главная страница / библиотека / обновления библиотеки

H.В. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. / Тр. Института востоковедения, т. XLI. М.-Л.: 1941. H.В. Пигулевская

Сирийские источники по истории народов СССР.

/ Тр. Института востоковедения, т. XLI.

// М.-Л.: 1941. 172 с.

Академику Павлу Константиновичу Коковцову, учителю и другу,
посвящаю свой труд.

Oглaвление

 

Bвeдeниe. — 5

 

Историко-литературная характеристика сирийских источников. — 9

Захария Ритор. — 9

Иоанн Эфесский. — 15

 

Cpeднеазиатскиe и прикаспийские oблacти B V-VI вв. — 29

Кавказ между Ираном и Византией. — 80

Авары и склавены. — 91

 

Сирийские источники. Русский перевод. — 109

История Иоанна Эфесского. — 109

Xpoника Захарии Ритори (Главы, относящиеся к гражданской истории). — 148

 

Указатель. — 168

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение.   ^

 

V и VI вв. для истории народов СССР являются одним из наименее разработанных периодов истории. Тем более значительный интерес представляют новые источники, которые помогут осветить страницы истории этого действительно малоизвестного времени.

 

За исключением Кавказа и Закавказья для V и VI вв. письменных источников от народов, населявших территории СССР, не сохранилось. Об этих народах можно узнавать только по известиям их соседей, населявших древние культурные государства — Китай, Иран, Византию.

 

Изучение сирийских источников позволило дать новый материал для истории среднеазиатских и прикаспийских областей, находившихся в соприкосновении с Ираном, часть населения которого составляли сирийцы, и потому имевших сведения из первых рук, на месте. Другая группа сведений связана с Кавказом, с которым у них были старые и прочные торговые и культурные связи. Наконец, ряд нитей связывает сирийцев с Византией, где им часто принадлежало выдающееся положение и при дворе, как, напр., в период торжества монофизитства, связанного с необходимостью для центрального правительства иметь поддержку в восточных провинциях. Отсюда в сирийских источниках ценные сведения о страшных врагах империи — аварах и славянах. Таким образом, перед исследователем сирийских источников проходят народы, населявшие территории СССР от берегов Аму-дарьи до Балканского полуострова. То, о чём впоследствии могли рассказывать арабы, до VIII в. следует искать частично у сирийцев с той разницей, что Кавказ и побережье Чёрного моря в меньшей степени находились в поле зрения первых.

 

Сирийские источники для древнего, мало исследованного периода в истории народов нашей родины, упоминаются не случайно. Сирийцы, утерявшие ещё в III в. свою государственную самостоятельность, как народность оказались разорванными между двумя государствами, Восточно-Римской империей и Ираном. В этом положении они просуществовали до арабского завоевания, захватившего области Азии с коренным сирийским населением, находившимся под властью обеих могучих держав. Сирийцы в течение первых семи столетий новой эры и ранее были главным торговым народом Ближнего Востока и Средиземного моря. Широкие торговые связи уводили их далеко от родной страны: они бывали в Италии и в Галлии, в Египте, в Иране, у берегов Инда и при дворе эфиопских царей. У них были более широкие представления о мире, чем у тех из их современников, которым не приходилось передвигаться за пределы своего государства. Связь сирийцев с Арменией уходит своими корнями в глубокую древность. Арзанена, или Арзан, была областью со смешанным армянским и сирийским населением. Торговые сношения создали благоприятную сферу для сирийского влияния в Закавказье. В качестве торгового дипломатического

(5/6)

и культурного языка Передней Азии выступал сирийский. На этом же языке в Армению пришли книги, составлявшие канон образованности первых веков новой эры. Влияние сирийского языка было вытеснено только мощным воздействием греческого языка Византийской империи, а затем и самостоятельным развитием армянского.

 

Нельзя не отметить и другого факта, что арамейская письменность, алфавит, расположение строк, направление письма — оказали глубокое влияние на письменность народов, населявших области Средней Азии. Это справедливо как для времени, предшествовавшего образованию халифата, так и несколько позже. Ряд иранских народов (согды — в частности) усвоил не только арамейский алфавит, которым вообще пользовались иранцы сасанидского государства, но их письмо имеет исключительное сходство с древним письмом сирийцев эстрангело. В XII, XIII вв. некоторые тюркские народности Средней Азии пользовались сиро-несторианским письмом.

 

За этими фактами следует видеть явление действенного, живого общения между среднеазиатским миром и арамейскими народностями, в частности сирийцами, вопрос о которых не только не разрешён, но и не поставлен во всём своём значении.

 

Культурное развитие сирийцев, говоривших на одном из арамейский диалектов, к IV в. сделало из их языка гибкий, литературно-развитой язык, передававший все оттенки мысли. Синтаксис их речи в значительной степени отошёл от чисто семитической традиции, приобрёл черты, отличающие синтаксическое строение индо-европейских языков, греческого — главным образом. В сохранившейся сирийской литературе не малый удельный вес занимают труды исторического характера, имеющие исключительное значение для истории Ближнего Востока в V, VI, VII вв. н.э.

 

Не только Иран и Византия оказались в поле зрения сирийских историков, живших на территории этих государств, но и Закавказье, Средняя Азия, с которыми сирийцы имели близкие сношения в течение ряда веков Для них оказались доступными сведения и об отдалённых народах и государствах, с севера и востока граничивших с Ираном в Средней Азии по берегам Аральского и Каспийского морей. Неудивительно поэтому, что у сирийских писателей имеются сведения о прошлом народов СССР. Области Азии были известны сирийцам лучше, чем, напр., греческим писателям, что вполне понятно.

 

Если принять во внимание крайне ограниченное число исторических памятников на среднеперсидском языке империи сасанидов и тот факт, что армянские источники подверглись многократным переработкам и были интерполированы, то сирийские источники приобретают особенно важное значение. Они, на ряду с данными политической истории, дают также историку некоторый материал для характеристики общественных отношений.

 

История Средней Азии и прикаспийских областей до арабского завоевания слабо разработана. До настоящего времени исследователи не располагают исчерпывающими археологическими данными, которые могут иметь большое значение для истории этих областей. Необходимо указать на заслуги профессора А.Ю. Якубовского и А.Н. Бернштама, неутомимые и последовательные раскопки которых дают столь существенные результаты. Оба названных исследователя, а также Григорьев и С.П. Толстов, имеют большие заслуги перед наукой в вопросах изучения истории Средней Азии. Ни один из них не останавливался, однако, на изучении кушано-эфталитских государственных объединений. Покой-

(6/7)

ный академик В.В. Бартольд касался этого периода лишь бегло, в общих чертах. Больше всего этим занимался Иосиф Маркварт, учёный с изумительной эрудицией и отсутствием какой бы то ни было системы и последовательности в изложении. Даже собрать высказанные им отрывочные замечания, зачастую им же самим опровергнутые в последующих работах, представляет нелёгкий труд. Высказанные им взгляды и предположения не только не создают какой-нибудь полной картины, последовательно развитой истории, а хаотически разбросаны по его писаниям. К тому же из множества приводимых им источников ни один не подвергнут основательной критике или исчерпывающему анализу, а почерпнутые из них сведения не сведены к чему-нибудь единому.

 

Выводы, к которым пришли исследователи XIX столетия — Друен и Куннингам, — не могут в настоящее время считаться окончательными. Быть может, самыми замечательными из всех являются страницы, посвященные этому вопросу у Эдуарда Шаванна. [1] По самому замыслу его изложение не претендовало на полноту. Но к его труду приходится постоянно прибегать, потому что это действительно превосходно выполненная книга. Вопроса о кушанах и эфталитах касается Мак Говерн в своей сводной книге. [2] Автор действительных выводов или окончательного представления об истории этих народов и государств дать не смог. Наконец, нельзя не указать на статью Везендонка, [3] в которой он делает попытку резюмировать известные ему данные. Тем не менее и ему пришлось дать уклончивый ответ на вопрос о времени и смене кидаритов-хионитов эфталитами.

 

В связи с тем, что источники по этим вопросам не сведены и не имеют исчерпывающей критики, их было необходимо пересмотреть вновь. Многие из этих источников упоминаются предшествующими исследователями, но именно только упоминаются, глубокого анализа, их критики нет. К тому же ряд греческих и сирийских источников, как хроника Иешу Стилита, части хроники Захарии Ритора, некоторые греческие фрагменты и вовсе не были приняты во внимание. Иные китайские источники могли быть привлечены в большей степени, так как их переводы к настоящему времени уточнены.

 

Издание новых документов, исторические источники, которые не могли быть привлечены этими исследователями, в том числе сирийские источники, потребовали пересмотра этих вопросов. Поэтому ближайшие главы настоящего исследования сосредоточены на кушано-эфталитских государствах и их взаимоотношениях с Ираном и Византией, наиболее мощными державами Передней Азии. Кушаны, белые гунны — эфталиты и кидариты — появляются и в областях Закавказья. К греко-латинским и сирийским источникам можно присоединить армянские, сравнительно хорошо известные тому же Маркварту.

 

Вторая часть настоящей работы связана с историей Закавказья, так как без некоторых глав истории Иоанна Ефесского не может быть разрешён вопрос о сложных взаимоотношениях между группой армянской феодальной знати и Ираном, с одной стороны, и Византией — с другой. Иоанн Ефесский в качестве одного из виднейших представителей монофизитской партии сам встречался в Константинополе с армянскими нахарарами и епископами и был в курсе их политики. Сообщаемые им сведения имеют

(7/8)

исключительное значение благодаря тому, что они исходят от современника и даже участника этих событий.

 

Третья часть исследования ставит перед собой вопрос об аварах и славянах. Отдавая себе полный отчёт и в его важности и в том, что он неоднократно трактовался и оброс сложной и многочисленной литературой, раздел, посвящённый этому вопросу, сосредоточен главным образом на анализе сирийских источников, чтобы славяноведы могли располагать соответственным образом этим необходимым и новым материалом.

 

Таким образом, настоящее исследование объединено под общим названием «Сирийских источников», но материал его расположен по историческим проблемам, образуя три главных раздела исследования:

 

Среднеазиатские и прикаспийские области в V-VI вв.

Кавказ между Ираном и Византией.

Авары и склавены.

 

Основной задачей всех этих трёх частей является выявление данных сирийских источников в их связи со сведениями других исторических памятников, чтобы они дополнили и дали действительно новое для разрешения поставленных проблем.

 

Для полноты оказались необходимыми некоторые специальные главы.

 

Они посвящены характеристике основных сирийских источников, используемых в данном исследовании. Источниковедческий раздел является насущно необходимым, так как без него представление об изучаемых сочинениях не будет достаточным. В приложении находятся русские переводы сирийских источников, сделанные впервые. Они дают возможность ознакомиться с ними широкому кругу историков, студенчества, педагогам средней школы. Возможно, что в таком виде будет интересно ввести их в круг источников, изучаемых на исторических факультетах университетов.

 


 

[1] Chavannes. Documents sur les Tou-kiue occidentaux (1903).

[2] W.M. McGovern. The early Empires of Central Asia. Chamel. Hill, 1939.

[3] Wesendonk. Kušan, Chioniten und Hepthaliten. Кliо, В. 26, Leipzig, 1933, p. 336-346.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки