главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Г.А. ПугаченковаИскусство Гандхары.// М.: «Искусство», 1982. 196 с. («Из истории мирового искусства»)
Введение. — 7
I. Архитектура Гандхары. — 11II. Скульптура Гандхары: образы и темы. — 31Будда и бодисатвы. — 38Буддийский пантеон. — 60Земное окружение Будды. — 77Джатаки и сказания о жизни Будды Гаутамы. — 97Джатака о слоне. — 97Благоверная Амара. — 98Чудо Дипанкары. — 98Рождение Сиддхартхи. — 103Рождение Чандаки и Кантаки. — 103Отрок Сиддхартха едет в школу. — 105Свадьба Сиддхартхи. — 107Эротическая сцена. — 109Первое размышление. — 111Отречение и Великий уход. — 112Уход из Капилавасту и расставание с Чандакой. — 116Аскеза Гаутамы. — 118На пути к просветлению. — 120Девы-искусительницы и войско Мары. — 121Первая проповедь. — 125Обращение огнепоклонника Кашьяпы и его клана. — 126Укрощение чёрного змея. — 129Обращение Нанды. — 129Горстка пыли. — 131Подношение от обезьяны. — 131Избиение нагого аскета. — 131Рассказ о замурованной матери. — 133Индра и арфист навещают Будду в пещере Индрасала. — 135Приношения Амры. — 138Паринирвана. — 139Раздел реликвий. — 143Сцены прадзничных и ритуальных процессий. — 145III. Стиль и школа гандхарской скульптуры. — 155
Примечания. — 182 [ см. в тексте ]Список иллюстраций. — 184Summary. — 190
Введение. ^ Все страны и народы Востока и Запада обладали своей индивидуальностью и пытались, каждый на свой лад, разрешить проблемы жизни. Греция по-своему самобытна и великолепна; такими же являются Индия, Китай и Иран... Всем им были свойственны та же широта, терпимость и языческий характер мировоззрения, способность наслаждаться жизнью, поразительной красотой и бесконечным разнообразием природы, любовь к искусству и мудрость, которая даётся опытом, накопленным древним народом. Каждый из них развивался в соответствии со своим национальным духом, формировавшимся под влиянием естественной среды, давая особенное развитие какой-нибудь одной стороне жизни.Джавахарлал Неру. Открытие Индии
Искусству Гандхары принадлежит особое место в истории художественной культуры древней Индии. Оно приковало к себе внимание ещё в прошлом столетии, со времени поступления в музеи и частные коллекции из Северо-Западной Индии прекрасных рельефов и статуй. О них начали писать, стали публиковать гравюры, потом фотографии. В начале XX в. появляются первые монографии и всё нарастающий поток статей. Когда в 1950 г. А. Дейдье подготовил сводную библиографию публикаций по искусству Гандхары, притом лишь вышедших на западноевропейских языках, она включала около пятисот названий. [1] С тех пор появилось ещё несколько монографий, [2] десятки альбомов и путеводителей, сотни статей. Если же обратиться к самому гандхарскому наследию, то количество гандхарских архитектурных ансамблей ныне исчисляется десятками, памятников монументального зодчества — сотнями, а число архитектурных деталей, скульптур и рельефов, изделий малых искусств — многими тысячами, причём разворот археологических раскопок всё увеличивает состав находок.
При таком обилии вещественных материалов и массе печатной продукции публикации по искусству Гандхары на русском языке пока немногочисленны: всего лишь несколько статей да небольшие разделы, вкрапленные в сводные издания по архитектуре и искусству древнего мира или по истории архитектуры и искусства Индии. [3]
Приступая к подготовке данной книги, посвящённой гандхарской художественной культуре, автор прекрасно отдавал себе отчёт, сколь трудно в потоке материалов и разноречивых сведений избрать главную линию, чтобы обрисовать как общие, так и конкретные представления о том глубоко оригинальном явлении, которое именуют «гандхарской школой».
