Н.В. Покровский
Евангелие в памятниках иконографии,
преимущественно византийских и русских.
// М.: «Прогресс-Традиция». 2001. 564 с. ISBN 5-89826-056-0
[ аннотация: ]
Книга Н.В. Покровского (1848-1917), историка искусства, профессора Петербургской духовной академии, директора археологического института, является фундаментальным и до настоящего времени непревзойдённым исследованием евангельской иконографии. Можно смело сказать, что ни одна другая работа на эту тему не достигает точности и широты охвата материала, как этот труд.
В работе подробно разбирается складывание главных тем христианства на основе широкого круга самых ранних византийских и славянских памятников: живописи катакомб, икон, фресок, лицевых рукописей и т.п. Книга состоит из трёх частей: «Иконография детства Иисуса Христа», «Общественное служение» и «Конечные события евангельской истории», в каждой из которых читатель обнаружит особенности появления и развития таких известных сюжетов, как «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение», «Распятие» и др.
Данная книга остаётся главным пособием для каждого, кто обращается к изучению иконографии Евангелия.
См. на icon-art.info.
Содержание
О Николае Васильевиче Покровском и его книге [Г.И. Вздорнов]. — 5
Предисловие. — 11
Введение.
Основные задачи и приёмы исследования византийско-русской евангельской иконографии в связи с характеристикой её начал. Источники византийские и русские. Лицевые Евангелия: происхождение и характер иконографического развития их. Россанское Евангелие VI в. Вопрос о целости его миниатюр в связи с вопросом о влиянии на его иконографию со стороны апокрифического Евангелия Никодима. Группировка уцелевших греческих и русских кодексов лицевых Евангелий и характер их. Кодексы сирийские, коптский, армяно-грузинские в их отношении к византийской иконографии. Лицевые русские сборники, особенно Страстей Христовых. Лицевые византийские и русские псалтыри. Кодексы Слов св. Григория Богослова. Византийские типологии. Лицевые акафисты. Византийские, позднегреческие и русские мозаики и фрески. Иконы; характер их в разные эпохи истории. Лицевые и теоретические подлинники. Вопрос о времени происхождения теоретических подлинников; списки подлинников. Памятники западные, имеющие важное значение для истории евангельской иконографии средневековые лицевые Евангелия; молитвенники; Библии бедных и др. — 13
Часть I. Иконография детства Иисуса Христа.
Глава 1.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ. Древнейшее изображение его в катакомбах Прискиллы. Возникновение почитания Богоматери ранее Ефесского собора и полная возможность её изображений в период искусства катакомбного. Памятники скульптуры и мозаики (V-VII вв.) с изображением благовещения. Благовещение в лицевых Евангелиях, псалтырях, кодексах Григория Богослова и гомилий Иакова Кокиновафского; в минеях и акафистах; в византийских мозаиках; в стенописях греческих и русских. Благовещение на царских вратах, на иконах и в подлинниках. Вывод относительно характерных черт изображения благовещения в разные эпохи истории. Отличительный признак его в этих памятниках по сравнению с другими памятниками — рукоделье в руках Богоматери. Вторая группа памятников древности следует иконографическому переводу — благовещение у источника. Обзор этих памятников. Изъяснение обоих переводов на основании памятников древней письменности: мнения специалистов; Протоевангелие Иакова и другие источники, в которых заключаются данные для этого изъяснения. Отношение древних авторов к рассказу Протоевангелия. Изображение благовещения по Евангелию Луки. Благовещение с Младенцем, начертанным во чреве Богоматери: памятники; значение этого перевода. Благовещение с книгой; литературные основы его. Композиция благовещения, составленная русским изографом Иоанном в XVII в. Общая схема благовещения как образец для других изображений. Благовещение в памятниках западных: переводы с рукодельем и книгой; с лилией. Изображения типологические; Библия бедных. Благовещение в виде охоты на единорога. — 89
Глава 2.
ПОСЕЩЕНИЕ ПРАВ. ЕЛИЗАВЕТЫ. Изображение этого события в скульптуре V-VII вв., в лицевых псалтырях, гомилиях Иакова, Евангелиях, мозаиках и фресках. Памятники западные. ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА ИОСИФУ — в скульптуре, мозаиках и миниатюрах. ПУТЕШЕСТВИЕ ИОСИФА И МАРИИ В ВИФЛЕЕМ: памятники и отношение их к древним апокрифическим сказаниям. — 131
Глава 3.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Появление его изображения в эпоху саркофагов, в связи с установлением праздника. Классификация скульптурных изображений его у Шмида; её недостатки. Важнейшие типы скульптурных изображений. Вывод. Скульптура византийская и русская от VI до XVII в. Византийские миниатюры: псалтырей, минологиев, Евангелий, кодексов Григория Богослова. Мозаики и фрески. Русские памятники XVI-XVII вв. Подлинники. Обзор основных черт изображения в связи с памятниками византийско-русской письменности. Место действия — навес, пещера: предание об этом предмете, сохранённое церковными писателями древнехристианского периода, историками, паломниками и богослужебной письменностью. Ясли. Вол и осёл: различные изъяснения этих фигур в археологической литературе. Вероятная, поддерживаемая отцами церкви и церковными писателями связь их с пророчеством Исаии (1, 3). Звезда означает путеводную звезду волхвов. Характеристика звезды в древней церковной литературе в связи с формами её представления на памятниках искусства. Положение родившей Богоматери в памятниках древнехристианского периода, византийских и русских. Внутреннее значение разных положений. Омовение Божественного Младенца в купели двумя женщинами. Ошибочные изъяснения этой сцены. Рассказ о повитухах в Протоевангелии, Евангелии псевдо-Матфея и арабском Евангелии детства Иисуса Христа. Отношение источников между собой. Предание о повитухах в памятниках позднейшей письменности гомилетической, богослужебной и проч. Свободное отношение художников к записанному преданию. Ангелы славословящие; их формы; основание для введения их в изображение рождества Христова. Пастыри вифлеемские: их формы и положения. Иосиф: отличительные признаки его в памятниках древнехристианских. Иосиф в памятниках византийских и русских. Многосложные иконы Рождества Христова как завершительный пункт в историческом развитии этого изображения. Композиция «Что ти принесем». Изъяснение деталей многосложных икон на основании литературных преданий. Значение схемы рождества Христова как образца для других шаблонных изобретений. Подражание и переработка византийской схемы в памятниках западных. Adoratio. Композиция рождества Христова в Библии бедных. Картины знаменитых художников. — 138
Глава 4.
ОБРЕЗАНИЕ. Редкость его изображений в памятниках древности. Формы его на Востоке и на Западе. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Мозаика Марии Великой в Риме. Кодекс Григория Богослова. Минологии. Псалтыри. Евангелия. Акафисты. Стенописи и иконы. Икона С. Ушакова. Типические черты изображения; их изменения в разные времена. Подлинники критической редакции. Сретение в памятниках западного средневековья. Отношение их к Византии. Картины. — 191
Глава 5.
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Живопись катакомб; тип изобретения в этих памятниках. Изображения на саркофагах: типы их. Скульптура V-VII вв. Мозаика Марии Великой в Риме. Мозаика в церкви Св. Аполлинария Нового в Равенне. Миниатюры рукописей. Иконы. Подлинники. Гравюра. Выводы и объяснения. Вопрос о времени поклонения волхвов по памятникам искусства и письменности. Отечество волхвов. Число их. Имена. Звание. Дары волхвов. Западные памятники; близость древнейших из них к византийским. Отличия. Библия бедных и картины. — 205
Глава 6.
БЕГСТВО В ЕГИПЕТ. Отсутствие его в памятниках древнехристианского периода. Древнейшее изображение его в ватиканском минологии. Лицевые Евангелия, псалтыри и акафисты. Греческий подлинник. Памятники русские. Типические черты изображения. Спутник св. семейства: кто он и какими литературными источниками возможно объяснить его появление в композиции бегства в Египет? Идолы, падающие с городских стен. Сведения о них в апокрифах и других памятниках письменности, особенно в четьих минеях св. Димитрия Ростовского. Отношение ветхозаветных пророчеств к рассказу об этом событии. ВОЗВРАЩЕНИЕ СВ. СЕМЕЙСТВА ИЗ ЕГИПТА. Бегство в Египет в памятниках западных: обилие в них апокрифических подробностей. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ ВИФЛЕЕМСКИХ. Мозаики Марии Великой. Евангелие Раввулы. Скульптура. Миниатюры кодекса Григория Богослова, минология ватиканского, Евангелий, псалтырей. Греческие стенописи XVI-XVII вв. Памятники русские. Изобретение события в памятниках древ ней письменности. Спасение Иоанна Предтечи с прав. Елизаветой от смерти по памятникам искусства и письменности. Кончина прав. Захарии; разноречие древних сказаний об этом предмете. Западные изображения избиения младенцев. ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЙ ИИСУС ХРИСТОС В ХРАМЕ ИЕРУСАЛИМСКОМ. Сомнительные изобретения в памятниках древнехристианского периода. Изобретение в кодексе Григория Богослова №510. Евангелия. Стенописи. Подлинник. Изобретение праздника Преполовения. — 230
Часть II. Общественное служение Иисуса Христа в памятниках иконографии.
Глава 1.
КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. Первые попытки его изображения во фресках римских катакомб. Фреска катакомб Люцины. Споры специалистов о ней. Наиболее вероятное изъяснение её. Сомнительное изображение во фресках катакомб Претекстата. Скульптура саркофагов: памятники и типические черты композиции. Мозаики Равенны. Авории. Ампула Монцы. Лицевые псалтыри греческие и русские. Минеи. Кодекс Григория Богослова. Евангелия греческие, коптское, армяно-грузинские и русские. Мозаики византийские. Стенописи греческие и русские. Иконы. Поздневизантийская и русская скульптура. Эмаль. Шитьё. Подлинники лицевые и теоретические. Изъяснение основных черт композиции: формы изображения Спасителя; Иоанна Предтечи. Ангелы; их формы и значение в иконографии крещения. Небо: формы его. Св. Дух. Ветвь в клюве голубя — Св. Духа. Лучи света. Иордан; олицетворения его. Олицетворение моря. Драконы и змеи в Иордане. Крест и пламень огненный в Иордане. Люди на берегах Иордана и в воде. Памятники западные. Вопрос о литургических формах крещения через погружение и обливание: решение его на основании памятников письменности и искусства в пользу православной практики. ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА В ПУСТЫНЕ. Памятники восточные и западные, с обозначением оригинальных отклонений от основного типа изображения. — 251
Глава 2.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Мозаика Св. Аполлинария (in Classe) в Равенне: символическое изображение. Памятники византийской миниатюры: кодекс Григория Богослова, псалтыри, Евангелия. Стенописи. Греко-русские иконы. Изображение Спасителя в композиции преображения; слава Его. Моисей и Илия. Свидетели чуда апостолы. Преображение в нескольких моментах. Памятники западного средневековья и картины знаменитых художников. — 287
Глава 3.
УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. Широкое распространение иконописного шаблона в византийской иконографии. Общая схема изображения учения Христа. Проповедь в назаретской синагоге. Нагорная проповедь. Посольство апостолов на проповедь. Речь о духовном родстве. Притчи Христа. Беседа с Никодимом. Беседа с самарянкой. Проповедь Христа в преполовение праздника. Притчи: о милосердном самарянине; о блудном сыне; о богатом и Лазаре; о мытаре и фарисее; о десяти девах. Страшный суд. Относящиеся ко всем этим изображениям памятники византийские и русские и изъяснение их. — 297
Глава 4.
ЧУДЕСА ЕВАНГЕЛИЯ. Брак в Кане галилейской. Памятники древнехристианской скульптуры. Предположение о связи этого чуда с евхаристией. Таблетка от равеннской кафедры Максимиана. Лицевые Евангелия. Памятники западные. Чудеса исцелений: сына царедворца, бесноватых, тёщи Симоновой, прокажённых, расслабленных, сухорукого, слуги сотника. Воскрешения: сына вдовы наинской, дочери Иаира. Укрощение бури. Хождение Христа по водам. Явление Христа ученикам на море Тивериадском. Призвание апостолов. Исцеление кровоточивой. Исцеления слепых. Чудеса насыщения народа. Заключение главы. — 313
Часть III. Конечные события евангельской истории в памятниках иконографии.
Глава 1.
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ. Первая ступень развития сюжета в живописи катакомб; тип изображения. Fondi d’oro. Тип изображения в скульптуре саркофагов. Миниатюры. Греческий подлинник. Особая группа изображений в лицевых Страстях Христовых. Памятники западные. — 339
Глава 2.
