В.А. Прищепова
Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии
второй половины XIX — начала XX века
в собраниях Кунсткамеры.
// СПб: 2011. 452 с. ISBN 978-5-02-038269-5
Оглавление
Глава I. Иллюстративные коллекции по народам Центральной/Средней Азии и основные вехи фотодела в дореволюционной России. — 9
Глава II. Формирование и содержание иллюстративного фонда отдела Центральной Азии МАЭ. — 28
Глава III. Сведения о собирателях иллюстративных коллекций отдела Центральной Азии МАЭ. — 122
Глава IV. Этнотематическая характеристика коллекций иллюстративного фонда отдела Центральной Азии МАЭ. — 170
Глава V. Иллюстративные коллекции МАЭ как источник историко-этнографических сведений. — 215
Глава VI. Бухарское ханство в фотоколлекциях МАЭ. — 245
Глава VII. Исторические и этнографические сведения о народах Центральной Азии в иллюстрациях русской периодической печати конца XIX в. (по материалам МАЭ). — 344
Список сокращений. — 389
Библиография. — 390
Именной указатель. — 403
Указатель народов и этнических групп. — 407
Список географических названий. — 408
Список иллюстраций к тексту. — 412
Сводный каталог иллюстративных коллекций по народам Центральной Азии МАЭ. — 417
Вводное слово. ^
Фотоколлекции МАЭ — уникальное собрание фотоматериалов по народам почти всех регионов мира. К сожалению, эти уникальные коллекции до сих пор ещё плохо изучены. Издавались пробные работы, практически только иллюстрирующие богатство фотособрания МАЭ (Сокровища Кунсткамеры. Из фонда фотоиллюстративных коллекций СПб., 2001, авторы-составители Н.Ч. Таксами, Н.В. Ушаков).
Монография В.А. Прищеповой посвящена уникальным собраниям иллюстративных материалов и фотоматериалов МАЭ по Центральной/Средней Азии второй половины XIX — начала XX в. В первую очередь автор характеризует их как отражение основных вех фотодела в дореволюционной России. Затем даёт историю формирования фонда фото- и иллюстративных материалов по региону. Далее приводятся сведения о собирателях этих коллекций. В этнотематической характеристике даётся содержательная сторона фотоматериалов по народам. Особое внимание уделено одному из самых полных фотособраний по Бухарскому ханству. Завершает работу характеристика иллюстраций русской периодической печати (подборка, хранящаяся в МАЭ).
В монографии довольно полно даётся характеристика фотоиллюстративного фонда по народам Центральной/Средней Азии. Сведения о собирателях содержат чёткую характеристику специфики сбора этих коллекций. Многочисленные примеры по этнографическому быту и истории здесь более чем уместны, ибо фотографии оживают, только если их сопровождает текст, в котором рассказывается о том, что на них зафиксировано.
Одновременно автор ставит ряд критических вопросов. Отмечена недостаточная атрибуция фонда, так как иллюстративные коллекции воспринимали как дополнительные к основному вещевому фонду. Замечены неточности и ошибки первоначальных текстовых описаний собирателями. Поднят вопрос о достоверности некоторых фотографий как источника, так как их делали, согласуясь с практическими запросами того времени.
В конце монографии даётся перечень фотоиллюстративных коллекций МАЭ по народам Центральной/Средней Азии, который облегчает пользование фондом многим пользователям.
(5/6)
Монография иллюстрирована более чем сотней фотографий. Кроме того, на сайте МАЭ размещено около 700 фотографий, подробно иллюстрирующих эту книгу (это стало возможным благодаря проведённому сканированию практически всех фотоотпечатков МАЭ по гранту Форда).
Кажется, что предлагаемая вниманию заинтересованного читателя монография — только начало анализа очень сложного источника — иллюстративных материалов по народам Центральной/Средней Азии, начиная от оценки фотоисточника с точки зрения самого фотодела и заканчивая анализом этнографического и исторического материала на фотографиях. Можно надеяться, что скоро появятся аналогичные работы по другим фотособраниям МАЭ.
Н.В. Ушаков, кандидат исторических наук,
заведующий лабораторией аудиовизуальной антропологии МАЭ.
Предисловие. ^
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) играет исключительно важную роль в зарождении и развитии отечественной этнографии в России. В Кунсткамере, первом музее страны, созданном в 1714 г. Петром Первым, хранились коллекции по разным отраслям знаний. В 1879 г. она была реорганизована в Музей антропологии и этнографии. В настоящее время в МАЭ сосредоточены замечательные собрания, он является одним из основных мировых центров по изучению национальных культур.
Одним из многих направлений (собирательская, реставрационная, учетная, исследовательская, выставочная, научно-просветительская и т.п.) деятельности МАЭ стала работа по комплектованию и хранению собраний. Кроме богатых и зачастую уникальных вещевых коллекций в фондах МАЭ имеется значительное количество иллюстративных материалов.