Из колоссального фонда художественного наследия Гандхары нами сделан отбор лишь самого характерного. Сведена до минимума аппаратура сносок, нагромождение которых — с учётом уймы публикаций — могло бы безмерно утяжелить текст, в силу чего мы ограничились лишь ссылками на главнейшие монографии и те из статей, в которых освещены проблемные вопросы периодизации, классификация или стилистических характеристик. Автор выражает глубокую признательность С.И. Тюляеву и О.Ф. Волковой, взявших на себя труд предварительного ознакомления с текстом, за ряд существенных к нему замечаний и уточнений.
Цель нашей книги — попытка определить ведущие черты гандхарской художественной культуры, одного из великих свершений человеческого духа, этого яркого протуберанца в зареве искусства античного мира.
Гандхарой именовалась в древности северо-западная область Индостана, занимавшая часть Пенджаба — ныне эта территория входит в основном в состав Пакистана. Хребты, охватывавшие Гандхару с севера и запада, создавали естественный рубеж страны. Лишь горные тропы в труднодоступных ущельях и главный серпантин древнейшего пути, пролегавший через Хайберский перевал, соединяли Гандхару с теми районами древних цивилизаций, которые у древнегреческих географов именовались Арахозией и Парапомисадами. С востока Гандхара смыкалась с Кашмиром, а с юга — с областями Синда.
Гандхара — это часть древней Индии. И всё же в историко-культурном плане она во многом была отлична от областей, лежавших по Гангу и Джамне, от регионов центральной зоны Индийского полуострова, не говоря о более южной. Почему?
Фактор географический, казалось бы, должен был благоприятствовать этно-культурному единству областей всей северной половины Индии, которые не были разделены неприступными рубежами горных цепей, климат их был сходен, а формы хозяйствования и социальной организации почти едины. Но в истории, как известно, соседствующие страны нередко и наиболее враждебны друг другу. Кровопролитные битвы, протекавшие в «героические века», легли в основу «Махабхараты», где развёртывается грандиозная картина непрекращавшейся борьбы пандавов и кауравов — эпически-собирательного образа многих племён и народностей, в жестокой борьбе закрепивших свою власть в отдельных районах величайшего азиатского полуострова.
Окраинное, точнее — пограничное положение Гандхары определило приток именно в неё — первую в Индии — с севера-запада новых этно-племенных массивов, вторжение пришлых завоевателей, приход торговых караванов, груженных изделиями далеких стран. Все это в конечном счёте содействовало активному включению в культуру Гандхары новых веяний, идей и направлений.
Долина Инда не случайно оказалась областью сложения одной из древнейших в мире протоурбанистических цивилизаций. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы, очень своеобразная, но вместе с тем запечатлевшая связи и общности с месопотамским миром, поражает уровнем своих творческих достижений. Гибель этой цивилизации во II тысячелетии до н.э. остается предметом различных гипотез, но как бы то ни было, почти полуторатысячелетний интервал отделяет Мохенджо-Даро от тех городов, вскрытых археологами в долине Инда, которые уже датируются не ранее V-IV вв. до н.э. Эти или им подобные города брали приступом войска Александра Македонского, проникшие в Индию через Хайберский перевал.
Во времена, засвидетельствованные историческими источниками, когда Индия вступила в эпоху античной истории, Гандхара оказалась на передовом крае тех событий, которые были связаны с западными вторжениями. Основные исторические этапы таковы.
В 327 г. до н.э. в Гандхару вступают войска Александра Македонского. В III в. до н.э. она входит в состав государства Маурьев. Во II в. до н.э. — I в. н.э. ею последовательно владеют среднеазиатские правители: греко-бактрийские, скифо-сакские, парфянские, а затем кушанские. Период вхождения Гандхары в I-III вв. н.э. в состав Кушанской империи знаменует блестящий расцвет местной культуры. Он продолжается и в III-IV вв., когда область принадлежит индийской династии Гуптов, владения которой охватывали значительную часть Индостана. В V в. Гандхара первой к Северной Индии принимает на себя сокрушительную волну нашествия эфталитов, нанёсших этой культуре жестокий удар.
Общественный строй в античной Индии представлял собой сложное сочетание очень архаичных общинных форм и всё расширяющихся форм рабовладельческой системы. Хранителями первых была деревня, активные импульсы к развитию вторых определял город. Здесь, в городах, концентрировались главные государственные силы — власть и воинство, торговля и ремесло, в них протекало создание новых культурных ценностей. Однако экономическою основу индийского общества в первую очередь составляло земледелие, а инертный, но колоссальный массив сельского населения многое определял как в материальной жизни страны, так и в формах бытовой организации, в стойком поддержании обычаев, верований и обрядов, устной поэзии, музыки и танцев, традиционных видов народных прикладных искусств.
Зрелым плодом на древе городской культуры античной Индии явилось, в частности, искусство Гандхары.
Культурное наследие Гандхары — и более всего её скульптура — давно привлекало внимание исследователей. Вначале это было появление отдельных вещей, интерес к которым породил ажиотаж хищнических раскопок и спекуляцию на антикварных рынках статуями, рельефами и их фрагментами. Но в XX в. уже осуществляются археологические раскопки отдельных памятников, буддийских комплексов, а затем и целых городов.
В самом начале нашего столетия они проводятся пионером изучения «гандхарской проблемы» — А. Фуше (Франция) и Дж. Маршаллом (Англия). Последний с 1913 по 1934 г. осуществляет систематические раскопки на городищах древней Таксилы — Такшашилы. В 1958 г. английский учёный М. Уилер, а в 1963-1964 гг. профессор Пешаварского университета А.-Х. Дани заняты раскопками Шейхан-Дхери. В 1956-1959 гг. группа учёных итальянского Института Среднего и Ближнего Востока — Д. Фаченна, М. Таддеи, Дж. Гуллини — исследует Буткару и Удергам близ Мингора. В 1959-1967 гг. японская археологическая экспедиция Киотского университета проводила раскопки Мекхасанды близ Шахбаз-Гархи в провинции Мардан.
Археологические исследования дали огромный материал по архитектуре, различным видам искусства и ремесла, нумизматике и эпиграфике, верованиям и обрядам — особенно религии буддизма. И хотя рыночная спекуляция древностями до сих пор не устранена, ныне благодаря археологически уточненным критериям даже эти предметы входят в некий сопоставимый ряд.
Искусство Гандхары, особенно скульптурная школа Гандхары, — это порождение высокоразвитой античной городской культуры. В первых веках до и после начала нашей эры Гандхара была одним из главных центров древней науки Индии. В Таксиле находился знаменитый университет, где велось преподавание астрономии, математики, медицины, грамматики санскрита и пракрита. Крупные города страны были местами сосредоточения семейно-ремесленных групп, в которы секреты мастерства передавались по наследству и тем закреплялись поколениями. Через Хайберский перевал и по Инду в Гандхару проникали западные купцы, а с ними — изделия дальних стран, которые способствовали знакомству с прикладными искусствами иных народов.
Огромную идейную роль во всех сферах общественной и духовной жизни Гандхары сыграл буддизм. Вероятно, он проник в долину Инда ещё в середине I тысячелетия до н.э., однако закрепился в Гандхаре с III в. до н.э. Толчок тому был дан ревностным приверженцем этой религии царём Ашокой (272-232 гг. до н.э.). Гандхара находилась на северо-западной окраине владений Маурьев, центры которых лежали в бассейне Ганга. Ашока был первым царём этой династии, прибывшим в Таксилу в связи с восстанием, вызванным злоупотреблениями местной администрации. Он не только навёл здесь государственный порядок, но и использовал своё пребывание в целях пропаганды буддийского вероучения. То и другое засвидетельствовано царскими эдиктами, высеченными на скалах в Шахбаз-Гархи близ Пешавара и у Мансехра в Хазарейской области.
Буддизм возник в Индии в середине I тысячелетия до н.э. Предпосылки к его сложению уже бродили как сок в глубине винного чана, подготовляя бурный процесс появления новой идеологии в недрах внешне, казалось бы, неизменных форм жизни индийского общества. Оформление буддизма как стройного вероучения и философской доктрины связано с деятельностью Шакья-Муни, религиозного реформатора, давшего резкий поворот всей духовной жизни Индии. Шакья-Муни — личность историческая, вокруг которой, однако, наслоилась масса преданий и вымыслов, чья жизнь и деятельность со временем получили канонизированное оформление в виде жития святого.
В Индии той поры, как и во всех странах древнего мира, общественная жизнь была теснейшим образом сплетена с религиозными воззрениями. Царившие до того ведийские религии с их бесчисленным пантеоном богов и догмами, отвечавшими древневосточным формам общественного строя, во многом уже не были созвучны новым общественный тенденциям. Буддизм противопоставил им новую идейную концепцию, которая быстро завоевала признание различных слоёв населения отдельных районов, областей, а затем и целых государств, постепенно проникнув во все стороны бытия и духовного строя воспринявших его народов.
Буддизм сложился в Индии, когда в ней уже определилась социальная иерархия с подразделением на четыре сословия — варны: брахманы — жрецы, кшатрии — воины, вайшьи — купцы, ремесленники, земледельцы и шудры — самая бесправная и самая многочисленная часть трудового народонаселения Индостанского полуострова, обязанностью которых было служить трём высшим варнам. Древнейшие законы Ману ставили строжайшие запреты и непреодолимые барьеры между ними. Законы эти как бы навечно закрепляли родо-племенные традиции арийцев — завоевателей Индии, связанные с заботой о сохранении чистоты крови и поддержании господства над массой покорённых ими народностей. Все нараставшая замкнутость варн знаменовала упрочение кастового строя, получившего и идеологическое обоснование в тех многообразных религиях брахманизма, которые существовали на индийском материке.
Вере в неодолимую власть над человеком стихийных сил природы, воплощённых в образах могущественных и в большинстве грозных божеств, смирение перед которыми или магическая связь через жертвоприношение смягчали их великую власть над людской судьбой, буддизм противопоставил идеи высокой нравственности и деятельного пути к добру как главного мерила человеческих ценностей, определяющего спасение от тех страданий, какими полна бывает жизнь. Буддизм в своей основе — это не столько религиозная, сколько философская доктрина. Это удивительная религия, не признававшая ни божества, ни бессмертия души, ни потустороннего бытия, хотя со временем, в переиначенных формах, всё это было в ней возрождено.
Акт отречения от земных благ во имя достижения высшего знания, проповедуемого буддизмом, был предначертан не всем: он входил в устав монашеских общин, куда вступали люди, прошедшие через церемонию «ухода из мира» (правраджья). По мере распространения нового вероучения возрастало число буддийских монастырей.
Время правления индо-парфян, Кушан и Гуптов отмечено в северных районах Индии поразительным взлётом художественной культуры, расцветом литературы, драматургии и театра, появлением ряда теоретических трактатов по разным отраслям искусства и ремесла. Здесь творил гениальный поэт Ашвагхоша, живший по одним данным около рубежа нашей эры, а по другим — уже при Канишке, ко двору которого он, по преданию, прибыл от своего мецената, царя Паталипутры, взамен причитавшейся огромной дани. Среди его поэм «Буддхачарита» («Жизнь Будды») рассматривается знатоками санскрита как произведение высокоразвитого стиля классической поэзии. Мы располагаем великолепным русским переводом этой поэмы, осуществлённым К. Бальмонтом, к которому в дальнейшем изложении прибегнем много раз. Около IV в. н.э. писателем-буддистом Арьяшурой был написан сборник коротких рассказов «Гирлянда джатак», литературное совершенство которого позволяет предположить, что ему предшествовало творчество ряда других авторов, чьи имена канули в безвестность. На рубеже III-IV вв. была создана знаменитая «Панчатантра» («Пятикнижие»), приписываемая мудрецу Вишнушарме. Это книга назидательного плана, но состоящая не из морализирующих нравоучений, а из ряда восхитительных рассказов и басен, отражающих жизненные отношения и бичующих лицемерие, пороки, преступления, прикрытые демагогией громких слов. «Панчатантра» раскрывает доподлинные сцены политической, трудовой, семейной жизни индийского общества через полуреальный-полубасенный мир, в котором действуют люди и животные, кудесники и мифологические существа. Всё это передано в манере свободного повествования, которое перемежается стихотворениями, сентенциями, вставными эпизодами, авторскими рассуждениями и диалогами действующих лиц. «Панчатантра» вышла далеко за пределы своей страны и эпохи — благодаря высокому нравственному кодексу и блистательному литературному мастерству она сумела на протяжении веков завоевать азиатский и частично европейский мир.