ВХОД ИИСУСА ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМ. Типы изображения на саркофагах. Византийские миниатюры. Иконы. Памятники Запада. Общий тип византийского изображения. Участие детей во встрече Христа: повторение этой подробности в Евангелии Никодима, в церковных песнопениях и синаксаре; отношение между этими памятниками письменности и искусства. ИЗГНАНИЕ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА. Миниатюра россанского Евангелия. Другие византийские и русские миниатюры. Памятники западные. — 347
Глава 3.
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ. Символические изображения евхаристии в памятниках катакомбного периода. Катакомбный тип изображения вечери (в широком смысле слова) и его влияние на образование типа тайной вечери. Тайная вечеря в мозаиках равеннских (Apollin. Nuovo). Оклад миланский. Миниатюры лицевых Евангелий и псалтырей. Стенописи. Памятники русские. Подражания композиции тайной вечери. Раздаяние св. хлеба и чаши (μετάδοσιζ), или литургическое изображение тайной вечери. Древнейшие памятники его. Евангелие Раввулы. Миниатюры псалтырей греческих и русских. Лицевые Евангелия. Фрески греческие и русские. Композиция «ή θεῖа λειτουργία» памятники греческие. Расширение композиции в памятниках русских: сравнение её с греческими миниатюрами, изданными Анжело-Маем, и памятниками древнерусской письменности. Тайная вечеря в западном искусстве: её особенности в западных миниатюрах. Библия бедных. Картины. Изображение евхаристии под образами мельницы и точила. Месса Григория Великого. — 355
Глава 4.
ОМОВЕНИЕ НОГ в скульптуре, миниатюре, стенописях и греческом подлиннике. Памятники западные. МОЛИТВА ИИСУСА ХРИСТА В САДУ ГЕФСИМАЙСКОМ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ. Мозаики и лицевые Евангелия; стенописи; лицевые Страсти. Памятники западные. СУД НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ в мозаиках, скульптуре и миниатюре. Отношение композиции россанского Евангелия к апокрифическому Евангелию Никодима. Суд над Христом в гравюре. БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА в памятниках скульптуры и живописи. ОТРЕЧЕНИЕ АП. ПЕТРА. РАСКАЯНИЕ И СМЕРТЬ ИУДЫ. НЕСЕНИЕ КРЕСТА: мозаики, миниатюры и стенописи. Греческий подлинник. Лицевые Страсти. Русские гравюры; иконографическая связь их с памятниками западными. — 385
Глава 5.
РАСПЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА. Отсутствие его в памятниках иконографии до V в. Объяснение этого: отношение язычников к христианам и палатинское распятие; распятие — казнь тяжких преступников; общее направление древнехристианского искусства как условие, не благоприятствовавшее раннему появлению изображений распятия. Первые символические формы и прообразы крестной смерти Христа. Крест. Полусимволические изображения крестной смерти Христа в скульптуре саркофагов. Соединение форм агнца и креста в церкви, построенной Павлином Ноланским в Фунди, и др. Кресты — ватиканский и велитернский. Запрещение Трулльского собора изображать Христа в виде агнца. Бюст Христа на кресте как прикровенная форма распятия. Несостоятельность старых мнений о времени появления первых распятий. Свидетельства Лактанция, Григория Терского и Анастасия Синаита. Заблуждения западных учёных относительно распятия в сочинении Όδηγόζ. Изображение распятия Христа на дверях церкви Сабины в Риме. Британский аворий. Евангелие Раввулы. Энколпии Монцы. Ошибочный взгляд Штокбауэра на значение эпохи иконоборства в истории восточных распятий. Лицевые Евангелия византийские и русские. Кодекс Григория Богослова. Псалтыри. Византийские эмали. Металлические и резные креста греческие и русские, разного назначения. Византийские авории и пиксиды; врата; оклад Евангелия Симеона Гордого. Мозаики и фрески XI-XIII вв. Позднейшие стенописи. Иконы. Лицевые Страсти. Греческий подлинник. Переход к детальному изъяснению форм распятия. Формы креста по памятникам древнейшим. Подножие креста; его первоначальное значение и форма; поздняя форма и её символическое истолкование в старинной русской письменности. Дщица Пилатова и надписи на ней: латинские и русские. Новые попытки решения вопроса о трёхсоставности креста Христова. Голгофа: её изображения; Голгофа — средоточие земли, по памятникам письменности, и место погребения первозданного человека. Выражение этого предания в памятниках византийской и русской иконографии: изображение черепа Адама; неверность иных изъяснений изображения черепа; сближение черепа Адама с памятниками письменности. Надписи на греческих и русских крестах. Тип распятого Спасителя. Буквы в нимбе. Склонение головы Христа на десную сторону. Терновый венец. Изогнутое положение тела Христа распятого, открытые и закрытые глаза. Отзыв кардинала Гумберта (XI в.) о восточных изображениях распятого Христа. Легковерное отношение к нему со стороны Гефеле и Штокбауэра и искажение ответа константинопольского патриарха Михаила Керуллария на обвинения латинян. Число гвоздей в византийских изображениях распятия — четыре. С XII в. на Западе — три; то же иногда в иконографии греко-русской XVII-XVIII вв. Одеяние распятого Христа. Колобий. Лентий, опоясывающий чресла. Багряница. Напоение Христа оцтом. Прободение ребра Спасителя. Предания о воине, пронзившем ребро Христа, восточные и западные, в связи с преданиями о Логине-сотнике. Предстоящие: Богоматерь и Иоанн Богослов. Олицетворения церкви и синагоги; формы представления их и изъяснение по памятникам древней литературы. Разбойники, распятые с Христом: формы их изображения; особенности изображений позднейших. Легенды о разбойниках; имена их. Солнце и луна: классические формы представления и их отражение в искусстве христианском; наиболее распространённые формы их по памятникам византийским и русским. Значение изображений солнца и луны в общей композиции распятия. Ангелы парящие. Воскресение мёртвых. Город Иерусалим. Разделение одежд Христа. Распятие в лоне Отца: формы изображения; время перенесения его с Запада в Россию. Изображение распятого Спасителя с крыльями: отношение его к Ангелу — Творцу мира, ветхозаветному Ангелу Иеговы и Ангелу великого совета. Распятое Христа в композиции «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». Распятия в русской гравюре. Изображение «Плоды страданий Христовых», составляющее подражание западной композиции «La croix vivante». Распятия с орудиями страданий Христовых на антиминсах, крестах, иконах и т.п. Западное происхождение их. Изображения распятия Христа в памятниках западных. Сходство древнейших из них с византийскими: памятники фресковой живописи и резьбы. Миниатюры рукописей IX-X вв. Постепенные отклонения западных распятий от византийских: в формах креста, в типе распятого Христа. Корона. Терновый венок. Обвислое положение тела Христа; потоки крови. Три гвоздя. Церковь и синагога. Адам под крестом. Олицетворения жизни, земли и моря. Типология западных распятий. Изменения форм распятая в западных памятниках XIV-XVI вв. — 401
Глава 6.
ИСПРОШЕНИЕ У ПИЛАТА ТЕЛА ИИСУСОВА. Лицевые Евангелия и греческий подлинник. СНЯТИЕ ТЕЛА ИИСУСА ХРИСТА С КРЕСТА. Памятники восточные и западные и греческий подлинник. ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ИИСУСА ХРИСТА ВО ГРОБ. Памятники. Изображения на русских антиминсах. Миниатюры Страстей и греческий подлинник. Надгробное рыдание по памятникам восточным и западным. — 477
Глава 7.
ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. Повествование евангелистов. Символические формы изображения в древнехристианский период. Явление ангела св. женам с вестью о воскресении Христа. Авории — британский, бамбергский, Тривульци, Мейера, нарбоннский. Двери Сабины. Оклад миланский. Ампулы Монцы. Миниатюры Евангелий и псалтырей. Форма гробницы Христа в указанных памятниках; представляет ли она точную копию храма Воскресения в Иерусалиме? Особый тип гробницы в византийской скульптуре ΙΧ-ΧΙ вв.; во многих лицевых Евангелиях; в некоторых мозаиках и иконах. Греческий подлинник. СОШЕСТВИЕ ИИСУСА ХРИСТА В АД. Появление этого изображения в VIII-IX вв. Лицевые псалтыри. Евангелия. Разноообразие форм сюжета в миниатюрах кодексов Григория Богослова, гомилии Иакова Кокиновафского. Миниатюры акафистов. Византийские мозаики. Фрески греческие и русские. Скульптура, эмаль и произведения шитья. Иконы. Комбинация византийских и западных форм на сложных русских иконах: воскресение в виде вылета Христа из гроба и сошествие в ад. Широкое разнообразие деталей на этих иконах по памятникам. Подлинники — греческий и русский Антониева Сийского монастыря. Основная идея сюжета. Происхождение и развитие её в древней литературе. Тип Христа, сходящего в ад. Ореол. Атрибуты. Разрушенные врата ада. Олицетворение ада в памятниках византийских. Графическая форма ада. Скование сатаны. Западная форма ада — челюсть страшного чудовища. Праведники, изводимые Христом из ада: состав их в памятниках византийских и русских. Проповедь Иоанна Предтечи в аду. Уяснение всех этих черт композиции посредством памятников древней письменности. Влияние на иконографическую композицию со стороны Евангелия Никодима и его переделок, приписываемых Епифанию Кипрскому, Евсевию Эмесскому и Иоанну Златоусту (Страсти Христовы). Прибавления позднейшие к первоначальной схеме: шествие праведников в рай. Формы рая. Благоразумный разбойник, удостоенный рая. Мера воздействия памятников письменности на искусство. Памятники западные. Композиция сошествия Христа в ад в древнейших памятниках западного средневековья сходна с общим византийским типом изображения. Её постепенные отклонения от Византии. Типология. Библии бедных. Фреска Беато Анжелико. Картины Орселя и Анджело Бронзино. Воскресение Христа в виде вылета из гроба. Картина Джотто и др. ЯВЛЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА ПО ВОСКРЕСЕНИИ. Явление св. женам в скульптуре саркофагов. Византийская композиция χαίρετε. Памятники. ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА МАРИИ МАГДАЛИНЕ. УВЕРЕНИЕ ФОМЫ. Памятники. — 482
Глава 8.
ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА НА НЕБО. Установление праздника и первые изображения вознесения в древнехристианской скульптуре: двери Сабины. Евангелие Раввулы и другие Евангелия. Псалтыри. Гомилии Иакова Кокиновафского: пророчественный элемент и архитектурная обстановка этой миниатюры. Ампулы Монцы. Памятники позднейшей скульптуры византийско-русской. Мозаики и фрески. Иконы греческие и русские. Греческий подлинник. Повествование Евангелия как главный источник художественного вдохновения. Идеальный тип возносящегося Спасителя; его генезис. Глория, поддерживаемая ангелами. Тетраморф. Хоры ангелов. Небо. Богоматерь-оранта. Группы апостолов. Елеонская гора; следы ног Христа. Памятники западные: фреска подземной церкви Св. Климента в Риме; её неправильное изъяснение в археологической литературе. Западные миниатюры ΙΧ-Χ вв. Позднейшие памятники Запада. Значение Джотто в художественной истории вознесения на Западе. Картины знаменитых художников. — 520
Глава 9.
СОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА НА АПОСТОЛОВ. Первый памятник с изображением этого события — Евангелие Раввулы; характер композиции. Нормальный тип изображения в позднейших лицевых Евангелиях. Разнообразие деталей изображения в миниатюрах Слов Григория Богослова. Лицевые псалтыри. Миниатюры армяно-грузинских рукописей. Эмаль и скульптура греческие. Мозаики и фрески византийские, позднегреческие и русские. Греко-русские иконы: два типа изображения на иконах. Оригинальные композиции некоторых икон. Старинные русские гравюры. Повествование Деяний апостольских о сошествии Св. Духа. Сионская горница. Число апостолов, их позы и атрибуты. Богоматерь среди апостолов — явление, занесённое в русскую иконографию с Запада. Огненные языки. Этимасия. Племена и языки: их местоположение и формы представления. Фигура царя с надписью ὁ κόσμοζ. Изъяснение этой фигуры в смысле пророка Иоиля не согласно с формой изображения. Изъяснение её в смысле пророка и царя Давида не имеет достаточных оснований ни в памятниках вещественных, ни в памятниках древней письменности. Царь означает весь мир — космос. Памятники западные. Их особенности по сравнению с византийскими. Типологические изображения. Картины знаменитых художников. — 538
Содержание. — 555
наверх
|