Д.С. Раевский
О причинах преобладания в скифском искусстве
зооморфных мотивов.
1. Искусство скифов Причерноморья, равно как и других народов «скифского мира», представлено преимущественно памятниками «звериного стиля». Образы животных преобладают и в греко-скифских памятниках, изготовленных эллинскими мастерами для сбыта в скифской среде и безусловно с учётом запросов потребителей. Изображения человека появляются в Скифии лишь периодически и несомненно под влиянием инокультурных изобразительных традиций. В других частях «скифского мира» они почти вовсе не представлены.
2. Причину преобладания в искусстве Скифии зооморфных образов чаще всего видят (в тех случаях, когда этот вопрос вообще ставится) в специфике скифского мировоззрения. Однако анализ имеющихся сведений о мифологии скифов и о их религии опровергает как концепцию существования у них «звериного пантеона», так и тезис о большом удельном весе в их религиозной практике каких-либо форм зоолатрии. Что касается гипотезы об исключительно магическом значении образов «звериного стиля», то она представляется не соответствующей уровню развития скифской религии.
3. Сказанное заставляет попытаться объяснить преобладание в скифском искусстве зооморфных мотивов не спецификой мировоззрения скифов, а особенностями культурно-исторической ситуации, в которой протекало формирование этого искусства. Следует оговориться, что из двух гипотез о его происхождении (так называемых переднеазиатской и центральноазиатской) достаточно обоснованной археологически и иконографически представляется лишь первая, и именно она лежит в основе предлагаемых ниже построений.
4. Для культуры «праскифов» — в первую очередь срубных племён — характерно полное отсутствие всякой изобразительности, как антропоморфной, так и зооморфной (А.А. Формозов). Их религиозно-мифологические концепции до определённого момента не имеют зрительного воплощения
(73/74)
(это вообще характерно для ранних этапов культурной истории индоиранских народов).
5. В определённый момент социально-политическое развитие скифов потребовало создания наглядной системы знаков, отражающей формирующиеся представления о строении иерархически организованного социального космоса и о месте каждого индивида в этой иерархии. В силу особенностей архаического мировоззрения эта иерархия должна была осмысляться в категориях, составляющих скифскую мифологическую модель мира. Иными словами, назрела потребность в зрительном воплощении скифских мифологических концепций.
6. Этот процесс совпадает со временем походов скифов в Переднюю Азию (а частично ими и стимулируется), когда скифы вступают в контакт с культурами, имеющими богатые изобразительные традиции. В этих условиях начинается естественный процесс заимствования изобразительных мотивов и их переосмысления на основе собственно скифской мифологии (М.И. Артамонов, В.Г. Луконин и др.).
7. На первых порах скифы заимствуют как зооморфные (зачатки будущего «звериного стиля»), так и антропоморфные (памятники Келермеса и Мельгуновского кургана) образы. Однако антропоморфные образы, будучи изображениями богов (иконическими знаками), приспособлены для воплощения конкретных персонажей именно той мифологии, которая породила данную иконографию. Эта конкретность воплощена в особенностях облика персонажа, в его позе, атрибутах и т.д. Такие образы чрезвычайно трудно поддаются переосмыслению, приспособлению к воплощению новых концепций. Эта трудность усугубляется в условиях существования жёсткого иконографического канона, характерного для древнего искусства Ближнего Востока. Зооморфные же образы (за исключением тех случаев, когда они являются изображениями богов, имеющих звериный облик), будучи знаками-символами, конвенциональными по природе, допускают в принципе придание каждому из них любого значения и потому значительно легче могут быть использованы для адекватного воплощения концепций заимствовавшей их культуры.
8. Относительная кратковременность контактов скифов с переднеазиатскими культурами не позволила осуществить процесс переработки ближневосточной антропоморфной иконографии с целью приближения её к скифской мифологии. Поэтому заимствованные скифами практически в готовом виде антропоморфные мотивы после краткого существования отмирают, тогда как более жизнеспособные в данной ситуации зооморфные образы формируются в стабильную знаковую систему, призванную адекватно выражать скифскую мифологическую модель мира.
9. Распространению предложенной модели за пределы Европейской Скифии препятствует нерешённость вопроса о хронологических отношениях памятников разных частей «скифского мира».
|