главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.Б. ПиотровскийКоранические сказания.// М.: 1991. 219 с. ISBN 5-02-017250-2
Содержание
Предисловие. — 5
Мухаммад. — 8Коран. — 19Творение мира и человека. — 30Пророки великих катастроф. — 44Нух и потоп. — 44Худ — «брат адитов». — 55Верблюдица пророка Салиха. — 62«Опрокинутый» город. — 68Посланник к «владельцам рощи» — Шу‘айб. — 72«Друг Аллаха» Ибрахим. — 80Прекрасный рассказ о красавце Йусуфе. — 90Муса — волшебник и вероучитель. — 101«Слово от Аллаха» — ‘Иса. — 113Праведники-страстотерпцы. — 125Герои и мудрецы. — 138Недавняя история Аравии. — 152Мухаммед и «истории первых». — 162
Примечания. — 168Цитированная литература. — 191
Указатели. — 199Указатель имён. — 201Указатель топонимов. — 205Указатель этнонимов и религиозных течений. — 207Указатель названий сочинений. — 208Указатель коранических цитат. — 210Указатель терминов. — 215
Summary. — 217
Предисловие ^
Эта книга — об «исторических» преданиях, содержащихся в Коране — Священном писании ислама. Сказании о прошлом составляют значительную часть его текста, концентрируют в себе большинство его главных идей, особенности его художественного языка.
Задача книги — собрать воедино разбросанные по всему Корану повествовательные сюжеты и мотивы, изложить их содержание в последовательности событий, исследовать ту роль, которую они играют в Коране. Анализ коранических ссылок на историю позволяет обрисовать и некоторые черты религиозно-культурной ситуации, в которой родился ислам.
Ислам возник как локальное религиозно-политическое течение, выросшее из многовековой истории Аравийского полуострова. В то же время он явился и откликом на духовные потребности всего Ближнего Востока в период распада древнего миросозерцания и становления средневекового общества. Благодаря политическим победам и умению вбирать в себя новое и чужое он стал одной из главных форм идеологического осмысления действительности и эпоху средневековья. Огромную роль в победах ислама сыграла личность его основателя Мухаммада, посланника и пророка Аллаха. Изучение коранических сказаний позволяет конкретно определить сочетание чужого и своего в исламе, даёт возможность как бы увидеть, ощутить личность его основателя.
Коранические сказания, подвергнутые анализу и объяснённые, могут стать для читателя хорошим путеводителем по тексту Корана. С их помощью легче ориентироваться в этом собрании проповедей, предполагающих на- личие у слушателей и читателей некоторого предварительного знания предмета.
Ислам и Коран являются результатом человеческого творчества. Для самого творца и для сотен миллионов его последователей они — деяние божества. Книга исходит из первого положения, но, уважая внутреннюю логику коранического текста, я не стану злоупотреблять кавычками и «якобы», говоря о естественном для Корана «участии» Бога в его создании.
Книга предназначена для широкого читателя. В таком виде на русском языке коранические сказания излагаются впервые. Адресована она и специалистам, поскольку предлагает новый подход ко всему комплексу сказаний. Они рассматриваются в первую очередь с точки зрения их места в коранической проповеди и их связи с аравийской культурной средой.
В течение десяти лет я занимался специальными исследованиями коранических сказаний. Результаты моих изысканий проверялись в докладах на различных встречах арабистов и исламоведов, публиковались в виде статей и разделов в книгах. Они легли в основу статей о мусульманской мифологии в энциклопедических словарях «Мифы народов мира» (М., 1980, 1982; 2-е изд. М., 1987, 1988), «Ислам» (М., 1990), в справочниках «Ислам» (М., 1983; 2-е изд. М., 1986) и «Ислам» (М., 1989). Я благодарен моему другу и коллеге А.Б. Куделину, давно и настойчиво советовавшему рассказать о моих исследованиях и размышлениях в отдельной работе. Она обсуждалась и была одобрена Группой исламоведения и Сектором Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. Я признателен всем моим коллегам, взявшим на себя труд прочитать книгу ещё в рукописи и помогшим исправить часть её недостатков: П.А. Грязневичу, В.В. Лебедеву, Е.Н. Мещерской, Вл.В. Полосину, С.М. Прозорову, Е.А. Резвану, А.Б. Халидову, А.Л. Хосроеву, И.Ш. Шифману и многим другим.
У книги есть две стороны. Одна — выводы, к которым я пришёл, многократно анализируя и сопоставляя повествовательные тексты Корана слово за словом. Вторая — мои чувства сопереживания моменту рождения религии, вызванные многократным и внимательным чтением этой удивительной Книги. Хотелось бы, чтобы написанное помогло хотя бы немногим немусульманам лучше узнать один из главных памятников человеческой культуры — Коран.
На обложке воспроизведены два листа из рукописи Корана, выполненной почерком куфи в V-VI/XI-XII вв. в Ираке. Хранится в Главной мечети г. Сана в Йеменской Арабской Республике. Шифр IN:6=8.1.
На лицевой стороне: текст из суры «аль-Кахф» («Пещера», 18:4/3-6/5); на оборотной — из суры «аль-Исра’» («Перенёс ночью», 17:90/92-92/94). Воспроизводится по книге: Masahif San‘a. Kuweit, 1985, с. 33, 32.
Для титула использовано оформление художественной рукописи Корана, выполненной почерком мухаккак в VIII/XIV в. в Египте. Хранится в Доме мусульманских древностей в Национальном музее Кувейта. Шифр LNS 74 MS.
Слева текст из суры «аль-‘Анкабут» («Паук», 29:46/45-47/46). Справа в обрамлении почерком сулс выписаны аяты из суры «аль-Ваки‘а» («Падающее», 55:77/76-80/79). Воспроизводится по книге: Variety in Unity. Kuweit, 1987, с. 33.
Я благодарю генерального директора Управления древностей Йеменской Республики господина Исма‘ила аль-Аква‘ и директора Дома мусульманских древностей Кувейта шейху Хуссу ас-Сабах за любезное разрешение воспроизвести хранимые ими прекрасные рукописи.
наверх |