главная страница / библиотека / обновления библиотеки

C.И. Руденко

Татуировка азиатских эскимосов.

// СЭ. 1949. №1. С. 149-154.

 

Летом 1945 г., занимаясь археологическими исследованиями на берингоморском побережье Чукотского полуострова, я посетил все эскимосские посёлки. В отличие от береговых чукчей у эскимосов я повсюду видел татуировку как на лицах, так и на руках, особенно распространённую среди женщин. На севере, в районе мыса Дежнёва, она не сложная: обычно несколько вертикальных прерывистых линий покрывают подбородок; иногда у углов рта имеются кружки. Напротив, на юге, от мыса Чаплина до посёлка Сирэник на западе, татуировка часто встречается довольно сложная, двумя линиями идущая от лба вдоль носа, покрывающая нередко обе щёки, подбородок, кисти с запястьем и предплечья рук.

 

В ожидании парохода в бухте Провидения я имел возможность заняться зарисовкой татуировок в эскимосском поселке Урэлик, часто посещаемом эскимосами других посёлков. Мне посчастливилось. В Урэлик я встретил эскимосок из всех южных посёлков и в короткий срок удалось сделать немало зарисовок. Стремясь получить точную копию рисунка татуировки, на руку или на щёку я накладывал пропитанную маслом прозрачную восковку, сквозь которую хорошо просвечивал рисунок татуировки, и последний наносился на восковку мягким карандашом.

 

Азиатские эскимосы в настоящее время не татуируются, но лет десять-пятнадцать назад обычай этот был общераспространённым. Татуировались девушки с наступлением половой зрелости, до замужества. Наносимые узоры служили общепринятым украшением. Впрочем, неузорная татуировка, татуировка простыми линиями наносилась, да и теперь ещё наносится, на заболевшие члены с медицинской целью как женщинами, так и мужчинами. С той же целью на лбу над бровями наносились схематические изображения человечков при нервных заболеваниях.

 

Техника эскимосской татуировки проста, выполнялась продёргиванием под кожей нитки, натёртой сажей. Самая сложная татуировка опытной женщиной выполнялась, в течение одного, реже двух дней. Мужчины, как сказано, татуировались редко, и я видел всего несколько человек, у которых на щеках, у углов рта имелись кружки или полукружки, в двух случаях — короткие линии на висках и в одном — фигурки человека (юхак) на лбу над бровями.

 

Татуировка женщин гораздо богаче и разнообразнее. Обычно на подбородке, от нижней губы книзу идут три, пять, семь двойных, реже тройных линий подобно тому, как это наблюдал Нельсон у аляскинских эскимосов. [1] Часто две параллельные линии нанесены на лбу между бровями, спускаясь вниз по обе стороны носа. Значительно сложнее татуировка щёк, причем я не встречал одного и того же в точности узора на обеих щеках. [2] Как правило, правую щёку покрывает татуировка, более сложная, левую — более простая. В некоторых случаях была татуирована только одна щека.

 

В нащёчной татуировке от висков к углам нижней челюсти спускаются три параллельные прерывистые линии, от которых к уху и ниже по щеке нанесён более или менее сложный узор. Менее сложный узор татуировки левой щеки представлен простыми «китовыми хвостами» насаженными на прерывистые линии (рис. 1, 2, 5, 6, 8 и 10), или более сложными «китовыми хвостами» (рис. 1, 5, 6, 8 и 10), иногда превратившимися уже в «рога» (рис. 10). Этот мотив мы имеем у эскимосок с мыса Чаплина: у Ахина и Интивнаук — на обеих щеках, у Пануна и Аймик — на левой. Более

(149/150)

Рис. 1-2 — правая и левая щёки (Ахина, 46 лет, Чаплино); 3 — левая щека (Тауку, 35 лет, Чаплино); 4 — человечки на лбу «юхак» (слева — Сирэник, справа — Чаплино); 5-6 — правая и левая щёки (Интивнаук, 50 лет, Чаплино); 7-8 — правая и левая щёки (Аймик, 30 лет, Чаплино); 9-10 — правая и левая щёки (Пануна, 58 лет, Чаплино).

(Открыть Рис. 1-10 в новом окне)

 

сложный орнамент правой щеки обычно представляет собой «сетку» (килявак) (рис. 7, 9, 11), как это можно видеть у эскимосок Пануна, Тагана и Аймик с того же мыса Чаплина. Иногда арки и квадраты, свойственные сетке, но в менее сложных комбинациях, мы встречаем и на левой щеке (рис. 3, 12).

 

Между нащёчной татуировкой и углами рта изображаются двухлинейные полуподковки (тута́к) (рис. 7, 8, 9 и 10) или кружки с точкой в центре (рис. 3).

 

На руках женщин татуировка покрывает тыльную поверхность кисти, запястье и нижнюю часть предплечья. Узором чаще покрыты обе руки, но иногда татуировка покрывает только правую или левую руку.

 

От запястья до пальцев, посередине кисти руки проведены две, несколько расходящиеся к переднему концу

 

Рис. 11-12 — правая и левая щёки (Тагана, 45 лет, Чаплино).

(Открыть Рис. 11-12 в новом окне)

 

рисунка линии, на которых насажены законченные композиции из системы дуг, иногда с кругами и «китовыми хвостами», на запястье обычно изображены эллиптические фигуры «лопатки» (пыкутак) (рис. 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 26, 27 и 28) со «скребками» (акыхрак) (рис. 15, 19, 20, 27) в виде трезубцев или «лопасти» (камистак) (рис. 15, 16, 25, 26, 27), в иных случаях вместо лопаток простые «китовые хвосты» (рис. 17).

 

В некоторых случаях татуировка на обеих руках бывает почти одного и того же рисунка (рис. 23, 24); иногда они отличаются добавлением одного какого-либо эле-

(150/151)

 

Рис. 13-14 — левая и правая руки (Тагана, 45 лет, Чаплино); 15-16 — левая и правая руки (Тауку, 35 лет, Чаплино); 17 — правая рука (Рультина, 35 лет, Сирэник); 18 — правая рука (Умканаук, 42 лет, Урэлик); 19-20 — левая и правая руки (Кататук, 52 лет, Урэлик).

(Открыть Рис. 13-20 в новом окне)

 

 

Рис. 21-22 — левая и правая руки (Ахина, 46 лет, Чаплино); 23-24 — левая и правая руки (Юскунихан, 31 года, Авань); 25-26 — левая и правая руки (Аймин 30 лет, Чаплино); 27-28 — левая и правая руки (Паннуа, 58 лет, Чаплино).

(Открыть Рис. 21-28 в новом окне)

(151/152)

мента, например, добавочного ряда «хвостов» на правой руке (рис. 26), или заменой хвостов скребками и добавкой пары параллельных линий на левой руке (рис. 19). Нередко при одной и той же композиции рисунок татуировки, выполненной на тыльной поверхности ладоней обеих рук, довольно существенно отличается от рисунка, выполненного на запястье (рис. 13 и 14, 21 и 22, 27 и 28).

 

Несмотря на кажущееся на первый взгляд большое разнообразие в рисунке татуировки рук, она всегда состоит из сравнительно небольшого числа традиционных элементов, присущих эскимосской татуировке вообще. Эти элементы следующие: «китовые хвосты» (рис. ), насаженные на прямые линии, дуги или круги, которые нередко превращаются в рога (выгак) (рис. 28б), концентрические круги и эллипсы, лопатки (рис. 16в), трезубцы, скребки (рис. 15е) и дуги.

 

Благодаря любезности С.В. Иванова я получил возможность ознакомиться с образцами татуировки, собранными художником А.Л. Горбунковым во время его

 

Рис. 29-32 — щёки и руки эскимоски из Вутеен; 33-36 — щёки и руки эскимоски Инин.

(Открыть Рис. 29-36 в новом окне)

 

пребывания среди эскимосов сел. Сирэник. Мотивы и характер татуировок в этом интересном собрании совершенно аналогичны нашим, и поэтому мы их здесь не воспроизводим.

 

Сорок лет назад В.Г. Богораз во время Джезуповской экспедиции сделал серию зарисовок татуировки азиатских эскимосов, хранящуюся ныне в Архиве Академии Наук СССР (фонд 250, опись 1, №1211). Все эти зарисовки сделаны, повидимому, в посёлке Вутеен у мыса Улахпен. По этим зарисовкам татуировка на лице некоторых женщин ограничивалась тройными продольными линиями на щеках, двумя на середине лица, направленными от лба между бровями вдоль носа, двойными подковками у углов рта и рядами вертикальных линий, покрывающих подбородок. Там, где рисунок татуировки был сложным, он подобен зафиксированным мной. В качестве образца из зарисовок В.Г. Богораза привожу татуировку двух женщин (рис. 29-32 и 33-35), покрывающую обе щёки и кисти рук.

 

В какой степени традиционна татуировка азиатских эскимосов, можно судить по рисунку художника Луки Воронина, рисовальщика экспедиции Биллингса — Сарычева, воспроизведённому в альбоме, приложенном к работе Сарычева. [3]

 

На этом рисунке мы видим те же две линии от лба вдоль носа, на щеке — тройные прерывистые линии и посаженные на них тройные полукруги, опирающиеся на двойные линии. Те же пять тройных и двойных линий от края нижней губы покрывают подбородок. Рука от плеча до кисти покрыта орнаментом, состоящим из

(152/153)

тройных концентрических кругов, соединяющихся тройными продольными и поперечными линиями и комбинациями из китовых хвостов или вороньих лапок. [4]

 

Таким образом, татуировка, до малейших деталей сходная с сохранившейся до наших дней, практиковалась у азиатских эскимосов по крайней мере двести лет назад. Такая стойкость этого обычая, отсутствие какой бы то ни было эволюции как в общей композиции, так и в частных элементах рисунка, несмотря на существенные изменения, происшедшие за это время как в материальной культуре, так и в общественном строе народа, свидетельствуют о большой древности этого обычая.

 

В точности такие же, как у азиатских эскимосов, татуировки известны только на островах Берингова моря и среди западноамериканских аляскинских эскимосов.

 

Татуировка подбородка рядами вертикальных линий, помимо уже упоминавшихся на фотографиях в работе Нельсона, для западных американских эскимосов отмечена Гордоном [5] и Хауком. [6] Гордоном у западных эскимосов наблюдалась также татуировка кружками с точкой в центре, нанесённая у края рта (см. в указанной его работе табл. 9, рис. 6).

 

Нащёчная татуировка та же, что у азиатских эскимосов, известна на острове св. Лаврентия [7] и у западных аляскинских эскимосов. [8] В точности та же, что и у азиатских эскимосов, татуировка тыльной поверхности кисти руки наблюдалась Норденшельдом у эскимосов порта Кларенс, [9] те же элементы, та же композиция, только в отличие от эскимосов азиатских, у которых татуировка покрывает половину предплечья, у эскимоски из порта Кларенс татуировкой покрыто всё предплечье. Татуировка на руках эскимосов острова Кинг в Беринговом море отличается отсутствием рисунка на кисти руки, но покрывает всё предплечье. Что касается элементов рисунка и композиции, то они, как это видно на таблицах в работе Гордона (таблицы 10 и 11), совершенно те же, что и на азиатском побережье Берингова моря.

 

Татуировка центральных и восточных американских эскимосов много проще, чем в районе Берингова моря. Центральные эскимосы татуируют подбородки, щёки и лоб единичными или двойными прерывистыми линиями. [10] Иногда на запястье встречаются поперечные зубчатые линии. [11]

 

Татуировка лица, т.е. подбородка, щек и лба, прерывистыми линиями известно и на восточном побережье Гудзонова залива и на острове Баффинова. [12] На юге Баффинова острова описана также татуировка бедра и предплечья эскимосской женщины рядами сплошных и прерывистых линий. [13] Несложная татуировка лица, рук, ног и между грудями известна и у гренландских эскимосок. [14] У эскимосок карибу, по Биркет-Смиту, татуировка на подбородке, щеках и на лбу в общем такая же, как и у центральных эскимосов. [15]

 

Подводя итог всему сказанному об эскимосской татуировке, следует прежде всего отметить, что у них подобно малайцам и ряду островных народов татуировались почти исключительно невесты, т.е. девушки после наступления половой зрелости до выхода замуж. Мужчины татуировались редко, и их татуировка не имела характера украшения. Что касается семантики татуировки, то раньше она, несомненно, имела магический смысл.

 

Одним из самых распространённых мотивов татуировки была Y-образная фигура, повсеместно трактуемая эскимосами как китовый хвост, связанная с особым отношением к киту. Этот мотив встречается в татуировках щек и рук женщин, у углов рта мужчин. Магическое значение имели, вероятно, вороньи лапки, изображённые над бровями мальчика из бухты Пловер. [16]

 

Заслуживает внимания и самоё место, где изображены эти лапки — именно там,

(153/154)

где татуируются фигурки человечков. Те же семантика и изображения в татуировке мальчика с острова Диомида. [17]

 

Подобные изображения в эскимосской татуировке Нельсон и Гордон связывают с пережитками тотемической системы, что вряд ли справедливо.

 

В отличие от западных североамериканских индейцев у эскимосов вообще, и у азиатских в особенности, в социальном строе мы имеем дело с разложением первобытно-общинного, а не родового строя, связанного с тотемическими представлениями. Поэтому ближе к истине Богораз [18] и Хау, [19] рассматривающие перечисленные выше изображения как апотропические, защитные. К числу последних могут быть отнесены и колюжины или лабреты, нередко воспроизводящиеся в виде полуподковок или кружков у углов рта, как раз там, где ранее носились лабреты.

 

Из сопоставления татуировки эскимосов района Берингова моря с татуировкой восточных эскимосов обращает внимание наибольшее её развитие в указанном районе.

 

Татуировка известна и у других северных азиатских народов от Тихого океана до Урала. Однако татуировка эвенков, якутов, хантов или манси проще и даже в прошлом столетии была менее распространена, чем у берингоморских эскимосов в настоящее время.

 

Вопрос о происхождении татуировки вообще очень сложен, и разрешение его не входит в наши задачи. Татуировка же азиатских эскимосов, с нашей точки зрения, представляет тот особый интерес, что является одним из аргументов в пользу южного происхождения эскимосов и их культуры. Не случайно и то обстоятельство, что в районе именно Берингова моря, в области развития древнейших стадий эскимосской культуры, связанных с южными островными культурами, татуировка сохранилась до наших дней в наиболее развитых её формах.

 


 

[1] Е.W. Nelson, The Eskimo about Bering Strait, Ann. Rep. Bureau Amer. Ethnol., Washington, 1899, табл. 8 и 9.

[2] Названия этих татуировок, записанные С.В. Ивановым со слов эскимоса Ктугье, следующие: на подбородке — «тамлуг’ул» (надбородочная), на носу — «атн’ аг’ун», на щеках — «так’уг’ун» (нащёчная).

[3] Сарычев, Путешествие капитана Биллингса через Чукотскую землю, ч. II. 1811, стр. 104.

[4] Под упомянутым рисунком (гравюрой в альбоме) подпись «Женщина Чукотской земли». Между тем это изображение эскимоски из бухты св. Лаврентия. О жителях бухты св. Лаврентия Сарычев между прочим писал (ч. II, стр. 104-106), что по типу они очень похожи на жителей мыса Раднея в Америке, байдары у них такие же, как и у аляскинских эскимосов, и на байдарах своих они ездят в Америку. Последнее вполне естественно для эскимосов и невероятно для чукчей.

[5] G.В. Gordon, Notes on the Western Eskimo. Transaction Depart, of Archaeology Univ. of Pensilvania, т. 2, ч. 1, 1906, табл. 9, рис. 1 и 2.

[6] Е.W. Hawkes, The Labrador Eskimo, 1916, рис. 31.

[7] Nelson, Указ.раб., табл. 13.

[8] Gordon, Указ.раб., табл. 8.

[9] Boas, The Central Eskimo, 6th Ann. Rep. Bur. Amer. Ethnol., 1888, стр. 561, рис. 516.

[10] Там же, рис. 515.

[11] Там же, рис. 516.

[12] Hawkes, Указ.раб., рис. 31, а, b, с.

[13] Там же, рис. 30.

[14] W. Thalbitzer, The Ammassalik Eskimo, 1914, стр. 28-29.

[15] Kaj Birket-Smith, The Caribou (Eskimo. Rep. 5th Thule Exped. 1921-1924, vol. 5, Copenhagen.

[16] Nelson, Указ.раб., стр. 325, рис. 115.

[17] Gordon, Указ.раб., стр. 81, рис. 1.

[18] W. Воgoras, The Chukchee, Mem. Amer. Mus. Nat. Hist., vol. II, 1904-1909, 4. 2. стр. 342 и 343.

[19] Hawkes, Указ.раб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки