главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Б.Л. Рифтин. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае (Устные и книжные версии «Троецарствия»). М.: ГРВЛ. 1970. («Исследования по фольклору и мифологии Востока») Б.Л. Рифтин

Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае
(Устные и книжные версии «Троецарствия»).

// М.: ГРВЛ. 1970. 484 с. («Исследования по фольклору и мифологии Востока»)

 

Отв.ред. Е.М. Мелетинский.

аннотация: ]

Книга Б.Л. Рифтина посвящена изучению взаимосвязей фольклора и средневековой литературы Китая. В ней анализируются народные книги, их роль в становлении исторической эпопеи — «Троецарствия» Ло Гуань-чжуна (XIV в.), а также влияние книжной эпопеи на поздний устный сказ. Особое внимание автор уделяет проблемам поэтики и стилистики средневековой литературы, подробно описывает народных рассказчиков разных веков, их репертуар, исполнительское мастерство, структуру устного повествования.

 

Содержание

 

От редколлегии. — 5

 

Предисловие. — 7

 

Часть I. У истоков книжной эпопеи. — 11

Бяньвэнь эпохи Тан (VII-X вв.). — 11

Тема Троецарствия в историографии и устных преданиях. — 21

Династийная история Чэнь Шоу. — 24

Предания о героях Трех царств. — 34

Комментарии Пэй Сун-чжи. — 39

Сказания о Троецарствие в эпоху Тан. — 43

Развитие устного сказа в эпоху Сун (X-XIII вв.). — 50

Народная книга о борьбе Трёх царств. — 57

О жанре пинхуа. — 57

Идейная основа народной книги и изображение персонажей. — 62

Буддийские идеи. — 63

Отражение религиозного синкретизма. — 68

Элементы народного мировоззрения. — 70

Эпические мотивы. — 74

Эпические ситуации. — 92

Внешний облик персонажей. — 98

Изображение эмоций героев. — 116

Изображение действий персонажей. — 120

Изображение мыслей персонажей. — 122

Прямая речь персонажей. — 124

Повествование в народной книге. — 144

Художественное время. — 144

Влияние устного сказа. — 157

Конструкция эпизода и типы действий. — 163

Инородные вставки в повествовании. — 169

Народная книга и драма. — 174

 

Часть II. Книжная эпопея и поздний прозаический сказ. — 179

Становление книжной эпопеи. — 179

Первая историческая эпопея и её автор. — 180

Идеология автора книжной эпопеи. — 185

Метод Ло Гуань-чжуна. — 200

«Троецарствие» как произведение письменной литературы. — 225

Поздний прозаический сказ. — 251

К проблеме определения позднего прозаического сказа. — 251

Сведения о позднем прозаическом сказе. — 257

Сказ по «Троецарствию» и его современные исполнители. — 260

Организация повествования и членение его во времени. — 270

Сопоставление текста эпопеи и сказа. — 272

Планы изображения в сказе и эпопее. — 292

Сравнение вариантов сказов между собой и с ранней народной традицией. — 302

Усиление эпического начала в позднем сказе. — 311

Инородные вставки в повествовании. — 320

Прозаические вставки. — 320

Стихотворные вставки. — 329

Язык устного сказа. — 351

Сочетание элементов устной речи и книжного языка. — 351

Использование тропов и других языковых приёмов. — 358

Языковые слои сказа и стиль исполнения. — 366

Исполнительское мастерство. — 370

Правила исполнения. — 370

Приемы изображения эмоций. — 377

Звуковое оформление сказа и роль паузы. — 379

Рассказчик и его аудитория. — 382

 

Приложения.

Таблица I. Описание Лю Бэя в династийной истории, народной книге и книжной эпопее. — 394

Таблица II. Описание Цао Цао в династийной истории и книжной эпопее. — 400

Таблица III. Эпизод «Лечение болезни» (сопоставление текста книжной эпопеи и поздних устных вариантов). — 405

Таблица IV. Эпизод «Встреча в Гучэне» (сопоставление текста народной книги, эпопеи и поздних устных вариантов). — 422

Словарь профессиональных терминов, употребляемых рассказчиками прозаических повествований — пинхуа. — 433

Библиография. — 442

Summary. — 473

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки