главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.Н. Полторацкая

Графити на некоторых вещах из алтайских курганов.

// Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] XXII. 1962. С. 36-37.

 

Замечательные собрания материалов из курганов Горного Алтая, относящиеся к середине I тыс. до н.э., приобрели вполне закономерно мировую известность. Среди огромного количества вещей из этих курганов имеется целый ряд деревянных блях, заслуживающих особого внимания. На оборотной стороне этих блях острым инструментом прорезаны небольшие зачастую едва заметные знаки, напоминающие по своему облику знаки-тамги, довольно широко распространённые в более позднее время не только в Сибири, [1] но особенно в Европейской части СССР. [2]

 

Вещи со знаками из алтайских курганов являются наиболее ранними памятниками подобного типа, если не считать единичных находок, относящихся ещё к эпохе бронзы. [3] Очень небольшое количество знаков известно также на вещах скифского времени. [4]

 

Вещи со знаками встречены не во всех алтайских курганах. Меньше всего их имеется в курганах Пазырыка. Зато среди вещей из курганов Центрального Алтая количество блях со знаками довольно велико. Знаки эти, по-видимому, по своему значению не однородны. Как представляется, здесь имеется два типа знаков: во-первых, знаки на группе одинаковых полулунных блях (четыре знака, встреченные на бляхах от 2 до 4 раз); во-вторых, на некоторых одинаковых бляхах, составляющих комплект украшений отдельного конского убора, имеются знаки разные не только по своим начертаниям, но и по их расположению на бляхах. Удалось проследить, что знаки первого типа наносились на предмет до завершения работы над ним. Это подтверждается тем, что в некоторых случаях отверстия для прикрепления бляхи, прокалываемые с лицевой сторо-

 

(36/37)

Знаки на деревянных бляхах. Второй тип.

(Открыть Рис. в новом окне)

Знаки на деревянных бляхах. Первый тип.

(Открыть Рис. в новом окне)

 

ны, иногда попадают на линию знака или же почти сливаются с ней. Знаки второго типа были нанесены на бляхи уже после изготовления предмета. Имеется целый ряд блях-подвесок, где одна из линий, составляющих знак, нанесена на верхнюю часть бляхи, на которой уже были вырезаны петли для подвешивания, и пересекает их.

 

Каких-либо аналогий знакам на бляхах из алтайских курганов пока не известно. Поэтому правильно истолковать значение этих знаков очень трудно. Можно только предположить, что знаки первого типа скорее всего являются метками мастеров, изготовлявших те или иные бляхи. Знаки же второго типа, по всей вероятности, явление более сложное. Сочетание отдельных линий, к тому же расположенных иногда в разных местах бляхи, даёт основание думать, что здесь мы имеем дело с какой-то особой системой обозначений. Возможно, эти знаки служили практическим целям, например, должны были указывать место бляхи в той или иной части узды или нагрудного ремня.

 

Не исключено, что знаки на бляхах имели и иное назначение. Вполне вероятно, что они были связаны с какими-либо ритуальными или магическими обрядами и являются отражением этой далеко не вполне ещё ясной стороны жизни древних кочевых племён Алтая.

 


 

[1] С.В. Киселёв. Древняя история Южной Сибири. М., 1951, стр. 462; Л.Р. Кызласов. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960, стр. 141.

[2] Э.И. Соломоник. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев, 1959.

[3] М.П. Грязнов. Памятники карасукского этапа в Центральном Казахстане. СА, 1952, XVI, стр. 160.

[4] Э.И. Соломоник, ук.соч., стр. 18, прим. 1; В.М. Скуднова. Скифские памятники из Нимфея. СА, 1956, XXI, стр. 309.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки