Г.А. Помаскина
К вопросу о культе солнца
в верованиях ранних кочевников Прииссыккулья.
1. Совокупное исследование курганов и наскальных изображений дают возможность выяснить некоторые вопросы, связанные с религиозными верованиями ранних кочевников Прииссыккулья, где все скопления рисунков расположены обязательно близ могильников сако-усуньского и тюркского времени.
Аналогии, находимые для них в изображениях фигур животных на металлических предметах из района озера Иссык-Куль, а также в наскальных рисунках соседних районов, позволяют датировать часть их второй половиной I тыс. до н.э.
Наскальные изображения, находящиеся рядом с могильниками ранних кочевников, которые, не исключено, должны быть включены в систему погребального ритуала, помогут выявить некоторые религиозные представления и, в первую очередь, те, которые связаны с культом солнца.
2. К признакам развитых представлений о загробной жизни следует отнести обычай класть покойника головой на запад, т.е. в сторону захода солнца. Ограды из менгиров и валунов в виде кольца вокруг кургана, а иногда просто на ровной площадке, тоже связаны с культом солнца. В наскальных рисунках, расположенных у могильников, встречается большое количество солнечных знаков. Часты изображения синкретичных «солнечных» животных, «солнце-козла», «солнце-оленя». Есть и изображения «солнце-человека». Наконец, из источников известно, что отдельные раннекочевнические племена Средней Азии поклонялись солнцу. Наличие каменных оградок в сако-усуньских могильниках Иссык-Куля позволяет предположить, что могильники эти были не только место захоронения соплеменников, но и культовым местом, где отправлялись обряды, связанные с
(68/69)
солнечным культом.
3. Существование этого культа у саков и его связь с захоронениями заставляет по-новому отнестись к так называемым иссыккульским жертвенникам, найденным Б.М. Зимой в 1937 году на северном берегу Иссык-Куля как раз близ скоплений курганов и наскальных изображений ранних кочевников. Жертвенники, по-видимому, нужно рассматривать не как предметы зороастрийского культа, а как вещи, необходимые для свершения культовых обрядов саков, в основе религиозных представлений которых стоит не зороастризм, а более упрощённые формы религии, соответствующие экономическому укладу ранних кочевников. Факт присутствия фигур животных на светильниках и жертвенном столе нужно отнести, видимо, к пережиточным тотемным явлениям в религиозном мировоззрении ранних кочевников.
|