Рассматриваемая эпоха породила и драматурга Калидасу (спор о времени его жизни окончательно не решён — скорее всего, IV в. н.э.). Ему предшествовали создания и других авторов, но вершиной драматургии явились творения Калидасы, сыгравшие огромную роль в истории индийского театра. По трагедийной силе страстей, коллизий и характеров их сопоставляют с творчеством Шекспира. Драмам Калидасы присущи глубокий гуманизм, лирический строй, восхищение женским обаянием и воспевание красоты.
Зримым воплощением общекультурного расцвета становятся в Гандхаре на протяжении рассматриваемой эпохи также архитектура и ваяние.
[1] См.: Deydier Н. Contribution à l’étude de l’art du Gandhara. Paris, 1950.[2] См. главнейшие монографии об искусстве (в основном о скульптуре) Гандхары: Grünwedel A. Buddhistische Kunst in Indien. Berlin, 1900; Foucher A. L’art gréco-bouddhique du Gandhara. Paris, vol. l — 1905, vol. 2 — 1917, 1922, 1951; Idem. The Beginning of Buddhist Art. London, 1917; Ingholt G.[and Lyons J.]. Gandharan Art in Pakistan. New York, 1947; Marshall J. The Buddhist Art of Gandhara. Cambridge, 1960; Faccenna D. Butkara. Sculpture from the Sacred Area of Butkara I (Swat, Pakistan), 2 vols. Roma, 1962; Hallade М. Gandharan Art of North India. New York, 1968. См. также разделы об искусстве Гандхары в кн.: Fergusson J. History of Indian and Eastern Architecture, vol. 1. New York, 1899; Coomaraswamy A. History of Indian and Indonesian Art. New York, 1927; Bachhofer L. Early Indian Sculpture, New York, 1929; Combaz G. L’Inde et l’Orient classique. Paris, 1937; Majumdar N.G. A Guide to the Sculpture in the Indian Museum. Pt. 2. The Greaco-Buddhist School of Gandhara. Dehli, 1937; Ashton L. (Ed.). The Art of India and Pakistan. London, 1948; Wheeler М. Five Thousand Years of Pakistan. London, 1950; Marshall J. Taxila, 3 vols. Cambridge, 1951; Rowland B. The art and Architecture of India. Harondsworth, 1953 (3 ed. — 1967); Shakur М.A. A Guide to the Peshawar Museum. Peshawar, 1954; Zimmer Н. The Art of Indian Asia. New York, 1954; Franz H.G. Buddhistische Kunst Indiens. Leipzig, 1965; Seckel D. The Art of Buddhism. London, 1965; Rosenfield J. The Dynastic Arts of the Kushans. Berkeley and Los Angeles, 1967; Dani A.H. Gandharan Art in Pakistan. Peshawar, 1968; Mizuno S. Mekhasanda. Kyoto, 1969; Dani A.Н. Chakdara Fort and Gandharan Art. «Ancient Pakistan», vol. 4, «Peshawar», 1971.[3] См.: Тюляев С.И. Архитектура Индии. М., 1939; Виноградова И., Прокофьев О. Искусство древней Индии. В кн.: Всеобщая история искусств, т. 1. М., 1956; Ильин Г.Ф. Древнеиндийский город Таксила. М., 1958; Лебедев Ю.Д. Гандхарское искусство. В кн.: Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия, т. 1. М., 1962; Тюляев С.И. Искусство Индии. М., 1968; Короцкая А.А. Сокровища индийского искусства. М., 1966; Она же. Архитектура Индии. В кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 1. М., 1970.
наверх |