу из Азии, подтверждается и библейскими источниками. Косвенные данные о причине передвижения скифов с востока на запад могут быть почёрпнуты из китайских летописей. В этих летописях речь, в частности, идёт о племени хун-ну, которое обитало по соседству с мирным земледельческим населением Китая. В IX веке до н.э. хун-ну настолько часто нападали на китайцев, нанося им значительный ущерб, что император Сюань в 822 г. до н.э. счёл необходимым начать против хун-ну военный поход. В результате это племя было отброшено от китайских границ на запад. Хун-ну, естественно, должны были потеснить своих западных соседей с их традиционных пастбищ, а это могло привести в движение всю азиатскую степь. [7] Весьма возможно, что подобными же событиями было вызвано и более раннее передвижение на запад в Европу кочевых племён, называемых Гомером млекоедами-киммерийцами.

 

Как передаёт Геродот, в Северном Причерноморье скифы напали на киммерийцев, которые были побеждены и удалились в Малую Азию. Ассириологи датируют

(7/8)

приход киммерийцев в Малую Азию началом царствования Саргона II (722-705) или более ранним временем, т.е. 730-720 гг. до н.э., что совпадает со временем появления скифов на юге России.

 

Самые древние известные нам памятники, свидетельствующие о пребывании скифских племен в Северном Причерноморье, относятся к VII в. до н.э., и культура, которая именуется скифской, появляется там внезапно. Находки же в Иранском Курдистане в Зивийе около г. Секкеза (к югу от оз. Урмия, на территории бывшей Манны) указывают, как полагает Годар, на пребывание скифов в Юго-Западной Азии уже в IX-VIII вв. до н.э. [8]

 

В ассирийских источниках упоминается, что в правление Ассархадона, в 70-х годах VII в. до н.э., в Передней Азии обитали скифы-ашкуза (шкуда). В это время скифы выступают против Ассирии в союзе с Манной. Позднее скифское царство в Передней Азии делается верным союзником Ассирии. [9] На рубеже VII-VI вв. до н.э., по-видимому после 625 г., часть скифов ушла из Передней Азии на север в Причерноморье, часть осталась в пределах Мидийской державы.

 

В середине I тысячелетия до н.э. в Передней Азии (южнее земель, на которых обитали скифы) находилась территория военнодеспотических держав Вавилона и Ассирии. Эти государства возникли в III тысячелетии до н.э. Ассирийское государство в течение долгого времени подчинялось Вавилону, который особого расцвета достиг в начале II тысячелетия до н.э. Однако в VIII в. до н.э. Вавилонское царство было само завоёвано Ассирией.

 

В первой четверти VIII в. до н.э. Маннейское государство занимало значительную часть Иранского Азербайджана, и только на крайнем севере его жили урарты.

 

В IX-VIII вв. до н.э. сложился союз мидийских племён. В это время мидяне были данниками Ассирии. Мидия как самостоятельное государство существовала в течение VII-VI вв. до н.э. В середине VI в. Мидия была побеждена персидским царём Киром и вошла в состав Персидского государства, после чего гегемония в Иране переходит к персам. Мидийская столица Экбатана (совр. Хамадан) становится одной из резиденций персидских царей.

 

Завоевав в 546 г. до н.э. Ассирию, Кир разгромил Лидийское царство и взял его столицу Сарды, после этого персы подошли к берегам Малой Азии и подчинили себе греческие города. В 538 г. Кир захватил Вавилон и направился на восток, в степи, где подчинил осёдлые земледельческие племена и частично скотовод-

(8/9)

ческие. В 523 г. власть в Персии переходит к Дарию, молодому представителю рода Ахеменидов. Оформление Персидского государства с разделением его на сатрапии, начавшееся ещё при Кире, было завершено Дарием. Геродот, путешествовавший в середине V в. до н.э. по обширному Персидскому государству, писал о прекрасном состоянии его дорог, благодаря которым при Дарий сильно развивается торговля и весь передневосточный мир, включая Переднюю Азию, втягивается в один большой рынок. Ослабление Персидского государства началось во второй половине V в. до н.э.; просуществовало это государство около 200 лет — с 538 г. (завоевание Вавилона) до 330 г. до н.э., когда оно было покорено Александром Македонским.

 


 

[3] Гомер, Илиада, XIII, 4-5.

[4] Подробные сведения о расселении скифо-сакских племён см.: Геродот, История, IV, 22-23, 117; М.И. Артамонов, Этнография Скифии, — «Учёные записки ЛГУ». Серия исторических наук, вып. 13,1949; А.Н. Бернштам, Основные этапы истории культуры Семиречья и Тянь-Шаня, — «Советская археология», XI, 1949; В.В. Струве, Поход Дария I на саков-массагетов, — «Известия АН СССР». Серия истории и философии, т. 3, 1946, №3.

[5] См. Е.A. Wallis Budge, Assyrian sculptures in the British Museum, pl. XXIV, 2.

[6] См. Т. Sulimirski, Scythian antiquities in Western Asia, — «Artibus Asiae», vol. XVII, 3/4, 1954, pp. 289-293.

[7] См.: E. Huntington, The pulse of Asia; T. Talbot Rice, The Scythians, pp. 43-44.

[8] См.: A. Godard, Le tresor de Ziwiye (Kurdistan). — Дайсон (см. R.H. Dyson, Iran 1956, — «University Museum bulletin», vol. 21, 1957, №1) датирует комплекс вещей из Зивийе VIII-VII вв. до н.э.; Гиршман (см. R. Ghirshman, Notes iraniennes, IV. Le tresor de Sakkez, les origines de l’ar mede et les bronzes du Luristan, — «Artibus Asiae», vol. XIII, 3, 1950) и Барнет (см. R.D. Barnett, The treasure of Ziwiye, — «Iraq», vol. XVIII, pt 2, 1956) датируют этот комплекс второй четвертью VII в. до н.э., а Б.Б. Пиотровский (см. Б.Б. Пиотровский, Скифы и Древний Восток, — «Советская археология», XIX, 1954) склонен датировать его концом VII в. до н.э. или самым началом VI в. до н.э., что вполне вероятно. Однако в этом комплексе несомненно имеются вещи и более древние — произведения ассирийского искусства, которые можно отнести к VIII или даже IX в. до н.э.

[9] См. И.М. Дьяконов, История Мидии, стр. 245-246, 272.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги