главная страница / библиотека

Оригинал этой публикации на сайте Кунсткамеры

С.В. Панкова

Композитная юбка из могильника Оглахты в Южной Сибири.

// [Научный отчёт: VI конгресс этнографов и антропологов России. Секция VI. Текстиль и традиционный костюм народов Евразии]. СПб, 2005. С. 159-160.

 

В Государственном Эрмитаже хранится коллекция предметов из могильника Оглахты VI (Республика Хакасия). Погребение, исследованное в 1969 г. Л.Р.Кызласовым, относится к таштыкской культуре I-IV вв. Благодаря сухому микроклимату погребальной камеры здесь прекрасно сохранились предметы из органических материалов. В погребении находились мумифицированные тела мужчины и женщины и две кожаные «куклы» с помещёнными в них костями от человеческих сожжений. На головы погребённых были наложе-

(159/160)

ны гипсовые маски с росписью, к одному головному убору пришито лицевое покрывало, на тело мужчины нанесены киуировки.

 

Среди меховой и кожаной одежды в коллекции находится большой фрагмент юбки композитного типа, сшитой из шерстяных тканей простого прямого переплетения и состоявшей минимум из двух ярусов. Верхний ярус, из ткани красного цвета, сшит из поперечных полотнищ, имеет сверху карман для вздержки, с кожаной нашивкой. Один из фрагментов нижнего яруса, из ткани зелёного цвета, сохранил технологическую кромку и соединительный шов.

 

Описанная юбка уникальна в археологических материалах Хакасии. Она сопоставима с шерстяными композитными юбками из пазырыкских памятников Алтая, погребений и депаспортизированных находок с территории Синьцзяна. Оглахтинская юбка из них наиболее поздняя. Материалы Оглахтов имеют и другие параллели в памятниках Синьцзяна: использование лицевых покрывал, обычай татуировки и др. Фигуры татуировки из Оглахтов находят аналоги в орнаментax тканей из Сампулы. По-видимому, между населением и культурами указанных регионов существовала определённая связь, характер которой ещё предстоит выяснить.

 

 

 

 

 

 

главная страница / библиотека