Иллюстративный фонд отдела МАЭ по народам Центральной Азии (в недавнем прошлом он назывался отделом Средней Азии и Казахстана) — одно из наиболее богатых и обширных в мире хранилищ документальных материалов, собранных русскими путешественниками и исследователями. Из этих коллекций мы получаем сведения о типах проживавших на этих территориях народов, их одежде, жилище, укладе жизни, узнаем подробности быта, хозяйственной деятельности, знакомимся с деталями, интересовавшими исследователей. Музейные рисунки, фотографии и открытки несут в себе важную информацию, наглядно раскрывают те стороны прошлого, которые зачастую уже безвозвратно исчезли и не нашли отражения в других исторических источниках.
Многие рисунки и фотографии из этих коллекций принадлежат к числу редких и даже уникальных. Некоторые материалы известны специалистам и частично использовались ими в своих работах [Гафферберг 1970; Рассудова 1970; 1989; Фирштейн 1970; Прищепова 2002; Казахская традиционная культура 2008]. Однако большая часть их никогда не была опубликована (вследствие обширности материалов и их малодоступности) и до сих пор не введена в научный оборот.
Предлагаемая работа является продолжением изучения автором истории формирования коллекционного фонда МАЭ по народам Цент-
(7/8)
ральной Азии (Средней Азии и Казахстана) [Прищепова 2000] и базируется на изучении иллюстративного фонда отдела Средней Азии и Казахстана конца XIX — начала XX в.
Автор ставит своей задачей подробнее познакомить читателя с историей поступления коллекций в музей, биографией и деятельностью их собирателей, оценить их вклад в развитие отечественной этнографической науки. Предполагается рассмотреть эти музейные материалы по хронологическому и этнотематическому принципу, на примере отдельных коллекций изложить сведения о некоторых методах извлечения этнографических и исторических сведений из рассматриваемых коллекций и таким образом ввести в научный оборот новые источники, которые предоставляют богатый научный материал.
Предлагаемая работа является, по сути, первым шагом в этнографическом и историческом изучении иллюстративного фонда МАЭ по народам Центральной Азии. Это одна из первых попыток сделать доступной для этнографов и историков хотя бы часть богатейшего и практически неопубликованного иллюстративного собрания музея, рассмотреть историю формирования фонда, уточнить некоторые спорные моменты, связанные с созданием и атрибуцией коллекций, вспомнить забытые, а иногда установить и новые имена их собирателей. Тем самым мы отчасти отдадим должное памяти тех исследователей региона, которые в своих путешествиях собирали по крупицам этот огромный этнографический материал и заложили основу современного иллюстративного фонда музея по народам региона.
Деятельность МАЭ, его собирателей, материалы исторического характера, связанные с иллюстративными коллекциями музея, нашли своё отражение в ранее не публиковавшихся документах, которые хранятся в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской академии наук, в отделе рукописей и отделе изображений Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов, Научном архиве (рукописный отдел и фотоотдел) Института истории материальной культуры Российской академии наук, Архиве МАЭ, Архиве Российского этнографического музея, в Российском государственном историческом архиве, Научно-исследовательском музее Академии художеств. Отдельные сведения, связанные с иллюстративными коллекциями музея и их собирателями, содержатся в отечественной литературе и периодической печати по этнографии и истории народов Средней Азии и Казахстана.
Считаю своим долгом принести благодарность всем, кто на протяжении работы над книгой оказывал мне содействие и поддержку.
Заключение. ^
В нашей работе впервые объектом специального изучения становится иллюстративный фонд МАЭ по народам Средней Азии и Казахстана второй половины XIX — первой половины XX в. Это попытка дать научное осмысление этой огромной коллекции иллюстративных материалов, ввести их в научный оборот.
Иллюстративные коллекции рассматриваемого периода МАЭ стали основой для пополнения фонда в последующие десятилетия. Они существенно дополняют и обогащают наше представление об этнографии и истории региона. Некоторые фотоматериалы публикуются впервые. Изучение биографий собирателей коллекций, деятельности учреждений, которые способствовали накоплению коллекций музея, предоставляют возможность расширить сведения по истории отечественной этнографической науки.
В обзоре иллюстративных коллекций отдела Центральной Азии МАЭ РАН второй половины XIX — начала XX в. изложена история формирования фонда МАЭ по региону. На основании изучения и систематизации музейного изобразительного материала стало очевидным, что в разные годы он поступал в МАЭ неравномерно. В первые годы сборы носили случайный, нерегулярный характер. С конца XIX в., когда музей начал организовывать экспедиции, иллюстративные коллекции стали пополняться более планомерно.
Исторический обзор этих коллекций помог нам открыть новые или вспомнить забытые имена собирателей, выявить целый ряд отечественных деятелей в области научного фотографирования. За каждым именем собирателя — своя биография, но объединяет их одно — они собиратели коллекций МАЭ. К сожалению, о многих из собирателей иллюстративных коллекций так и не удалось получить сведений, несмотря на активные попытки.
При изучении материалов иллюстративных коллекций музея нельзя не заметить различные научные и художественные подходы в создании рисунков и фотоснимков разными авторами. Видение предмета одним автором отличалось от подхода к этой же теме другого.
(386/387)
Нельзя забывать о трудностях, связанных со сбором изобразительного материала, особенно это касалось первых поступлений, в обстановке недоверия, даже враждебности жителей только отвоёванного края. Тем не менее собирателям удалось привезти значительные коллекции.
Наиболее ранними по времени создания стали рисунки А. Померанцева, П.М. Кошарова, фотоальбом с рисунков В.В. Верещагина. Среди коллекций рассматриваемого периода рисунки более позднего времени поступили от С.М. Дудина и А. Ворониной-Уткиной. Такой вид научной визуальной фиксации полевых материалов, как экспедиционные зарисовки наряду с фотографией существовал даже позже, в советские годы.
Наиболее ранними фотоматериалами являются портрет Джангир-хана (до 1845 г.) и снимок казахской депутации 1860 г. Фотографически: «Туркестанский альбом», «Виды и типы Хивинского ханства», «Типы народностей Средней Азии» возникли благодаря просветительской деятельности К.П. Кауфмана. Первой монографической фотоколлекцией МАЭ стало поступление снимков по культуре казахов от И.С. Полякова.
Российские фотографы сыграли важную роль в распространении фотографических знаний, в формировании отечественной визуальной антропологии как самостоятельной области науки и искусства. Главная ценность этих материалов состоит в фиксации ушедшей в прошлое жизни народов региона. По оценке историков фотографии, отечественные фотографы-любители конца XIX — начала XX в. «как в техническом, так и в художественном отношениях сделали огромные успехи и могут теперь смело конкурировать не только в России» [Фототворчество России 1990: 10].
Состав фотоколлекций МАЭ отражает основные этапы эволюции отечественной фотографии. Так, появление среди монохромных фотографий раскрашенных от руки снимков из коллекции И.С. Полякова 1880 г. и С.М. Дудина 1899 г. стали предшественниками сложнейших технологий цветной печати наших дней. В конце XIX — начале XX в. раскрашенная фотография считалась наиболее популярной. Снимки раскрашивали чаще всего частично, как фотографию из коллекции И.С. Полякова, или полностью, как на снимках С.М. Дудина, но реже. Поступление в МАЭ в 1908 г. первой стереоскопической коллекции также отражало ещё один этап развития отечественной фотографии. Стереофотография стала одной из ранних попыток создать ощущение объёмности. Фотомонтаж также нашёл отражение в иллюстративных коллекциях МАЭ на примере коллекции Н. Ордэ 1894 г.
(387/388)
В представленной работе иллюстративные коллекции описаны обобщённо, с привлечением внимания к отдельным интереснейшим собраниям и экспонатам. В некоторых случаях, используя литературные, архивные данные и материалы периодической печати рассматриваемого периода, удалось выявить исторические сведения о них. Как оказалось, комплексное использование разнообразных материалов, сопоставление разного вида источников открыло новый, даже неожиданный пласт информации по этнографии исследуемого региона. Этого не удалось бы достичь при обращении к этим источникам по отдельности.
Таким образом, тщательного изучения требуют не только вещевые, но и иллюстративные коллекции. При должном подходе самый незначительный музейный экспонат после достаточно подробного изучения с привлечением дополнительных сведений может стать очень ценным источником историко-этнографической информации.
В одном исследовании невозможно охватить весь изобразительный материал иллюстративных коллекций отдела Центральной Азии (бывшей Средней Азии и Казахстана) МАЭ РАН по причине его большого объёма. Наша задача состояла в привлечении к изучению иллюстративных коллекций музея как этнографов, так и историков. Главная ценность этих материалов, среди которых встречается много редких документов, состоит в том, что на них запечатлены ушедшие в прошлое этнографические реалии.
Полноценное введение в научный оборот иллюстративного фонда МАЭ невозможно без первичной кропотливой работы по детальному знакомству с иллюстративным фондом, выверки всей информации к нему, сбору дополнительной, касающейся собирателей, истории учреждений, от которых поступили коллекции, и т.д.
В наши дни исторические фотографии являются в ряде случаев единственными свидетелями изменений, которые затронули многие области традиционного уклада, и позволяют по снимкам изучать и сравнивать произошедшие перемены. Обращение к иллюстративному фонду МАЭ открыло многие малоизвестные изобразительные материалы. В целом иллюстративные коллекции создают картины жизни края, их можно назвать иллюстрированной энциклопедией по истории и культуре народов Средней Азии и Казахстана, рассматривать как пособие по местному краеведению.
Работа по дальнейшему изучению иллюстративных этнографических материалов позволит воссоздать различные стороны традиционной культуры и быта народов региона, отображённые в коллекциях не просто в виде слов и описаний, а в зримых образах.
|