главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.Г. ПериханянОбщество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды.// М.: 1983. 384 с.
Оглавление
Предисловие. — 3
Раздел I. Право лиц. — 5Глава 1. Лица физические и юридические. — 5Глава 2. Сословия. — 12Глава 3. Граждане и не-граждане. — 21Глава 4. Рабы. — 25Глава 5. Иеродулы. — 46'Раздел II. Общественные структуры: агнатическая группа и семья. — 50Глава 1. Агнатические группы. — 50Глава 2. Семья и брак: вводные замечания. — 79Глава 3. Брак pātixšāyīh. — 84Глава 4. Брак čakarīh. — 94Глава 5. Эпиклерат и брак эпиклеры. — 99Глава 6. Прочие формы брака. — 104Глава 7. Патриархальная власть и опека. — 113Глава 8. Усыновление. Вскормленничество. — 120Раздел III. Имущественное право. — 126Глава 1. Понятие о вещи и вещном праве. — 126Глава 2. Собственность и владение. Способы приобретения имущественных прав и защита владения. — 129Глава 3. Передача. — 142Глава 4. Завещание. — 149Глава 5. Депозит. Сервитуты. Аренда. — 152Глава 6. Частные целевые фонды «для души». — 160Раздел IV. Семейное имущество и закон наследования. — 177Глава 1. Обеспечение преемства: стурство. — 177Глава 2. Семейное имущество, положение о преемстве и закон наследования. — 195Глава 3. Пехлевийские термины наследопреемства. — 216Раздел V. Обязательственное право. — 226Глава 1. Общие замечания. — 226Глава 2. Поручительство. — 228Глава 3. Обмен (мена). — 231Глава 4. Купля-продажа. — 232Глава 5. Заём. — 234Глава 6. Залог. — 242Раздел VI. Деликты. — 247Глава 1. Проступки. Их разновидности. — 247Глава 2. Наказания. Действие деликта на правоспособность. «Смертная вина». — 252Раздел VII. Судопроизводство. — 263Глава 1. Организация и источники судопроизводства. — 263Глава 2. Судебный процесс. — 278Глава 3. Ордалия и клятва. — 238
Примечания. — 299Список сокращений. — 364Указатель терминов. — 371
Предисловие. ^
В истории Ирана парфянский и сасанидский периоды охватывают более восьми столетий — от падения империи Селевкидов, положившего конец гегемонии греков (II в. до н.э.)» и до завоевания страны арабами (VII в. н.э.)» принесшими ей ислам. Существует обширная литература об иранском искусстве этих столетий, имеется и многочисленные публикации археологического материала и эпиграфики. Много внимания уделялось и изучению религии, как основной — зороастризма, так и религиозных течений, имевших распространение в Иране, в частности манихейства. Политической истории Ирана этого периода также посвящено немало исследований, среди которых имеются и большие общие труды. Однако даже в таком серьёзном общем труде, как «Иран при Сасанидах» А. Кристенсена (Копенгаген, 1944), описание права и правовых институтов вообще отсутствует, а общественные структуры и институты представлены весьма поверхностно и примитивно. Это не случайно. Большой вес Ирана на международной арене древности и его роль главного политического соперника республиканского и императорского Рима, а затем и Византии привлекали к нему внимание историков, да и в имеющихся письменных свидетельствах факты политической истории Ирана отражены несравненно лучше, чем другие стороны исторической действительности этой страны.
Между тем трудно переоценить важность раскрытия социальной и правовой действительности, существовавшей многие веке на столь обширной территории. Помимо того значения, которое это имеет для истории самого Ирана, белое пятно в наших познаниях в этой области сильно мешает развитию сравнительно-исторической социологии и права; оно также мешает оценке того, что внёс Иран в создание социальных и правовых института исламской цивилизации.
Цель данного исследования — послужить восполнению этого пробела. Оно основано главным образом на данных сасанидского Судебника (Mātakdān ī hazār dātastān ‘Книга тысячи судебных решений’) — компиляции юридических норм, составленной Фарахвмартом, сыном Вахрама, современником Хосрова II Апарвеза (591-628), использовавшим и юридические руководства, и документы более раннего времени. Предпринятое нами полное издание этого текста в транскрипции, с комментированным переводом на русский язык и глоссарием-индексом вышло в свет в 1973 г. в Ереване. Во введении к нему читатель найдёт развернутую характеристику этого памятника, историю его рукописи и ее изучения. К этому изданию и относятся многочисленные в настоящем исследовании отсылки там, где источник не указан специально. Наряду с Судебником широко использованы и другие пехлевийские тексты, эпиграфические памятники, а также иноязычные источники (древне-армянские, греческие, сирийские), дополняющие данные иранских.
Эта книга — результат многолетнего труда её автора. Некоторые из затронутых в ней вопросов ранее уже были разработаны и предложены вниманию читателей в виде отдельных статей. Поскольку эти статьи касались важнейших общественных структур и правовых учреждений, они включены — с некоторыми изменениями и дополнениями — в настоящее издание. Так, первая глава второго раздела представляет переработку статьи, опубликованной в «Вестнике древней истории» (1968, №3, с. 28-53), шестая глава третьего раздела — статьи, изданной в 1973 г. в том же журнале (№1, с. 3-25), а третья глава седьмого раздела была в этом же виде опубликована в 1979 г. в «Переднеазиатском сборнике» (вып. III. М., 1979, с. 182-192).
Как и в издании Судебника, при передаче иранских правовых терминов там» где содержание иранского слова это позволяло, применена принятая в литературе по истории права терминология, использующая термины нерецепированного римского права. В иных случаях использован русский эквивалент иранского слова, а при отсутствии эквивалента во избежание неточности и двусмысленности иранский термин дан в русской транскрипции. Многозначные термины передаются в соответствии со своим значением в контексте.
Мне очень приятно выразить здесь глубокую благодарность моему учителю проф. И.М. Дьяконову, чьи советы были очень полезны при подготовке работы к печати. Я также очень признательна А.В. Ященко за осуществление ею многотрудного машинописного набора этой книги.
наверх |